По мнению директора Лингвистической
гимназии г. Пскова Татьяны Светенко, до сих пор
никто не умеет регламентировать и нормировать
педагогические инновации. Трудно проверить, где
инновация, а где кто-то кого-то скопировал. И вот
какая идея пришла в голову.
«В моей жизни был период, –
рассказывает она, – когда я ушла из
образования, закончила Высшие патентные курсы в
Риге и работала патентным поверенным: помогала
людям оформлять свои изобретения. В технических
системах более или менее понятно – новое это
или нет. Педагогика – другое дело. Однако есть
понятие «патентная формула», с помощью которой
можно определить, в чем заключается новизна. И мы
в гимназии попробовали разработать карту на
педагогическое изобретение, модифицировав ее
принцип.
Подтолкнуло нас к этой идее обсуждение
новой системы оплаты труда. Мы уверены, что за
инновационный продукт человеку нужно хорошо
платить. Это первое. И второе. Мы все знаем свои
проблемы, постоянно их обсуждаем, но
зацикленность на них рано или поздно становится
опасна. Это разговор по кругу, а не поиск решения.
До сих пор никто не умеет
регламентировать и нормировать педагогические
инновации. Трудно проверить, где инновация, а где
кто-то кого-то скопировал.
|
Мы договорились, что
ежедневное продвижение нашего учителя должно
базироваться на точках его успеха. Как измерить
успех? Нам кажется, в результате обязательно
должен появиться некий новый педагогический
продукт. Каким он будет и по каким критериям его
можно определить? На что нужно опираться завучу,
который принимает отчет учителя, а затем –
зарплатной комиссии?..
Так появилась наша разработка. Учитель
сам заполняет бланк заявки на педагогическое
изобретение (см. образец). Как видите, тут есть
над чем поразмыслить. И если такой бланк
обстоятельно заполнен, это уже свидетельствует
об определенном видении проблемы.
Как проходит патентование? Мы садимся
и начинаем разбирать каждый пункт. Каков
прототип у твоего педагогического изобретения? А
аналог? Прототип – это близкий образец,
аналог – отдаленный. Отталкиваясь от них,
можно создать авторский экземпляр,
инновационный продукт.
Наглядный пример. Возьмите кресло.
Если приделать к нему удобные подлокотники –
это будет новизна, усовершенствование,
называемое рацпредложением. А если снабдить
кнопкой, чтобы оно откидывалось, перемещая
сидящего в новое положение, создавая комфорт и
удобство, – это изобретение, инновация.
Свое заключение фиксируем в решении
школьного научно-методического совета.
Что бы мы сами могли запатентовать?
Например, свою образовательную модель «выбор». В
нашей гимназии нетрадиционно выстроены уроки:
любая тема начинается с постановочного занятия.
В обычной школе привыкли, что детям дается
сначала один кусок материала, потом другой, не
связанный с предыдущим, – и в итоге заставляют
зубрить материал.
Мы же хотим, чтобы ученик сразу
определил, что в данной теме для него важно, и мог
бы ответить на два главных вопроса: «зачем мне
это нужно знать» и «где я этим смогу
пользоваться». Если ответа нет, то урок идет, а
ребенок думает о постороннем.
Постановочное занятие при начале новой темы
дает ученику шанс понять, в какой новый мир он
входит. Оно позволяет легче схватывать материал.
Один из принципов такого приема –
занимательность и личная заинтересованность.
Учитель, приходя в класс, видит общую картину, а
ребенок – еще нет. И наша задача – показать
ему «целый дом», а потом уже на уроках работать с
каждым кирпичиком отдельно. Ученик должен
понять, где лежит этот кирпичик и какое место он
занимает в общей системе. А второй важный
принцип – ребенок после этого может сам
составить маршрут и сделать выбор».
Бланк-заказ на педагогическое
изобретение
1. Название:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Изобретение относится к:
– способу;
– модели;
– системе (нужное подчеркнуть).
3. Приведите примеры аналогичных
способов, моделей или систем:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Что вас не устраивает в
существующих аналогах?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Сущность изобретения заключается
в следующем:
а) цели: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
б) ожидаемые результаты:
____________________________________________________
________________________________________________________________________
в) критерии эффективности (мы будем
считать изобретение эффективным, если...):
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Где изобретение (его отдельные
компоненты) уже применялось вами на практике?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Какое ресурсное обеспечение
требуется (кадровое, материальное, финансовое,
информационное)?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Возможность использования
изобретения (как, где и кем)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________ |
|