Приоритетное направление развития этой
гимназии – разработка инновационной системы
нормирования и стандартизации качества
образования. «Научная педагогика
существует», – утверждают здесь. Чтобы
поставить НСОТ на научную основу, нужно сделать
распределение стимулирующей части ФОТ
максимально объективным. Но как в рамках одной
школы провести точную границу: что является
повседневными обязанностями для учителя данной
школы, а что превышает их?
Селекция неприемлема
Учебному заведению, которое известно
сегодня во многих странах мира как
Лингвистическая гимназия г. Пскова, всего
пятнадцать лет. Костяк учреждения составила
небольшая группа молодых ученых-педагогов,
только что закончивших аспирантуру.
В 90-х годах в школах России
развернулась активная инновационная
деятельность. «Но вскоре стало понятно, что
реформа образования пошла экстенсивным, а не
интенсивным путем, – рассказывает директор
Лингвистической гимназии Татьяна Владимировна
Светенко. – На школе появлялась новая
вывеска, детей перегружали знаниями, вводили в
школу вузовские формы контроля знаний – и
этим дело ограничивалось. Когда после окончания
аспирантуры я пришла в одно из образовательных
учреждений замом по научной работе и с
энтузиазмом объясняла маститым учителям, как
надо работать, они смотрели на меня с
недоумением: вот вы нам преподносите теорию, а
попробуйте сами встать к станку! Попробуйте
стать завучем! И покажите нам, как надо!
Т.В. Светенко
Тогда и родилась идея создать
действительно инновационное учебное заведение:
не просто новый тип образовательного учреждения
(лицей, гимназия), а школу, инновационную по
содержанию деятельности, организации,
управлению и взаимоотношению “учитель –
администрация ОУ – родители – ученики”.
Так что инновационный тип мышления и поведения, о
котором столько говорят сейчас, мы заложили в
нашу концепцию еще 15 лет назад.
В успех нашей идеи поверили не все и не
сразу. Некоторое даже говорили, что в этой
гимназии на картофельном поле пытаются
вырастить бананы. Но все сомнения развеяла
Зинаида Ивановна Васильева, академик РАО,
которая в то время возглавляла кафедру
педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она,
познакомившись с работой школы, заметила: “Не
обращайте внимания, у нас люди на картофельном
поле и картошку вырастить не могут. А вы
опережаете развитие российского образования
ровно на пять лет!”.
В первый год в новую школу к
педагогам-энтузиастам пришли разные ученики. В
одном классе оказались дети с разными
возможностями. Отдельных детей нам предлагали
отправить на психолого-педагогическую комиссию.
Педагоги ответили: “Не отдадим! Выучить таких
детей – это проявление настоящего
педагогического мастерства и
профессионализма”.
Несколько лет спустя наше
образовательное учреждение посетили
специалисты-дефектологи и констатировали: в этом
классе нет учеников с задержками в развитии.
Педагогическая модель, которая внедрялась,
способствовала произошедшей у этих детей
компенсации».
В ОУ заключили: «Научная педагогика
все-таки есть». И прибавили: «И она работает, если
ею занимаются умные люди».
А еще через несколько лет выяснилось:
ребята с задержками в развитии не только смогли
успешно закончить школу, но и поступить в лучшие
вузы страны.
«Один из принципов нашей школы –
селекция совершенно неприемлема, – говорит
директор. – Мы считаем ее величайшей ошибкой
российского образования. Любая выборка в учебном
процессе губительна, и она сказывается на
развитии ребенка. Дети должны находиться в
гетерогенной среде, где есть и сильные, и слабые,
и инертные, и активные. Природу не обманешь –
когда в классе собираются только успешные
ученики, среди них тут же начинается расслоение
на более и менее сильных. Чтобы была организована
деятельность и достигнут результат, сильные
должны уметь общаться со слабыми, инертные – с
более активными».
Этим в первую очередь обусловлена
востребованность опыта гимназии. Учителей
приглашают проводить семинары во многие страны
(Бельгия, Эстония, Латвия, Литва, Швеция, Норвегия,
США, Канада, Австрия и др). Российская география
тоже впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Самара,
Таганрог, Петрозаводск, Нижний Новгород, Воронеж,
Республика Хакасия… В активе педагогов –
самые разные разработки: образовательные
технологии и методики, вариативные модели
привлечения общественности к решению проблем в
образовании, учебные пособия по управлению
школой в условиях изменений, по организации
сопровождения учащихся с проблемами в обучении и
эмоциональной сфере и т.д.
