Рассказывает директор
Многопрофильного правового лицея № 8 г. Пскова (лицея-миллионера),
депутат Городской думы второго созыва (1988–2002) и
один из членов инициативной группы по подготовке
и обсуждению регионального закона о новых
системах оплаты труда Вера Ивановна Деричева.
«У нас крупная школа: 117 учителей, 998
детей, – рассказывает она. – В каждой
параллели – три профильных лицейских класса и
один – общеобразовательный. Сегодня
педагогам, работающим в лицейских классах, от
муниципалитетов положена 40-процентная
доплата – за повышенные требования к качеству
образования. А вот их коллеги из
общеобразовательных классов получают по
региональному закону – базовую ставку, ставку
от количества часов и учеников…
Мы собрали учителей и подробно
объяснили им: кто, сколько и за что получает. Если
хотите более высокую зарплату, говорили им,
поддерживайте лицейский уровень, занимайтесь
наукой, воспитывайте победителей олимпиад. Хотя
в итоге разница в зарплате между учителями
лицейских и общеобразовательных классов
оказалась не столь значительна. У нас в лицее
много учителей, желающих вести и профильную, и
базовую программы…
Кто оказался в проигрыше от введения
новой системы оплаты труда в регионе – так это
педагоги начальных классов. У них меньше всего
часов. Поэтому они зарабатывают, в среднем, на 1,5
тысячи рублей ниже, чем учителя средней школы. На
сегодняшний день снять это ущемление
невозможно – закон есть закон.
В.И. Деричева
Но мы можем кое-что сделать на своем,
школьном уровне.
Сейчас пошла субвенция на учебный
процесс, на укрепление материальной базы. Только
по нацпроекту было получено на 2,5 миллиона
средств плюс президентский миллион.
Мы ввели доплаты за классное
руководство на разных уровнях. На начальном
этапе «цена» одного ученика для классного
руководителя – 27 рублей, в средней школе –
33 рубля, в старшей – 35–40 рублей. В классах
начальной школы больше учеников, поэтому
педагоги там получают определенную компенсацию.
Пытаемся также платить учителям начальных
классов за проверку тетрадей. Это мы в силах
решить своей властью.
Как известно, чем слабее класс, тем
меньше в нем должно быть детей. И у нас такие есть.
Но и тут можно найти выход – сделать доплаты
учителям по результатам четверти. Если одним
платится за высокие показатели их учеников, за
результаты труда, то другим мы доплачиваем за
интенсивный труд со слабой группой учащихся.
Я много беседовала с учителями после
введения регионального закона о НСОТ.
Недовольство выражалось, главным образом, в том,
что зарплата зависит от наполняемости классов. Я
тоже убеждена, что, с практической точки зрения,
это – неправильный подход.
У нас всего 3 класса малой
наполняемости – 12–16 человек, – и это
ребята, которые испытывают проблемы в обучении.
Учитель должен затратить на них гораздо больше
времени, чтобы провести урок и реализовать
индивидуальный подход – дети трудные, с
пробелами в знаниях. Почему же его труд
оплачивается ниже? Возражают: меньше времени
тратится на проверку тетрадей. Но ведь это не
входит в оплату часа и по региональному закону
оплачивается отдельно, из надтарифного фонда!
Любые предложения по
усовершенствованию школьной системы
распределения стимулирующей части ФОТ мы
выслушиваем и прорабатываем. Ближайшая
общественная организация – школьный
профсоюзный комитет. Там утверждают Положение о
доплатах, вместе со мной и председателем
управляющего совета входят в зарплатную
комиссию, распределяют стимулирующие надбавки
за год и подают сведения по результатам месяца.
Я была депутатом Городской думы
второго созыва и потому понимаю: надо принимать
реальные законы. Учителя не до конца
удовлетворены региональным законом о НСОТ. Но с
цифрами и фактами в руках им можно объяснить, что
это – только первый этап перехода на новую
систему оплаты труда. Базовая ставка была
низкая – 2450, сейчас – 2900. По ЕТС зарплаты
были значительно ниже. Если в области возникнет
профицит бюджета, в закон внесут изменения, будем
говорить о том, что уже делается в других
регионах: о переносе в базовую часть зарплаты,
например, проверки тетрадей.
Закон вступил в силу в июле 2007 года, а
уже в августе мы собирали учителей и объясняли
им, что это такое, какова новая методика
начисления зарплат. А заодно растолковали и
продемонстрировали, что ни администрация школы,
ни научно-методический совет, ни завкафедрами не
получают доплат. Думаю, еще и поэтому после
введения НСОТ у нас между педагогами не
наблюдалось никакой напряженности».
Сегодня Псковская область относится к
тем немногим регионам России, где учителя
получают зарплату по региональному закону. Закон
«Об оплате труда отдельных категорий работников
государственных общеобразовательных
учреждений, финансируемых из областного бюджета,
и муниципальных общеобразовательных учреждений
в Псковской области» был принят Псковским
областным собранием депутатов 12 июля 2007 года.
Государственное управление образования провело
мониторинг учительского мнения, выясняя
отношение педагогов к новой системе оплаты
труда.
Вера Ивановна Деричева считает, что
учителя можно убедить цифрами и фактами.
Наглядная агитация, по ее мнению, – самая
доходчивая. Вот такая табличка висит (и неизменно
привлекает внимание всех входящих) в фойе лицея
№ 8 (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ уровня зарплаты
по лицею, свидетельствующий о ее росте у учителей
Педагоги |
Заработная
плата по ССОТ (2006 г.)
(тыс. руб.) |
Заработная
плата по НСОТ (2007/2008 гг.)
(тыс. руб.) |
Рост
(%) |
Учителя
начальной школы |
3,5 |
5,3 |
51,4 |
Учителя
среднего звена |
5,3 |
6,8 |
28,3 |
Учителя
старшей школы |
6 |
7,6 |
26,7 |
Средний
показатель по школе |
5,2 |
6,6 |
26,9 |
И вот какую таблицу она показывает
всем, кто подозревает, что после введения НСОТ
стал получать меньше (табл. 2).
Таблица 2
Динамика роста стимулирующей части
оплаты труда педагогических работников лицея
Педаго-
гические работники |
Распределение
дополнительной части заработной платы по ССОТ
(2006 г.)
(руб.) |
Распределение
дополнительной части заработной платы по НСОТ
(2008 г.)
(руб.) |
Рост
(%) |
Про-
верка тетрадей |
Классное руко-
водство |
Кабинет, участок,
МО и др. |
Итого |
Про-
верка тетрадей |
Классное руко-
водство |
Кабинет, участок,
МО и др. |
Итого |
Учителя начальных классов |
232 |
378 |
– |
610 |
528 |
415 |
83 |
1026 |
68 |
Учителя среднего звена |
327 |
400 |
– |
727 |
821 |
430 |
139 |
1390 |
90 |
Учителя старших классов |
345 |
430 |
– |
775 |
978 |
490 |
139 |
1607 |
110 |
Средняя по школе |
301 |
403 |
– |
704 |
776 |
445 |
120 |
1341 |
90 |
|