Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2008

Наука управлять

Технология ИСУД: от разработки до внедрения

Задач, встающих сегодня перед учителем – масса. И создать для ученика ситуацию успешности, и поддержать его в выбранной им индивидуальной образовательной траектории, и составить разнообразные отчеты для завуча своей школы, и отчитаться перед вышестоящими инстанциями о качестве образования... Все это хочется сделать так, чтобы и самому было интересно работать. Помочь в этом может, в частности, технология ИСУД.

Технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), согласно классификации А.А. Гузеева, может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической (вероятностной) модели.

Если эмпирические образовательные технологии основывались на обобщении опыта успешных педагогов на больших массивах школьников за длительное время: «я делаю так», а жестко детерминированные технологии диктовали алгоритмы деятельности учителя и учеников: «делай всегда так…», то проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учащихся позволило перейти к настоящему управлению по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия: «если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то оптимально сделать так…».

Перечисляя признаки интегральной технологии как педагогической с вероятностными алгоритмами управления деятельностью учеников, А.А. Гузеев считает ее необходимыми составляющими:

  • модель исходного состояния учащегося, заданная множеством свойств, существенных для процесса обучения;

  • модель конечного состояния учащегося: диагностично и операционально представленный результат обучения;

  • средства диагностики текущего состояния и прогнозирования ближайшего развития (мониторинг) системы;

  • набор моделей обучения;

  • критерии выбора или проектирования оптимальной модели обучения для данных конкретных условий обучения;

  • механизм обратной связи, обеспечивающий взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.

Анализ содержания технологии ИСУД показывает, что она вполне отвечает этим требованиям:

  • матрица ИСУД – как отражение внутренних ресурсов учебного успеха – может рассматриваться как модель свойств учащегося, существенных для процесса обучения;

  • эта же матрица позволяет спроектировать мониторинг параметров учебного успеха ученика;

  • картотеки форм и приемов учебной работы, систематизированные по тем же основаниям, что и матрица внутренних ресурсов учебного успеха ученика, можно рассматривать как ресурс для проектирования моделей обучения;

  • критерием для выбора модели обучения становится сопоставление матрицы ИСУД ученика с картотекой учебных приемов, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ребенка, – практически это и есть наше ноу-хау.

Сама же матрица индивидуального стиля учебной деятельности (матрица ИСУД), отражающая совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика, спроектирована нами как открытая система, которая может использоваться как в сокращенном виде, так и расширяться по необходимости в образовательных учреждениях разного типа.

За последние годы педагогическая технология ИСУД транслирована в педагогический социум в статьях и методических пособиях серии «100 приемов для учебного успеха ученика» (для учителей биологии, географии и начальной школы), где каждый из ста приемов, видов и форм учебной деятельности школьника охарактеризован по дидактическому, развивающему потенциалу.

Появилась возможность на основании отзывов педагогов различных регионов России оценить востребованность и первые результаты массовой апробации технологии ИСУД.

Местом ее «рождения» по праву считается московская школа № 196, где в 1998–2002 гг. под руководством автора данной статьи проходила опытно-экспериментальная работа. В этом ОУ многие учителя-предметники используют названную технологию как средство управления развитием ученика на своих уроках. Более того, здесь на всех уровнях управления качеством образовательного процесса совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика принята как критерий оценки результативности работы учителя, методического объединения по решению задач индивидуализации обучения, оценки результатов педагогической деятельности преподавателей одного класса, одной параллели.

