В повестке дня помимо пленарного
заседания значилась и работа секций.
Организаторы старались охватить максимум
возможных тем для обсуждения. И не прогадали.
Активные дискуссии по направлениям «Принципы
развития региональной модели ДОД»,
«Инновационные образовательные
технологии – средство повышения качества
дополнительного образования», «Организация ДОД
в общеобразовательной школе» и другим
продолжались даже после того, как время их работы
истекло.
Но, пожалуй, наиболее яркие эмоции у
собравшихся вызвало выступление Виктора
Ивановича Слободчикова, члена-корреспондента
РАО, профессора, который акцентировал внимание
аудитории на нескольких важных моментах.
– Существует четыре главных импульса,
которые движут людьми. Первый, наиболее
очевидный, – это личное благосостояние и
собственное удовольствие. Второй – семейные и
кровные узы. Третий – общественный закон. И,
наконец, четвертый – совесть.
Совесть – это первая линия обороны
человека. Если его не удерживают бастионы
совести, он вступает на вторую линию –
пытается защититься общественными законами. Не
удержав вторую, вступает на третью, считая, что
«мой дом – моя крепость»... Именно в такой
последовательности происходит деградация
человека.
Если посмотреть внимательно, то в
нашей жизни все четыре линии обороны сильно
поражены. На наших глазах стремительно изменился
духовно-психологический климат общества.
На мой взгляд, отечественному
образованию брошен вызов, так как существует
необходимость профессионально обеспеченного
решения проблемы развития человеческого в
человеке. Фактически речь идет о постановке
беспрецедентной задачи для образования. Оно
должно стать универсальной формой становления
человека, а главное, способствовать тому, чтобы
он был хозяином собственной жизни.
Долгое время мы жили с сознанием того,
что основным субъектом действия является
коллектив, и потому никто не учил нести личную,
персональную ответственность за события
собственной жизни. Сегодня обнаруживается, что
человек беззащитен и беспомощен, так как не
знает, что с собой делать.
Обозначу три важнейших, на мой
взгляд, взаимосвязанных определения
современного образования.
Образование – не отрасль народного
хозяйства, как считалось долгое время. Образование –
это самостоятельная общественная практика.
Мысленно представьте себе центральную нервную
систему любого человеческого организма. Уберите
ее оттуда – получите бесформенную биомассу.
Так и с образованием: если его «вынуть» из
социального организма, то от организма ничего не
останется. Ни смысла, ни перспективы.
Образование – универсальный
способ трансляции истории и культуры. Это
механизм передачи и сохранения норм и ценностей.
Образование – всеобщая
культурно-историческая форма становления и
развития всех базовых способностей человека,
готового к самообразованию, а тем самым, к
саморазвитию.
Три определения задают смысл,
характер, содержание деятельности любого
образовательного института – от семьи и
детского сада до вуза и послевузовского
образования. И это, кстати, может быть критерием
оценки деятельности любого образовательного
учреждения.
Выполняет ли оно (и в какой степени)
социальную, культурную и антропологическую
миссии? Миссию развития индивидуальных
способностей наших детей? Очевидно, что ни одно
образовательное учреждение, взятое в
отдельности, не может полноценно реализовать все
три задачи. Тому есть как минимум две серьезные
причины.
Во-первых, в современной
теоретической педагогике отсутствует такое
понятие, как полное образование. Вопрос о
соотношении основного и дополнительного
образования только начинает звучать. Кроме того,
появились технологии, которые дробят
образование. Одно ЕГЭ чего стоит…
Во-вторых, налицо острый дефицит
нематериальных ресурсов – личностных,
нравственных, профессиональных,
научно-методических,
организационно-управленческих.
Поделюсь с вами своим видением целевых
ориентиров и смыслов основного и
дополнительного образования:
Основное образование ориентировано
на построение научной, персональной,
профессиональной деятельности. Дополнительное
образование воспитывает ценностно-смысловой
компонент.
Основное образование ориентировано
на усвоение предметных знаний и способов их
употребления. Дополнительное – на развитие
личных интересов и склонностей детей.
Самостоятельной ценности учебные предметы в
системе дополнительного образования не имеют.
Основное образование обеспечено
своей системой нормативов, объединенных
культурными традициями и социальными
предписаниями. В дополнительном образовании
созданы условия для саморазвития и
самообразования, которые вне социальных
предписаний и возрастных ограничений.
Основное образование – это
социализация идей и формирование социально
адаптированной личности. Дополнительное –
индивидуализация, то есть речь идет о свободе и
свободной личности.
Задачи системы дополнительного
образования на ближайшие годы обозначила руководитель
Московского департамента образования Ольга
Николаевна Ларионова:
– У нас начинается реализация
программы «Столичное образование–5». Поэтому я
убедительно прошу руководителей ОУ: прочитайте
программу внимательно. Дополнительное
образование там представлено в одном разделе, и
заявленные направления нам предстоит развивать
в течение последующих трех лет.
Говоря о конкретных задачах,
остановлюсь на следующем. Мы порой утрируем
стандарты воспитания. Существует множество
социальных явлений, которые сложно перевести в
какие-то качественные характеристики. В системе
дополнительного образования это особенно
заметно. Скажем, должны ли мы отказать ребенку,
пожелавшему научиться играть на гитаре, понимая,
что у него нет слуха? Ведь он пришел не в
музыкальную школу, а в учреждение ДОД. Не
увлеклись ли мы словом «образование»?
Обилие методических программ,
направлений деятельности учреждений ДОД дает
нам большую силу. Но насколько проработаны все
эти программы? Насколько они действительно
являются авторскими? В самом ли деле они прошли
проверку и наукой, и практикой? Над этими и
другими вопросами методическим службам следует
серьезно работать.
Еще одна серьезная проблема – это
дети-инвалиды. Давайте начнем с Дворца на
Воробьевых горах и сделаем так,чтобы сюда в любое
время мог приехать ребенок на коляске.
У меня есть ощущение, что проблема
инвалидов больше касается здоровых людей.
Например, в городе есть несколько детских садов,
которые работают по программе дефективного
образования. Они настолько хорошо себя
зарекомендовали, что сейчас туда стоят очереди
из здоровых детей.
И я считаю, что система
дополнительного образования в этом направлении
может сделать даже больше, чем школа, потому что
возможности у нее шире. Дети, которые в системе
общего образовании учатся с помощью
дистанционных технологий, в дополнительном
образовании могут на равных со здоровыми
сверстниками делать проекты, устраивать
выставки.
Существует и другая задача. Это
подготовка кадров. Специальные программмы для
детей-инвалидов в основном разработаны
родителями таких ребят. Есть программы для
музыкальных школ, где слепых детей обучают игре
на музыкальных инструментах, есть другие крупицы
опыта, который нужно собирать, изучать и
распространять. Думаю, что начавшийся серьезный
разговор о системе дополнительного образования
позволит нам вскоре сделать ряд интересных шагов
в развитии этой сферы.
|