Проблемы, возникающие перед
современной негосударственной школой, столь
сложны, а инновационный коэффициент от этого так
высок, что по мере их решения проявляются все
новые аспекты, ныне пока скрытые и неактуальные.
Одним из перспективных направлений
взаимодействия образовательных учреждений,
находящихся в состоянии развития, и
специалистов, готовых помочь школе в разрешении
ее уникальных психолого-педагогических проблем,
является управленческо-педагогический
консалтинг.
Убедительно доказав свою
эффективность в западной экономике, консалтинг
получил в настоящее время широкое
распространение в отечественном производстве,
банковском деле, политической сфере. Отвечая на
вопрос, что может и знает консультант по
управлению такого, чего не ведает толковый и
успешный руководитель, Аркадий Ильич
Пригожин – один из отцов-основателей
отечественного управленческого
консультирования, президент Ассоциации
консультантов по управлению и организационному
развитию, – приводит три позиции.
Во-первых, такой специалист
постоянно отслеживает новейшие достижения
теории управления. Он не только выявляет,
систематизирует их, но и комбинирует, адаптирует
под конкретную управленческую ситуацию.
Во-вторых, он может предложить
руководителю опыт решения его проблем, имеющийся
в других аналогичных организациях. Можно a priori
утверждать, что, несмотря на уникальность каждой
проблемной ситуации, в них есть нечто общее,
позволяющее в дальнейшем классифицировать,
изучать и использовать опыт их решения.
В-третьих, консультант по
управлению обладает пакетом специальных
технологий и техник выявления и решения
управленческих проблем. Данные средства,
интерпретированные под специфику конкретной
организации, способны решать их быстрее и лучше.
Другой основатель отечественного
управленческого консультирования, Вячеслав
Семенович Дудченко – президент Национальной
гильдии профессиональных консультантов, –
дал лиричную, но очень точную характеристику
представителя этой редкой профессии: «это и врач,
и священник, и учитель, и партнер в делах, и
надежный друг…».
Судьба консалтингового движения в так
называемой непроизводственной сфере – в
образовании – складывается, к сожалению, не
столь блестяще. Хотя школу уже давно не
удовлетворяет та помощь, которую оказывают ей
либо преподаватели вузов, давая точечные
консультации по частным методическим вопросам,
либо исследователи-диссертанты, вынужденные
проводить локальные долговременные
эксперименты.
Для того чтобы более рельефно очертить
особенности управленческо-педагогического
консалтинга, сравним характерные черты
деятельности основных специалистов, традиционно
взаимодействующих со школой.
Цель деятельности
Для исследователя главное
заключается в доказательстве истинности или
ложности определенной научной гипотезы чаще
всего посредством осуществления длительного
диссертационного исследования. Эксперт-аудитор
видит смысл своего существования в определении и
оценке существующего положения дел в
образовательном учреждении, в интерпретации
нормативной методической информации. Консультант
по управлению призван оказать помощь в решении
реальных, злободневных, иногда уникальных
проблем организации-клиента, выполняет функции
не столько генератора идей, сколько их
катализатора.
Субъект деятельности
Исследователями являются
преподаватели, аспиранты педагогических вузов,
сотрудники научно-исследовательских институтов.
Экспертом-аудитором назначают либо
методиста в роли оценивающего советчика, либо
инспектора в качестве ревизора-контролера. Консультант
по управлению – это практикующий
специалист по совершенствованию управления, для
которого консультирование, как правило, является
постоянной работой.
Основные средства деятельности
Исследователь разрабатывает и
внедряет собственные теоретические положения и
методические разработки, осуществляет глубокое
научное обобщение эмпирической информации. Эксперт-аудитор
изучает условия, процессы и результаты
образовательной деятельности, сообщает
актуальную нормативную информацию, дает советы
по улучшению работы школы. Консультант по
управлению использует пакеты специальных
технологий и техник обнаружения и решения
подлинных проблем организации, выявляет,
аккумулирует и модернизирует перспективные
практико-ориентированные научные достижения,
представляет рекомендации клиенту,
адаптированный опыт эффективного решения его
проблем, апробированный коллегами в аналогичных
организациях.
Результаты деятельности
Исследователь осуществляет
глубокое ретроспективное изучение локальной
проблемы, в качестве рекомендаций по решению
проблем предлагает собственные научные
разработки. Эксперт-аудитор дает оценку
некоторых аспектов деятельности
образовательного учреждения и повышает
осведомленность управленцев и педагогов по
этому вопросу. Консультант по управлению
совместно с клиентом «выращивает» подробный
проект операционного решения насущной проблемы
организации, способствует достижениию
психологической, организационной и
профессиональной готовности сотрудников
реализовывать совместно разработанное решение
социально актуальной и личностно значимой
проблемы.