Во время уроков детям не
обязательно поднимать руку, чтобы привлечь
внимание учителя. Достаточно поставить повыше
российский флажок
В прошлом году представители были
приглашены для проведения курсов подготовки
экспертов в области управления изменениями в
образовании на базе Российской Академии
повышения квалификации и переподготовки
работников образования.
Как удалось создать такой коллектив?
«Мы решили, что у нас будут работать не
только опытные учителя со сложившимися
стереотипами, но и молодые, открытые новому, с
«горящими» глазами, – говорит Татьяна
Светенко. – Мы наблюдали в педуниверситете за
талантливыми студентами и приглашали их на
работу. Некоторые честно отвечали: не пойдем, у
вас надо слишком много трудиться.
Да, работы у нас много. И главное при
этом – понимание и принятие нового,
готовность все время учиться и изменяться».
Начнем со стандарта
Педагогический коллектив гимназии
уверен в том, что качественный труд должен не
только приносить моральное удовлетворение, но и
хорошо оплачиваться.
И тогда встает вопрос: что такое
качество?
Об этом в школе рассуждали долго.
Наконец учителя пришли к заключению:
качество – это «зеркало». Человек каждый день
смотрится в него и хочет видеть себя опрятным и
красивым. Значит, качество – живая категория,
которая меняется вместе с личностью. Поэтому
определять его стандарт нужно как можно чаще. В
школе – ежегодно.
«Наша деятельность является нормой на
сегодняшний день и принимается всеми
участниками образовательного процесса и членами
управляющего совета. Это – норма
образовательного учреждения, наше качество на
текущий учебный год, – считает Татьяна
Светенко. – Причем стандарт – не верхняя, а
нижняя планка, от которой мы идем. Только когда мы
превышаем стандарты, может быть разговор об
инновационной экономике, мышлении и поведении».
Каждый год пересматриваются функции
управленческой команды, и видоизменяется
Положение.
Главный тезис Положения –
оплачивать из стимулирующего фонда только
превышение стандарта (особые успехи и
достижения) и новые качественные продукты
деятельности. Но как определить, что такое
стандарт на сегодняшний день? Для этого
разработаны индикаторы качества – конкретные
показатели, которые позволяют судить, есть или
нет превышение стандарта.
«Мы начали со стандартизации
исполнительской дисциплины, – рассказывает
Татьяна Светенко. – Но в конце концов после
обсуждения всем коллективом пришли к
парадоксальному выводу: как можно платить премию
из стимулирующего ФОТ за исполнительскую
дисциплину? Это – норма, которая не
премируется. Поощрять материально надо либо
превышение функционала, либо новое качество,
продукт. И мы отказались от нашей разработки. И,
кроме того, дополнили Положение тем, что
зарплатная комиссия не рассматривает карту
учителя, если есть замечания по исполнительской
дисциплине. Выполнение правил трудовой
дисциплины – это то, что ожидается от любого
сотрудника, за что он получает зарплату. За это
премировать нельзя». (Приложение 1.)
Из Положения о распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда
работников МОУ «Псковская лингвистическая
гимназия»:
– Стимулирующие выплаты
устанавливаются за высокую результативность и
качество работы, напряженность и интенсивность
труда в пределах дополнительной части фонда
заработной платы и текущей экономии по основной
части фонда заработной платы по итогам отчетного
периода, за исключением экономии, образовавшейся
из-за невыполнения плановых показателей
деятельности учреждения.
– В системе
государственно-общественного мониторинга и
оценки результативности профессиональной
деятельности всех работников гимназии
учитываются результаты, полученные в рамках
внутришкольного контроля, представляемые
руководителем ОУ, итоги самооценки работников
гимназии в соответствии с представленными
директору отчетами сотрудников, а также
результаты, полученные в рамках общественной
оценки со стороны обучающихся и их родителей
(законных представителей), представляемые
органами самоуправления (родительскими
комиссиями по классам, советом гимназии).
– Установление условий
премирования, не связанных с результативностью
труда, не допускается.
