Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2008

События

Учитель будет ориентирован на другие действия

С сентября в ряде российских регионов запущен пилотный проект по апробации государственных образовательных стандартов второго поколения. Что ждет школу с 1 сентября 2010 года, когда нововведение придет в первые классы (в остальных оно появится позднее)? Об этом говорили участники межрегионального экспертно-методического семинара, посвященного итогам апробации–2008, собравшиеся в стенах издательства «Просвещение».

По словам Президента, выступившего с Посланием Федеральному собранию, «основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Новые стандарты как нельзя лучше призваны этому способствовать. Дело в том, что предметные знания будут дополняться так называемыми универсальными учебными действиями.

«Это основное отличие: переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности, – акцентирует внимание психолог, разработчик стандартов Ольга Карабанова. – Любой родитель хочет, чтобы ребенок стал самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, имел бы лидерские качества и много друзей. То есть на выходе из школы был бы готов к личностному и профессиональному развитию. Это и прежде заявлялось, но лишь декларативно, а новые стандарты задают некоторые ориентиры для образовательного учреждения».

Также будет развиваться коммуникативная культура. Низкий уровень умения общаться выражается в увеличении количества школьников с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности по отношению к сверстникам.

В связи с этим совсем другим станет урок. «Его нужно строить не по традиционной модели, а используя новые методы обучения: проектную, информационно-коммуникативную деятельность, – объясняет заведующая центром апробации стандартов в Ставропольском крае Ольга Хижнякова. – То есть то, что позволит ребенку выразить самостоятельность, индивидуальность». Работа в группе способствует воспитанию умения сотрудничать, быть толерантным к разнообразным мнениям.

«Не ищите в новых стандартах глобально нового содержания (хотя акценты и будут другими), – призывает представитель группы разработчиков Маргарита Леонтьева. – Главное: учитель будет ориентирован на другие учебные действия».

СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА

В Послании Федеральному Собранию РФ Дмитрий Медведев заявил:

– Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.

(…) Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа». И ее составляющими станут пять направлений.

Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.

А кто научит педагогов иному подходу к занятиям?

Главная проблема, имеющая непосредственное отношение к стандартам второго поколения, – направленность подготовки современных студентов педагогических вузов.

«Педобразование, существующее ныне, – было создано 80 лет назад для реализации других задач, не отвечающих требованиям сегодняшнего дня, – считает руководитель группы разработчиков стандартов Александр Кондаков. – И до настоящего времени, несмотря на все попытки, особенно последних трех лет, эта система показала себя как слабо поддающаяся реформированию.

Я вынужден с сожалением констатировать, что разработка стандартов второго поколения общего образования и профессионального стандарта педагогического образования не связаны между собой. Тогда как в идеале система педобразования должна быть «зеркалирована» по отношению к школе. Важно понимать: пединституты – ресурс реализации новых стандартов.

В стандарты заложены программы повышения квалификации и переподготовки. В качестве этих ресурсных точек роста мы взяли ИПК и институты развития образования субъектов Федерации. Они наиболее приближены к школе.

МНЕНИЕ

Министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия ГАБЫШЕВА:

– Хочется, чтобы в комплексе со стандартами были рассмотрены и нормативное финансирование, и новая система оплаты труда.

Более того, сейчас мы предложили для ИПК дистанционные программы поддержки педагогов».

На семинаре особо прозвучало пожелание ряда регионов (в частности, Якутии) готовить на курсах повышения квалификации двуязычного учителя.

В проекте стандартов нового поколения подробно расписано, что собой будет представлять вторая половина школьного дня.

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений является важнейшим нормативным документом, определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. А также выступает в качестве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финансирования.

Поскольку базисный план регулирует педагогический процесс, его положения должны иметь направляющий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.

Базисный образовательный план включает три части, ориентированные на ступени общего образования.

В его структуре выделяется три раздела: инвариантная, вариативная части, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Организация занятий по направлению внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Часы, отводимые на эту работу, следует использовать на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, – экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования…

Образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка.

Новый проект касается работы директора и завуча

На сайте «Федеральный государственный образовательный стандарт» http://www.standart.edu.ru эксперты отвечают на самые разные вопросы пользователей.

– Как видится модель одного учебного дня ребенка любого возраста? Как он проводит свой учебный день, а как – учитель? Не получится ли так, что нагрузка на ученика станет такой, что ему будет не до того, чтобы сориентироваться в новом информационном пространстве?

– По описанию учебного дня школьника работает группа психологов с кафедры психологии личности Московского государственного университета и Психологического института Российской академии образования. Деятельность ребенка должна быть четко регламентирована, и его здоровье – один из результатов образования, который записан в стандарте.

В создании документа принимает участие директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислав Ремирович Кучма. Все наши разработки проходят экспертизу в двух организациях: Психологическом институте РАО и институте Кучмы. В первом – на возрастосообразность, во втором – на соответствие физических возможностей ребенка.

Рабочий день учителя – управленческая задача и в настоящее время реализуется проект по управленческому консалтингу новой системы управления образовательным учреждением. Это один из серьезных системных проектов. Он касается не модельных методик, а профессиональной деятельности директора и завуча на основе деятельностного подхода.

«Мы предложили вернуть вторую половину дня в систему школьного образования не только де-факто, но и де-юре, – рассказывает Александр Кондаков. – Она должна быть оплачена учителю».

В основе стандартов лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Он основан на принципе взаимного согласия всех сторон в формировании и реализации политики в области образования, что подразумевает принятие взаимных договоренностей.

С утверждением стандартов не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ребенок с родителями вправе спросить со школы и власти выполнения обязательств.

В этом контексте планируемое нововведение – средство обеспечения запрашиваемого уровня качества образования.

«Это не стандарты, вырастающие внутри педагогического сообщества, – показывает разницу Александр Кондаков. – Здесь учитываются интересы основных участников образовательного процесса – в том числе и педагогов».

Так как в ходе разработки стандартов стал возможен общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и предъявляемых требованиях, был создан сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» http://www.standart.edu.ru, куда приглашают всех заинтересованных россиян.

А мнение директоров школ, особенно из регионов, апробирующих стандарты, ждут в только что открывшемся спецпроекте «Национальная образовательная стратегия “Наша новая школа”» портала Кремль.org http://www.kreml.org.

Пилотный проект по апробации новых стандартов российского школьного образования запущен. Цель его – на практике выяснить, насколько предлагаемая концепция обновления российской школы адекватна непростым задачам, стоящим перед обществом и государством, насколько бережно, творчески и современно готовы взрослые воспитывать подрастающее поколение граждан. Самое важное сейчас – ответная реакция, широкое экспертное обсуждение предлагаемых преобразований, потому что новая российская школа – общее дело.

Рейтинг@Mail.ru