Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2008

События

Чем поможет ученик?

«Взрослая» деятельность повышает мотивацию

Говорить о компьютерных инновациях в школе предложили в самом подходящем для этого месте. Современная гуманитарная академия, собравшая в Москве участников Всероссийской научно-практической конференции, – первый вуз, подтвердивший в Минобразования готовность к дистанционному обучению в полном объеме. Она же стала и первым российским вузом, применившим информационно-коммуникационные технологии (и сегодня для учебы студентов используются 3 000 обучающих компьютерных программ). Конференцию назвали «Инновационные проекты в школьном обучении: опыт, проблемы и перспективы».

Опыт

Почему в школах мало реализуются педагогические проекты?

Возможно, потому, что сконцентрировались на проектах ученических и еще не успели оценить, какой огромный потенциал несет в себе такой вид работы. В столичном центре образования № 1678 «Восточное Дегунино» используются и те, и другие. Учитель английского языка Ольга Корчажкина рассказала, в чем разница между ними и каких целей достигают педагоги.

Если ученику что-то интересно, он сам подходит к учителю и предлагает предмет изучения. Так зарождается ученический проект.

Тема педагогического проекта – в чистом виде заказ преподавателя. Он просит ребят (как правило, старшеклассников) совместно с ним создать некий продукт, который можно будет использовать в учебном процессе в этом или другом классах.

«По просьбе учителя организуется группа из нескольких школьников, – говорит Ольга Максимовна. – Чтобы мотивировать на участие в педагогическом проекте, нужно соответствующим образом поставить задачу. Когда учащиеся знают, что они делают работу совместно с педагогом, занимаются «взрослой» деятельностью, а результаты найдут применение на занятиях, то мотивация поднимается на высокий уровень. Также подросткам важно дать понять, что учитель это не может сделать без них. Одной из таких областей являются информационно-коммуникационные технологии, когда педагоги порой имеют низкий уровень образованности по сравнению с детьми, и без учеников не обойтись.

И, конечно, тема должна соответствовать интересам учащихся, способствовать проявлению личных качеств, выявлять уникальность».

Еще одна особенность педагогических проектов состоит в том, что взрослый является не только заказчиком. Он выступает полноправным членом проектной группы наравне со всеми остальными, отвечающими за определенные участки работы и отчитывающимися о пройденных этапах. То есть складываются более тесные связи между педагогом и школьниками, налаживаются партнерские отношения. Это вообще становится характерным для среднего образования, не говоря уже о высшем.

«Проектная группа находится под пристальным вниманием всех учителей и учащихся, – делится наблюдениями Ольга Корчажкина. – Дети из группы общаются с одноклассниками, и те узнают, что происходит. А педагогическому коллективу интересно увидеть продукт, призванный повысить эффективность работы коллеги».

Что касается инновационности этой проектной деятельности, то новизна состоит не в иных организационных компонентах осуществления, заложенных создателями метода проектов около ста лет назад, а в современном инструментарии и актуальности предметного содержания; в том, что в отличие от работ 10–20-летней давности появилась межпредметность (например, русский язык и информационные технологии, история – иностранный язык – информационные технологии). Так, в центре образования взялись за разработку электронных образовательных ресурсов по английскому языку.

«Идея создавать компьютерные варианты учебных пособий родилась из осознания того, что школа вступила в процесс информатизации, – вспоминает учитель английского языка. – Мы явились победителями нацпроекта, и многие кабинеты начали оснащать мультимедийной техникой. А старый методический инструментарий, задействованный до этого этапа, не соответствовал той ступени развития, на которой теперь находится образовательное учреждение.

Кроме того, столкнулись с типичной для многих ОУ проблемой: часто болеющие дети не посещают уроки и отстают от одноклассников. Было решено переложить программу иностранного языка в цифровую версию. Такой работой занимаются в вузах. Однако там это делают сценарист и команда программистов. У нас таких сотрудников нет. Мы берем готовые программные среды и пытаемся свои сценарии приспособить к ним.

Мне могут возразить, что такие ресурсы уже выпускаются, почему бы не воспользоваться ими? Но ведь целый класс занимается по одному учебному пособию, и было бы неразумно ребенку, который учится на дому 2–3 месяца, давать другие задания. Мы сделали компьютерный вариант того учебника, по которому работаем на уроках».

ФАКТЫ

СГА – единственный в мире вуз, который проводил обучение своего студента Федора Конюхова во время одиночного кругосветного плавания. Это зафиксировано Российским комитетом по регистрации рекордов планеты, представляющим в России книгу рекордов Гиннеса.

Проблемы

Чтобы приблизить школу к требованиям новой цивилизации образование должно двигаться по пути интеграции. Так происходит в случае с Современной гуманитарной академией, которая осуществляет консолидацию с образовательными учреждениями. Благодаря сотрудничеству СГА с Щелковским муниципальным районом Московской области председатель районного комитета по вопросам образования решился внедрять в ОУ новые технологии обучения, что вылилось в школьный проект.

В районе 40 школ, из них несколько коррекционных учебных заведений и комплексы детский сад–начальная школа. Они не вошли в программу. А из 36 ОУ 12 захотели узнать, как отразятся на их учениках предлагаемые вузом дистанционные методы обучения, какова будет реакция учителей.

