Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2008

Партнерство

Родители пасуют перед директором и учителями

Красноярский регион известен как один из передовых в деле создания и развития управляющих советов в образовательных учреждениях. Даже среди выпускных квалификационных работ в педагогическом колледже № 1 им. Горького встречаются материалы на эту тему. Так, в этом году появилось исследование о месте родителей в жизни школы в разные исторические эпохи1.

Сегодня родители проявляют все больший интерес к области образования, говоря как о плюсах, так и о минусах этой системы. Они понимают, что в современной ситуации школе необходимы их присутствие и инициатива, благодаря которой в политике образовательного учреждения можно многое изменить. В представленных примерах показаны различные мнения, высказанные по поводу улучшения школьного образования.

Опираясь на результаты исследования родительского сообщества2, можно с сожалением констатировать множество затруднений во взаимодействии школы с родителями. В числе основных выделяются:

– недостаточный уровень информированности старших членов семьи о достижениях и затруднениях как своего ребенка, так и школы в целом;

– низкий уровень включенности взрослых в школьную деятельность, в том числе в управление;

– недостаточно гуманное отношение педагогов к родителям, неадекватный характер взаимоотношений.

На вопрос: какое образование вы бы хотели дать своим детям? – получены такие ответы.

Заместитель начальника управления образования администрации одного из российских городов: «Только качественное. В начальной школе, к примеру, я хотела бы, чтобы мой ребенок получил хорошее базовое образование, позволяющее ему расти дальше уже в средней школе. Самое главное сегодня – это начальная школа. Важно, чтобы не утратился интерес, и для этого учителя должны заинтересовать, увлечь первоклассника. Ведь первые проблемы самые трудные».

Директор библиотеки: «Если у школьника есть склонности к чему-либо, то лучше его отдать в специализированное учебное заведение. Там он сможет полнее раскрыться и проявить себя».

Директор негосударственной школы: «Мои дети уже взрослые. А вот внучка будет учиться у меня. Если бы государство имело деньги, у нас все было бы по-другому. А их нет, учителям не платят. Какая может быть учеба? Родители вынуждены отдавать своих отпрысков в частные школы и платить за это деньги. В прямом смысле происходит деградация учителей».

Встречаются и такие высказывания: «Мамы не могут даже добраться до классного руководителя, не говоря уже о директоре. Сильнее всего возмущает, что в последнее время ОУ практически закрылись от них. Школа превратилась в тюрьму, куда не допускают родителей. Под предлогом обеспечения безопасности образовательные учреждения полностью отсекли взрослых от информации, чему и как учат их детей, превратив старших членов семьи исключительно “в людей для сбора денег”».

По словам президента некоммерческого проекта «Родительский комитет» Ларисы Павловой, школа до такой степени обособилась от родителей, что «они стали бояться защищать интересы своего ребенка: не чувствуют себя уверенно в школе, пасуют перед учителем и директором». А если отношения семьи со школой не сложились, то это неизбежно отзывается на школьнике. «Ребенок стал заложником системы образования».

По мнению Ларисы Павловой, «закрытость школы от родителей зачастую приводит к тому, что учеников там обучают сомнительным вещам». Так, в одном из образовательных учреждений 11-летних детей заперли в классе и учили «уходить в астрал», а в другом преподавали ОБЖ по учебнику, где рассказывалось «о сексуальных упражнениях». Чтобы исправить положение, считает президент проекта «Родительский комитет», должен быть введен дополнительный государственный контроль за деятельностью школы: «Только аккредитации и лицензирования мало!».

Домохозяйка (сын – старшеклассник): «Школа сегодня занимается очень многими сторонами жизни, а образованию уделяет внимания все меньше и меньше. Это опасно, потому что страдает качество обучения. Меня это беспокоит как родителя и как члена сообщества».

Воспитатель детского сада: «Меня волнует проблема воспитания наших детей. Хочется, чтобы они умели вести себя в обществе, были нравственными. Почему мы передаем малышей из детского сада в школу воспитанными, а потом к ее окончанию это утрачивается? С нами они здороваются, называют по имени-отчеству, а в школе могут не поздороваться даже с собственным учителем. Проблема касается родителей, общества, всех».

Житель небольшого города, переживающего глубокую экономическую депрессию: «Городское сообщество еще не сложилось – наш город молодой, ему всего 25 лет. Школа (в ситуации остановки промышленного производства) становится градообразующим учреждением. Она призвана решать задачу формирования нового состава городского сообщества, развивать активную жизненную позицию. Город должен жить, а не умирать. Надо начинать что-то делать. В этом особая роль образовательной системы».

Учитель: «Вся ответственность на учителе, а родители заняли позицию наблюдателей. Вы его обучите, воспитайте, привейте ему такие-то качества, а мы умываем руки. Безработица, пьянство – это наша социальная ситуация, но мы тоже находимся в этой же ситуации, однако не перекладываем ответственность на других».

_____________

1 Опубликовано на сайте Открытой информационно-коммуникативной структуры сообщества создателей школьных управляющих советов в Красноярском крае (http://us.cross-edu.ru).

2 Е.С. Заир-Бек, О.Е. Лебедев, С.Г. Вершловский, О.А. Лепнева, Е.А. Тимошко.

Рейтинг@Mail.ru