Способность эффективно действовать не
только в учебной, но и в других сферах
деятельности, в ситуациях, когда возникает
необходимость самостоятельно справиться с той
или иной задачей, уточнить ее условия, определить
путь поиска решения, самому оценить получившийся
результат – все это и пытается сегодня вместить
школа в понятие «ключевые компетентности».
Не отстает и система дополнительного
образования. Учитывая свои богатые возможности,
многие учреждения создают специальные
программы, основывающиеся именно на
компетентностном подходе. Вот где простор для
своеобразной пробы пера – соединение знаний,
полученных детьми в школе, с продуктивным
погружением в ту или иную область творчества, с
попыткой при поддержке наставника найти
взаимосвязи между предметами и явлениями...
Своим опытом такой работы с
управленческой точки зрения сегодня делится усть-илимское
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр
дополнительного образования детей» (МОУ ДОД
«ЦДОД»).
Введение компетентностного подхода в
оценку качества образования предполагает
выстраивание вертикальной модели управления
качеством образования каждого ученика (табл. 1).
Определение детских компетентностей, форм и
видов деятельности, которые приведут к их
развитию, позволяют обозначить границы системы
компетенций педагога и руководителя.
Таблица 1
Модель МОУ ДОД «ЦДОД» «Управление
качеством дополнительного образования каждого
обучающегося на основе компетентностного
подхода»
Компетентности
и компетенции субъектов образовательного
процесса |
Виды
деятельности |
Диагностика |
Обучающийся |
1.
Информационно-коммуникативная компетентность |
–
Самостоятельная познавательная;
– гражданско-общественная;
– социально значимая;
– бытовая;
– культурно-досуговая;
– общение;
– предметная;
– межпредметная;
– надпредметная;
– внеклассная;
– внешкольная;
– учебная |
–
Письменные работы: сочинения, рефераты, доклады;
– ведение диалога, участие в полилоге:
аргументация, оппонирование, умение
договариваться, задавать вопросы и отвечать на
них;
– учебно-исследовательские и проектные
работы;
– решение проблемных
и изобретательских задач;
– количество творческих работ,
экспериментов и придумок детей;
– групповой и индивидуальный проект
в условиях дефицита времени и ресурсов;
– презентация результатов на
семинарах, НПК, конкурсах, соревнованиях;
– решение серьезных кроссвордов;
– тест, анкета;
– упражнения;
– концертный номер |
2. Обучение на
протяжении всей жизни |
3. Предметная
компетентность: способности к физической
культуре, исполнительские способности в
искусстве и другое |
4.
Здоровьесберегающая компетентность |
5.Специальные
компетентности:
– естественно-научная;
– практические навыки;
– творческие способности |
Педагог
дополнительного образования |
1.
Психолого-педагогическая компетентность |
–
Диагностическая;
– ориентационно-прогностическая;
– конструктивно-проектировочная;
– организаторская;
– информационно-объяснительная;
– естественно-научная;
–коммуникативно-стимулирующая;
– аналитико-оценочная;
– исследовательско-творческая |
–
Аттестация;
– мониторинг профессионального
развития;
– мониторинг детской
результативности |
2.
Профессионально-личностная компетентность |
3.
Частно-методическая, технологическая
компетентность |
4.
Коммуникативно-организаторская,
лингвистическая компетентность |
5.
Проектно-исследовательская компетентность |
6.
Предметно-знаниевая компетентность |
7.
Информационно-технологическая компетентность |
8.
Здоровьсберегающая компетентность |
Руководитель |
1.
Психолого-педагогическая компетентность |
Виды
управления:
– ресурсное;
– здоровьесберегающее;
– организационно-методическое;
– информационно-технологическое;
– экспертно-координационное;
– проектное;
– диалогическое;
– развивающее |
Экспертиза
педагогической деятельности учреждения |
2.
Информационно-технологическая компетентность |
3.
Коммуникативная компетентность |
4.
Проектно-исследовательская компетентность |
5. Личностная
компетентность |
Содержание компетентностей
для обучающегося, педагога и руководителя
формируется с включением как базового, так и
специального содержания с учетом условий
образовательного процесса в отдельно взятом
учреждении, его статуса (табл. 2). Наличие
уровневой системы компетентностей делает
возможным проведение мониторинга состояния
каждого субъекта образовательного процесса, с
учетом результатов которого принимаются
необходимые управленческие решения.
