Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2008

Информатизация

Если администрация создает условия, учителя работают

«В школу хлынула компьютерная техника». Сколько раз за последние год-два мы слышали эти слова! Но вот парадокс: зайдите в любое ОУ и поговорите по душам с директором – в беседе непременно проскользнет: «Задыхаемся от распоряжений, отчетов, инструктивных писем...» Кроме того, препятствием к освоению компьютеров нередко становится нежелание педагогического коллектива работать по-новому...

Для обсуждения этих и других вопросов радиостанция «Эхо Москвы» пригласила на передачу «Родительское собрание» директора московской гимназии № 45 Михаила ШНЕЙДЕРА, учителя русского языка центра образования № 1874 Марата АЛИМОВА и писателя, интернет-менеджера, автора учебников по компьютерной грамотности Алексея ЭКСЛЕРА. Вместе с ведущей Ксенией ЛАРИНОЙ они попытались найти ответы. Некоторые аргументы показались нам интересными, и мы публикуем фрагмент их беседы.

К.ЛАРИНА: Почему учителя боятся компьютеров? Так радикально мы ставим сегодня вопрос. Думаю, он для директора школы актуальный. Особенно после событий, случившихся, по-моему, в Карелии, когда на заседании Госсовета президент Медведев сказал что-то вроде: «Либо учись, либо – до свидания, товарищ чиновник, в том числе и учитель в школе» и предложил целиком и полностью перейти на электронные журналы, электронные оценки, чтобы вся бумажная документация перестала ходить по школам. Наконец-то тогда вздохнут с облегчением учителя: из роно не будут поступать всякие бумажки в больших конвертах.

В информационном обществе не владеть компьютером на серьезном уровне нельзя.

М.ШНЕЙДЕР: Такая тенденция была заявлена несколько лет назад. Сегодня от владения компьютером освобождены только те, кто уже физически не способен это сделать. Скажем, очень пожилые учителя. Но 99,9 процентов с компьютером работают.

К сожалению, Медведев заметил, что пока все же остаются бумажные журналы и дневники. А мы-то как раз в своей школе собираемся в нынешнем учебном году начать их постепенное уничтожение. Мы отменяем часть журналов, которые не являются обязательными для итоговой аттестации. Электронный журнал у нас сделан своими силами и работает. Родители регулярно получают информацию об успеваемости детей, что очень огорчает последних. На это слышат от учителей: «Может, лучше попробовать начать учиться?»

Компьютер в школе сильно меняет жизнь. И не надо думать, будто внедрение компьютерных технологий – это просто. Нельзя издать приказ и ждать, что на следующий день все будут работать только с компьютером.

Конечно, можно поставить вопрос перед учителями так: либо ты за две недели всему учишься, либо ищешь другую работу. Но думаю, в случае с учителями, которые не являются ни чиновниками, ни госслужащими, это неправильно. У педагогов должны быть другие мотивы. Самый простой из них такой: если ты не владеешь компьютерными технологиями, ты отстаешь от учеников, причем, возможно, навсегда. В информационном обществе не владеть компьютером на серьезном уровне нельзя. Нельзя и ставить себя вне информации. Ведь информационная эпоха, по существу, покончила и со старым типом школы.

К.ЛАРИНА: Марат, а как у вас в школе обстоят дела с компьютерными технологиями?

М.АЛИМОВ: Я целый год проработал в должности замдиректора и понял парадоксальную вещь: с введением электронной почты (мы получаем все документы в электронном виде) количество бумаг у нас не уменьшилось, а увеличилось!

Но электронного журнала у нас нет. В свое время мы его заводили, однако допустили серьезную ошибку: все родители одного класса могли заходить на страницы других детей. Создалась некорректная ситуация. Мы закрыли этот проект и пока заново его не открывали, потому что надо сделать так, чтобы родители могли ввести пароль, логин и просматривать данные только своего ребенка.

Что касается обучения учителей, то в окружных подразделениях созданы целые кафедры, которые этим занимаются. Ежегодно учителя проходят 36 часов повышения квалификации.

К.ЛАРИНА: Все?

М.АЛИМОВ: Нет, не все. У нас очень большая школа, 1500 детей, 300 сотрудников.

Но бывают случаи, когда и учится человек, и осваивает основы Word, Exсel, Power Point, и получает «корочку», а потом продолжает работать с бумагами. Во многом это зависит от возраста. Когда система ценностей сформировалась в докомпьютерную эпоху, то человеку сложно.

К.ЛАРИНА: В связи с этим вопрос к Алексею Экслеру. В чем все-таки причина нашего отставания по освоению компьютерной техники?

А.ЭКСЛЕР: Не стоит забывать, что наша страна до сих пор не настолько развита в плане компьютеров как таковых. В Москве, конечно, ситуация на порядок лучше, чем в регионах. А из других городов мне пишут: «В школе стоят 286-е компьютеры...» Это антиквариат! Я в последний раз подобный компьютер видел в 1992 году! А люди работают. Работают на «Лексиконе», на операционной системе DOS, о которой даже разработчики уже не помнят. Им приходится каким-то образом выживать, потому что ничего другого нет.

К тому же я не согласен с тем, что учителя старшего возраста компьютер никогда не освоят. Как в любом деле, все сильно зависит от настроя, желания. Я веду переписку с людьми, читающими мои учебники. И очень часто пишут 60–70-летние. Они – не обязательно по моим учебникам – осваивают компьютер в конце концов.

К.ЛАРИНА: Главное – мотивация.

А.ЭКСЛЕР: Конечно. Важно показать, объяснить, насколько это другой мир, какую степень свободы он дает, какое колоссальное информационное пространство открывается.

