Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2008

События

Социальные болезни управления

В недалеком будущем, я уверена, мы сможем создать научную отрасль, прогнозирующую появление различных групп проблем. Назовем ее, к примеру, «социальная реабилитология образования». Опираясь на конкретную фактологию, можно будет работать над научно-практическими основами психолого-правового обеспечения уровней компетенции всех субъектов образовательного права. В том, что это необходимо, нас убеждает сама жизнь.

Судите сами. 13 октября 2008 года в городе Сочи случилось горе! 160 детей из неблагополучных семей вернули обратно в те самые неблагополучные семьи. Произошло это одним махом благодаря «содружеству» региональной власти (департамента образования и науки Краснодарского края) и муниципальной (управления по образованию и науке г. Сочи). Здесь ликвидировали государственное учреждение школу-интернат № 1 в г. Сочи, пос. Кудепста.

Парадокс: если раньше этих же детей забирали из асоциальных семей вместе с милиционером и на ведомственной машине с представителями правоохранительных органов «провожали» в школу-интернат (либо по решению суда возвращали туда ребенка), то 13 октября нынешнего года были сделаны обратные шаги, без какого-либо предъявления документов. В устной форме заставили директора, утвержденного ими же (!), написать заявление об уходе в течение суток.

Мы не будем сейчас говорить о руководителе школы-интерната. Посмотрим на факты, стечение которых позволило чиновникам двух видов государственной власти «шашкой наголо» вырубить государственные гарантии детей из малообеспеченных, неблагополучных семей в городе, претендующего на статус «международного центра».

И, знаете, почему?

А потому, что в завершение VIII Международного форума инвесторов «Сочи-2008» земли площадью 4,5 га, где расположены постройки школы-интерната с 1977 года, вдруг привлекли к себе внимание губернатора Краснодарского края и его заместителей. И к концу мероприятия почему-то забеспокоились о детях – социальных сиротах. Якобы один из чиновников-рубаков бросил фразу о том, что, мол, в будущей олимпийской столице не должно быть детей-сирот...

А тут еще по телевидению вовсю показывали трагедию, которая случилась в Оренбурге, когда обрушилась стена школы и пять девочек погибли. Ну как тут не использовать это событие для сокрытия своих недоработок и возможного хищения денег, выделенных ранее на капитальный ремонт школы-интерната № 1?

Где было это беспокойство в далеком 1977 году, когда построенные здания (два трехэтажных спальных корпуса, отдельное административное помещение – собственно, школа, культурно-развивающий центр, с расположенными в нем столовой, библиотекой, актовым залом и мастерскими) отдали под школу-интернат, потому что санаторий «Кристалл», для которого все это предназначалось, отказался размещаться в этих стенах из-за строительного брака?

Где было это беспокойство четыре года назад, когда здания школы-интерната вроде бы признали аварийными (не по документам, а по предписанию-рекомендации)? Ведь выделялись значительные суммы денег. В те недавние времена управляла и распоряжалась образовательной отраслью в городе Сочи И.М. Бадаян, которая к тому же по сей день остается «леди бизнес-строительства».

С 2006 года интернаты были переданы в ведение краевого департамента народного образования. В августе нынешнего года акт о готовности и принятии школы-интерната подписали все соответствующие инстанции. Плюс к этому закупили три видеокамеры для наружного наблюдения. А еще в течение всего лета учредители обещали вставить пластиковые окна в спальных корпусах, заменить батареи, наладить работу котельной... Но тянули, тянули и... дотянули до решения, которое воплотили в жизнь именно 13 октября.

Вы думаете, уважаемые читатели, что учредитель в лице департамента образования и науки Краснодарского края не знал об этом так называемом аварийном учреждении? Знал и отдавал себе отчет в том, что эти постройки простоят еще целый век, если своевременно заниматься коммуникациями так же, как и созданием системы реабилитационной педагогики. Но и то, и другое, видимо, недоступно для понимания чиновников от образования, ибо даже курсов повышения квалификации для педагогов реабилитационных центров не под силу создать в Краснодарском крае.

А ведь в ситуации социального сиротства не реабилитация (восстановление сначала отнятых прав, а потом возвращенных) должна развиваться, а реабилитология – то есть восстановление позитивного смысла жизни детей, лишенных полноценного благополучного детства.

Еще одна ситуация, не менее странная во всей этой истории. Молодая руководительница интерната, целый год готовившаяся к тому, чтобы перейти из статуса «исполняющей обязанности», в июле наконец-то была утверждена учредителями в должности директора. Незадолго до закрытия учреждения, ей позвонили и предупредили, что к ней едет группа сотоварищей из муниципального и краевого отделов образования и науки с целью оказать методическую помощь.

Бывшие воспитанники бывшей школы-интерната № 1 на фоне своих работ. Занятия арттерапией, которые постоянно проводились для этих ребят, помогали им выживать и не бежать снова «на улицу»...

Конечно, молодых директоров никто не учит ни правовому, ни психологическому сопровождению образовательных процессов в социуме и в организации. Ведь грамотный руководитель может потребовать официальное распоряжение начальника департамента о цели визита, где четко указываются фамилии каждого визитера. А еще компетентный директор не допустит без официальных распорядительных документов «команду следопытов» для отвлечения учителей и детей от учебно-воспитательного процесса. Еще более опытный человек внимательно, в случае допуска команды визитеров к справочной информации, ознакомится со справкой и при несоответствии ее текста фактическим представленным документам, напишет возражения начальству, приславшего «горе-обозревателя».

