Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Тема номера

«Нужно воспитать директора новой формации»

Такого мнения придерживается начальник Государственного управления образования Псковской области Вера Васильевна ЕМЕЛЬЯНОВА, с которой побеседовал наш обозреватель.

– Сегодня Псковская область активно живет в режиме педагогических инноваций. Давно ли началась эта деятельность?

Область тяжело переживала последствия социально-экономического кризиса в постперестроечный период. Мы находились в числе двух-трех самых проблемных регионов, где почти нет промышленности и развитой экономики. В трудные годы, когда случались даже учительские голодовки, мы старались предоставить учителям свободу. Для педагогов это значит – заниматься инновациями. И не случайно именно тогда появились первые инновационные учебные заведения, школы с углубленным изучением предметов, экспериментальные площадки…

Наши замечательные учителя компенсировали тяжесть экономических проблем возможностью заниматься любимым делом. Когда им было плохо, тяжело, школе сделали инновационную «прививку». Поэтому сегодня мы естественно живем в этом режиме. А благодаря средствам, которые получаем по нацпроекту «Образование» и комплексному проекту модернизации образования, стали дышать… Начинается новая жизнь.

 – Одной из первых в России ваша область обратила внимание на проблемы воспитания в школе. Есть у вас ноу-хау, новые концепции в этом отношении?

– У нас в области существуют традиции, которые мы стараемся поддерживать и продолжать. По крайней мере, региональная культура и история дают нам для этого богатый материал. В рамках региональной составляющей можно свободно развивать гражданскую, военно-патриотическую, эстетическую или литературную тематики.

Я возьму на себя смелость сказать, что присутствие на территории Псковской области пушкиноведения и всего, что связано с развитием и поддержкой русского языка, дает свои результаты. У нас сильные русисты, а на ЕГЭ по русскому языку малый процент двоечников. Изучение творчества Пушкина многое дает для воспитания подрастающего поколения.

Руководитель музея-заповедника «Михайловское» Семен Степанович Гейченко считал, что каждый школьник должен пройти через этот музей, причем не просто приезжать в Пушкинские горы, а посещать там уроки, которые позволят почувствовать себя патриотом и гражданином. Дети получают возможность узнать о Пушкине больше, чем дает школьная программа, и шанс познать самих себя.

В.В. Емельянова

– В рамках КПМО в Псковской области подготовлено Положение о новой аттестации учителей, которое ляжет в основу федерального документа. Что нового вы привнесли в систему аттестации?

– В рамках новой системы педагог будет напрямую отвечать за качество подготовки ребят. Если ранее при аттестации на высшую категорию мы принимали во внимание, главным образом, его собственную оценку, то теперь важной составляющей аттестационной процедуры станет учет данных независимого мониторинга.

Конечно, учителя не выразили восторга, хотя саму идею в большинстве своем приняли. Каждый педагог считает себя авторитетом, а тут – кто-то будет его контролировать… Тот, кто контролирует, и тот, кого контролируют, никогда не будут в дружеских отношениях. Так что нам предстоит огромная работа по изменению мировоззрения учителей.

С помощью независимого мониторинга уже через несколько лет мы попытаемся перейти на так называемый автоматизированный учет того, что происходит в школе: по качеству условий обучения, уровню компетентности преподавателей.

Новое в нашей системе аттестации, несомненно, заключается в готовности работать с учителями, которые пришли в школу только вчера. Имея за плечами всего три года стажа, псковские молодые специалисты теперь смогут претендовать на высшую квалификационную категорию. Добавлю, что при новой системе аттестации в 2008 году 8 учителей уже повысили свою категорию на два разряда.

– Какую роль играет в новой системе аттестации и мониторинге школ области Центр оценки качества образования?

– Мы рассматриваем его как одно из серьезных звеньев в деле, именуемом новая система оценки качества образования. Аттестация учителей – только ее маленький элемент. Например, дети, не поверившие результатам ЕГЭ, сдали тестирование в Центре оценки качества и принесли результаты в свои школы. Были ОУ, которые сочли нужным учесть их. Это очень важный шаг.

Анализ ситуации – работа для экспертов. Так же, как для управленцев, – принятие политических решений. Центр оценки качества – учреждение, имеющее мощную экспертную и методическую базу, аналитический инструмент, профессиональных тестологов.

Сегодня нам важно в экспериментальном, а затем и в штатном, порядке перейти на постоянный систематический учет учебных достижений во всех классах. Пока мы провели мониторинг в нескольких первых образовательных учреждениях. После того как прошли внешние испытания в девятых классах, спускаемся на уровень основной школы. Скорее всего, придем к испытаниям при переходе от начальных классов на вторую ступень. Впрочем, какова будет наша модель – однозначно пока сказать нельзя.

