Квалифицированная категория – одна
из важнейших составляющих получения зарплаты по
НСОТ. В Псковской области в рамках КПМО сделаны
первые шаги по созданию научно обоснованной
системы аттестации педагогов.
В 2008 г. здесь начало действовать
последнее Положение о формах и процедурах
проведения аттестации педагогических и
руководящих работников общеобразовательных
учреждений в рамках реализации КПМО области.
Пока же на аттестацию вышли только педагоги 35-ти
пилотных образовательных учреждений.
С 1 января новая система аттестации
станет всеобщей для школ области. Чем отличается
псковская модель от прочих, разработанных в
регионах-участниках Комплексного проекта
модернизации образования?
Во-первых, ее создатели учли опыт
предшественников и отказались от таких суровых
методов, как «учительский ЕГЭ», обязательный
экзамен на владение ИКТ или компьютерное
тестирование на знание азов профессиональной
деятельности (скажем, деловой документации –
для администраторов, законодательства – для
учителей и т.п.).
В Пскове главным и принципиальным для
аттестации являются данные регионального
мониторинга знаний учащихся со 2-го по 11-й классы.
Получив сведения, на втором этапе
педагог проходит аттестационную экспертизу.
Эксперты, как прежде, посещают уроки
аттестуемого. Теперь для присвоения
квалификации учитываются и внеклассные
мероприятия, и воспитательная работа. Важной
частью экспертизы становится проведение
анкетирования и анализ школьной документации.
Интересно, что при некоторых
расхождениях итоговых экспертных оценок
приоритет должен отдаваться именно данным
мониторинга.
Далее приведем фрагменты Положения.
Процедура аттестации
педагогических и руководящих работников имеет два
блока:
– мониторинг результатов обучения
школьников;
– аттестационная экспертиза.
Мониторинг, являясь эффективным
инструментом управления, осуществляет важнейшую
функцию слежения за состоянием педагогического
объекта по набору существенно важных
показателей, характеризующих его (объекта)
качество.
Мониторинг производится в
следующих формах:
– независимая оценка качества
знаний обучающихся с использованием
стандартизированных тестов;
– контрольные замеры (1-й и 2-й классы);
– государственная (итоговая) аттестация
обучающихся, в т.ч. ЕГЭ (9-й и 12-й классы);
– сдача нормативов (губернские состязания
7–11-е классы).
Орган исполнительной власти
области, осуществляющий государственное
управление в сфере образования, обеспечивает
общеобразовательные учреждения
контрольно-измерительными материалами. Их
содержание определяется на основе примерных
программ общеобразовательных предметов,
разработанных Министерством образования и науки
Российской Федерации для общеобразовательных
учреждений, и не может выходить за их пределы.
Письменные работы в рамках
мониторинга оцениваются баллами (по стобалльной
системе).
Аттестационная экспертиза –
это профессиональный анализ педагогической
деятельности с письменным заключением
специалистов-экспертов об уровне обучения,
воспитания, управленческой деятельности. Она
проводится путем оценки
специалистами-экспертами педагогической
деятельности педагогических и руководящих
работников.
Основными направлениями экспертной
оценки являются:
Для педагогических работников –
индивидуальные достижения
обучающихся;
результаты деятельности учителя в
качестве классного руководителя и внеклассной
работы;
профессиональные компетенции;
обобщение и распространение опыта.
Для руководящих работников –
обеспечение доступности
качественного образования; результативность
воспитания; уровень учебно-методического
обеспечения;
безопасность жизнедеятельности в
общеобразовательном учреждении;
обеспечение кадрами;
уровень общественного участия в
управлении общеобразовательным учреждением;
уровень финансово-экономической
деятельности.
Аттестационная экспертиза проводится
в следующих формах:
– анализ посещения уроков,
внеклассных мероприятий;
– проведение анкетирования;
– анализ школьной документации;
– собеседование;
– иные формы.
Профессиональные компетенции
оцениваются специалистами-экспертами баллами
(по шестидесятибалльной шкале).
Изменение квалификационной категории
может производиться каждый год при условии
соответствия показателей мониторинга
установленной шкале баллов.
В случае несоответствия решение о
проведении внеочередной аттестации на предмет
понижения категории может приниматься через год.
Аттестация проводится Главной
аттестационной комиссией, создаваемой органом
исполнительной власти области, осуществляющим
государственное управление в сфере образования.
На заседании Главной аттестационной
комиссии по каждому учителю и руководителю
персонально рассматриваются следующие
документы: заявление аттестуемого;
аттестационный лист; результаты мониторинга;
результаты аттестационной экспертизы.
При обобщении материалов (подсчете
баллов) составляется матрица соответствия
категориям по оплате труда (I, II, III, IV, V) по
мониторингу и аттестационной экспертизе.
В случае несовпадения категории на
один сектор преимущество отдается результатам
мониторинга.
При расхождении на два и более сектора
выводится среднее арифметическое.»
…Почему руководители образования области
всецело доверяют данным этого мониторинга,
почему именно он становится главным для
присвоения учительской категории? Об этом
читайте на следующих страницах.
|