Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2008

Партнерство

Отец награждал учителя хлебом, мать – полотенцем

Видный российский педагог П.Ф. Каптерев описывает эпоху, которую он называет временем «церковной педагогии».

«С мастерами грамоты родители договаривались, как и со всякими другими мастерами, – пишет он. – То есть приглашались один-два свидетеля и заключалось условие. На окончательном испытании ученика присутствовали те же свидетели и решали, честно ли выполнен договор со стороны наставника. Содержанием договора служили условия о том, чему учить, в какой срок, за какую плату.

Приступ к учению совершался так: наши предки начинали учить своих детей грамоте с 1-го декабря – это день святого пророка Наума. Для сего наперед условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока.

Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. …Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона – так установлено было нашими предками. После сего учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось великомудрое учение: аз, земля, ер – аз. Мать усугубляла свой плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение.

Учителя после трудов угощали, чем Бог послал, и дарили подарками. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать – полотенцем своей работы. Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой».

Петровские преобразования внесли серьезные изменения в положение семьи и решение вопроса обучения детей.

До Петра русская семья жила замкнуто, обособленно от всего остального мира, имея свои семейные интересы, стараясь, чтобы посторонний глаз не проникал в семейную жизнь. Семья была своего рода монастырем или крепостью, обнесенной стеной, и за эту стену не принадлежащий к семье допускался с осторожностью. То был чужак, которого следовало опасаться.

Связи семей с обществом не было, семьи не знали еще никаких общественных идеалов. Дальше семьи дело не шло, до общественных интересов авторы домостроев не возвышались. Домострой внушает верную службу царю, но о связи семьи с обществом, родной землей нигде не говорят.

Петр Великий

С Петра государство внедряется в семейную жизнь и начинает на нее давить, изменять ее строй сообразно государственным интересам. Появляется законодательство о семье и семейных отношениях: в 1702 году, в частности, сделано было распоряжение о запрещении вступать в брак не прошедшим курса цифирных школ; дети насильно отбирались у родителей в школы и на службу, так что родители потеряли прежнюю власть над детьми.

При Петре был издан важный указ «Об обучении детей за границей» от 2 марта 1716 года о посылке в Венецию, Францию и Англию дворянских детей для определения в морскую службу.

Приведенные примеры указывают на то, что в петровскую эпоху роль государства, которое занимало позицию диктата, была главенствующей. Значение семьи в принятии решения об образовании своего ребенка отходит на второй план.

Разнообразие проектов в области образования в период правления Екатерины II ясно указывает, насколько глубок и серьезен был интерес к этой сфере. Предложения носили в основном рекомендательный характер. Определенное место отводилось в них роли родителей в воспитании своих детей: «…за непосылку детей в школу родители должны были платить штраф».

Один из деятелей образования того времени И.И. Бецкой говорил «о необходимости отделения при воспитании малолетних детей от общества взрослых, от родителей и семьи как источников заразы».

В представленном им Екатерине II в 1763 г. докладе о реорганизации в России дела воспитания «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» он писал: «Нужно завести воспитательные училища для детей обоего пола и брать туда детей не старше 5–6 лет, когда ребенка еще можно воспитать в добродетели.

Екатерина II

В училищах держать детей до 18–20 лет безвыходно, без всякого сообщения с обществом, так чтобы и самые близкие родственники могли видеть воспитываемых лишь в назначенные дни и притом не иначе, как в самом училище и в присутствии начальников, ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбора обхождение вне и внутри онаго (училища) весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые примеры и образцы добродетелей».

Еще дальше шел другой проект: «Великое бы дело и удивления достойное человеколюбие Вашего Императорскаго Величества было, ежели бы возможно вскоре по отнятию от матерных грудей чрез пристойные учреждения доставлять щастие добраго воспитания и тем избавлять сущих еще младенцев, ни добра, ни зла не ведающих, от неминуемой им погибели.

Но понеже надзирание над столь нежными летами соединено со многими трудностями, то необходимость заставляет за то приниматься, а именно от пяти и шести лет».

