Опыт
Почему в школах мало реализуются педагогические
проекты?
Возможно, потому, что
сконцентрировались на проектах ученических
и еще не успели оценить, какой огромный потенциал
несет в себе такой вид работы. В столичном
центре образования № 1678 «Восточное Дегунино»
используются и те, и другие. Учитель английского
языка Ольга Корчажкина рассказала, в чем разница
между ними и каких целей достигают педагоги.
Если ученику что-то интересно, он сам
подходит к учителю и предлагает предмет
изучения. Так зарождается ученический проект.
Тема педагогического проекта – в
чистом виде заказ преподавателя. Он просит ребят
(как правило, старшеклассников) совместно с ним
создать некий продукт, который можно будет
использовать в учебном процессе в этом или
другом классах.
«По просьбе учителя организуется
группа из нескольких школьников, – говорит
Ольга Максимовна. – Чтобы мотивировать на
участие в педагогическом проекте, нужно
соответствующим образом поставить задачу. Когда
учащиеся знают, что они делают работу совместно с
педагогом, занимаются «взрослой» деятельностью,
а результаты найдут применение на занятиях, то
мотивация поднимается на высокий уровень. Также
подросткам важно дать понять, что учитель это не
может сделать без них. Одной из таких областей
являются информационно-коммуникационные
технологии, когда педагоги порой имеют низкий
уровень образованности по сравнению с детьми, и
без учеников не обойтись.
И, конечно, тема должна
соответствовать интересам учащихся,
способствовать проявлению личных качеств,
выявлять уникальность».
Еще одна особенность педагогических
проектов состоит в том, что взрослый является не
только заказчиком. Он выступает полноправным
членом проектной группы наравне со всеми
остальными, отвечающими за определенные участки
работы и отчитывающимися о пройденных этапах. То
есть складываются более тесные связи между
педагогом и школьниками, налаживаются
партнерские отношения. Это вообще становится
характерным для среднего образования, не говоря
уже о высшем.
«Проектная группа находится под
пристальным вниманием всех учителей и
учащихся, – делится наблюдениями Ольга
Корчажкина. – Дети из группы общаются с
одноклассниками, и те узнают, что происходит. А
педагогическому коллективу интересно увидеть
продукт, призванный повысить эффективность
работы коллеги».
Что касается инновационности этой
проектной деятельности, то новизна состоит не в
иных организационных компонентах осуществления,
заложенных создателями метода проектов около
ста лет назад, а в современном инструментарии и
актуальности предметного содержания; в том, что в
отличие от работ 10–20-летней давности появилась
межпредметность (например, русский язык и
информационные технологии, история –
иностранный язык – информационные
технологии). Так, в центре образования взялись за
разработку электронных образовательных
ресурсов по английскому языку.
«Идея создавать компьютерные варианты
учебных пособий родилась из осознания того, что
школа вступила в процесс информатизации, –
вспоминает учитель английского языка. – Мы
явились победителями нацпроекта, и многие
кабинеты начали оснащать мультимедийной
техникой. А старый методический инструментарий,
задействованный до этого этапа, не
соответствовал той ступени развития, на которой
теперь находится образовательное учреждение.
Кроме того, столкнулись с типичной для
многих ОУ проблемой: часто болеющие дети не
посещают уроки и отстают от одноклассников. Было
решено переложить программу иностранного языка
в цифровую версию. Такой работой занимаются в
вузах. Однако там это делают сценарист и команда
программистов. У нас таких сотрудников нет. Мы
берем готовые программные среды и пытаемся свои
сценарии приспособить к ним.
Мне могут возразить, что такие ресурсы
уже выпускаются, почему бы не воспользоваться
ими? Но ведь целый класс занимается по одному
учебному пособию, и было бы неразумно ребенку,
который учится на дому 2–3 месяца, давать другие
задания. Мы сделали компьютерный вариант того
учебника, по которому работаем на уроках».
ФАКТЫ
СГА –
единственный в мире вуз, который проводил
обучение своего студента Федора Конюхова во
время одиночного кругосветного плавания. Это
зафиксировано Российским комитетом по
регистрации рекордов планеты, представляющим в
России книгу рекордов Гиннеса. |
Проблемы
Чтобы приблизить школу к требованиям
новой цивилизации образование должно двигаться
по пути интеграции. Так происходит в случае с
Современной гуманитарной академией, которая
осуществляет консолидацию с образовательными
учреждениями. Благодаря сотрудничеству СГА с Щелковским
муниципальным районом Московской области
председатель районного комитета по вопросам
образования решился внедрять в ОУ новые
технологии обучения, что вылилось в школьный
проект.
В районе 40 школ, из них несколько
коррекционных учебных заведений и комплексы
детский сад–начальная школа. Они не вошли в
программу. А из 36 ОУ 12 захотели узнать, как
отразятся на их учениках предлагаемые вузом
дистанционные методы обучения, какова будет
реакция учителей.
Отличало этот проект то, что по
школьному контенту дети должны были осваивать
знания не в учебные часы. Но многие ли школьники
обладают силой воли, достаточной тягой к знаниям,
чтобы после уроков сесть и заниматься?
