Для обсуждения этих и других
вопросов радиостанция «Эхо Москвы» пригласила
на передачу «Родительское собрание» директора
московской гимназии № 45 Михаила ШНЕЙДЕРА,
учителя русского языка центра образования
№ 1874 Марата АЛИМОВА и писателя,
интернет-менеджера, автора учебников по
компьютерной грамотности Алексея ЭКСЛЕРА.
Вместе с ведущей Ксенией ЛАРИНОЙ они попытались
найти ответы. Некоторые аргументы показались нам
интересными, и мы публикуем фрагмент их беседы.
К.ЛАРИНА: Почему учителя боятся
компьютеров? Так радикально мы ставим сегодня
вопрос. Думаю, он для директора школы актуальный.
Особенно после событий, случившихся, по-моему, в
Карелии, когда на заседании Госсовета президент
Медведев сказал что-то вроде: «Либо учись,
либо – до свидания, товарищ чиновник, в том
числе и учитель в школе» и предложил целиком и
полностью перейти на электронные журналы,
электронные оценки, чтобы вся бумажная
документация перестала ходить по школам.
Наконец-то тогда вздохнут с облегчением учителя:
из роно не будут поступать всякие бумажки в
больших конвертах.
В информационном обществе не
владеть компьютером на серьезном уровне нельзя.
|
М.ШНЕЙДЕР: Такая тенденция
была заявлена несколько лет назад. Сегодня от
владения компьютером освобождены только те, кто
уже физически не способен это сделать. Скажем,
очень пожилые учителя. Но 99,9 процентов с
компьютером работают.
К сожалению, Медведев заметил, что пока
все же остаются бумажные журналы и дневники. А
мы-то как раз в своей школе собираемся в нынешнем
учебном году начать их постепенное уничтожение.
Мы отменяем часть журналов, которые не являются
обязательными для итоговой аттестации.
Электронный журнал у нас сделан своими силами и
работает. Родители регулярно получают
информацию об успеваемости детей, что очень
огорчает последних. На это слышат от учителей:
«Может, лучше попробовать начать учиться?»
Компьютер в школе сильно меняет жизнь.
И не надо думать, будто внедрение компьютерных
технологий – это просто. Нельзя издать приказ
и ждать, что на следующий день все будут работать
только с компьютером.
Конечно, можно поставить вопрос перед
учителями так: либо ты за две недели всему
учишься, либо ищешь другую работу. Но думаю, в
случае с учителями, которые не являются ни
чиновниками, ни госслужащими, это неправильно. У
педагогов должны быть другие мотивы. Самый
простой из них такой: если ты не владеешь
компьютерными технологиями, ты отстаешь от
учеников, причем, возможно, навсегда. В
информационном обществе не владеть компьютером
на серьезном уровне нельзя. Нельзя и ставить себя
вне информации. Ведь информационная эпоха, по
существу, покончила и со старым типом школы.
К.ЛАРИНА: Марат, а как у вас в школе
обстоят дела с компьютерными технологиями?
М.АЛИМОВ: Я целый год проработал в
должности замдиректора и понял парадоксальную
вещь: с введением электронной почты (мы получаем
все документы в электронном виде) количество
бумаг у нас не уменьшилось, а увеличилось!
Но электронного журнала у нас нет. В
свое время мы его заводили, однако допустили
серьезную ошибку: все родители одного класса
могли заходить на страницы других детей.
Создалась некорректная ситуация. Мы закрыли этот
проект и пока заново его не открывали, потому что
надо сделать так, чтобы родители могли ввести
пароль, логин и просматривать данные только
своего ребенка.
Что касается обучения учителей, то в
окружных подразделениях созданы целые кафедры,
которые этим занимаются. Ежегодно учителя
проходят 36 часов повышения квалификации.
К.ЛАРИНА: Все?
М.АЛИМОВ: Нет, не все. У нас очень
большая школа, 1500 детей, 300 сотрудников.
Но бывают случаи, когда и учится
человек, и осваивает основы Word, Exсel, Power Point, и
получает «корочку», а потом продолжает работать
с бумагами. Во многом это зависит от возраста.
Когда система ценностей сформировалась в
докомпьютерную эпоху, то человеку сложно.
К.ЛАРИНА: В связи с этим вопрос к
Алексею Экслеру. В чем все-таки причина нашего
отставания по освоению компьютерной техники?
А.ЭКСЛЕР: Не стоит забывать, что
наша страна до сих пор не настолько развита в
плане компьютеров как таковых. В Москве, конечно,
ситуация на порядок лучше, чем в регионах. А из
других городов мне пишут: «В школе стоят 286-е
компьютеры...» Это антиквариат! Я в последний раз
подобный компьютер видел в 1992 году! А люди
работают. Работают на «Лексиконе», на
операционной системе DOS, о которой даже
разработчики уже не помнят. Им приходится
каким-то образом выживать, потому что ничего
другого нет.
К тому же я не согласен с тем, что
учителя старшего возраста компьютер никогда не
освоят. Как в любом деле, все сильно зависит от
настроя, желания. Я веду переписку с людьми,
читающими мои учебники. И очень часто пишут
60–70-летние. Они – не обязательно по моим
учебникам – осваивают компьютер в конце
концов.
К.ЛАРИНА: Главное – мотивация.
А.ЭКСЛЕР: Конечно. Важно показать,
объяснить, насколько это другой мир, какую
степень свободы он дает, какое колоссальное
информационное пространство открывается.
М.АЛИМОВ: Мне кажется, что помимо
мотивации важен определенный настрой на то, что
сразу все не получится. Когда люди идут на курсы,
то часто думают: сейчас проучатся 36 часов, и все
сразу у них будет получаться. Ничего подобного.