Измеряется… включенность. Как включить
ее в зарплату?
«Первая часть зарплаты определяется
мониторинговыми достижениями. Их основа –
внешний аудит знаний учеников, – рассказывает
Татьяна Светенко. – Вторая часть – гораздо
более сложные показатели: активность и
включенность учителя, его инновационность,
достижения в воспитании успешных,
интересующихся жизнью школы детей, их подготовка
к активной деятельности в местном сообществе.
Учитель, как бы хорош он ни был, не
может сам сделать ученика успешным. Ребенка надо
научить быть таковым. Для нас успешность
определяется двумя критериями, которые мы
считаем исчерпывающими, – включенность и
благополучие. Активный член гражданского
общества – тот, кому не все равно, что
происходит рядом с ним. Он – включенный. Это
касается также членов школьной администрации,
учителей, родителей. Если нет включенности –
нет благополучия. Значит, школьная служба
сопровождения должна взять этого человека –
будь то учитель или ученик – на заметку и
предложить ему свою поддержку и помощь в решении
проблем. Но не решать их.
Человек, прежде всего, должен
научиться сам замечать свои трудности,
формулировать их, находить средства для их
решения. Это у нас называется «схема короткой
терапии». Наша задача – провести учителей,
родителей и детей от «прохожего» (низшая стадия
включенности) до «хозяина дома» (высшая стадия
включенности) (см. схему). Я как главный
менеджер школы могу считаться успешной, если у
меня по максимуму мои сотрудники будут
«хозяевами дома» – моими партнерами. А
учителя станут считаться успешными
профессионалами, если не только дети, но и
родители окажутся на самой высокой ступени
включенности.
Схема
Уровни включенности педагогов,
учащихся и родителей в учебно-воспитательный
процесс
Учителям, не умеющим формулировать
проблему, мешающую им в работе и жизни, мы
предлагаем систему методических семинаров и
тренинги, во время которых анализируются и
решаются различные проблемные ситуации. С детьми
занимаются психологи и педагоги класса. Годовой
круг работы школы преобразовался в «годовой круг
сопровождения» – мы все друг друга
сопровождаем. Подчеркиваю: не контролируем и не
приказываем, а поддерживаем.
В гимназии заботятся о самых
маленьких. Так выглядят детские умывальные
комнаты
Мы перешли на новое понимание –
движение не от проблем, а от возможностей,
достижений. Каждого человека – будь то
ребенок или учитель – сравниваем не с другими,
а с самим собой – что изменилось по сравнению
с тем, что было, например, два месяца назад? Для
этого разработаны различные карты наблюдений,
которые фиксируют его продвижение.
При этом правило нашей гимназии –
«Норму не трогать». Помните, Макаренко говорил:
не надо лезть педагогикой в печенку? Наши
психологи на первых порах восклицали: нас только
двое, а детей столько! И я говорила: занимайтесь
теми, кто нуждается в вашей помощи; успешные дети
потому и успешны, что могут сами справиться со
своими проблемами».
Для измерения включенности и
благополучия разработан методический
инструментарий. (Приложение 2.)
КАДРЫ
Лингвистическая гимназия – не только
самое юное образовательное учреждение города,
это еще и школа с самым молодым педагогическим
коллективом. Преподавание ведется по двум
программам – российской и международной.
Разные образовательные области изучаются на
английском языке. Здесь проходит обучение
шведскому, немецкому, французскому,
нидерландскому, итальянскому языкам.
На фото: Учительница английского языка,
преподаватель начальных классов Ирина
Виноградова готовится отправиться со своими
учениками на экскурсию по Пскову. Идет
обсуждение достопримечательностей города.
|
С правом на ошибку
«На каждом производственном совещании
и педсовете мы обсуждаем, как идет распределение
стимулирующих выплат, – объясняет Татьяна
Светенко, –выясняем, в чем ошиблись, где были
не точны. Наше кредо: при распределении
стимулирующих доплат всегда должна быть
обратная связь. Для этого у нас составлены
опросники для учителей, родителей, даже для
детей – выясняем степень удовлетворенности,
просим выдвинуть свои предложения. Но у нас
всегда есть договоренность: критикуя,
предлагать. Вносить предложения – это залог
включенности в жизнь школы.