М.АЛИМОВ: Мне кажется, что помимо мотивации важен определенный настрой на то, что сразу все не получится. Когда люди идут на курсы, то часто думают: сейчас проучатся 36 часов, и все сразу у них будет получаться. Ничего подобного. После обучения начинается огромный период, когда человек делает работу гораздо дольше, потому что он осваивает изученное. И некоторые люди в этот момент все бросают, поскольку им кажется, что они ту же самую операцию на бумаге делали гораздо быстрее.

М.ШНЕЙДЕР: Также не надо забывать, что школа у нас еще не стала богатой. Преувеличенные восторги по поводу резкого повышения благосостояния трудящихся, а также образовательных учреждений – это некоторый миф. Многие учителя просто-напросто боятся сломать компьютер. Это, возможно, прозвучит дико, но они действительно боятся.

У нас есть такие регионы, где люди до сих пор, простите, находятся на грани выживания. И о компьютере там можно только мечтать. А уж если он появился, к нему относятся как к предмету роскоши.

Есть и еще одно обстоятельство. Кажется, что вхождение в информационное пространство сокращает наши трудозатраты. Но на самом деле за этим тянется перестройка всего содержания работы, если говорить об образовании. Могу сказать о себе. Помимо директорских обязанностей, я занимаюсь и преподаванием. Так вот на подготовку к урокам у меня уходит теперь намного больше времени, чем раньше. Потому что сегодня прийти на занятие, не подготовив какие-то презентационные материалы для детей, то есть не выступив в роли навигатора, невозможно.

Другой момент заключается в следующем. Как только мы вступаем в информационную эпоху, то должны покончить с идеей Георгия Валентиновича Плеханова, которая называлась монизм, когда есть одна точка зрения, одна идеология и так далее. Мы должны формировать у детей критическое мышление, иначе они утонут в информационном море. Чтобы в нем ориентироваться, учащийся должен обладать навыками, отличающимися от тех, которые были необходимы в образовании прошлого.

Боюсь, что мы будем осваивать информационные технологии исключительно методами крепостного права…

К.ЛАРИНА: А как сказывается наша компьютерная отсталость на общем уровне образования сегодня?

М.ШНЕЙДЕР: Я бы поспорил с отсталостью не в смысле технологическом, а в смысле мотивационном. Наша школа много общается с зарубежными учителями, поскольку мы входим в систему международного бакалавриата. И могу сказать, что, хотя за рубежом педагоги начали раньше пользоваться компьютерами и у них выпущено уже огромное количество материалов на различных носителях, учителя при этом не считают необходимым самостоятельно что-то придумывать.

Наши же педагоги многое изобретают сами. Думаю, это особенность культуры. Кроме того, от бедности часто приходится придумывать то, что в других местах уже кем-то сделано. И, мне кажется, когда человек самостоятельно, пусть потратив больше времени, находит что-то и вдобавок вместе с детьми еще что-либо создает, это стоит – не в денежном выражении, а в моральном – значительно дороже, нежели просто взять готовый диск, поставить его в компьютер и воспользоваться тем, что тебе приготовили.

Например, в нашей школе предмет «Информационные технологии» (заметьте – не «Информатика»!) построен таким образом, что дети должны обязательно создавать некий продукт.

Сегодня везде, где школьная администрация создает минимальные условия, учителя работают и стараются. И я совершенно не согласен с тем, когда говорят: «У нас ничего нет, компьютеров мало и поэтому мы ничего нового осваивать не можем». Но если у вас ничего нет – значит, вы сами в этом виноваты. Потому что сегодня есть масса возможностей для того, чтобы, встав с кресла (это, конечно, обязанность не учителя, а администратора, руководителя соответствующего органа образования и так далее), поискать варианты. Тем более что за последние 3–4 года в рамках национального проекта действительно масса школ получила доступ к информационным технологиям. Так что все оправдания, скорее всего, просто от нежелания что-либо менять...

К.ЛАРИНА: ...Итак, компьютер – это та вещь, без которой невозможна современная жизнь. В таком случае директор школы должен собрать всех своих учителей и сказать: «Ребята, всем сесть и научиться работать с компьютером, или мы расстаемся с вами».

М.ШНЕЙДЕР: Мне кажется, нельзя просто собрать и приказать. Сначала надо создать условия. И не только в виде компьютеров, которые будут блестеть на столах. Скажем, почти во всех столичных школах есть должность заместителя директора по информационным технологиям. И эта штатная единица не случайно была придумана. Именно данный человек должен осуществлять информационную политику в школе. Во всех смыслах. Когда условия созданы, когда человек понимает, что ему не надо бегать еще в пять мест работы, чтобы прокормиться, тогда можно говорить: «Господа, у вас столько-то недель или месяцев на освоение новых технологий...»

Статья подготовлена при поддержке архитектурного бюро «Мир Проектов». Если Вы решили произвести перепланировку своей квартиры или иного помещения, то оптимальным решением станет обратиться в архитектурное бюро «Мир Проектов». Перейдя по ссылке: «Образец распоряжения», вы сможете, не отходя от экрана монитора, найти образец документа, требуемого для перепланировки помещений. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.Mirproektov.Ru.

Но я больше всего боюсь, что мы будем осваивать информационные технологии исключительно методами крепостного права. И тем, кто попадет под этот «каток», будет совсем не смешно. Как и директорам школ. Ведь на рынке труда сегодня с учителями не везде здорово. Поэтому директор не может с легкостью сказать: «Либо ты осваиваешь компьютер, либо я тебя увольняю». А кто уроки будет вести?..

Рейтинг@Mail.ru