Отличало этот проект то, что по школьному контенту дети должны были осваивать знания не в учебные часы. Но многие ли школьники обладают силой воли, достаточной тягой к знаниям, чтобы после уроков сесть и заниматься?

– За год у нас прошло обучение 263 ребенка, – подсчитывает доктор педагогических наук Людмила Викторова. – Мне кажется, это хорошая цифра. Значит, есть 263 человека, которым стало интересно. Предполагаемые компьютерные программы настолько разнообразны, что, если в них окунуться, видно огромное поле для самообразования. Когда у меня находится свободное время, то сама сажусь за компьютер. Я просто очарована программами по географии, иностранному языку, биологии! В них включены даже только что открытые учеными данные, описываются новейшие опыты…

И те дети, которые хотя бы прикоснулись к миру информации, поданной в адаптированном для школьников виде, перешли на совершенно другую ступень.

Администрация ОУ наши программы в целом оценивает позитивно, потому что школе предоставлены новые возможности, престижно работать с вузом…

СОТРУДНИЧЕСТВО

Современная гуманитарная академия приглашает школы к совместной работе над учебными компьютерными программами по разным предметам.

А учителя относятся по-разному. Что скрывать, есть те, кто боится техники. Когда ими были высказаны претензии, академия предложила провести экспертизу самим педагогам. Были розданы компьютерные программы по их дисциплинам, и тут мне стали звонить эти учителя с вопросом: «Нельзя ли нам все это переложить на бумагу? Мы не знаем, что делать с компьютером!»

Но приучить ребенка самообразовываться с помощью ИКТ может лишь взрослый, который любит технику, разбирается в ней. Поэтому в Щелковском районе начали подготовку учителей. Спустя время у детей стал виден иной результат.

Проект дал нам богатый опыт. Программы будут преобразовываться. Например, избавимся от неудачных картинок: плохо сняли на видео учителя – вышло несимпатичное лицо. Это пустяк, но он влияет на дальнейшее восприятие ребенком учебной программы. Или, скажем, педагог говорит причмокивая, задыхаясь, что раздражает слушателя, и смотреть такую лекцию невозможно.

Улучшаем мы и тестовую базу. Тесты были примитивными, теперь же значительно усложнились и потребовали от учеников внимания, участия.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

Всероссийский конкурс «Учитель года–2008», с одной стороны, завершен. Но, с другой, он получит свое продолжение благодаря партнерам конкурса – компаниям, предлагающим школам образовательные информационные технология. Недавно они продемонстрировали самые современные разработки.

Вице-президент компании «Аквариус» Ольга Ципилева рассказал о возможностях «Электронной учительской», одного из инновационных решений, наряду с «Цифровой школой» и «Мобильным классом». Программно-технологический комплекс «Электронная учительская» облегчает работу педагога по подготовке отчетности. Комплекс включает в себя «Электронный журнал», позволяющий не только выставлять оценки, но и поддерживать постоянную связь с родителями учеников.

Представитель компании «Полимедиа» Михаил Гасымов познакомил с цифровой медиатекой. Медиатека включает в себя цифровую картинную галерею – посетив ее, ученики любой школы смогут составить определенное представление о коллекциях лучших музеев мира. Кроме того, компанией создана электронная книга – устройство стоимостью 9 000 рублей содержит в себе тексты 40 000 томов и позволяет значительно расширить фонды школьной библиотеки.

Гавриил Леви, представитель компании «Инверсмайнд», выступил с проектом «Дневник.ру». Это интернет-ресурс, содержащий такие разделы, как «виртуальное расписание», «виртуальная библиотека» и «виртуальный класс».

По материалам http://5ballov.ru

Перспективы

В Современной гуманитарной академии, в которой и без того 180 тысяч студентов (в т.ч. дистанционных), задумали в будущем охватить своими программами и младших школьников (вопрос применения современных технологий для старшеклассников уже проработан хорошо). «Актуальным для нас является тема использования программ в пятых классах», – знакомит с планами сотрудник Центра стратегических исследований СГА Ирина Смирнова.

Эти дети пока не попадают в поле исследовательского интереса и практической деятельности, касающихся дистанционных средств.

Также школы по ряду причин нуждаются в дистанционном обучении: это и нехватка педагогов, и старение учительского корпуса и вместе с тем желание ОУ обеспечить ученикам современный уровень образования.

«Мы считаем, что не обойтись без построения модели учебно-методического комплекта дистанционных учебных продуктов для школьников 10–11 лет, – считает Ирина Эдуардовна. – Она должна учитывать особенности этой возрастной категории и соотноситься с дидактическими задачами. Имеющиеся отдельные продукты весь комплекс таких задач не решают».

Статья подготовлена при поддержке web-студии «Sait.ua». Если Вы решили приобрести качественный и стильный сайт, или же раскрутить свой, то оптимальным решением станет обратиться в web-студию «SAIT.UA». На сайте, расположенном по адресу www.Sait.Ua, вы сможете, не потратив много времени, узнать более подробную информацию о ценах и действующих акциях в данный момент. В web-студии «Sait.ua» работают только высококвалифицированные специалисты, которые смогут ответить на ваши вопросы.

Рейтинг@Mail.ru