Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2008

Школьный уклад

Здоровье как искусство

Мир, окружающий нас, сложен и многообразен. Сегодня даже здоровому человеку непросто даются ежедневные нагрузки.  И, наверное, понимание этого стало одной из причин возвращения физкультуры и спорта в жизнь школы. Но некоторые образовательные учреждения идут еще дальше, добавляя к традиционным урокам физкультуры разнообразные формы занятий, поддерживающие не только здоровье детей, но и творческий дух.

Татарская гимназия № 15 в Казани относится как раз к таким учебным заведениям. Мы убеждены в том, что физическое здоровье в немалой степени зависит от духовного состояния человека. И потому придумали такие формы работы с детьми, как спортивно-оздоровительный час (СОЧ) и «Театр здоровья».

СОЧ – это активный отдых, снимающий утомление, вызванное учебной деятельностью. Этот час проводится в гимназии ежедневно для всех учащихся с 1-го по 11-й класс. А «Театр здоровья» – простой и эффективный способ приобщения ребят к здоровому образу жизни и духовности с помощью искусства. Звучит, согласитесь, красиво. Но какое содержание скрыто за этими словами?

Прежде всего заметим, что обе формы занятий являются сегодня широким полем деятельности как в научном, так и в методическом плане. Они содержат самостоятельные задачи, отражают глубокие межпредметные связи, что позволяет разносторонне и творчески подходить к разработке методического материала с использованием интересов детей.

Теперь раскроем чуть-чуть методику и суть наших занятий.

СОЧ-ные возможности

Одним из преимуществ спортивно-оздоровительного часа по сравнению с уроком физкультуры является то, что на нем не ставят оценок. Однако наряду с этим существуют объективные трудности, которые испытывает преподаватель. В частности, осложняет работу недостаток методической литературы, слабое базовое оснащение. В числе прочих вопросов, которые стояли передо мной семь лет назад, когда я начала проводить для детей ежедневный час здоровья, были такие:

  • Как преподавать?

  • Чему учить?

  • Какое место данные направления должны занимать в процессе обучения?

  • Какие учебники лучше использовать в учебном процессе, где взять какое-либо пособие по данной теме и т.д.

Я начала с того, что адаптировала к условиям гимназии авторские методические разработки руководителя Школы изящных искусств «Лора» Л.В. Фисенко. А чуть позже создала собственную авторскую программу «Обучение гимназистов культуре здоровья», по которой и ведутся теперь занятия в рамках СОЧ и «Театра здоровья».

Участники мюзикла «Цена искушения»

Ее цель – всесторонний охват учащихся 1–11-х классов мерами по укреплению и сохранению здоровья в режиме учебного и продленного дня, а также во время внеурочных (внеклассных) мероприятий.

Наша программа решает следующие оздоровительные задачи:

– обеспечение оптимального для каждого возраста и пола развития двигательных способностей;

– содействие укреплению здоровья, всестороннему физическому развитию (формирование правильной осанки, укрепление и расслабление скелетной мускулатуры, оптимальное развитие жизненно важных систем организма);

– оздоровление организма с помощью ряда театральных методик;

– обучение психологически грамотному общению, владению своими эмоциями;

– воспитание убеждения в необходимости здорового образа жизни, постоянного активного внимания и заботы об укреплении здоровья.

Фрагмент фольклорной постановки «Вечерние посиделки» в исполнении гимназистов 5-8-х классов

Программа состоит из нескольких разделов:

1. Теоретический

  • Лекции по здоровому образу жизни.

  • Беседы.

  • Тренинги.

  • Творческие работы школьников (сочинения, конкурсы рисунков и т.д.).

2. Практический

  • Ежедневная релаксация.

  • Мышечная гимнастика (Хатха-йога).

  • Суставная гимнастика.

  • Самомассаж.

  • Сценическое движение.

  • Упражнения по вокалу.

  • Упражнения на дыхание.

  • Сценическая речь.

  • Театральные постановки, выступления.

3. Психологический

  • Личностный рост.

  • Раскрытие, развитие творческих способностей.

  • Воспитание способностей к творческому самовыражению.

  • Воспитание эмоциональной устойчивости и психологического общения через мастерство актера.

  • Психологический контроль и психологическая коррекция личности.

  • Творчество как альтернатива табакокурению, алкоголю, наркомании.

В основу программы был заложен принцип непрерывности обучения. Условно он включает три этапа:

1. Подготовительный

Он связан с физиологической и психологической подготовкой учащихся (в физиологическом плане это, в частности, означает расслабление мышечного корсета в случаях психологической зажатости, либо укрепление его в случае расторможенности; в психологическом плане имеется в виду раскрытие «зажатых» детей, расслабление гиперактивных и т.д.).