– За год у нас прошло обучение 263
ребенка, – подсчитывает доктор
педагогических наук Людмила Викторова. – Мне
кажется, это хорошая цифра. Значит, есть 263
человека, которым стало интересно.
Предполагаемые компьютерные программы
настолько разнообразны, что, если в них
окунуться, видно огромное поле для
самообразования. Когда у меня находится
свободное время, то сама сажусь за компьютер. Я
просто очарована программами по географии,
иностранному языку, биологии! В них включены даже
только что открытые учеными данные, описываются
новейшие опыты…
И те дети, которые хотя бы прикоснулись
к миру информации, поданной в адаптированном для
школьников виде, перешли на совершенно другую
ступень.
Администрация ОУ наши программы в
целом оценивает позитивно, потому что школе
предоставлены новые возможности, престижно
работать с вузом…
СОТРУДНИЧЕСТВО
Современная гуманитарная академия
приглашает школы к совместной работе над
учебными компьютерными программами по разным
предметам. |
А учителя относятся
по-разному. Что скрывать, есть те, кто боится
техники. Когда ими были высказаны претензии,
академия предложила провести экспертизу самим
педагогам. Были розданы компьютерные программы
по их дисциплинам, и тут мне стали звонить эти
учителя с вопросом: «Нельзя ли нам все это
переложить на бумагу? Мы не знаем, что делать с
компьютером!»
Но приучить ребенка
самообразовываться с помощью ИКТ может лишь
взрослый, который любит технику, разбирается в
ней. Поэтому в Щелковском районе начали
подготовку учителей. Спустя время у детей стал
виден иной результат.
Проект дал нам богатый опыт. Программы
будут преобразовываться. Например, избавимся от
неудачных картинок: плохо сняли на видео
учителя – вышло несимпатичное лицо. Это
пустяк, но он влияет на дальнейшее восприятие
ребенком учебной программы. Или, скажем, педагог
говорит причмокивая, задыхаясь, что раздражает
слушателя, и смотреть такую лекцию невозможно.
Улучшаем мы и тестовую базу. Тесты были
примитивными, теперь же значительно усложнились
и потребовали от учеников внимания, участия.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
Всероссийский конкурс «Учитель
года–2008», с одной стороны, завершен. Но, с другой,
он получит свое продолжение благодаря партнерам
конкурса – компаниям, предлагающим школам
образовательные информационные технология.
Недавно они продемонстрировали самые
современные разработки.
Вице-президент компании «Аквариус»
Ольга Ципилева рассказал о возможностях «Электронной
учительской», одного из инновационных решений,
наряду с «Цифровой школой» и «Мобильным
классом». Программно-технологический комплекс
«Электронная учительская» облегчает работу
педагога по подготовке отчетности. Комплекс
включает в себя «Электронный журнал»,
позволяющий не только выставлять оценки, но и
поддерживать постоянную связь с родителями
учеников.
Представитель компании «Полимедиа»
Михаил Гасымов познакомил с цифровой
медиатекой. Медиатека включает в себя цифровую
картинную галерею – посетив ее, ученики любой
школы смогут составить определенное
представление о коллекциях лучших музеев мира.
Кроме того, компанией создана электронная
книга – устройство стоимостью 9 000 рублей
содержит в себе тексты 40 000 томов и позволяет
значительно расширить фонды школьной
библиотеки.
Гавриил Леви, представитель компании
«Инверсмайнд», выступил с проектом «Дневник.ру».
Это интернет-ресурс, содержащий такие разделы,
как «виртуальное расписание», «виртуальная
библиотека» и «виртуальный класс».
По материалам http://5ballov.ru |
Перспективы
В Современной гуманитарной академии,
в которой и без того 180 тысяч студентов (в т.ч.
дистанционных), задумали в будущем охватить
своими программами и младших школьников (вопрос
применения современных технологий для
старшеклассников уже проработан хорошо).
«Актуальным для нас является тема использования
программ в пятых классах», – знакомит с
планами сотрудник Центра стратегических
исследований СГА Ирина Смирнова.
Эти дети пока не попадают в поле
исследовательского интереса и практической
деятельности, касающихся дистанционных средств.
Также школы по ряду причин нуждаются в
дистанционном обучении: это и нехватка
педагогов, и старение учительского корпуса и
вместе с тем желание ОУ обеспечить ученикам
современный уровень образования.
«Мы считаем, что не обойтись без
построения модели учебно-методического
комплекта дистанционных учебных продуктов для
школьников 10–11 лет, – считает Ирина
Эдуардовна. – Она должна учитывать
особенности этой возрастной категории и
соотноситься с дидактическими задачами.
Имеющиеся отдельные продукты весь комплекс
таких задач не решают».
Статья подготовлена при поддержке web-студии «Sait.ua». Если Вы решили приобрести качественный и стильный сайт, или же раскрутить свой, то оптимальным решением станет обратиться в web-студию «SAIT.UA». На сайте, расположенном по адресу www.Sait.Ua, вы сможете, не потратив много времени, узнать более подробную информацию о ценах и действующих акциях в данный момент. В web-студии «Sait.ua» работают только высококвалифицированные специалисты, которые смогут ответить на ваши вопросы.
|