В трех московских школах Южного округа, участвовавших в деятельности Государственной экспериментальной площадки (ГЭП) «Методологическая и управленческая культура учителя как фактор повышения качества образовательного процесса» (ГОУ СОШ №№ 1178, 1272, 1054), в 2001–2006 гг. технология ИСУД была доработана с позиций компетентностного подхода. В результате определились требования к компетентности учителя как субъекта, реализующего данную технологию:

  • он умеет сам диагностировать актуальный уровень развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу ИСУД, используя данные психолого-педагогической диагностики;

  • имеет (проектирует сам, выбирает из методических пособий) картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и матрица ИСУД;

  • умеет путем сопоставления матрицы учебного успеха ученика с картотекой выбрать необходимые для него формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

Наш поиск был непрерывным, поэтому в рамках педагогического эксперимента в школе № 1272 был разработан алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета:

I шаг: учитель организует проведение контрольно–методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости на материале своего предмета;

II шаг: по результатам анализа КМС педагог выделяет группу учащихся с низким уровнем обучаемости и начинает целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих ребят (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации);

III шаг: заполненная матрица учебного успеха каждого ученика является основой выбора форм и видов заданий, комфортных для ребенка (в процессе диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (в процессе этапа отработки и обобщения ЗУН);

IV шаг: в феврале-марте учитель снова проводит КМС на определение уровня обучаемости, уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и др., оценивает динамику изменений параметров ИСУД.

Однако перевод использования технологии ИСУД из режима эксперимента в режим функциональной профессиональной деятельности учителя потребовал внесения соответствующих изменений в программу внутришкольного контроля как результатов образовательного процесса, так и его ресурсов.

Была разработана и апробирована циклограмма мониторинга результативности учебного процесса по параметрам ИСУД ученика, содержащая описание целей, этапов, параметров и методов педагогической диагностики учебного успеха школьника. Кроме того, были спроектированы микроисследования для диагностики освоения технологии ИСУД учителями в рамках школьной методической работы. Автором были созданы цифровые варианты картотек форм, видов и способов учебной работы, позволяющие учителю, владеющему знаниями об особенностях ИСУД своих учеников, спроектировать программы развития конкретного ученика средствами предмета в течение нескольких минут.

Таким образом, сегодня технология ИСУД может быть использована в качестве ресурса решения педагогических задач как минимум в семи ситуациях, реализуя не только дидактический, но и управленческий потенциал:

  • для того чтобы выяснить, почему школьник неуспешен в предмете;

  • для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (выбор форм и приемов, развивающих ученика);

  • для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условиях классно-урочной системы;

  • для обеспечения дифференциации учебного процесса в условиях классно-урочной системы и/или для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках;

  • для проектирования или выбора учителем формы работы и педагогического взаимодействия в предметной внеурочной деятельности;

  • для развития способности детей к саморазвитию в процессе овладения ими знаний о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов  «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т.д.);

  • для управления ростом профессиональной компетентности учителя:

– в психолого-педагогической компетентности (видеть своих учащихся «в дидактическом интерьере» – насколько каждый из них способен использовать внутренние ресурсы успеха);

– в предметно-методологической компетентности (осознавать и целенаправленно использовать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика);

– в управленческой компетентности (целенаправленное управление ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ребенка).

Отзывы, которые автор технологии получает от коллег из разных регионов России в течение последних двух лет, показывают, что профессиональный педагогический социум не только принял и осваивает технологию как ресурс управления качеством образовательного процесса и его результатов, но и готов участвовать в работе по ее совершенствованию. Вот некоторые адреса и выдержки из писем респондентов, с которыми у автора сложились деловые контакты по внедрению и дальнейшему совершенствованию технологии ИСУД.

Январь, 2007. Учитель из города Буя Костромской области Елена Александровна Баранова:

«…в этом году ко мне в руки попала книга “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе“. Она стала для меня открытием, хотя мой педагогический стаж насчитывает свыше 30-ти лет. Более 10-ти лет я работала по системе Л.Занкова, в прошлом году выпустила “первых ласточек“ по программе “Перспективная начальная школа“, и в этом году взяла новых малышей. Ребята очень разные и по уровню подготовки к школе, и по развитию интеллекта.

