Курсы повышения квалификации
Организация сетевого профильного обучения. Лекция 5
Федеральный базовый и региональный (национально-региональный) компоненты по ней осваиваются школьниками в течение 4-х дней (24 часа в неделю) в тех школах, где они обучаются постоянно. Обязательная аудиторная нагрузка старшеклассников складывается из 22-х часов федерального базового компонента при условии, что предметная область «Естествознание» в соответствии с традициями российского образования представлена предметами физика, химия, биология, география и 2-мя часами национально-регионального компонента. Два дня в неделю (12 часов) старшеклассники обучаются в сетевом варианте, где им предоставляется возможность изучать в виртуальных сетевых классах и группах профильные предметы и элективные курсы, которые они выбрали на этапе формирования индивидуального образовательного маршрута. Это основная схема организации учебного процесса сетевого профильного обучения, которая доказала свою эффективность в течение 4-х лет ее реализации в Омском регионе. По сравнению со схемой «4+2», большие возможности индивидуализации обучения дает схема «3+3» (табл. 2). При ее реализации ученики только три дня обучаются в «своих» школах по предметам базового уровня, за исключением предмета «Физическая культура». Таблица 2 Распределение часов при организации
сетевого профильного обучения
Эта схема организации сетевого профильного обучения допустима только при условии, что предметом, представляющим естественные науки на базовом уровне, будет «Естествознание». Что касается дисциплины «Физическая культура» на базовом уровне, то он может преподаваться в любой школе или специализированных спортивных центрах для сетевых (виртуальных) классов и групп. При этом возможно реализовать вариант выбора направления физического развития школьников. Региональный (национально-региональный) компонент также может быть реализован путем выбора вариантов из набора предметов и/или элективных курсов, которые включены в региональные учебные планы в качестве регионального (национально-регионального) компонента. В оптимальном варианте организации обучения в течение 3-х дней в неделю (18 часов) школьники занимаются в «сети» по индивидуальным учебным планам. Такой подход к распределению часов представляется перспективным, так как на 50% увеличивается время для индивидуализации учебного процесса, однако реализация этой схемы сложна и требует апробации. Распределение часов по схеме «5+1» (табл. 3) ограничивает выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка. В этом варианте отсутствует достаточный ресурс часов для индивидуализации обучения, но, тем не менее, он может использоваться для достижения конкретных целевых установок учащихся. Таблица 3 Распределение часов при организации
сетевого профильного обучения
Таблицы 4 и 5 представляют варианты распределения часов в версии сетевого профильного обучения для 5-дневной учебной недели. Схема организации сетевого обучения «3+2» (табл. 4) представляет собой аналог схемы «4+2» с некоторыми отличиями. Ее реализация возможна, если предметом, представляющим естественные науки на базовом уровне, будет «Естествознание». Таблица 4 Распределение часов при организации
сетевого профильного обучения
Схема организации сетевого обучения «4+1» (табл. 5) аналогична схеме «5+1» (табл. 3) и представляет собой симбиоз варианта сетевого обучения с профильным обучением в образовательном учреждении. Она значительно ограничивает варианты выбора, так как отсутствует ресурс часов для реализации индивидуальных учебных планов школьников. Таблица 5 Распределение часов при организации
сетевого профильного обучения
Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 35 часов. Из представленных типов распределения часов сетевого профильного обучения схема «4+2» для 6-дневной учебной недели дает наибольшие выгоды при тех же ресурсных затратах на реализацию сетевого варианта профильного обучения. Перспективной представляется и схема «3+3», но она нуждается в апробации. Так как ее реализация достаточно сложна, переход к ней можно осуществить после внедрения и институализации сетевого обучения по схеме «4+2». Учебный план для сетевого варианта профильного обучения рекомендуем составлять на основе следующей системы показателей: 1. Продолжительность учебного года – 35 учебных недель. 2. Режим работы общеобразовательного учреждения на старшей ступени – шестидневная учебная неделя. 3. Предельный объем недельной обязательной аудиторной учебной нагрузки одного учащегося – 36 часов в неделю. 4. Предельный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки одного учащегося – 1260 часов в год. 5. Предельный объем ежедневного обязательного домашнего задания для одного учащегося – 3 часа. 6. Продолжительность академического часа – 45 мин. Перечислим особенности учебного плана для сетевого варианта профильного обучения: 1. С целью усиления гибкости плана, повышения возможностей реализации запросов обучающихся, формирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников в плане указывается суммарное время (в академических часах), отводимое в старшей школе на инвариантный (базовый) компонент по каждой из образовательных областей. 2. Содержание образования представлено в виде перечня предметов базового и профильного уровней, а также рекомендуемых элективных учебных курсов, на основе которых создается индивидуальный образовательный маршрут учащегося. Базовые и профильные курсы имеют фиксированные объемы, значение которых приводится в сетке часов плана. Объемы элективных курсов, спецкурсов могут варьироваться в соответствии с индивидуальным маршрутом обучения школьника. В зависимости от потребностей и образовательных возможностей учащийся может выбрать определенный набор профильных, элективных учебных курсов в рамках предельно допустимого объема часов: профильных – не более 6, элективных – не менее 4-х часов. 