Мониторинг – это порядок
организации сбора, хранения, обработки,
распространения информации о деятельности
педагогической системы, обеспечивающий
непрерывное слежение за ее состоянием и
прогнозированием развития.
Системное наблюдение за качеством
образования позволяет отслеживать как
отклонение от государственных стандартов, так и
уровень удовлетворения потребностей населения в
этой сфере. Объектами мониторинга являются все
участники педагогического процесса (учителя,
ученики, классные руководители).
Новые требования заставляют искать
пути качественного изменения в деятельности
педагогов.
Современный учитель… Каким он должен
быть? Профессионально активным, мобильным,
компетентным не только в вопросах преподавания
своего предмета, но и образования в целом,
обладать творческим мышлением, жизненным
оптимизмом.
Несколько лет назад в нашей школе был
введен «Оценочный лист профессиональной
активности педагога». За его основу мы взяли
рекомендации И.А. Кискаева, директора
Нижневартовского филиала ГОУ ХМАО – Югры
«Институт повышения квалификации и развития
регионального образования».
Заполнение листа проводится в течение
учебного года. Администраторы школы ставят баллы
за участие учителя в мероприятиях по повышению
квалификации и за проявление профессиональной
активности. Одним баллом отмечаются события
школьного уровня (например, научно-методическая
конференция, выступления на педсоветах,
организация и проведение предметных недель,
подготовка учащихся к всевозможным конкурсам по
предметам и т.д.). Если речь идет о муниципальном
уровне, выставляется 2 балла, региональном – 3,
всероссийском – 4.
Оцениваются следующие мероприятия по
повышению квалификации педагогов и направления
профессиональной активности:
участие в научно-практической
конференции;
выступления на педсоветах и
методических семинарах;
организация и проведение предметных
недель;
проведение мастер-классов и открытых
уроков;
подготовка учащихся к школьным,
городским, республиканским, всероссийским
конкурсам, олимпиадам, спортивным соревнованиям;
работа в конкурсной комиссии;
обучение на курсах повышения
квалификации;
выступления на заседаниях
образовательных советов;
привлечение общественности к
управлению школой и др.
В конце учебного года подводятся
итоги: все баллы суммируются и выводится
показатель профессиональной активности каждого
педагога.
Отслеживание результативности
(качества) работы дает администрации ОУ
добротный материал для определения
причинно-следственных связей при анализе
качества образования.
Оценочный лист профессиональной
активности стимулирует учителей, активизирует
их деятельность, что является необходимым
условием успешности образовательного процесса.
Конечно же, нельзя забывать и о
поощрении самых деятельных педагогов:
благодарностью, приказом по школе. Необходимо
принять во внимание успехи при формировании
нагрузки на новый учебный год.
Оценка активности педагога особенно
актуальна в наше время. Многие регионы
включились в эксперимент по переходу на
отраслевую систему оплаты труда, при которой
особое внимание будет обращаться именно на
качество работы учителя, на его активность.
А как повысить мотивацию к обучению
учащихся? Использование новых подходов в
обучении, разных форм и методов дают
положительный результат.
Кроме того, именно с этой целью в нашей
школе в 2006/07 учебном году был введен рейтинг
учебной деятельности. Подсчет его проводится в
конце каждой четверти следующим образом:
1) складываются оценки по всем
предметам и делятся на количество предметов
(таким образом, получается средний балл (СБ));
2) переходим к подсчету рейтинга (R):
R = (СБ х 100) : 5.
где СБ – средний балл по
предметам, 5 – наивысший балл.
Отношение к процентному показателю,
который появляется на специальном стенде в конце
каждой четверти, у ребят совсем иное, чем к
школьной оценке по 5-балльной системе. И даже
слабый ученик, преобладающей оценкой которого
является «3», понимает, что может повысить свой
рейтинговый показатель в следующей четверти,
стараясь на уроках технологии, физической
культуры и других предметах, изучение которых
дается ему не так тяжело, как, например,
математика. (Просто «клеймо» троечника отбило у
него желание иметь положительные оценки и по
этим предметам.) Маленький успех стимулирует
ребенка, и он, шаг за шагом, поднимается вверх по
лестнице знаний, сравнивая свои собственные
результаты со своими же, но на другом отрезке
школьного времени.
Влияние учебного рейтинга на
повышение мотивации к обучению было отмечено
педагогами. Для ученика создается зона успеха: он
может повысить свой рейтинг, получая хорошие
оценки по различным предметам, при этом
сравнивая свои результаты не только с чужими.
Таблица на стенде отражает личное продвижение
каждого в учебном пространстве школы.
Рейтинг заинтересовал учащихся, их
родителей, которые в конце четверти вместе с
оценками ждали и рейтинговый показатель,
служащий в нашей школе инструментом повышения
мотивации для самих ребят. А это, безусловно, одна
из основных составляющих учебно-воспитательного
процесса. Таблица на стенде имеет следующий
вид .
Таблица
Рейтинг учеников 8 «Б» класса (в %)
№ |
Фамилия,
имя |
I
четверть |
II
четверть |
III
четверть |
Год |
1 |
Антошкина Ксения |
82 |
83 |
80 |
82 |
2 |
Боргояков Никита |
82 |
88 |
85 |
86 |
3 |
Булович
Валентина |
86 |
91 |
83 |
87 |
4 |
Вишневский
Андрей |
64 |
64 |
65 |
65 |
5 |
Жарук Анатолий |
68 |
66 |
68 |
68 |
6 |
Корзинникова
Наталья |
90 |
94 |
95 |
96 |
Кроме того, определяется
рейтинговый показатель класса (например, 7
«Б» – 76%, 8 «А» – 79%). А на отдельном стенде
вывешиваются фотографии лучших учащихся школы
по результатам рейтинга.
Анализируя результаты работы по
введению рейтинга, можно отметить его
положительное влияние на мотивацию учащихся к
обучению (о чем говорит повышение коэффициента
качества знаний), а также считать такой способ
оценки знаний одним из инструментов управления
учебно-воспитательным процессом, так как картина
успеваемости каждого ученика при его применении
становится очень прозрачной.
|