После обучения начинается огромный период, когда
человек делает работу гораздо дольше, потому что
он осваивает изученное. И некоторые люди в этот
момент все бросают, поскольку им кажется, что они
ту же самую операцию на бумаге делали гораздо
быстрее.
М.ШНЕЙДЕР: Также не надо забывать,
что школа у нас еще не стала богатой.
Преувеличенные восторги по поводу резкого
повышения благосостояния трудящихся, а также
образовательных учреждений – это некоторый
миф. Многие учителя просто-напросто боятся
сломать компьютер. Это, возможно, прозвучит дико,
но они действительно боятся.
У нас есть такие регионы, где люди до
сих пор, простите, находятся на грани выживания. И
о компьютере там можно только мечтать. А уж если
он появился, к нему относятся как к предмету
роскоши.
Есть и еще одно обстоятельство.
Кажется, что вхождение в информационное
пространство сокращает наши трудозатраты. Но на
самом деле за этим тянется перестройка всего
содержания работы, если говорить об образовании.
Могу сказать о себе. Помимо директорских
обязанностей, я занимаюсь и преподаванием. Так
вот на подготовку к урокам у меня уходит теперь
намного больше времени, чем раньше. Потому что
сегодня прийти на занятие, не подготовив какие-то
презентационные материалы для детей, то есть не
выступив в роли навигатора, невозможно.
Другой момент заключается в следующем.
Как только мы вступаем в информационную эпоху, то
должны покончить с идеей Георгия Валентиновича
Плеханова, которая называлась монизм, когда есть
одна точка зрения, одна идеология и так далее. Мы
должны формировать у детей критическое мышление,
иначе они утонут в информационном море. Чтобы в
нем ориентироваться, учащийся должен обладать
навыками, отличающимися от тех, которые были
необходимы в образовании прошлого.
Боюсь, что мы будем осваивать
информационные технологии исключительно
методами крепостного права…
|
К.ЛАРИНА: А как сказывается
наша компьютерная отсталость на общем уровне
образования сегодня?
М.ШНЕЙДЕР: Я бы поспорил с
отсталостью не в смысле технологическом, а в
смысле мотивационном. Наша школа много общается
с зарубежными учителями, поскольку мы входим в
систему международного бакалавриата. И могу
сказать, что, хотя за рубежом педагоги начали
раньше пользоваться компьютерами и у них
выпущено уже огромное количество материалов на
различных носителях, учителя при этом не считают
необходимым самостоятельно что-то придумывать.
Наши же педагоги многое изобретают
сами. Думаю, это особенность культуры. Кроме того,
от бедности часто приходится придумывать то, что
в других местах уже кем-то сделано. И, мне кажется,
когда человек самостоятельно, пусть потратив
больше времени, находит что-то и вдобавок вместе
с детьми еще что-либо создает, это стоит – не в
денежном выражении, а в моральном –
значительно дороже, нежели просто взять готовый
диск, поставить его в компьютер и
воспользоваться тем, что тебе приготовили.
Например, в нашей школе предмет
«Информационные технологии» (заметьте – не
«Информатика»!) построен таким образом, что дети
должны обязательно создавать некий продукт.
Сегодня везде, где школьная
администрация создает минимальные условия,
учителя работают и стараются. И я совершенно не
согласен с тем, когда говорят: «У нас ничего нет,
компьютеров мало и поэтому мы ничего нового
осваивать не можем». Но если у вас ничего нет –
значит, вы сами в этом виноваты. Потому что
сегодня есть масса возможностей для того, чтобы,
встав с кресла (это, конечно, обязанность не
учителя, а администратора, руководителя
соответствующего органа образования и так
далее), поискать варианты. Тем более что за
последние 3–4 года в рамках национального
проекта действительно масса школ получила
доступ к информационным технологиям. Так что все
оправдания, скорее всего, просто от нежелания
что-либо менять...
К.ЛАРИНА: ...Итак, компьютер – это
та вещь, без которой невозможна современная
жизнь. В таком случае директор школы должен
собрать всех своих учителей и сказать: «Ребята,
всем сесть и научиться работать с компьютером,
или мы расстаемся с вами».
М.ШНЕЙДЕР: Мне кажется, нельзя
просто собрать и приказать. Сначала надо создать
условия. И не только в виде компьютеров, которые
будут блестеть на столах. Скажем, почти во всех
столичных школах есть должность заместителя
директора по информационным технологиям. И эта
штатная единица не случайно была придумана.
Именно данный человек должен осуществлять
информационную политику в школе. Во всех смыслах.
Когда условия созданы, когда человек понимает,
что ему не надо бегать еще в пять мест работы,
чтобы прокормиться, тогда можно говорить:
«Господа, у вас столько-то недель или месяцев на
освоение новых технологий...»
Статья подготовлена при поддержке архитектурного бюро «Мир Проектов». Если Вы решили произвести перепланировку своей квартиры или иного помещения, то оптимальным решением станет обратиться в архитектурное бюро «Мир Проектов». Перейдя по ссылке: «Образец распоряжения», вы сможете, не отходя от экрана монитора, найти образец документа, требуемого для перепланировки помещений. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.Mirproektov.Ru.
Но я больше всего боюсь, что мы будем осваивать
информационные технологии исключительно
методами крепостного права. И тем, кто попадет
под этот «каток», будет совсем не смешно. Как и
директорам школ. Ведь на рынке труда сегодня с
учителями не везде здорово. Поэтому директор не
может с легкостью сказать: «Либо ты осваиваешь
компьютер, либо я тебя увольняю». А кто уроки
будет вести?..
|