Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2008

Школьный уклад

Рейтинг – двигатель работы и учебы

Педагогический мониторинг, мониторинг качества, рейтинг – эти понятия сравнительно недавно появились в сфере образования, но уже прочно утвердились в  роли средства управления качеством.

Мониторинг – это порядок организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.

Системное наблюдение за качеством образования позволяет отслеживать как отклонение от государственных стандартов, так и уровень удовлетворения потребностей населения в этой сфере. Объектами мониторинга являются все участники педагогического процесса (учителя, ученики, классные руководители).

Новые требования заставляют искать пути качественного изменения в деятельности педагогов.

Современный учитель… Каким он должен быть? Профессионально активным, мобильным, компетентным не только в вопросах преподавания своего предмета, но и образования в целом, обладать творческим мышлением, жизненным оптимизмом.

Несколько лет назад в нашей школе был введен «Оценочный лист профессиональной активности педагога». За его основу мы взяли рекомендации И.А. Кискаева, директора Нижневартовского филиала ГОУ ХМАО – Югры «Институт повышения квалификации и развития регионального образования».

Заполнение листа проводится в течение учебного года. Администраторы школы ставят баллы за участие учителя в мероприятиях по повышению квалификации и за проявление профессиональной активности. Одним баллом отмечаются события школьного уровня (например, научно-методическая конференция, выступления на педсоветах, организация и проведение предметных недель, подготовка учащихся к всевозможным конкурсам по предметам и т.д.). Если речь идет о муниципальном уровне, выставляется 2 балла, региональном – 3, всероссийском – 4.

Оцениваются следующие мероприятия по повышению квалификации педагогов и направления профессиональной активности:

  • участие в научно-практической конференции;

  • выступления на педсоветах и методических семинарах;

  • организация и проведение предметных недель;

  • проведение мастер-классов и открытых уроков;

  • подготовка учащихся к школьным, городским, республиканским, всероссийским конкурсам, олимпиадам, спортивным соревнованиям;

  • работа в конкурсной комиссии;

  • обучение на курсах повышения квалификации;

  • выступления на заседаниях образовательных советов;

  • привлечение общественности к управлению школой и др.

В конце учебного года подводятся итоги: все баллы суммируются и выводится показатель профессиональной активности каждого педагога.

Отслеживание результативности (качества) работы дает администрации ОУ добротный материал для определения причинно-следственных связей при анализе качества образования.

Оценочный лист профессиональной активности стимулирует учителей, активизирует их деятельность, что является необходимым условием успешности образовательного процесса.

Конечно же, нельзя забывать и о поощрении самых деятельных педагогов: благодарностью, приказом по школе. Необходимо принять во внимание успехи при формировании нагрузки на новый учебный год.

Оценка активности педагога особенно актуальна в наше время. Многие регионы включились в эксперимент по переходу на отраслевую систему оплаты труда, при которой особое внимание будет обращаться именно на качество работы учителя, на его активность.

А как повысить мотивацию к обучению учащихся? Использование новых подходов в обучении, разных форм и методов дают положительный результат.

Кроме того, именно с этой целью в нашей школе в 2006/07 учебном году был введен рейтинг учебной деятельности. Подсчет его проводится в конце каждой четверти следующим образом:

1) складываются оценки по всем предметам и делятся на количество предметов (таким образом, получается средний балл (СБ));

2) переходим к подсчету рейтинга (R):

R = (СБ х 100) : 5.

где СБ – средний балл по предметам, – наивысший балл.

Отношение к процентному показателю, который появляется на специальном стенде в конце каждой четверти, у ребят совсем иное, чем к школьной оценке по 5-балльной системе. И даже слабый ученик, преобладающей оценкой которого является «3», понимает, что может повысить свой рейтинговый показатель в следующей четверти, стараясь на уроках технологии, физической культуры и других предметах, изучение которых дается ему не так тяжело, как, например, математика. (Просто «клеймо» троечника отбило у него желание иметь положительные оценки и по этим предметам.) Маленький успех стимулирует ребенка, и он, шаг за шагом, поднимается вверх по лестнице знаний, сравнивая свои собственные результаты со своими же, но на другом отрезке школьного времени.

Влияние учебного рейтинга на повышение мотивации к обучению было отмечено педагогами. Для ученика создается зона успеха: он может повысить свой рейтинг, получая хорошие оценки по различным предметам, при этом сравнивая свои результаты не только с чужими. Таблица на стенде отражает личное продвижение каждого в учебном пространстве школы.

Рейтинг заинтересовал учащихся, их родителей, которые в конце четверти вместе с оценками ждали и рейтинговый показатель, служащий в нашей школе инструментом повышения мотивации для самих ребят. А это, безусловно, одна из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Таблица на стенде имеет следующий вид .

Таблица

Рейтинг учеников 8 «Б» класса (в %)

Фамилия, имя

I четверть

II четверть

III четверть

Год

1

Антошкина Ксения

82

83

80

82

2

Боргояков Никита

82

88

85

86

3

Булович Валентина

86

91

83

87

4

Вишневский Андрей

64

64

65

65

5

Жарук Анатолий

68

66

68

68

6

Корзинникова Наталья

90

94

95

96

Кроме того, определяется рейтинговый показатель класса (например, 7 «Б» – 76%, 8 «А» – 79%). А на отдельном стенде вывешиваются фотографии лучших учащихся школы по результатам рейтинга.

Анализируя результаты работы по введению рейтинга, можно отметить его положительное влияние на мотивацию учащихся к обучению (о чем говорит повышение коэффициента качества знаний), а также считать такой способ оценки знаний одним из инструментов управления учебно-воспитательным процессом, так как картина успеваемости каждого ученика при его применении становится очень прозрачной.

Рейтинг@Mail.ru