Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2008

Профильное обучение

Проектный подход к выбору технологического профиля

К уже устоявшимся направлениям профильного обучения, несомненно, со временем следует добавлять программы других школьных дисциплин. Скажем, неверно отводить второстепенные роли технологическому профилю, то есть практической подготовке ученика к будущей жизни и труду.

Концепция профильного обучения предлагает организацию предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования – курсы по выбору.

Конечно, не все учащиеся школы идут на третью ступень обучения и здесь определено важное и основное значение предпрофильности – профориентационная. Курсов, выполняющих эту функцию, должно быть по возможности много. Желательно, чтобы они носили краткосрочный и чередующийся характер, являясь своего рода учебными модулями.

Курсы по выбору рекомендуют вводить постепенно, поскольку единовременное включение целого спектра разнообразных дисциплин по выбору может поставить ученика перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по осознанию ребенком самого механизма принятия решения.

В любой школе складывался свой спектр предшественников предлагаемых курсов – факультативных и кружковых занятий, зависящих не только от востребованности учащимися, но и от возможностей и увлечений кадрового состава школы – учителей. К тому же, учитывая возможную краткосрочность курсов по выбору, несомненно, что один педагог должен разработать и дать за год несколько курсов (учитывая расчет заработной платы).

Необходимо отметить важность профориентационности и на третьей ступени, поскольку очевидно, что познавательные потребности и жизненные планы – категории взаимообусловленные. Если познавательные интересы рождаются в процессе изучения тех или иных предметов, то жизненные планы  – еще и следствие изучения самого себя, своих интересов, склонностей и способностей, а поэтому школа должна предоставить ученику выбор профиля. Как говорится, один из одного – не выбор.

На мой взгляд, помимо академических профилей: естественно-научного, естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного, обязательным должен стать технологический. Чаще в школе большее внимание уделяется первым нежели последнему. А ведь здесь можно поспорить! К примеру, нет таких профессий – физико-математические.

В одной из наиболее распространенных классификаций, разработанной академиком РАО Е.А. Климовым, выделены такие группы профессий, как «человек–техника» и «человек–природа».

Скажем, математику отождествляют с профессией инженера. Однако инженер – это специалист, который, прежде всего, хорошо разбирается в технике и технологиях соответствующей отрасли производства. А знание математики нужно ему лишь для осуществления расчетов.

На вопрос «Что являлось целью вашего обучения в школе?» учащиеся отвечают обычно следующим образом: поступить в вуз – 52%, стать образованным – 14%, добиться цели – 8%, затрудняются ответить – 26%.

Работать по специальности после окончания вуза собираются лишь 18% опрошенных; больше половины вообще не знают, чем они будут заниматься. Отсюда и вытекает крайняя необходимость профориентации, которая может осуществляться и в школе, и в межшкольном учебном комбинате. Численность последних в стране, к сожалению, сократилась.

В связи с таким положением технологическому профилю в образовательных учреждениях не должна отводиться второстепенная роль. Тем более что «Технология» как школьная дисциплина ставит перед учащимися задачу не просто усвоить по возможности больший объем знаний (с позиции потребителя), но и реализовать их в полезных, прежде всего другим людям, – конкретных вещах (позиция созидателя). Вот где идет практическая подготовка школьников к жизни и труду!

Здесь важную роль должны играть учителя технологии, черчения, изобразительного искусства. Уже давно под руководством С.Н. Чистяковой разработана примерная программа курса «Профессиональное самоопределение», но она не может пробиться в школу из-за недостаточной подготовки, текучести кадрового состава.

Необходимо искать свои пути повышения рейтинга данной образовательной области, ее действительной значимости. А главное, какие бы проблемы не вставали перед администрацией ОУ и педагогами, – нельзя забывать о детях, которые могли бы именно в ней добиться каких-то значимых результатов, а некоторые, как, например, слабоуспевающие или равнодушные к другим предметам, только в ней.

роектная деятельность – один из методов, который позволяет обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению и, используя интеграцию предметов, дает возможность сформировать у детей целостную картину мира. Она выводит ученика за границы урока, курса, учебника, представляет проблему объемно, с позиций разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой сфере.