Таблица 2
Примерное содержание компетенций и
компетентностей обучающихся МОУ ДОД «ЦДОД» по
возрастам
Младший
школьный возраст |
Подростковый
возраст |
Старший
подростковый возраст |
1. Обучение на
протяжении всей жизни |
– Понимать
сказанное однократно в нормальном темпе,
разбираться в учебной задаче;
– правильно пользоваться учебными
принадлежностями;
– учиться работать в заданном режиме;
– создавать устные тексты различных
типов;
– формулировать гипотезы по решению
поставленной учебной проблемы;
– оценивать учебные действия и
результаты учебной деятельности по образцу
оценки учителя (самоконтроль и взаимоконтроль);
– иметь представление
о разных сферах человеческой
деятельности;
– воспринимать информацию в устной и
письменной форме, воспроизводить предложенный
алгоритм |
– Получать предпрофильную
подготовку;
– апробировать себя
в разных видах деятельности;
– совершенствовать технику
извлечения информации;
– осуществлять самоконтроль и
взаимоконтроль, самоанализ учебной
деятельности;
– иметь сформированные мыслительные
операции;
– уметь делать выбор
и применять необходимые материалы,
инструменты, оборудование, выразительные
средства для реализации замыслов |
– Получать
профильное обучение;
– осуществлять осознанный выбор
профессиональной образовательной траектории;
– иметь способности самопознания и
самостоятельного приобретения новых знаний,
умений, навыков |
2. Предметные
компетентности |
– Знать народные
и другие игры, их организацию в детском
сообществе;
– уметь организовать рабочее место;
– владеть нотной грамотой, азбукой
музыкального движения и сценического образа;
– владеть навыками концертного
поведения |
– Иметь
способность к совместной работе для достижения
общей цели;
– пользоваться географическими
картами, атласами, энциклопедической и
справочной литературой;
– использовать совместно с педагогом
технологии КТД, групповой деятельности;
– уметь организовать режим работы;
– владеть основными навыками
учебно-исследовательской деятельности;
– иметь опыт участия в концертных
программах и соревнованиях, конкурсах и
выставках;
– владеть музыкальным инструментом |
– Уметь
организовать самостоятельную деятельность и
деятельность в детском сообществе;
– владеть технологиями КТД, групповой
деятельности;
– владеть навыками
учебно-исследовательской деятельности;
– владеть способом рефлексивного
анализа деятельности;
– владеть основами критического
мышления;
– иметь навыки планирования
собственной жизни;
– владеть навыками изготовления
одежды, сувениров, игрушек для себя и близких;
– участвовать в концертной
деятельности;
– повышать спортивное мастерство;
– владеть музыкальным инструментом
и игрой в ансамбле, техническим и
исполнительским мастерством на сцене |
3.
Здоровьесберегающая компетентность |
– Иметь
сформированные навыки личной гигиены;
– соблюдать режим дня и питания,
чередования разных видов деятельности;
– соблюдать правила поведения и нормы
общения в разных ситуациях;
– иметь потребность заниматься
физкультурой |
– Владеть
навыками безопасного поведения на дороге;
– иметь четкое представление о
здоровом образе жизни (ЗОЖ); позитивных и
негативных факторах, влияющих на здоровье; уметь
осуществолять профилактику вредных привычек;
– применять навыки ЗОЖ;
– осознанно относиться к здоровью |
– Применять
и пропагандировать навыки ЗОЖ;
– иметь опыт самостоятельной
организации личного труда (физического и
интеллектуального), активного досуга
|
4.
Информационно-коммуникативная компетентность |
– Уметь слушать;
– излагать собственные мысли, вести
беседу;
– работать в группе;
– осуществлять взаимопомощь в учебной
группе;
– соблюдать социальную дистанцию в
ходе общения;
– осуществлять поиск необходимой
информации в печатных источниках |
– Владеть
технологиями устного и письменного общения на
родном языке;
– уметь выступать перед аудиторией,
вести полемику, участвовать в дискуссии:
высказывать тезисы и уточняющие вопросы,
аргументировать и доказывать;
– использовать информационные
технологии;
– владеть базовыми навыками
эффективного вербального и невербального
общения;
– уметь представить публично свою
работу |
– Владеть информационными
технологиями;
– иметь навыки делового общения,
эффективного вербального и невербального
общения;
– уметь находить необходимый
достоверный информационный источник,
пользоваться картотеками и каталогами;
– владеть конструктивными способами
управления конфликтами |
5. Специальные
компетентности |
|
– Уметь
наблюдать за природными явлениями;
– уметь вести дневник наблюдений
природы |
– Владеть
основными навыками учебно-исследовательской
деятельности |
– Уметь
выстраивать причинно-следственные связи;
– владеть навыками
учебно-исследовательской деятельности |
|
– Обладать
способностью создавать утилитарные вещи и
предметы декоративного творчества с внесением
элементов новизны, современных представлений;
– адаптировать работу к имеющимся
материалам;
– уметь вносить собственные элементы
в изделие по образцу |
|
– Уметь
пользоваться инструментами
и приспособлениями;
– применять инструкцию по
осуществлению определенного вида работы |
– Иметь навыки
чтения схем, навыки работы по описанию и
технологическим картам;
– уметь подбирать материалы с учетом
их свойств и расхода |
– Уметь
выполнять работу от замысла до готового
изделия |
Прокомментируем некоторые
положения нашей модели. Мы стараемся создать
условия для формирования компетентностей как
минимум в пяти сферах деятельности: самостоятельная
познавательная, гражданско-общественная,
социально значимая, бытовая,
культурно-досуговая. За основу нами взяты
следующие базовые компетентности:
информационная (умение искать,
анализировать, преобразовывать, применять
информацию для решения проблем);
коммуникативная (умение эффективно
сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели,
планировать, ответственно относиться к здоровью,
полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность
конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей
жизни, обеспечивая успешность и
конкурентоспособность).