Администрация школы убеждена:
рейтинги учителей ни в коем случае нельзя
открыто вывешивать. Юристы предупредили:
обиженный учитель может подать в суд и выиграть.
А если в Европейский суд по правам человека –
тогда придется платить за моральный ущерб в евро.
И просто, по-человечески, спросим: как будут
чувствовать себя люди из конца списка? Они могут
уйти из профессии!
Мы исходим из того, что сначала сам
учитель ставит себе баллы, затем –
контролирующий это направление завуч. Допустим,
педагог написал, что провел открытые уроки,
представитель администрации проверяет наличие
конспекта урока, материалов к занятиям и,
подтвердив баллы, передает их в зарплатную
комиссию. В результате у учителя формируется
портфолио, показывающий профессиональный рост.
Раз в год я как директор провожу собеседования с
сотрудниками на тему портфолио. Вопросы такие:
чему вы научились за этот учебный год? Что бы вы
хотели посоветовать администрации? А самому
себе? Чему хотите научиться еще?..».
Из Положения о распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда
работников МОУ «Псковская Лингвистическая
гимназия»:
– Мониторинг и оценка
результативности профессиональной деятельности
работников гимназии ведется с участием совета
ОУ, что обеспечивает гласность и прозрачность
процедур.
– Размеры выплат из стимулирующей
части фонда оплаты труда работникам гимназии
устанавливаются по результатам мониторинга и
оценки результативности деятельности всех
сотрудников, проводимых на основании
утвержденных критериев и аспектов.
Как определяется вес одного балла?
Из Положения о распределении СЧ
ФОТ:
– Руководитель гимназии
представляет в совет ОУ аналитическую
информацию о показателях результативности
деятельности работников, являющихся основанием
для осуществления выплат из стимулирующей части
фонда оплаты труда 1 раз в год в августе. На основе
проведенного мониторинга и оценки
профессиональной деятельности сотрудников в
августе производится подсчет баллов за
предыдущий учебный год по всем показателям с
учетом их весового коэффициента для каждого.
– Размер стимулирующей части фонда
оплаты труда, отводимой на выплату поощрительных
надбавок, запланированный на период с сентября
по август включительно, за минусом суммы,
необходимой на уплату ЕСН, делится на общую сумму
баллов, набранную работниками гимназии (включая
директора). В результате получается денежный вес
(в рублях) каждого балла. После этого денежный вес
1 балла умножается на сумму баллов, набранных
каждым сотрудником за истекший месяц, и
получается размер ежемесячной поощрительной
доплаты.
А если возникли разногласия?
Из Положения о распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда
работников МОУ «Псковская Лингвистическая
гимназия»:
– Совет гимназии вправе создать
зарплатную комиссию, в которую входят директор,
члены совета ОУ, председатель трудового
коллектива, представители научно-методического
совета и педагогические работники.
– Зарплатная комиссия осуществляет
анализ и оценку объективности представленных
результатов мониторинга профессиональной
деятельности работников в части соблюдения
установленных настоящим Положением критериев и
аспектов оценки профессиональной деятельности.
В случае установления комиссией существенных
нарушений представленные результаты
возвращаются субъекту для исправления и
доработки.
– Зарплатная комиссия на основании
всех материалов мониторинга составляет итоговый
оценочный лист с указанием баллов по каждому
работнику и утверждает его на своем заседании.
Сотрудники гимназии вправе ознакомиться с
данными оценки собственной профессиональной
деятельности.
– После принятия решения зарплатной
комиссией издается приказ руководителя гимназии
об утверждении сотрудникам размеров
поощрительных доплат и надбавок по результатам
работы.
«Сегодня к деньгам я не
прикасаюсь, – говорит Татьяна Светенко. –
Система сама организуется. Единственное, что я
сделала как руководитель, – вытребовала себе
один процент от фонда на так называемое «особое
мнение директора». Это деньги для тех педагогов,
кому я как главный менеджер школы просто хочу
сказать спасибо».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стандартизация требований к качеству
работы учителя (классного руководителя,
воспитателя ГПД)
Следует ли премировать педагога
только за добросовестное выполнение своих
обязанностей? И что вообще следует считать
добросовестным выполнением? Данная разработка,
составленная экспертами Лингвистической
гимназии г. Пскова, полезна всем, кто хотел бы
разработать в своей школе прозрачную и
эффективную систему премирования учителей.
