Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2008

Наука управлять

Управленческо-педагогический консалтинг

Школа может иметь в одном лице врача, священника, учителя, партнера в делах и надежного друга

Негосударственные образовательные учреждения в отличие от муниципальных и государственных школ поставлены в более жесткие условия конкурентного выживания, что объективно обуславливает необходимость их динамичного развития. В связи с этим очевидна потребность в новых формах взаимоотношений практиков, вынужденных решать нестандартные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными управленческо-педагогическими технологиями.

Проблемы, возникающие перед современной негосударственной школой, столь сложны, а инновационный коэффициент от этого так высок, что по мере их решения проявляются все новые аспекты, ныне пока скрытые и неактуальные. Одним из перспективных направлений взаимодействия образовательных учреждений, находящихся в состоянии развития, и специалистов, готовых помочь школе в разрешении ее уникальных психолого-педагогических проблем, является управленческо-педагогический консалтинг.

Убедительно доказав свою эффективность в западной экономике, консалтинг получил в настоящее время широкое распространение в отечественном производстве, банковском деле, политической сфере. Отвечая на вопрос, что может и знает консультант по управлению такого, чего не ведает толковый и успешный руководитель, Аркадий Ильич Пригожин – один из отцов-основателей отечественного управленческого консультирования, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию, – приводит три позиции.

Во-первых, такой специалист постоянно отслеживает новейшие достижения теории управления. Он не только выявляет, систематизирует их, но и комбинирует, адаптирует под конкретную управленческую ситуацию.

Во-вторых, он может предложить руководителю опыт решения его проблем, имеющийся в других аналогичных организациях. Можно a priori утверждать, что, несмотря на уникальность каждой проблемной ситуации, в них есть нечто общее, позволяющее в дальнейшем классифицировать, изучать и использовать опыт их решения.

В-третьих, консультант по управлению обладает пакетом специальных технологий и техник выявления и решения управленческих проблем. Данные средства, интерпретированные под специфику конкретной организации, способны решать их быстрее и лучше.

Другой основатель отечественного управленческого консультирования, Вячеслав Семенович Дудченко – президент Национальной гильдии профессиональных консультантов, – дал лиричную, но очень точную характеристику представителя этой редкой профессии: «это и врач, и священник, и учитель, и партнер в делах, и надежный друг…».

Судьба консалтингового движения в так называемой непроизводственной сфере – в образовании – складывается, к сожалению, не столь блестяще. Хотя школу уже давно не удовлетворяет та помощь, которую оказывают ей либо преподаватели вузов, давая точечные консультации по частным методическим вопросам, либо исследователи-диссертанты, вынужденные проводить локальные долговременные эксперименты.

Для того чтобы более рельефно очертить особенности управленческо-педагогического консалтинга, сравним характерные черты деятельности основных специалистов, традиционно взаимодействующих со школой.

Цель деятельности

Для исследователя главное заключается в доказательстве истинности или ложности определенной научной гипотезы чаще всего посредством осуществления длительного диссертационного исследования. Эксперт-аудитор видит смысл своего существования в определении и оценке существующего положения дел в образовательном учреждении, в интерпретации нормативной методической информации. Консультант по управлению призван оказать помощь в решении реальных, злободневных, иногда уникальных проблем организации-клиента, выполняет функции не столько генератора идей, сколько их катализатора.

Субъект деятельности

Исследователями являются преподаватели, аспиранты педагогических вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов. Экспертом-аудитором назначают либо методиста в роли оценивающего советчика, либо инспектора в качестве ревизора-контролера. Консультант по управлению – это практикующий специалист по совершенствованию управления, для которого консультирование, как правило, является постоянной работой.

Основные средства деятельности

Исследователь разрабатывает и внедряет собственные теоретические положения и методические разработки, осуществляет глубокое научное обобщение эмпирической информации. Эксперт-аудитор изучает условия, процессы и результаты образовательной деятельности, сообщает актуальную нормативную информацию, дает советы по улучшению работы школы. Консультант по управлению использует пакеты специальных технологий и техник обнаружения и решения подлинных проблем организации, выявляет, аккумулирует и модернизирует перспективные практико-ориентированные научные достижения, представляет рекомендации клиенту, адаптированный опыт эффективного решения его проблем, апробированный коллегами в аналогичных организациях.