Специалисты Центра оценки качества получили новую задачу – проанализировать всех учителей, которые прошли через независимый мониторинг: образование, повышение квалификации, работу в классе, продолжительность взаимодействия с данными детьми и т.п. Худшие результаты показали те, кто вел несколько предметов и не проходил повышение квалификации более пяти лет. Это было предсказуемо. Но как быть с ними дальше? Следует оказать содействие, заставить задуматься над своей работой. Если Заслуженный учитель РФ с большим стажем признает, что у него в классе 60 процентов детей не могут показать границу Российской Федерации, с кого спрашивать?

– Федеральный центр много лет говорил о том, что на ЕГЭ должны работать камеры видеонаблюдения, но только в Пскове их начинают поставлять в школы. Как родилось это решение?

– Недавно губернатор Михаил Кузнецов подписал нашу служебную записку о необходимости выделения почти 10 миллионов рублей на мероприятия, связанные с проведением новой системы оценки качества образования. Это позволит закупить оборудование для ОУ – в том числе камеры видеонаблюдения, сканеры, множительную технику.

Камеры мы установим во всех базовых школах. В ежедневном режиме они станут выполнять задачу по обеспечению безопасности учреждения, а при проведении контрольных мероприятий (ЕГЭ, аттестация в 9-м классе, мероприятия внешнего мониторинга) – обеспечивать информационную безопасность. Разумеется, в наблюдательные комиссии при этом будут включены представители родителей, попечителей…

– На территории области в 2007 году был принят региональный закон о НСОТ. Государственное управление образования провело мониторинг настроений учительства. В целом педагоги одобрили документ. Если закон будет пересматриваться, какие новые пункты вы хотели бы в него внести?

– Мы намерены уводить из стимулирующей части доплаты за проверку тетрадей, заведование кабинетом. Это функционал учителя. Стимулирующая часть увеличится. За этот счет педагоги смогут получать большие прибавки.

В перспективе мы можем выйти на систему индивидуальных контрактов, как это принято у наших коллег из стран Балтии. Эстонские учителя получают зарплату строго индивидуально, и никто не знает о доходе другого человека. К этому мы придем, когда сможем гарантировать, что директор школы распределяет деньги справедливо и психологически верно. Для этого нужно воспитать руководителя новой формации.

– В работе над законом о НСОТ у вас активное участие принимали профсоюзы. Это редкое явление в современной России. Как вам удается найти взаимопонимание?

– Чем больше людей вовлечено в любую договоренность, тем лучше результат. Мы все имеем право на ошибку. Нужно понимать, что у других может быть иное мировоззрение. И не следует игнорировать социальные институты, которые складывались десятилетиями. Сегодня на территории региона более 60 процентов учителей по-прежнему состоят в профсоюзе. Необходим систематический контакт по любому поводу и в любом деле – даже если обсуждаются самые неприятные вопросы.

– В вашем регионе недавно была любопытная ситуация: школа подала в суд на Роспожнадзор за то, что пожарные включили ее в «черный список». Как это случилось?

– В области десятки образовательных учреждений, удаленных от пожарной станции на 50 километров. Кому нужна в таких школах пожарная сигнализация? Пока пожарные будут ехать, все десять раз сгорит! Это является предметом разговора пожарных и Управления образования. Следует ли уж так фанатично следовать инструкции? Школа может иметь другие средства защиты от пожара, более доступные в этой ситуации.

Интересно, что на месте мы смогли договориться: у нас в регионе есть программа соблюдения пожарной безопасности, по которой мы в течение трех лет, шаг за шагом, начиная с самых крупных образовательных учреждений, выделяли средства. Сегодня практически все школы имеют пожарную сигнализацию. Если три года назад в «черном списке» числились десятки ОУ, то в этом году – только одно. И потом запрет был отозван, потому что мы подали в суд. Точки над «i» расставил губернатор. Власть первого лица должна вмешиваться во все, тогда в регионе будет порядок.

Сегодня готовятся предложения на новый трехлетний период: в бюджете планируются средства для продолжения работ по улучшению условий обучения  – на проведение капитального и косметического ремонта. Поскольку проблема требовала значительных средств, они выделяются из регионального бюджета: у муниципалов средств недостаточно.

Я считаю, что наша задача – научить детей и учителей правильному поведению во время чрезвычайной ситуации. И политическое решение по этому вопросу тоже должно быть принято.

Рейтинг@Mail.ru