Проектный метод обучения стал сердцевиной методики технологического образования как интегративный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную или общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся.

Помимо этого, у ребят создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона описываемого метода. Именно при выполнении творческих проектов школьники выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Особый интерес представляет осуществление интегрированных учебных проектов, предполагающих длительную, целенаправленную совместную работу учителей технологии с другими педагогами-предметниками. Отправной точкой такого сотрудничества является создание «Банка интегрированных творческих проектов». Особенность их, если коротко, состоит в следующем: на уроке технологии, или на занятиях курса по выбору, изготавливается то или иное изделие как проект, а на уроках по основам наук осуществляется его защита.

В литературе можно встретить достаточно много вариантов интегративных проектов, выполненных учащимися под руководством учителей технологии, изобразительного искусства и словесников.

Реализация творческих проектов может проходить и внутри каждого отдельно взятого предмета на уроках, через работу курсов по выбору или элективных, через творческие объединения, а также во внеурочное время.

Учителя ИЗО тоже не остаются в стороне от инновационных процессов. Детей, выбравших профессию, связанную с художественным трудом и поступающих в художественные высшие и средние учебные заведения не так много в практике обычной неспециализированной школы. А просто попробовать себя творцом желает почти каждый, и ребенку должна быть предоставлена эта возможность, тем более, что все шире становится востребованной профессия дизайнера.

Несомненно, что только при выполнении изделий ребята осознанно могут подойти к технологическим процессам, к выбору способов и приемов, материала, а проектирование продукта труда с учетом его функционирования в определенной среде содействует развитию аналитической деятельности учащихся.

Чтобы заинтересовать школьников проектированием, необходимо:

  • объяснить суть проектного метода на примерах инженерных, дизайнерских видов деятельности, его экономичность;

  • обсудить варианты выполненных ранее проектов (содержание, объем, требования к оформлению, сложность, многообразие), сделав акцент на элементах творчества;

  • предложить перечень возможных тем проектов;

  • ознакомить с процедурой выполнения проекта, его защиты и оценивания.

Во время разработки проекта создавать условия для успешной работы учащихся:

  • поддерживать интерес к проектной деятельности, веру в успешность работы и в свои силы;

  • ориентировать ребят на реальный результат деятельности с учетом личного потенциала;

  • поощрять способность учеников к творческому поиску.

Начинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех учителей общему методу и алгоритмам проектирования. При этом достигаются две цели. Педагогический коллектив перестает быть пассивным участником преобразований, а, кроме того, педагоги начинают внедрять метод проектов и в образовательную деятельность учащихся.

Самый сложный момент при введении учебных проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать 15–20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися требуемых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.

Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать такие личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (через рассказ или пояснение). В первую очередь это относится к групповой работе, когда действует небольшой коллектив. К таким свойствам характера можно отнести умение сотрудничать с другими людьми, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать итоги, а главное ощущать себя членом команды.

Осуществляя свои творческие проекты, ученик должен быть заинтересован не только в конечном результате (изготовление и оценка), но и в дальнейшей возможности применения своей работы, собственной идеи в более расширенном плане, как, например, создание предприятия, изготовляющего данную продукцию. Причем проектировщик должен иметь четкие представления о его рентабельности. Пусть это будут игры во взрослую жизнь. Но жизнь любого живого существа начинается с игры. И, чем она сложнее, тем более ребенок будет подготовлен к ожидающим его реалиям.

Выполняя творческие проекты в рамках предпрофильного обучения, перспективной целью их дальнейшего развития должна являться разработка плана своего собственного малого предприятия, а это невозможно без знаний экономики, основ предпринимательского дела. Технологический профиль даст возможность в полной мере эту цель реализовать. Хотя, увлеченные педагоги справляются и за два, и за один час в неделю предмета технологии. Но этого мало. И учеников, выполняющих такую работу, единицы, поскольку основа всему – энтузиазм преподавателя и неравнодушие к детям.

Проектный подход вместе с развитием творчества, несомненно, повысит рейтинг данной образовательной области и реально даст выпускнику большее поле определения своего дальнейшего пути – собственной образовательной траектории.

Участник Фестиваля педагогических идей
«Открытый урок»
Издательского дома
«Первое сентября»
Рейтинг@Mail.ru