2. Творческое развитие и самореализация

Здесь речь идет о погружении детей и подростков в различные виды творческой, художественной деятельности, которые способствуют улучшению здоровья. (В психотерапии давно замечено, что человеку с высоким творческим потенциалом и ориентацией на творчество в гораздо меньшей степени угрожают болезни.) Изучение роли творческого самовыражения личности ребенка в школе подтвердило его эффективную роль в процессе развития детского организма, прежде всего, слуховой и зрительной памяти, а также творческих способностей.

3. Личностный рост через творческую самореализацию

Соответствующие занятия дают возможность учащимся познать самое себя, научиться искренне выражать собственное мнение, почувствовать личное призвание, осознать, что собственная жизнь представляет огромную ценность.

ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ

Бережное отношение к здоровью детей в гимназии не оставляет равнодушными родителей. Своими ощущениями делится председатель попечительского совета гимназии Марат Мубараков.

– Учитывая занятость современных родителей, внимание, которое гимназия оказывает здоровью детей – безусловный плюс. Я имею в виду не только «Театр здоровья», хотя то, что он не забывает и про родителей тоже, – это прекрасно. Школьная жизнь организована таким образом, что масса занятий часто проводится на лоне природы. Даже такое простое мероприятие, как уборка территории, превращается одновременно и в урок по экологии, и в физический труд на свежем воздухе.

Кроме того, гимназия старается устраивать всевозможные учебные и познавательные экскурсии так, чтобы ходить не по закрытым музеям, а изучать историю на свежем воздухе. Скажем, весной и летом в школе осуществляются поездки на родину татар – в Волжскую Болгарию, в город Болгар. И хотя это не столь близко от Казани, мы стараемся все организовать так, чтобы ехать туда не на автобусе, а плыть по реке. От таких путешествий дети в восторге: тут и романтика, и чистый воздух, и незабываемые пейзажи, и древняя история татарского народа, которую они постигают не сидя за партой, а буквально впитывая ее на земле.

Масса мероприятий проводится на улице в рамках уроков физкультуры. Кстати, стоит отдать должное районной администрации, которая каждый год спокойно разрешает нам пользоваться сквером, расположенным рядом с гимназией. В частности, зимой гимназисты прокладывают там лыжню.

Что еще радует в школе? То, что она действительно стала для детей вторым домом. Я взрослый человек, но мне нравится бывать в гимназии, ощущать тамошнюю душевную обстановку. Главное – ребята не хотят оттуда уходить. Разговаривая с родителями, мы заметили и такую вещь: никто из детей не придумывает себе болезнь из-за малейшего недомогания. Напротив, они бегут в школу даже с насморком, говоря, что там быстрее поправятся, позанимавшись гимнастикой!

Шесть аспектов здоровья

«Театр здоровья» в гимназии рассматривается как продолжение предмета СОЧ. Уникальность этого проекта заключается в возможности обучения через него любой методике по сохранению и укреплению здоровья с применением интерактивных методов обучения. Здесь возможно использование и текстуального, и визуального, и опытного, и даже экспериментального методов.

С помощью «Театра здоровья» мы также проводим серьезную профилактическую работу по предупреждению алкоголизма и наркомании через установочную систему. Поясню этот момент несколько подробнее.

Установочная система включает в себя представление, отношение к той или иной проблеме и изменение поведения. Наша методика обучения подразумевает все необходимые компоненты для успешного изменения установок – моделирование, инструктирование и обратную связь. Поэтому занятия способствуют усвоению правильных поведенческих навыков в ситуациях, когда вдруг у ребят появляется возможность употребления наркотиков или алкоголя. Главное – осознавать, что при обсуждении этих вопросов нельзя рассчитывать на быстрый результат.

Наиболее эффективный путь в данном случае – это создание многокомпонентного обучения на основе понятия здоровья как единого целого, т.е. состоящего из взаимозависимых частей. И поэтому все, что происходит с одной из них, обязательно влияет на все остальные. Мы стремимся показать ребятам, что каждый составной компонент человеческого организма необходимо рассматривать в контексте здоровья в целом.

Понятие единого целого включает в себя шесть аспектов здоровья: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный и духовный.

Мини-опера «Олино колечко» по мотивам стихотворения С.Маршака в исполнении учащихся 2-го класса

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм. Важно научить детей определять, здоров ли он или с ним что-то неладно. Благодаря различным методикам мы способствуем повышению гибкости мышц и подвижности суставов, благотворно влияем на работу всех систем организма, нормализуя кровообращение и стимулируя обмен веществ.

