Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2008

Школьный уклад

Модульные курсы для самых маленьких

Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. И чтобы школа была, так сказать, в «форме», она должна постоянно думать о том, как повысить эффективность образовательного процесса. В 33-й гимназии Улан-Удэ постоянно пытаются найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые заинтересуют и увлекут детей. И, как и герой предыдущей статьи, здесь считают, что особое внимание нужно уделять начальной школе.

На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно – ее способности к самообразованию, самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». На наш взгляд, воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса.

В 2005 году наш Научно-методический совет утвердил Программу развития гимназии на период 2005–2010 гг. Такой документ предполагает переход к ресурсному центру гимназического образования «ТЭФФИ», основными направлениями деятельности которого являются развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников, экологическое и физическое воспитание учащихся, создание условий для их самоопределения.

В связи с этим на педагогическом совете «Интеграция предметов в системе гимназического образования» было принято решение о модернизации содержания образования в гимназии путем внедрения модульных интегрированных курсов в 3–7-х классах, элективных и профориентационных курсов в 8–11-х классах. В прошлом учебном году данная программа реализовывалась в начальной школе.

Внедрение модульных курсов, интегрирующих содержание дисциплин основных образовательных областей в содержание обучения начальных классов, обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, содержание курсов дает возможность обеспечить преемственность и перспективу изучения базовых учебных предметов между начальным и основным образованием. Во-вторых, их освоение позволяет учащимся пробовать силы в освоении разных предметов, более эффективно строить индивидуальную образовательную траекторию, тем самым, создавая основу для осуществления правильного выбора профиля обучения в старших классах. В-третьих, изучение курсов способствует достижению результативности образовательной программы гимназии, поскольку нацелено на развитие информационной, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.

Методическим объединением учителей начальных классов были разработаны программы модульных интегрированных курсов для учащихся 3–4-х классов по трем образовательным областям: «общественные дисциплины», «филологические дисциплины», «естественно-математические дисциплины». Названия курсов, разработанных учителями начальных классов, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Модульные интегрированные курсы для учащихся начальных классов

Образовательная область

Класс

Обществоведческие науки

Филологические науки

Естественно-математические науки

3

«Город Улан-Удэ: история и современность»

«Школа общения»

«Школа здоровья»

4

«Мир красоты и гармонии»

«Искусство общения»

«Азбука эколога-туриста»

Программы представленных курсов базируются на основных положениях процесса обучения в начальной школе:

– «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);

– максимальный учет психологических особенностей, возможностей и интересов ребенка путем использования разнообразных заданий;

– рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Содержание представленных курсов является интегрированным, поскольку объединяет содержание разных предметов одной образовательной области. Курсы имеют развивающий характер обучения, поскольку основаны на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий, выполнении исследовательских и проектных задач. Они базируются также на деятельностном подходе: ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности, активный участник процесса приобретения знаний.

Изучение каждого из представленных курсов рассчитано на 12 часов. Поэтому основной временной единицей учебно-воспитательного процесса становится не урок, а весь курс. Применение модульной технологии в данном случае дает возможность акцентировать внимание на организации практической деятельности учащихся и позволяет рассматривать курс как самостоятельную смысловую единицу. Основными формами уроков становятся деловые и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы, практические занятия.

Освоение курсов разных образовательных областей происходит поочередно: в начале учебного года детям предоставляется возможность изучить курсы образовательной области «общественные науки», затем – «естественно-математические науки» и «филологические науки» (табл. 2).

Таблица 2

Прохождение модульных интегрированных курсов

Сроки изучения

Классы

3

4

3 сентября – 14 ноября

«Город Улан-Удэ: история и современность»

«Мир красоты и гармонии»

19 ноября – 5 февраля

«Школа здоровья»

«Азбука эколога-туриста»

11 февраля – 12 мая

«Школа общения»

«Искусство общения»

Изучение курсов завершается презентацией творческих, исследовательских и проектных работ учащихся (вообще же в течение учебного года ученики 3–4-х классов принимают участие в трех презентациях: 14 ноября, 5 февраля, 12 мая).

Подчеркнем, что в разработке программ модульных интегрированных курсов принимало участие все методическое объединение, несмотря на то что учителя работают в разных параллелях (табл. 3).

Таблица 3

Образовательная область

Название программы

Класс

Авторы

Работа в классе

Обществоведческие науки

«Город Улан-Удэ: история и современность»

3

Н.С. Дёмина,

Г.В. Дудова

1-й

2-й

«Мир красоты и гармонии»

4

Н.В. Гусева,

И.И. Сычёва

4-й

4-й

Филологические науки

«Школа общения»

3

М.П. Гурожапова,

Е.П. Зотова,

Н.К. Николаева

2-й

3-й

Замдиректора

«Искусство общения»

4

Естественно-математические науки

«Школа здоровья»

3

Л.С. Капустина,

М.Е. Сафронова

3-й

3-й

«Азбука эколога-туриста»

4

Т.В. Сычёва,

Э.А. Цыренова

2-й

2-й

На итоговом заседании методического объединения начальных классов «Анализ учебно-воспитательного процесса за 2007/08 уч. год» были проанализированы эти интегрированные курсы. Результаты опроса учащихся, анкетирование родителей, отзывы учителей начальных классов показали, что введение курсов в учебно-воспитательный процесс способствует разностороннему развитию личности ребенка, прививает интерес к познанию мира, управляет переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, продвижением от совместной учебно-познавательной к самостоятельной деятельности ученика. А самообразование является условием развития интеллектуальной личности.

Таким образом, было принято решение, что в 2008/09 уч. году учителя начальных классов продолжат эту работу.

Публикация статьи произведена при поддержке школы английского языка "Bridge to English". Школа "Bridge to English" предлагает пройти обучение английскому языку в Москве. Высококлассные преподаватели, используя разработанную в Кембридже эффективную обучающую методику, помогут по выгодной цене и в самые быстрые сроки выучить английский язык на курсах, предназначенных для людей разных возрастов и уровней владения языком. Узнать больше о предоставляемых услугах и записаться на обучение онлайн можно на официальном сайте школы английского языка "Bridge to English", который располагается по адресу http://www.bt-english.ru/

Рейтинг@Mail.ru