На современном этапе развития
учебно-воспитательного процесса наблюдается
постепенный отказ от приоритетного формирования
ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на
формирование способностей личности учащихся,
особенно – ее способности к
самообразованию, самостоятельному получению
знаний, умений и отработке навыков. Все эти
категории входят в понятие «компетентность».
На наш взгляд, воспитание компетентного
человека и должно служить главной конечной целью
образовательного процесса.
В 2005 году наш Научно-методический
совет утвердил Программу развития гимназии на
период 2005–2010 гг. Такой документ предполагает
переход к ресурсному центру гимназического
образования «ТЭФФИ», основными направлениями
деятельности которого являются развитие
творческого и интеллектуального потенциала
школьников, экологическое и физическое
воспитание учащихся, создание условий для их
самоопределения.
В связи с этим на педагогическом
совете «Интеграция предметов в системе
гимназического образования» было принято
решение о модернизации содержания образования
в гимназии путем внедрения модульных
интегрированных курсов в 3–7-х классах,
элективных и профориентационных курсов в 8–11-х
классах. В прошлом учебном году данная программа
реализовывалась в начальной школе.
Внедрение модульных курсов,
интегрирующих содержание дисциплин основных
образовательных областей в содержание обучения
начальных классов, обусловлено рядом
обстоятельств. Во-первых, содержание курсов дает
возможность обеспечить преемственность и
перспективу изучения базовых учебных предметов
между начальным и основным образованием.
Во-вторых, их освоение позволяет учащимся
пробовать силы в освоении разных предметов,
более эффективно строить индивидуальную
образовательную траекторию, тем самым, создавая
основу для осуществления правильного выбора
профиля обучения в старших классах. В-третьих,
изучение курсов способствует достижению
результативности образовательной программы
гимназии, поскольку нацелено на развитие
информационной, коммуникативной и
социокультурной компетенций учащихся.
Методическим объединением учителей
начальных классов были разработаны программы
модульных интегрированных курсов для учащихся
3–4-х классов по трем образовательным областям:
«общественные дисциплины», «филологические
дисциплины», «естественно-математические
дисциплины». Названия курсов, разработанных
учителями начальных классов, представлены в табл.
1.
Таблица 1
Модульные интегрированные курсы для
учащихся начальных классов
|
Образовательная
область |
Класс |
Обществоведческие
науки |
Филологические
науки |
Естественно-математические
науки |
3 |
«Город Улан-Удэ:
история и современность» |
«Школа общения» |
«Школа здоровья» |
4 |
«Мир красоты
и гармонии» |
«Искусство
общения» |
«Азбука
эколога-туриста» |
Программы представленных курсов
базируются на основных положениях процесса
обучения в начальной школе:
– «позитивный центризм» (отбор
наиболее актуальных для ребенка этого возраста
знаний);
– максимальный учет психологических
особенностей, возможностей и интересов ребенка
путем использования разнообразных заданий;
– рациональное сочетание разных видов
деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок.
Содержание представленных курсов
является интегрированным, поскольку объединяет
содержание разных предметов одной
образовательной области. Курсы имеют
развивающий характер обучения, поскольку
основаны на детской активности в
экспериментировании, решении проблемных
ситуаций, усвоении обобщенных способов действий,
выполнении исследовательских и проектных задач.
Они базируются также на деятельностном подходе:
ребенок выступает не как объект учебных
воздействий, а как субъект всех видов
деятельности, активный участник процесса
приобретения знаний.
Изучение каждого из представленных
курсов рассчитано на 12 часов. Поэтому основной
временной единицей учебно-воспитательного
процесса становится не урок, а весь курс.
Применение модульной технологии в данном случае
дает возможность акцентировать внимание на
организации практической деятельности учащихся
и позволяет рассматривать курс как
самостоятельную смысловую единицу. Основными
формами уроков становятся деловые и
сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы,
практические занятия.
Освоение курсов разных
образовательных областей происходит поочередно:
в начале учебного года детям предоставляется
возможность изучить курсы образовательной
области «общественные науки», затем –
«естественно-математические науки» и
«филологические науки» (табл. 2).
Таблица 2
Прохождение модульных интегрированных
курсов
Сроки изучения |
Классы |
3 |
4 |
3 сентября – 14
ноября |
«Город Улан-Удэ:
история и современность» |
«Мир красоты и
гармонии» |
19 ноября – 5
февраля |
«Школа здоровья» |
«Азбука
эколога-туриста» |
11 февраля – 12
мая |
«Школа общения» |
«Искусство
общения» |
Изучение курсов завершается
презентацией творческих, исследовательских и
проектных работ учащихся (вообще же в течение
учебного года ученики 3–4-х классов принимают
участие в трех презентациях: 14 ноября, 5 февраля, 12
мая).
Подчеркнем, что в разработке программ
модульных интегрированных курсов принимало
участие все методическое объединение, несмотря
на то что учителя работают в разных параллелях (табл.
3).
Таблица 3
Образовательная
область |
Название
программы |
Класс
|
Авторы |
Работа
в классе |
Обществоведческие
науки |
«Город Улан-Удэ:
история и современность» |
3 |
Н.С. Дёмина,
Г.В. Дудова |
1-й
2-й |
«Мир красоты
и гармонии» |
4 |
Н.В. Гусева,
И.И. Сычёва |
4-й
4-й |
Филологические
науки |
«Школа общения» |
3 |
М.П.
Гурожапова,
Е.П. Зотова,
Н.К. Николаева |
2-й
3-й
Замдиректора |
«Искусство
общения» |
4 |
Естественно-математические
науки |
«Школа здоровья» |
3 |
Л.С. Капустина,
М.Е. Сафронова |
3-й
3-й |
«Азбука
эколога-туриста» |
4 |
Т.В. Сычёва,
Э.А. Цыренова |
2-й
2-й |
На итоговом заседании методического
объединения начальных классов «Анализ
учебно-воспитательного процесса за 2007/08 уч. год»
были проанализированы эти интегрированные
курсы. Результаты опроса учащихся, анкетирование
родителей, отзывы учителей начальных классов
показали, что введение курсов в
учебно-воспитательный процесс способствует
разностороннему развитию личности ребенка,
прививает интерес к познанию мира, управляет
переходом от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации, продвижением
от совместной учебно-познавательной к
самостоятельной деятельности ученика. А самообразование
является условием развития интеллектуальной
личности.
Таким образом, было принято решение,
что в 2008/09 уч. году учителя начальных классов
продолжат эту работу.
Публикация статьи произведена при поддержке школы английского языка "Bridge to English". Школа "Bridge to English" предлагает пройти обучение английскому языку в Москве. Высококлассные преподаватели, используя разработанную в Кембридже эффективную обучающую методику, помогут по выгодной цене и в самые быстрые сроки выучить английский язык на курсах, предназначенных для людей разных возрастов и уровней владения языком. Узнать больше о предоставляемых услугах и записаться на обучение онлайн можно на официальном сайте школы английского языка "Bridge to English", который располагается по адресу http://www.bt-english.ru/
|