В нашей же ситуации была отозвана лицензия на образовательную деятельность. Без рекламаций, без иных сопутствующих правовых процедур. Просто так взяли и сказали: «Отзываем». Разве же знают молодые руководители процедуру отзыва лицензии? Разумеется, нет. Это же надо нормативно-правовой базой владеть, отличать рекомендательные письма от законодательных документов.

По словам директора, пережившей эти дни, для нее «это был второй Беслан. У меня поседели волосы. Нужно ли мне такое испытание? Я жить хочу. Спокойно и счастливо. Не хочу быть жертвой...».

А вот как отреагировал новоиспеченный исполняющий обязанности директора, выбранный из числа преподавателей интерната.

– Собирать педагогическое собрание по поводу этого социального вандализма? Зачем? Наши учителя и так рады. Два месяца походят на работу, им будут платить зарплату и обещали предоставить вакансии, детей уже всех по семьям разогнали. А мне пусть скажут спасибо, что я эти два месяца буду исполняющей обязанности. У меня муж хорошо зарабатывает... Мне ничего не надо.

Давайте обобщим странные совпадения. Получается интересный сценарий оперативного социального разрушения детства, гарантий государственной опеки и поддержки детей малоимущих, слабозащищенных семей.

Отлично слаженная местническо-краевая работа! Наши ведомства научились быстро «разрешать» проблемы социальных сирот. Существовала школа-интернат № 1 – были проблемы. В два дня «раскидали» детей обратно в неблагополучные, асоциальные семьи, либо по школам места проживания – проблем не стало.

Правовая оценка этого «государственного злодеяния» вице-губернатора Краснодарского края Г.И. Золину и Ко, возглавившую акцию, не волнует, как и то, что ни родители, ни дети не согласны с таким социальным мародерством.

Кстати, не последнюю роль сыграл в этой истории и частник-инвестор (по слухам, из Москвы), два года назад построивший на территории школы-интерната современный стадион с искусственным покрытием для футбольных тренировок. На нем проводятся матчи профессиональных команд как города Сочи, так и других клубов России. Правда, никаких документов, объясняющих, каким образом это поле появилось на государственной территории, на каких условиях, у бывшего директора интерната не было. Тайна, покрытая мраком или известная только губернатору Краснодарского края?

Возможно, прокуратура сможет навести порядок в этом вопросе, как и в том антигосударственном произволе, который, по моему личному убеждению, есть подрыв государственных, если не устоев общества, то его гарантий на счастливое детство наших детей. Ведь они не виноваты в переделе собственности...

ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ

О том, что интернат № 1 в поселке Кудепста закрывают, мы узнали от одной из родительниц, чей ребенок воспитывается в этом образовательном учреждении.

– Я живу в поселке Медовеевка, и возить сына в Краснополянскую школу каждый день у меня просто нет возможности, – рассказала нам по телефону Татьяна Александровна. – Сегодня нам позвонили из интерната и сказали, что в понедельник мы должны забрать документы ребенка из этого учебного заведения и уже к среде представить справку о том, что он устроен в другую школу. Аргументируют такое решение тем, что в столице будущих Олимпийских игр не должно быть подобного учебного заведения.

Такую версию случившегося нам рассказали и преподаватели интерната № 1. Однако все они не захотели, чтобы мы публиковали их настоящие имена и фамилии.

<... >

– Весь этот «шорох» начался после того, как в интернате побывала комиссия, в состав которой вошли представители краевых и городских образовательных структур, – продолжила воспитатель Тамара Федорова. – После их приезда нашлось множество причин, по которым необходимо закрыть нас. К примеру, недавний случай, когда рухнула фасадная стена здания в Беляевской средней школе Оренбургской области. Мол, у нас на стене тоже есть трещина. Однако это все лишь отговорки…

Как признаются будущие безработные преподаватели, куда им податься посреди учебного года, они не знают. Хотя их волнует больше другой вопрос: что будет с детьми, у которых не то что на учебники нет денег, а банально на еду…

«Народная газета Сочи», № 41(195),
15–21 октября 2008 г.

История на самом деле такова. Интернат существует в Сочи более пятидесяти лет. Последние двадцать восемь – на этой территории. Он всегда был на хорошем счету, признавался одним из лучших краевых заведений подобного типа. Рассчитан был на 450 ребятишек.

<... >

Все интернаты и детские дома были переданы из муниципальной собственности в федеральную и отошли под юрисдикцию краевого департамента народного образования в 2006 году. Уже тогда основное учебное здание и два спальных корпуса находились в аварийном состоянии.

<... >

Ошибка была сделана при проектировании, когда злосчастный интернат около тридцати лет назад уже переезжал с замечательной равнинной местности (где сейчас расположены корпуса пансионата «Кристалл») на не менее прекрасную горную территорию в поселке Кудепста. Тогда и построили основные здания практически без фундамента на оползневом участке. Исправить оплошность за эти годы так и не удосужились.

Принимая на баланс школу-интернат № 1, край знал об этой проблеме, как говорят, пытался ее решить, пустив на территорию спонсора, создавшего для себя чудесное футбольное поле с искусственным покрытием. Якобы взамен инвестор должен был построить новый учебный корпус по последнему слову строительных технологий. Но почему-то передумал...

Газета «Черноморская здравница»,
17 октября 2008 г.

 

Рейтинг@Mail.ru