Ваша книга пришлась как нельзя вовремя. Матрица параметров учебного успеха ученика, составленная мною на каждого ребенка, позволила целенаправленно корректировать управление качеством результатов и ресурсов обучения. Картотека учебных форм и видов учебной работы учащихся на уроках вдохновила. Наличие матрицы дидактического потенциала приемов удивило четким контролем за применением приемов, форм и видов деятельности ученика…».

Март, 2007. Учитель биологии гимназии № 177 Татьяна Витальевна Дядюн, г. Екатеринбург:

«…выражаю Вам глубокую благодарность за технологию ИСУД. Самым трудным звеном в экспериментальном проекте нашей школы “Гимназическое образование без ущерба для здоровья“ (опубликован в газете “Здоровье детей“ № 24/2006) является именно то, что вы описали. Я долго искала вариант технологии, которая, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, вела бы его по собственной траектории к достижению успеха».

Ноябрь, 2007. Администрация МОУ «СОШ № 5 им. В.Хомяковой» г. Энгельса Саратовской обл.:

«…нас заинтересовала ваша книга “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии“. Изучив ее, решили попробовать внедрить технологию ИСУД в своей школе. Будем очень признательны за рекомендации, методическую помощь… В настоящее время мы серьезно занимаемся этой технологией, подводим итоги диагностики и думаем, что скоро сможем поделиться нашими первыми результатами».

Сентябрь, 2008. Замдиректора лицея по УВР Лариса Анатольевна Болтнева, г. Рассказово, Тамбовская область:

«…наш лицей создан в 2003 г. В 2006 г. мы стали победителями конкурсного отбора ОУ в рамках ПНПО. Есть определенные успехи, есть и проблемы, которые стараемся решить. Думаем, что экспериментальная работа по внедрению технологии ИСУД поможет в этом. …В настоящее время психолог лицея Юлия Васильевна Савватеева вместе с учителями ведет работу по изучению особенностей ИСУД учащихся выбранных классов. Будем признательны вам за консультации по мере необходимости и попытаемся качественно апробировать технологию».

Сентябрь, 2008. Псковская область, МОУ Тямшанская гимназия (из плана работы ОУ):

«…в перспективе в школе будут внедрены: матрица параметров учебного успеха ученика; матрица оценки дидактического потенциала учебных форм и видов работы школьника; картотеки учебных форм и видов учебной работы для использования в технологии ИСУД».

Со следующего года на кафедре управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета планируется создать дистанционную экспериментальную площадку, в рамках которой будет осуществляться информационно-методическое сопровождение по внедрению технологии ИСУД как ресурса управления качеством школьного обучения.

Этапы внедрения педагогической технологии ИСУД в школе

Этап

Деятельность в рамках опытно-экспериментальной или научно-методической работы в школе

Деятельность завучей и председателей МО

Освоение коллективом педагогов технологии ИСУД

Для школ, не знакомых с технологией ИСУД:

1. Педагогические чтения «Ресурсы учебного успеха ученика».

Диагностика актуального уровня готовности учителей к использованию технологии ИСУД

2. Научно-практический семинар с деловой игрой «Развивающее обучение: дидактический потенциал учебных заданий»

Для школ, где есть педагоги, использующие технологию ИСУД:

Семинар с выступлением практиков, использующих эту технологию

При проведении ВШК уроков завучам и председателям МО обращать внимание на наличие в практике учителя индивидуального подхода в обучении

Апробация элементов технологии ИСУД

Организация микроисследования «Обучаемость как характеристика зоны ближайшего развития ученика, его учебно-познавательных возможностей»:

  • Проектирование учителями контрольно-методических срезов на обучаемость по предметам, обсуждение их валидности в МО.

  • Проведение диагностики с использованием этих контрольно-методических срезов.

  • Анализ результатов диагностики и  рекомендации по результатам анализа для работы учителей по проектированию разноуровневой итоговой диагностики по темам

Анализ структуры и содержания итоговых контрольных/зачетных работ по предметам

Организация микроисследования «Работа учителя по развитию мыслительных навыков учащихся»:

  • Проектирование учителями контрольно-методических срезов по предметам, обсуждение их валидности в МО.