Особенности осуществления
деятельности
Исследователь вынужден выполнять
многолетнее научное исследование, которое
предполагает обязательное соблюдение
формальных процедур диссертационного
эксперимента. Эксперт-аудитор обязан вынести
оценочное суждение, проявляет отношения
«руководитель – подчиненный», ибо чаще всего
он является представителем вышестоящих органов
управления. Консультант по управлению
призван найти оптимальное решение актуальной
проблемы школы, при этом должен сохранить
конфиденциальную информацию о возможных
негативных проявлениях в деятельности
организации-клиента.
Роль сотрудников организации
Исследователь рассматривает
сотрудников школы или как респондентов, или как
скрупулезных исполнителей его рекомендаций. Эксперт-аудитор
воспринимает их как контролируемых или
обучаемых. Консультант по управлению видит в
работниках образовательного учреждения
коллег-«адептов», которые вовлечены в
продуцирование своих профессиональных суждений,
дополняют или корректируют предлагаемые
рекомендации или коллективно разработанный
проект решения проблемы.
Таким образом, не следует
отождествлять два разных понятия:
консультация как передача знаний, сообщение
советов, которые востребованы школой, и
консультирование как эффективное
взаимодействие клиента и консультанта по
совместному решению животрепещущей проблемы.
Следует признать, что значительная часть
сотрудников вузов воспринимается, прежде всего,
как источник информации. Да и приходят они в
образовательное учреждение с установкой
обучить, передать методические, психологические
знания.
Подчас профессиональная информация
передается на всякий случай – авось
когда-нибудь пригодится или по принципу: «это
должен знать каждый». В связи с этим руководители
ОУ и педагоги воспринимаются не как партнеры в
решении проблемы, а как обучаемые. И в результате
основным компонентом совместной деятельности
школы и преподавателя вуза становится
чтение-слушание незначительно
модернизированных вузовских лекций или, в лучшем
случае, проведение семинаров.
Конечно, управленческое
консультирование не отрицает обучения, но и не
должно сводиться только к нему. Поэтому можно
утверждать, что речь идет о системе,
способствующей переводу организаций из
исходного состояния в желаемое. И в этом
заключается основное отличие консультирования
от консультации. Если эксперт ограничивает
помощь клиенту предоставлением ему
профессиональной информации в виде справок или
экспертного заключения, то консультант
взаимодействует с заказчиком по определенным
правилам, совместно с ним разрабатывая и
реализуя способы решения реальных проблем.
Управленческо-педагогический
консалтинг основывается на принципе сервизации
управления образованием как развития сферы
проектно-договорных управленческо-методических
услуг, оказываемых школе учреждениями высшего,
дополнительного образования, другими
социокультурными институтами.
Как известно, сервис предполагает
оказание высококвалифицированных услуг,
удовлетворяющих определенные потребности
заказчика. В связи с этим конструктивным
основанием общения консультанта со школой
являются проектно-договорные отношения, которые
предусматривают заключение прямых договоров о
выполнении конкретных
информационно-методических проектов. Наиболее
приемлемой формой реализации
управленческо-педагогического консалтинга в
образовательном учреждении может быть включение
его в формат внутришкольной научно-методической
работы.
В то же время нельзя преувеличивать
роль и возможности управленческого
консультирования. Это не чудесное средство,
которое освободит руководителей школы от
ежедневного и кропотливого труда и
автоматически обеспечит стабильность и развитие
образовательного процесса. Никколо Макиавелли в
своем трактате «Государь» замечает, что «хорошие
советы, кто бы их ни давал, происходят от
благоразумия князя, а неблагоразумие князя –
от хороших советов».
Наполеону приписываются слова:
«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а
тот, кто взял на себя ответственность за его
выполнение и приказал выполнить». Действительно,
консультанты не заменят ни директора, ни его
заместителей, ни педагогов; их цель – помочь
организовать деятельность образовательного
учреждения более эффективно.
Управленческое консультирование –
это один из видов квалифицированной помощи со
стороны, результативность которого зависит от
многих конкретных обстоятельств: степени
квалифицированности консультантов, отношения к
ним руководителей ОУ, возможностей
педагогического коллектива, степени
взаимопонимания и взаимосодействия
консультантов, руководителей школы, педагогов.
В настоящий момент консультанты по
управлению уже определились в особую
профессиональную группу, хотя о состоявшемся
статусе говорить пока рано. Однако авторы данной
статьи, директор школы и консультант по
управлению, глубоко убеждены, что
управленческо-педагогическое консультирование
имеет большие перспективы.
|