Распределенные по графам таблицы
данные наглядно демонстрируют водораздел между
исполнением педагогом своих обязанностей (т. е.
соблюдением принятого в данной школе стандарта
деятельности учителя или классного
руководителя) и достижениями, превышающими этот
общий уровень. Разумеется, всякий раз понятие
«общего уровня» должно быть выработано
образовательным учреждением совместно с
педагогами, членами управляющего совета и
родителями. Создание подобной разработки для
распределения стимулирующей части ФОТ помогает
снять ряд конфликтных ситуаций.
Обратите внимание на таблицу: общие требования
к педагогу (классному руководителю, воспитателю
группы продленного дня) подразделяются на критерии,
свидетельством соблюдения которых служат индикаторы.
Итогом исполнения требований является стандарт.
Если учитель в своей работе превышает его, это
считается веским основанием для премирования.
Требования |
Критерии |
Индикаторы |
Стандарты |
Основания
для премирования |
1. Исполнительская
дисциплина |
1.1. Соблюдение
требований к ведению учебно-педагогической
документации (журналы, личные дела, дневники,
тетради, анализ проверочных работ и т.д.) |
– Своевременное
и без исправлений заполнение классных журналов;
– своевременное выставление оценок в
дневники;
– регулярная проверка тетрадей;
– своевременный анализ проверочных,
контрольных и итоговых работ;
– своевременное оформление личных дел |
Отсутствие
замечаний курирующих завучей |
|
1.2. Соблюдение
правил внутреннего трудового распорядка |
– Соблюдение
расписания уроков, режима дня и графика рабочего
времени в каникулы;
– соблюдение техники безопасности и охраны
труда;
– соблюдение гигиенических норм
осуществления образовательного процесса
(освещение, проветривание, осанка);
– обеспечение сохранности имущества гимназии |
Отсутствие
замечаний курирующих завучей |
|
1.3. Осуществление
работы в соответствии с годовым кругом и
стратегическим планом гимназии |
– Выполнение
мероприятий, предусмотренных планом работы на
соответствующий период (производственные
совещания, семинары, малые педсоветы и т.д.) |
Отсутствие
замечаний курирующего завуча (административного
куратора) |
|
1.4. Соблюдение
технологического цикла гимназии, осуществление
работы по развитию общеучебных умений учащихся |
– Проведение
занятий всех типов;
– наличие методических материалов,
отражающих содержание и уровни освоения модуля
(развертки, маршрутные карты, подборки заданий) |
Отсутствие
замечаний со стороны завуча |
|
1.5. Планирование
деятельности клас-
сного руководителя и воспитателя ГПД |
Наличие плана
работы на месяц |
Отсутствие
замечаний со стороны курирующего завуча |
|
2. Организация
образовательного процесса |
2.1. Показатели
качества обучения по результатам учебного года,
триместров, семестров, ЕГЭ (оценивается при
условии 100% успеваемости) |
Количество
учащихся, успевающих на «4» и «5» |
|
– Свыше 70%
уч-ся – 3 балла;
– от 61 до 69% уч-ся – 2 балла;
– от 50 до 60% уч-ся – 1 балл.
Заполняет курирующий завуч |
2.2. Обеспечение
поступательного развития проектных умений
учащихся |
– Матрицы
проектов;
– результаты проектной деятельности
учащихся;
– портфолио проекта |
|
Открытые
презентации + описание проекта (матрица) +
продукты деятельности учащихся:
– на уровне области и города – 5 баллов;
– на уровне школы – 3 балла |
2.3. Использование
ИКТ на уроке и во внеклассной работе
(интерактивная доска и т.д.) |
– Конспекты
уроков;
– материалы, разработанные учителем;
– материалы, разработанные учащимися;
– отзывы руководителей МО и завучей |
|
|
2.4. Разработка
программ элективных курсов, предпрофильной
подготовки и профильного обучения |
Наличие
программы, оформленной в соответствии с
требованиями |
|
По 2 балла
за каждую программу.
