Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2008

Тема номера

Вообрази себя героем Шекспира

Что знают о театре сельские школьники? Чуть меньше, чем о космосе. В их  активе имеется, в лучшем случае, увиденная по телеканалу «Культура» классическая пьеса, в худшем – поездка в городской театр, от которой самым ярким воспоминанием остается дорога туда и обратно, да еще буфетная стойка в антракте.

Педагоги Изборского лицея считают: сельские дети могут и не увидеть театра, но обязательно должны в нем играть. Может быть, они никогда не будут выезжать за пределы своего поселка, но сцена раскроет перед ними новый мир. И чем раньше – тем лучше.

С древнейших времен человечество использовало в воспитательных целях различные формы театрального действа. История приобщения подрастающего поколения к театральному искусству в России начинается с XVII века. В первых придворных русских театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети и подростки. Школьные театры при появившихся российских высших учебных заведениях – а это были Славяно-греко-латинская, Медицинская академия и Шляхетный корпус – сыграли свою роль в становлении профессиональной русской сцены. В XX веке театр стали использовать как средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Один из примеров – московский «Театр простодушных», в котором играют ребята с синдромом Дауна.

Театральная студия, получившая название «Театр книги», действует при Изборском лицее и Изборской библиотеке с 2000 г. Были поставлены спектакли по произведениям К.С. Льюиса «Хроники Нарнии»; А.П. Чехова «Дом с мезонином»; Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»; сцены из пьес А.Н.  Островского «Снегурочка», «Гроза», «Свои люди – сочтемся»; греческая легенда «Нарцисс», сказка Ильи Рутенина «Премудрый царь». (Фото Натальи Александровны Савельевой, руководителя «Театра книги»)

А Изборский лицей и Изборский сельский дом культуры создали программу «Уроки актерского мастерства в начальных классах сельской школы». Юным актерам – от 7-ми до 11-ти лет.

«Техника актерского мастерства не является основополагающим звеном данной образовательной программы, – считают в лицее. – Она только предполагает создание условий для наиболее полного раскрытия способностей ребенка».

…В занятия для младшеклассников включаются театральные тренинги по сценической речи и сценическому движению: все проводится как забавная, увлекательная игра. Учителя лицея считают, что это помогает их питомцам избавиться от зажимов и боязни публичных выступлений, развивает координацию движений, внимание, воображение, память.

А играют дети в особой театральной студии под названием «Театр книги», из чего следует, что идея принадлежит библиотекарям. Это – совместный проект Изборской сельской библиотеки и Изборского лицея. Почему «Театр книги»? Потому что берется знаменитое произведение, и из него делается спектакль. Оказывается, младшим школьникам так понятнее: они «проигрывают» книгу, «проживают» ее. И юные изборяне воображают себя героями Шекспира у стен крепости, которая – как они потом поймут – гораздо старше шекспировских пьес...

Рейтинг@Mail.ru