Со временем наши ученики понимают, что, регулярно занимаясь, можно навсегда забыть о болях в спине, суставах, сердечной недостаточности, сутулости, избыточном весе и многих других функциональных нарушениях. Одновременно нормализуется работа пищеварительной, выделительной и половой систем.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их, а также осознание отношения к самому себе и окружающим людям. Освоив на наших занятиях дыхательную гимнастику, учащиеся могут контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие в любых ситуациях (например, во время экзамена).

Под интеллектуальным аспектом здоровья имеется в виду то, как мы усваиваем информацию, знание того, где можно получить нужные сведения и как пользоваться уже известными, чтобы принимать решения, идущие на пользу организму.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя личностью мужского или женского пола и исходя из этого – особенностей взаимодействия с окружающими. Наши гимназисты начинают понимать, что действительно важно для них в отношениях с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми приходится общаться.

Личностный аспект означает не просто понимание себя, своих качеств, но и знание законов развития нашего «я», определение наших целей и понятия успешности. Способ самореализации зависит от того, что мы ценим и чего хотим добиться для себя и для блага общества. Ребята должны самостоятельно определить, что приносит им чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект имеет большое значение для здоровья человека в целом. Мы говорим с детьми о том, что именно он отражает суть нашего бытия. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья, и составить свое отношение к ним.

Формула счастья

Мы с гимназистами постоянно помним о формуле «Успех = Счастье = Здоровье», и потому наши дети осознают: здоровый человек – это счастливый человек. В жизни же часто случается так, что ребенок при переходе из класса в класс теряет интерес к учебе. Родители не успевают это вовремя заметить, занятые личными проблемами. Подросток начинает подавлять свои эмоции, понимая, что выплеснуть их негде (как раз в такой момент жизни он может попасть под влияние дворовых компаний со всеми вытекающими последствиями в виде распития алкогольных напитков, курения и т.д.).

Вот и получается, что важно не упустить этот момент, научить ребенка, попавшего в такую ситуацию, выплескивать свои эмоции на сто процентов. Но делать это без вреда для окружающих, и, главное, для самого себя. И легче всего такая возможность предоставляется в процессе творческого труда. Чем лучше, цивилизованнее подросток умеет выражать свои эмоции, не стесняясь их, тем больше вероятность, что он никогда не начнет злоупотреблять психоактивными веществами.

«Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, – свидетельствовал А.Маслоу, – живет только в настоящем». Хорошая школа может помочь подростку забыть (пусть даже на время) о проблемах в семье, размолвках с учителем или одноклассниками, о предстоящей контрольной, о неприятном разговоре, вернуть его в настоящее, в здесь и сейчас, помочь ощутить радость каждой проживаемой минуты.

В этом нам на помощь приходит сказкотерапия, репетиции спектаклей, творческие споры, занятия по постановке голоса и речи… Занимаясь всем этим в рамках «Театра здоровья», дети учатся видеть радость в том, что делают, и учатся получать удовольствие.

В наш театр принимаются все ученики, вне зависимости от возраста, наличия таланта и способностей. Единственное разделение – разные возрастные группы (начальная, средняя и старшая школы) занимаются по отдельности. Когда мы начинаем готовить спектакль, то все роли раздаются по желанию детей. Самая главная задача нашего театра состоит в том, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от того, что он делает. Ведь удовольствие – это признание, и получая его, человек становится счастлив.

За три года работы мы поставили музыкальную сказку «Кот в сапогах», пластический спектакль «Маугли», шоу «Хеллоуин. Шабаш ведьм», мюзикл «Волшебник страны Оз», татарский фольклор-посиделки «Аулак ой кичэсе», мини-оперу «Олино колечко», мюзикл «Цена искушения», музыкальную сказку «Волшебный сон»…

Восточная мудрость гласит: «Задача каждого человека – прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». Сцена, театральное действо, как ничто другое способствует успешному формированию этого качества уже с раннего детства. И именно эту мысль мы исповедуем в нашем «Театре здоровья».

Статья подготовлена при поддержке компании «Росарсенал». Если Вы хотите знать, где ваш ребенок проводит время, или Вы постоянно ощущаете чувство тревоги, то оптимальным решением станет воспользоваться сервисом «Мама, я тут». На сайте, расположенном по адресу www.Mamayatut.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, воспользоваться программой слежения за ребенком. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mamayatut.Ru.

Рейтинг@Mail.ru