Ведение элективного курса |
2.5. Подготовка
и проведение элективных курсов |
– Наличие
учебной документации (программа, конспекты
занятий, список учащихся);
– количество выданных сертификатов |
|
– В рамках
муниципального плана профильного обучения до
10-ти чел. – 2 балла, более 10-ти чел. – 3
балла;
– разновозрастная группа внутри гимназии
более 10-ти чел. – 2 балла;
– группа учащихся одного класса до 10-ти
чел. – 1 балл |
3. Методическая
и экспериментальная работа.
Руководство исследовательской
деятельностью школьников |
3.1. Участие в
работе методических объединений гимназии,
модельных площадок, творческих лабораторий |
Протоколы
заседаний, отражающие:
– регулярное присутствие на заседаниях;
– выступления на них.
Обобщение опыта работы.
Презентации, портфолио |
Отсутствие
пропусков, выступления по теме заседания
методического объединения |
Обобщение и
презентация педагогического опыта на МО (1 балл)
и итоговой научно-практической конференции (3
балла) |
3.2. Проведение
открытых уроков и внеклассных мероприятий |
– Конспект
урока/мероприятия;
– оценочные листы или отзывы коллег,
посетивших урок/мероприятие;
– уровень открытого мероприятия |
|
– На уровне
области – 2000 руб.;
– на уровне города – 1000 руб.;
– на уровне школы – 3 балла + конспект
на бумажном и электронном носителях |
3.3. Выступление
с докладами и сообщениями на конференциях и
семинарах, публикации, презентации своего опыта,
проведение семинаров, участие в разработке и
реализации общешкольных (профессиональных)
проектов |
– Программа
конференции или семинара;
– презентационные материалы выступающего;
– наличие издания, где опубликованы материалы |
|
– На уровне
области – 2000 руб.;
– на уровне города – 1000 руб.
Проведение семинара:
– на уровне области – 2000 руб.;
– на уровне города – 1000 руб.;
– на уровне школы – 5 баллов |
3.4. Участие в
конкурсах профессионального мастерства |
– Программа
конкурса;
– презентационные материалы участника;
– уровень конкурса |
|
– На
федеральном уровне:
1-е место – 5000 руб.,
2-е место – 4000 руб.,
3-е место – 3000 руб.
– На уровне области:
1-е место – 2000 руб.,
2-е место – 1500 руб.,
3-е место – 1200 руб.
– На уровне города:
1-е место – 1000 руб.,
2-е место – 800 руб.,
3-е место – 600 руб. |
3.5. Подготовка
победителей и призеров предметных олимпиад и
интеллектуальных конкурсов/конференций
различного уровня |
– Результаты
олимпиады/конкурса (приказ управления
образования);
– уровень олимпиады/конкурса;
– план-график подготовки;
– материалы для подготовки |
|
– На
федеральном уровне:
1-е место – 5000 руб.,
2-е место – 4000 руб.,
3-е место – 3000 руб.,
– На уровне области:
1-е место – 2000 руб.,
2-е место – 1500 руб.,
3-е место – 1200 руб.
– На уровне города:
1-е место – 1000 руб.,
2-е место – 800 руб.,
3-е место – 600 руб.
За команду участников:
– на уровне области – 3 балла;
– на уровне города – 2 балла |
3.6. Разработка/корректировка
пакета методических материалов к модульным
программам на каждый год обучения |
– Откорректированная
программа;
– развертки и/или маршрутные карты
самостоятельной работы;
– пакет контрольно-методических материалов
(тесты, проверочные и контрольные работы,
памятки, алгоритмы и др.) |
Своевременная
корректировка и разработка модульной программы,
разверток, маршрутных листов, пакета
контрольно-методических материалов.