3. С целью повышения информационной компетентности школьников не менее 15% учебных занятий проводится с активным использованием информационных технологий, так как учебно-материальная база и уровень квалификации кадров образовательных учреждений, объединенных в сеть, позволяют это сделать. Сегодня каждое из сетевых образовательных учреждений имеет современный компьютерный класс, от 30-ти до 60-ти процентов педагогов школ владеют компьютерной грамотностью, от 15-ти до 30-ти процентов – занимались по программе «Обучение для будущего». 4. Уроки в части учебного времени, предназначенные планом на естественнонаучные предметы, проводятся преимущественно в виде практикумов (естественнонаучный практикум, полевая практика). 5. В плане указывается также: – учебное время, отводимое на обязательные занятия по выбору обучающихся с целью профилизации и специализации образования (для организации занятий по индивидуальным образовательным программам); – учебный план предполагает использование в процессе обучения разнообразных форм и методов индивидуализации: личные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера, проектную и поисково-исследовательскую деятельность, творческие мастерские и лаборатории, экскурсии, полевой практикум, школьные научные общества и т.п.; – учебное время (в процентах от общей суммы), отводимое исключительно в распоряжение региональных органов управления образованием (национально-региональный компонент содержания образования, интегрированный в базовый и профильный компонент). 6. В плане предусматривается возможность деления класса наполняемостью не менее 25-ти человек (городская, районная школа) и не менее 20-ти (сельская школа) на две группы для занятий: по иностранному языку, информационным технологиям; на занятиях естественнонаучного практикума, физической культурой и материальными технологиями, а также при проведении обязательных занятий по выбору (профильных и элективных специализированных) курсов при наличии условий и ресурсов. 7. Для обеспечения большей индивидуализации учебного процесса, проводимого в рамках обязательных занятий по выбору учащихся (профильных и элективных курсов), в сетевом варианте профильного обучения, допускается формирование смешанных групп, состоящих из представителей всех классов данной параллели школ, входящих в сеть (с численностью от 12-ти человек) при наличии условий и ресурсов. Также возможна совместная работа двух преподавателей на одном уроке с использованием информационных технологий (п.6, п.7 – в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. № 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 г. № 1058 и от 15.01.1997 г. № 38). Мероприятия, проводимые во вторую половину дня (индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера, проектная и поисково-исследовательская деятельность, творческие мастерские и лаборатории, экскурсии, полевой практикум и т.п.), не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и не учитываются при определении соответствия обязательной нагрузки санитарным нормам. Время, отводимое планом на подвижные и спортивные игры, имеющие характер свободной активно-двигательной деятельности, не рассматривается как обязательная аудиторная нагрузка. Остановимся на особенностях организации учебного процесса в соответствии с учебным планом для сетевого варианта профильного обучения. Как отмечалось, сетевой план предназначен для обеспечения возможностей профилизации и специализации учащихся, глубокого овладения ими учебными предметами, избранными с целью подготовки к продолжению образования, или будущей профессиональной деятельности по одному из направлений образования, или видов деятельности в области гуманитарных, естественно-математических наук, или «Технологии». При этом учебный план предполагает завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям образования. Достижение этих задач, обеспечение необходимого для продолжения обучения уровня общеобразовательной подготовки в рамках ограниченного количества времени (два года на старшей ступени) возможно только при условии осуществления достаточно интенсивного учебного процесса путем перехода на шестидневку. Этим объясняется объем нагрузки – 36 часов в неделю. План предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: базового уровня, профильных, спецкурсов или курсов углубленного изучения (элективных курсов). Базовые общеобразовательные учебные предметы направлены на завершение общеобразовательной подготовки старшеклассников. Базовые курсы не являются профилирующими, они предназначены для конечного образования учащихся в области базовых компетенций и являются преимущественно интегративными, обобщающими, с явно выраженной методологической составляющей. Их содержание определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы. Предлагаемый перечень базовых общеобразовательных предметов: Русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура. В Пояснительной записке к плану необходимо дать перечень предметов на базовом уровне и детальное описание каждого из них с учетом специфики сетевого обучения. Профильные предметы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в той или иной области знаний, направленной на сферу будущей профессиональной деятельности. Они призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или сферы специализации. Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования по данному учебному предмету. При преподавании профильного предмета необходимо отказаться от обучения даже самых слабых учащихся на уровне репродуктивного воспроизведения фактов. Требуется создание условий для максимального вовлечения ребят в процесс содержательного расширения и обобщения знаний основной школы; занятия должны основываться на практическом применении полученных сведений в сходных предметно-образовательных ситуациях; необходимо сформировать умения и навыки разрешения проблемной ситуации, а также самостоятельного выхода из критических жизненных обстоятельств с помощью развитой коммуникативной компетентности. Результатом деятельности учащихся, прошедших профильную подготовку по предмету, будет написание рефератов по общим проблемам истории и обществознания или по региональной тематике, творческих сочинений, исторических эссе; выполнение коллективных или специальных проектов, научных исследований, творческих работ в соответствии с профилем обучения. Предлагаемый перечень профильных общеобразовательных предметов: Русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии, история, обществоведение, экономика, право, география, физика, химия, биология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, мировая художественная культура, технология (включая начальное профессиональное образование). Учащийся имеет право выбрать не более 8-ми часов в неделю профильных общеобразовательных предметов и изучать их на базе любого образовательного учреждения, входящего в сеть. Рекомендуем привести перечень профильных общеобразовательных предметов в приложении к сетевому учебному плану. В Пояснительной записке следует детально описать каждый из профильных предметов с учетом специфики сетевого обучения. Дальнейшая специализация школьников в рамках выбранного направления образования проводится на основе углубленного изучения элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору учащегося (не менее 4-х часов в неделю) из компонента образовательного учреждения или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей. Предлагаемый в сетевом сообществе перечень элективных курсов должен учитывать, во-первых, необходимость дополнительной подготовки к ЕГЭ, во-вторых, специфику видов деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Предлагаемый в сети перечень элективных курсов сетевого углубленного изучения приводится, как правило, в приложении к сетевому учебному плану. При организации учебного процесса в сетевом варианте профильного обучения предполагаются поэтапные изменения в системе промежуточной оценки: – при преподавании предметов на базовом и профильном уровнях следует проводить раздельную оценку учебных достижений школьников с одновременной фиксацией отметок в сетевом и/или классном журнале; – ввести дополнительную оценку подготовки учащихся по русскому языку, математике, информационным технологиям в ходе выполнения ими письменных работ (рефератов, проектов, творческих работ и др.), по остальным изучаемым предметам с последующим учетом всех накопленных отметок при промежуточной или итоговой аттестации; – использовать дифференцированные формы текущей и промежуточной аттестации на основе дифференциации требований к уровню освоения учебного материала; – проводить раздельную аттестацию учащихся как на уровне базовых, так и повышенных требований, формируя на этой основе адекватность самооценки школьников; при этом выбор уровня притязаний определяется самим ребенком; – для аттестации на базовом уровне перейти преимущественно к системе бинарной оценки («материал освоен» – «материал не освоен», «зачтено» – «не зачтено»), для аттестации на повышенных уровнях использовать гибкие шкалы оценивания, в том числе традиционную пятибалльную. Подводя итоги, следует отметить, что реализация сетевого учебного плана профильного обучения в старшей школе, приводит к достижению результатов, весьма значимых для старшеклассников, а именно:
Задания и вопросы для самостоятельной работы1. Прочитайте отрывок из Пояснительной записки к сетевому учебному плану, реализующемуся на территории Москаленского муниципального образования Омской области: «Для максимальной реализации запросов обучающихся, возможности формировать индивидуальные траектории учащихся, а также рационального использования часов профильных и элективных курсов, 5 средних общеобразовательных школ Москаленского района приняли решение о создании единой сетевой организации профильного обучения на старшей ступени. При разработке учебного плана учитывались данные социологического опроса родителей и учащихся 9–10-х классов, материально-технические, учебно-методические и кадровые возможности следующих школ района: Москаленской средней общеобразовательной школы № 1, Москаленской средней общеобразовательной школы № 2, Москаленской средней общеобразовательной школы № 3, Екатериновской средней общеобразовательной школы, Роднодолинской средней общеобразовательной школы. Возможности данных образовательных учреждений также будут расширены за счет использования ресурсов, расположенных поблизости учреждений дополнительного образования: Москаленского межшкольного учебно-производственного комбината, Москаленского Дома детского творчества, Москаленского детско-юношеского клуба физической подготовки, Москаленской художественной школы, Москаленской школы искусств. Все вышеперечисленные образовательные учреждения находятся в зоне транспортной доступности». Какие учреждения среднего (полного) и дополнительного образования могли бы принять участие в создании единой сетевой организации профильного обучения на территории вашего муниципалитета? 2. Какой из перечисленных в лекции вариантов сетевой организации профильного обучения «4+2», «3+3», «5+1», «4+1» наиболее приемлем для вашего муниципалитета? 3. Сетевой учебный план предполагает выбор элективных курсов. На ярмарке, которая проводится в р.п. Москаленки каждый год 31 августа, учащимся предлагается до 130 различных вариантов. Какие элективные курсы могли бы предложить старшеклассникам вы и ваши коллеги? Литература 1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования //www.mon.gov.ru Дополнительная литература 1. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005. 2. Крылова О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005. 3. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения (для учащихся 7–11 классов). – СПб.: КАРО, 2006. 4. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 5. Роботова А.С., Никонов И.Н. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005. 6. Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль. – М.: АПКиПРО, 2004. |