При этом в каждой ключевой
компетентности выделены обязательные объекты
оценивания:
1. Знания и умения.
2. Ситуационное поведение; способность
к осмысливанию и оцениванию возникших ситуаций.
3. Творческие успехи.
Теоретическая подготовка
обучающихся включает:
– теоретические знания по
дополнительным образовательным программам (то,
что обычно определяется выражением «дети должны
знать»);
– владение специальной терминологией
по тематике программы (т.е. набор основных
понятий, отражающих специфику изучаемого
предмета).
Практическая подготовка обучающихся
включает:
– практические умения и навыки,
предусмотренные дополнительными
образовательными программами (то, что обычно
определяется выражением «дети должны уметь»);
– творческие навыки ребенка
(творческое отношение к делу и умение воплотить
его в готовом продукте).
Отдельный блок работы – это
педагогическая диагностика обучающихся, то есть
выявление результативности освоения
дополнительной образовательной программы
каждым ребенком. В оценивание освоения детьми
программного материала входят знания, умения,
навыки, опыт деятельности. Педагогическая
диагностика проводится на протяжении всего
времени обучения по дополнительной
образовательной программе.
Мы выделяем вводную диагностику,
промежуточную и итоговую аттестацию. Эта
деятельность регулируется «Положением об
итоговой и промежуточной аттестации» и
«Программой образовательного мониторинга МОУ
ДОД “ЦДОД”».
Степень выраженности оцениваемого
показателя включает перечень уровней освоения
ребенком программного материала – от низкого
до высокого. При этом имеется описание каждого из
них в содержательном аспекте.
Методами диагностики могут быть
наблюдение, тестирование, опрос, творческое
задание, собеседование, защита
учебно-исследовательской работы или проекта и
др. Данный перечень методов не исчерпывает всего
диапазона диагностических средств и может быть
дополнен в зависимости от профиля и конкретного
содержания дополнительной образовательной
программы (табл. 3). Результаты диагностики
фиксируются в журнале детской результативности,
данные анализируются по окончании учебного года.
Таблица 3
Виды педагогических диагностик
Диагностика,
механизм диагностики |
Задача |
Содержание |
Дата |
Входная (начальное
диагностирование)
Тестирование, беседа, анкетирование,
педагогические наблюдения |
Определение
уровня подготовки обучающихся по данному
предмету |
Уровень
образовательной подготовки, уровень знаний
обучающихся по предмету.
Отношение к учебе.
Характер познавательной деятельности.
Уровень сформированности
специфических для дополнительной
образовательной программы позиций.
Общая эрудиция.
Уровень сформированности общеучебных
умений и навыков |
Сентябрь.
Проводится педагогами
дополнительного образования в начале
учебного года, после набора обучаемых в группы |
Промежуточная
Опрос, выполнение творческих
заданий, тесты, практические работы, наблюдение и
др.
Участие в мероприятиях |
– Определение
уровня усвоения детьми программного материала;
– оценка общеучебных умений, навыков;
– творческий потенциал школьников |
Уровень освоения
дополнительной образовательной программы
каждым учащимся |
Октябрь –
апрель.
В соответствии с критериями,
разработанными к программе |
Коррекция
Повторные тесты, индивидуальные
консультации, упражнения |
Ликвидация
пробелов |
|
Сентябрь –
апрель |
Итоговая
аттестация
Зачет, защита проекта,
учебно-исследовательской работы, реферата,
заключительное занятие в нетрадиционной форме
(игра, викторина, конкурс, концерт и т.д.),
соревнование и др. |
Подведение
итогов обучения по дополнительной
образовательной программе |
Уровень
сформированности компетентностей по
дополнительной образовательной программе
каждым учеником |
Апрель – май |
|