Результаты деятельности

Исследователь осуществляет глубокое ретроспективное изучение локальной проблемы, в качестве рекомендаций по решению проблем предлагает собственные научные разработки. Эксперт-аудитор дает оценку некоторых аспектов деятельности образовательного учреждения и повышает осведомленность управленцев и педагогов по этому вопросу. Консультант по управлению совместно с клиентом «выращивает» подробный проект операционного решения насущной проблемы организации, способствует достижениию психологической, организационной и профессиональной готовности сотрудников реализовывать совместно разработанное решение социально актуальной и личностно значимой проблемы.

Особенности осуществления деятельности

Исследователь вынужден выполнять многолетнее научное исследование, которое предполагает обязательное соблюдение формальных процедур диссертационного эксперимента. Эксперт-аудитор обязан вынести оценочное суждение, проявляет отношения «руководитель – подчиненный», ибо чаще всего он является представителем вышестоящих органов управления. Консультант по управлению призван найти оптимальное решение актуальной проблемы школы, при этом должен сохранить конфиденциальную информацию о возможных негативных проявлениях в деятельности организации-клиента.

Роль сотрудников организации

Исследователь рассматривает сотрудников школы или как респондентов, или как скрупулезных исполнителей его рекомендаций. Эксперт-аудитор воспринимает их как контролируемых или обучаемых. Консультант по управлению видит в работниках образовательного учреждения коллег-«адептов», которые вовлечены в продуцирование своих профессиональных суждений, дополняют или корректируют предлагаемые рекомендации или коллективно разработанный проект решения проблемы.

Таким образом, не следует отождествлять два разных понятия: консультация как передача знаний, сообщение советов, которые востребованы школой, и консультирование как эффективное взаимодействие клиента и консультанта по совместному решению животрепещущей проблемы. Следует признать, что значительная часть сотрудников вузов воспринимается, прежде всего, как источник информации. Да и приходят они в образовательное учреждение с установкой обучить, передать методические, психологические знания.

Подчас профессиональная информация передается на всякий случай – авось когда-нибудь пригодится или по принципу: «это должен знать каждый». В связи с этим руководители ОУ и педагоги воспринимаются не как партнеры в решении проблемы, а как обучаемые. И в результате основным компонентом совместной деятельности школы и преподавателя вуза становится чтение-слушание незначительно модернизированных вузовских лекций или, в лучшем случае, проведение семинаров.

Конечно, управленческое консультирование не отрицает обучения, но и не должно сводиться только к нему. Поэтому можно утверждать, что речь идет о системе, способствующей переводу организаций из исходного состояния в желаемое. И в этом заключается основное отличие консультирования от консультации. Если эксперт ограничивает помощь клиенту предоставлением ему профессиональной информации в виде справок или экспертного заключения, то консультант взаимодействует с заказчиком по определенным правилам, совместно с ним разрабатывая и реализуя способы решения реальных проблем.

Управленческо-педагогический консалтинг основывается на принципе сервизации управления образованием как развития сферы проектно-договорных управленческо-методических услуг, оказываемых школе учреждениями высшего, дополнительного образования, другими социокультурными институтами.

Как известно, сервис предполагает оказание высококвалифицированных услуг, удовлетворяющих определенные потребности заказчика. В связи с этим конструктивным основанием общения консультанта со школой являются проектно-договорные отношения, которые предусматривают заключение прямых договоров о выполнении конкретных информационно-методических проектов. Наиболее приемлемой формой реализации управленческо-педагогического консалтинга в образовательном учреждении может быть включение его в формат внутришкольной научно-методической работы.

В то же время нельзя преувеличивать роль и возможности управленческого консультирования. Это не чудесное средство, которое освободит руководителей школы от ежедневного и кропотливого труда и автоматически обеспечит стабильность и развитие образовательного процесса. Никколо Макиавелли в своем трактате «Государь» замечает, что «хорошие советы, кто бы их ни давал, происходят от благоразумия князя, а неблагоразумие князя – от хороших советов».

Наполеону приписываются слова: «Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить». Действительно, консультанты не заменят ни директора, ни его заместителей, ни педагогов; их цель – помочь организовать деятельность образовательного учреждения более эффективно.

Управленческое консультирование – это один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: степени квалифицированности консультантов, отношения к ним руководителей ОУ, возможностей педагогического коллектива, степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителей школы, педагогов.

В настоящий момент консультанты по управлению уже определились в особую профессиональную группу, хотя о состоявшемся статусе говорить пока рано. Однако авторы данной статьи, директор школы и консультант по управлению, глубоко убеждены, что управленческо-педагогическое консультирование имеет большие перспективы. 

Рейтинг@Mail.ru