Отсутствие замечаний со стороны завуча |
|
3.7. Подготовка
и участие в Интеллектуальном марафоне |
– Протоколы;
– пакеты заседаний;
– оформление |
|
–
Руководитель марафона – 7 баллов;
– председатель жюри – 5 баллов;
– члены жюри – 3 балла;
– разработка новых материалов к ИМ – 3 балла;
– оформление станций ИМ – 1 балл;
– подготовка презентации команды ИМ – 1 балл |
4. Формирование
сплоченного классного сообщества и
воспитательной системы класса |
4.1. Проведение
классных часов |
1 раз в неделю в
соответствии с планом работы классного
руководителя и воспитателя ГПД |
|
Проведение
открытых классных часов в интерактивной форме +
сценарий – 3 балла |
4.2. Проведение
родительских собраний в соответствии с годовым
кругом сопровождения |
–
Посещаемость родителей (начальная школа – не
менее 80%, средняя и старшая ступени обучения –
не менее 60%);
– наличие протокола родительского собрания |
|
Проведение
родительских собраний в интерактивной форме +
сценарий родительского собрания – 3 балла |
4.3. Организация
деятельности системы ученического
самоуправления в классе |
– Организация
дежурства в классе;
– участие в деятельности школьного ученического
парламента, пресс-центра |
|
Оценивается
курирующий завуч: 0–3 балла |
5. Организация
социально-значимой творческой деятельности
классным руководителем и воспитателем ГПД,
педагогом системы дополнительного образования
|
5.1. Организация
и проведение школьных праздников |
– Проведение
мероприятия;
– наличие сценария;
– положительные отзывы коллег, родителей,
администрации |
|
Оформление
итогового информационного стенда. Наличие
сценария – 3 балла |
5.2. Проведение
мероприятий по реализации программ, посвященных:
– здоровью;
– гражданскому и патриотическому
воспитанию;
– социальным проектам |
– Проведение
мероприятия;
– наличие сценария |
|
Открытые
мероприятия, презентация проектов – 3 балла |
5.3. Участие
детей в конкурсах, смотрах, олимпиадах и т.п. |
– Результаты
конкурса (приказ управления образования);
– уровень олимпиады-конкурса |
|
Подготовка к
конкурсу:
– на уровне области:
1-е место – 10 баллов,
2-е место – 9 баллов,
3-е место – 8 баллов.
– На уровне города:
1-е место – 7 баллов,
2-е место – 6 баллов,
3-е место – 5 баллов.
– На уровне школы:
1-е место – 4 балла,
2-е место – 3 балла,
3-е место – 2 балла.
Участие (за команду участников) – 1 балл.
Сопровождение учащихся на конкурс, сбор
работ –
от 1-го до 3-х баллов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Включенность и благополучие
Степень включенности ученика влияет
на успеваемость; она определяет качество
деятельности ребенка. Это не всегда отражается
на его достижениях в учебе, но показывает, как
человек справляется в процессе своей
деятельности.
Включенность в учебно-воспитательный
процесс состоит из следующих компонентов:
1. Концентрация – ничто не может
сбить, отвлечь ребенка от его деятельности.
2. Постоянство – желание продолжить
выполнение задачи.
3. Интенсивность – любая работа выполняется
с включением интенсивной умственной
деятельности:
• ученик пытается как можно лучше выполнить
задание;
• мобилизует все свои способности и навыки;
• включенность выражается в
сконцентрированной позе;
• ребенок работает внимательно, детально;
• он удовлетворен своей деятельностью, что
придает ему энергию;
• наблюдается высокий уровень внутренней
мотивации, он хочет знать, понять, осознать
реальность;
• результаты деятельности являются для
ребенка вознаграждением.
Уровни включенности
1-й – отсутствие деятельности.
Ребенок может чем-то заниматься, но в
действительности ничего не делает.
Отсутствующий взгляд, стереотипичная, пассивная,
повторяющаяся деятельность.
2-й – прерывающаяся деятельность.
Ребенок частично участвует, но в
некоторые моменты ничего не делает. Характерны
частые перебои в концентрации внимания. Участие
происходит не на том уровне, чтобы возвращаться к
непрерывной деятельности.
3-й – отсутствие интенсивности.
Деятельность для ребенка является
рутинной, фактически он в ней не участвует. Его
легко можно отвлечь.
4-й – частичная интенсивность.
Появляются признаки участия,
концентрации на деятельности, более или менее
стойкого интереса. Но иногда ребенок может
отвлекаться.
5-й – интенсивная деятельность.
Непрерывная, интенсивная
деятельность. В течение всей работы высокий
уровень концентрации внимания и стойкий интерес.
Ребенок работает внимательно, детально. Получает
удовлетворение от своей деятельности, что
придает ему силы. Результат для него –
вознаграждение.