Зато раз дети сданы в школы на государево содержание, родители отказываются от всяких прав над детьми, не могут их взять назад, посещать по своему желанию, брать к себе домой на несколько дней и т. п.

Политика укрепления государства в области народного образования продолжилась и при Николае I.

Николай I

С самого начала своего царствования император решительно настаивал на единообразии школьного образования и рескрипт на имя министра народного просвещения (от 14 мая 1826 года) начал такими характерными словами: «Обозревая с особенным вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимаго однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение».

Даже для дворянского сословия были введены некоторые ограничения в выборе места обучения детей и учителя. В 1834 году было издано особое «Положение о домашних наставниках и учителях», по которому все поступающие в частные дома «для нравственного воспитания детей» обязываются приобрести звание домашнего наставника или учителя. Женщины допускаются к обучению и воспитанию в частных домах также по получении свидетельства на звание домашней учительницы. Звание домашнего наставника приобретается особым испытанием в университете или гимназии.

В 1843 году были приняты меры и против заграничного воспитания отпрысков русских семей. Родителям велено было воспитывать своих детей от 10-ти до 18-ти лет непременно в России.

Особенное внимание в это время было уделено вопросу сословности образования: «Большинство членов комитета, обсуждавшего проект устава гимназий 1828 года, держалось такого взгляда, что при устройстве учебных заведений следует принять за правило, чтобы они составляли каждому сословию приличное званию образование, чтобы “дети каждого сословия получали такое образование, которое соделывало бы их способными быть полезными и довольными в том состоянии, к коему они при рождении своем назначены всевышним промыслом”».

Проведение Александром II земской реформы, несмотря на многочисленные права, предусмотренные для земств, мало повлияло на положение и права семьи в образовании детей. Государство по-прежнему решало, что и как должно быть в народном образовании.

Александр II

П.Ф. Каптерев, анализируя ситуацию того времени, иронизирует: «Можно ли ввести в сельские школы и учительские семинарии чтение положений о земских, волостных и сельских учреждениях с разъяснением крестьянам их обязанностей? – спрашивали Брянское и Вологодское земства в 1879 году. Нельзя, отвечало министерство, потому что введение означенных занятий “не соответствовало бы задаче этих заведений” и “нарушало бы строй педагогической системы, приноровленной к известной цели”.

Возможно ли каждому училищу для привлечения наибольшего числа пожертвований на училищное дело иметь попечителя или попечительный совет? – спрашивало Владимирское губернское земство в 1882 году. Нельзя, отвечало министерство, потому что от такой меры едва ли можно ожидать более пользы, чем вреда.

Ну, а нельзя ли поставить хотя бы кружки для сбора пожертвований на школы? – спрашивало Петербургское земство (в 1869 г.). И кружки нельзя поставить, отвечало министерство, потому что едва ли они много дадут, “да и мера эта не соответствует также нравственному достоинству дела народного образования” (а сборы на церкви и на разные благотворительные учреждения посредством кружек всюду производятся)».

Педагог и земский деятель Е.Звягинцев писал о земской школе: «Население, которое пользуется народной школой, не имеет голоса ни в училищном совете, ни в земской управе, хотя они и заведуют народными училищами; народ не имеет доступа к влиянию на школу; народ и народная школа отчуждены друг от друга. Без такой связи школа превращается в школу грамоты и выучки, а не в народную».

В день Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 1901 года, император и самодержец Всероссийский Николай II подписал очень важный документ, намечающий путь, по которому должно было идти усовершенствование российского образования.

Николай II

Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем». Государь рассуждает о существенных недостатках того «учебного строя», который сложился ко времени его правления, и призывает приступить к коренному его пересмотру и исправлению: «Да благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем».

В рамках проведения реформы во время царствования Николая II возникало все больше и больше новых учебных заведений и образовательных проектов, в которых школа строилась на действительно новых началах и, прежде всего, на активном участии семьи в образовательном процессе.

Рейтинг@Mail.ru