  • Проведение диагностики с использованием этих контрольно-методических срезов.

  • Анализ результатов диагностики и рекомендации по результатам анализа для работы учителей по развитию мыслительных навыков учащихся в учебной работе

При проведении ВШК уроков завучам и председателям МО обращать внимание на грамотное использование учителями формулировок учебных вопросов, требующих от ученика реализации разных мыслительных навыков

Микроисследование «Мотивация как главный ресурс учебного успеха ученика» (есть полное подробное описание) для выяснения соответствия педагогического воздействия уровню и вектору мотивации каждого ученика

При анализе уроков обращать внимание на то, как учитель мотивирует класс и отдельных учащихся на результат и на деятельность

Научно-методический семинар с участием психолого-педагогической службы (деловая игра) «Психофизиологические составляющие ресурсов учебного успеха ученика» (память, внимание, функциональное доминирование полушарий, ведущий канал приема информации – модальность)

При проведении ВШК уроков обращать внимание на то, как учитель учитывает психофизиологические особенности детей

Организация микроисследований «Работа учителя по развитию информационных (коммуникативных, организационных) навыков учащихся»:

  • Проведение заседаний МО для уточнения смысла и технологий педагогической диагностики выбранных параметров ИСУД.

  • Проведение педагогической диагностики выбранных параметров.

  • Анализ результатов диагностики и  рекомендации по результатам анализа для работы учителей по развитию выбранных общеучебных навыков учащихся в учебной работе

При проведении ВШК уроков завучам и председателям МО обращать внимание на работу учителя над развитием общеучебных навыков

Окончательное внедрение технологии ИСУД в образовательное пространство школы

Проведение творческого семинара «Портрет моих учеников в дидактическом интерьере» (опыт апробации педагогической диагностики особенностей индивидуального стиля учебной деятельности как основы для целенаправленного управления развитием внутренних ресурсов учебного успеха ученика)

Педсовет, на котором принимаются решения:

  • о введении в требования к уроку и внеурочной деятельности обязательной работы учителя;

  • по индивидуализации по таким-то параметрам успеха ученика (на выбор школы);

  • о ведении индивидуального мониторинга учебного успеха ученика по матрице ИСУД как составляющей части портфолио ученика;

  • о введении в критерии оценки деятельности учителя за качество критерия «динамика положительных изменений по матрице учебного успеха ученика» для учителей, успешно реализующих технологию ИСУД

Внесение изменений в содержание и технологии образовательного мониторинга

 

Статьи и методические пособия, в которых описана технология ИСУД

1. Галеева Н.Л., Спасская Н.П. Система мониторинга эффективности образовательного процесса на основе определения зоны ближайшего развития каждого ученика в условиях коррекционно-развивающего обучения в школе № 196. Завуч. № 1, 1999. С. 30–37.

2. Галеева Н.Л. Технология ИСУД как средство управления качеством обучения в системе «учитель-ученик». Формирование методологической культуры учителя как средство повышения качества образования. Серия «Библиотечка руководителя» / под ред. Минько Н.Г. – 2005. М., ЮОУО. С. 101–114.

3. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии. Работа учителя на основе дидактики личностно ориентированного образовательного процесса. Серия «Школьный кабинет». М.: «5 за знания», 2005. – 192 с.

4. Нечаев М.П., Галеева Н.Л. Современный кабинет математики. Серия «Школьный кабинет». 1-ое изд. – 2006; 2-ое изд. – 2007. М.: «5 за знания». – 208 с.

5. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика. Серия «Методическая библиотека». М.: «5 за знания», 2006. – 96 с.

6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М.: «5 за знания», 2006. – 144 с.

7. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха и развития ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.

8. Галеева Н.Л., Гостимская Е.С., Евдокимова Г.Ю., Конова Н.Н., Замулина Н.В. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. М.: «5 за знания», 2008. – 128 с.

Рейтинг@Mail.ru