Как
я отношусь к учебным занятиям? |
Мне всегда скучно
на уроке |
Мне часто бывает
скучно на уроке |
Мне иногда
скучно, иногда интересно на уроке |
Мне часто бывает
интересно на уроке |
Мне всегда
интересно на уроке |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Как
я выполняю задания? |
Я никогда не
могу сделать это хорошо |
Я часто не могу
сделать это хорошо |
Я делаю это то
хорошо, то плохо |
Чаще я делаю это
хорошо |
Я всегда делаю
это хорошо |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Как
я себя чувствую в школе? |
Мне всегда
грустно |
Мне часто бывает
грустно |
Мне иногда
весело, иногда грустно |
Мне часто бывает
весело |
Мне всегда весело |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Оценка
В карте регистрации учитель-эксперт
отмечает уровень включенности ребенка в классе.
Принципы определения ее уровня те же, что и при
измерении эмоционального благополучия.
1-й и 2-й уровни – красный цвет,
необходима помощь.
3-й уровень – синий цвет, обратить
внимание.
4-й и 5-й уровни – зеленый цвет, хорошо
проходит развитие, необходимо поддерживать это в
будущем.
Значимыми показателями развития
ребенка, в том числе в учебном процессе, являются
эмоциональное благополучие и степень
включенности в учебно-воспитательный процесс.
Состояние эмоционального
благополучия подразумевает:
• открытость, восприимчивость к
окружающему миру;
• адекватные реакции;
• желание все исследовать;
• быстрая адаптация в новых ситуациях;
• живые, полные энергии глаза, взгляд живой;
• движения быстрые;
• плечи расправлены;
• ощущение расслабления;
• нормальный темп речи;
• состояние внутреннего покоя;
• ребенок открыт, доступен, энергичен;
• высокий уровень уверенности в себе;
• способность защитить себя;
• желание, чтобы его увидели, услышали;
• при встрече с новыми задачами может взять на
себя риск;
• неудачи не ассоциируются со своим
внутренним состоянием;
• находится в хорошем контакте с собой;
• осознает, принимает собственные недостатки,
пытается работать над ними.
Уровни эмоционального
благополучия ребенка
1-й – чрезмерно низкий.
Наблюдаемые особенности:
• пессимистичен, находится в
состоянии ожидания неприятностей;
• чувствуется чрезмерное напряжение
(движения скованы, взгляд напряженный и др.);
• низкая самооценка;
• подавлен под воздействием негативного
опыта;
• много плачет, разрушает, боязлив;
• отсутствуют удовлетворительные отношения с
окружающим миром;
• наблюдаются неадекватные реакции.
Для таких детей нет «солнечного
света».
2-й – низкий.
Наблюдаемые особенности: присутствие
тех же показателей эмоционального состояния, но
они менее выражены. Существует «солнечный
просвет», моменты нейтрального состояния.
3-й – нейтральный.
Два варианта проявления:
а) – ребенок не чрезмерно счастлив,
но и не несчастлив;
– находится в напряженном состоянии;
– эмоциональное состояние колеблющееся,
неустойчивое.
б) – бывает достаточно счастлив, но
иногда наблюдаются признаки эмоционального
дискомфорта;
– часто выглядит расслабленно;
– высокий уровень уверенности в себе.
4-й – высокий.
Наблюдаемые особенности:
• в основном выглядит счастливым;
• присутствует больше моментов хорошего
настроения;
• хорошие отношения с окружающими, иногда
возникают трения;
• долго не остается расстроенным.
5-й – очень высокий.
Наблюдаемые особенности:
• открытость, восприимчивость к окружающему
миру, оптимистичность;
• адекватные реакции;
• желание все исследовать, гибкость;
• в новых ситуациях быстро адаптируется;
• движения активны;
• темп речи нормальный;
• несет внутренний покой;
• открыт, доступен, энергичен;
• высокий уровень уверенности в себе;
• находится в хорошем контакте с собой.
Оценка
В карте регистрации эксперт отмечает
уровень эмоциональности каждого ребенка в
классе.
Возможны колебания в состоянии, тогда
указываются несколько уровней. Можно поставить
знак «?», если информации для определения
состояния ученика недостаточно.
Дети с 1-м и 2-м уровнем отмечаются
красным цветом, с ними необходимо проводить
работу.
3-й уровень – синий, этим ребятам
требуется дополнительное внимание.
4-й и 5-й уровни – зеленый цвет –
социальное развитие учеников находится в норме.
|