Проектная деятельность в
образовательном учреждении выстраивается на
основе внутришкольных проектов (ВШ). ВШ –
это форма организации познавательной
деятельности, которая предполагает приобщение
учеников к решению проблем, конструированию
новых объектов в процессе групповой работы,
применению полученных знаний по разным
предметам в практической ситуации.
Внутришкольные проекты заменяют традиционные
уроки.
В гимназии апробированы два вида ВШ:
– интегрирующие содержание дисциплин
естественно-математического, гуманитарного и
разных циклов;
– направленные на решение конкретных
практических задач.
Важно отметить, что они могут
интегрировать содержание дисциплин на уровне:
1) фактов;
2) понятий;
3) практических действий.
Объединение учащихся осуществляется
двумя способами:
в рамках одной параллели разных
профилей;
вместе работают ребята разных
возрастов, интересующиеся одним профилем.
Организация деятельности участников
внутришкольных проектов включает в себя четыре
этапа: организационный, информационный,
практический и аналитический. Кратко
охарактеризуем их содержание.
В начале организационного этапа
осуществляется сбор всех учащихся параллели
(4-х–5-ти классов разных профилей) в актовом зале (рис.1).
Рис. 1
Здесь происходит торжественное
открытие внутришкольного проекта: приветствие
участников, тематические викторины и конкурсы,
знакомство с общим планом работы. Существенным
на этом этапе является распределение на группы
по 20–25 человек (далее будем называть их «большие
группы»), в состав которых входят представители
от каждого класса. Оно может быть осуществлено с
помощью соответствующих компьютерных программ.
После этого происходит знакомство
ребят с руководителями творческих предметных и
проектных лабораторий, с членами экспертной
комиссии (рис.2).
Рис. 2
Следующим важным шагом является
организация деятельности проектных лабораторий,
по которым учащиеся расходятся согласно
списочному составу больших групп. Членов каждой
команды объединяет единая цветовая символика (в
нашем случае разноцветные галстуки). Здесь путем
жеребьевки все распределяются в группы по 4–5
человек (назовем их «малыми») (рис.3).
Рис. 3
После формирования малых групп
школьные психологи проводят тренинги,
направленные на сплочение. Совместно с
руководителем учащиеся определяют цели и план
работы, договариваются о конечном результате.
Руководитель проектной лаборатории
инструктирует о действиях в творческих
предметных лабораториях (запись информации,
активное участие в практических заданиях,
получение материалов из лаборатории), при
обмене информацией; о ходе разработки
проекта (сотрудничество, работа на общий
результат, творческий подход к оформлению
проекта).
Кроме того, в малых группах
осуществляется выбор учащихся, ответственных за
посещение конкретной творческой предметной
лаборатории и донесение информации до других
участников в полном объеме.
На втором, информационном этапе
деятельность происходит в творческих предметных
лабораториях, по которым ребята из больших групп
расходятся согласно выбранным предметам (рис. 4
и 5).
Рис. 4
Рис. 5
Работа осуществляется по следующему
плану: занятия в творческих предметных
лабораториях учащихся, выбравших
соответствующие предметы (2 часа); деятельность
творческих предметных лабораторий в режиме
нон-стоп для всех желающих (2 часа).
Третий, практический этап –
самый сложный в плане организации. Участники в
малых группах обмениваются информацией,
полученной в ходе работы предметных лабораторий,
и выполняют практические действия, направленные
на создание продукта.
Необходимо отметить, что в этот момент
важно предоставить учащимся возможность
свободного пользования ресурсами Интернета,
школьной библиотеки. На практическом этапе
проводится тестирование, направленное на
проверку уровня освоения содержания предметных
лабораторий.
Следующий, аналитический этап
предполагает проведение экспертизы полученных
результатов в больших группах, рефлексию
деятельности трех дней, определение и
презентацию лучших проектов в присутствии всех
участников, подведение общих итогов (рис.6 ).
Рис. 5
Возможна также организация выставки
всех проектов малых групп. На каждом из этих
этапов предполагается работа пресс-центра,
который освещает ход событий на информационном
стенде, сайте гимназии.
Эффективность организации
деятельности учащихся в ходе реализации
внутришкольного проекта зависит от четкости
выполнения функциональных обязанностей его
руководителями (творческих предметных и
проектных лабораторий).
Руководитель проекта является
главным организатором всех действий: он
осуществляет работу с руководителями
лабораторий, оформляет паспорт проекта, готовит
необходимые материалы (отличительные знаки для
больших и малых групп, маршрутные и экспертные
карты оценивания результатов, инструкции),
регулирует решение всех организационных
вопросов, обобщает материалы. Поэтому
руководителем должен быть человек, не
задействованный в проведении лабораторий.
Основная задача руководителей
творческих предметных лабораторий –
определить их тематику так, чтобы ее содержание
являлось одной из частей общей проблемы проекта.
Руководитель творческой предметной лаборатории
должен создать условия для активной
деятельности учащихся и обеспечить каждого
необходимым материалом.
Ответственность за продуктивность
работы малых групп ложится на руководителя
проектной лаборатории. Он должен прийти
заранее, расставить столы для работы, поставить
на них номера; иметь эмблемы, карточки для
жеребьевки, маршрутные карты и инструкции для
групп; провести инструктаж и оказывать помощь в
практической работе учащихся.
Разработка и реализация технологии
проведения внутришкольных проектов –
наверное, одно из самых удачных направлений
деятельности педагогического коллектива. Два
года назад был проведен внутришкольный проект,
интегрирующий содержание дисциплин
естественно-математического цикла, –
«Металлы в жизни человека». В его рамках были
организованы творческие предметные лаборатории
по химии «Металлы», по географии – «Металлы и
МОК России. Экологические проблемы», по
биологии – «Металлы и организм человека», по
математике – «Решение задач на сплавы».
Итогом работы учащихся стали электронные
журналы, «Таблица Неменделеевых», собрание
«Металлические сказки» и др.
Для 8-х классов гимназии в прошлом году
учителями методических объединений русского
языка и литературы, истории, английского и
бурятского языков, художественно-эстетических
дисциплин был организован проект «Туристическая
Бурятия – фэнтэзи или реальность». Ребята
смогли посетить творческие лаборатории по
истории, английскому, бурятскому языкам,
литературе.
В результате участники проекта
создали презентационный диск о Бурятии,
разработали модели туристического бюро и
подводного ресторана, рекламные проспекты и
буклеты о Бурятии, подготовили спектакль по
материалам легенд и преданий бурятского народа.
Внутришкольный проект по теме «Весна»,
организованный для учеников начальной школы,
стал еще одной яркой страницей школьной жизни
гимназии № 33. В ходе занятий в творческих
лабораториях, экскурсий в Этнографический музей,
конкурсов появились журналы о весне, включающие
сочинения, пословицы и поговорки, рисунки. На
закрытии внутришкольного проекта состоялась
презентация маршрутных карт, в которых
отразилась исследовательская деятельность
детей.
Анализируя проведенные
внутришкольные проекты, нельзя не отметить
проектный день, направленный на создание бренда
гимназии. Объединились усилия учеников 8–11-х
классов, родителей. В итоге появились: фирменный
цвет, знак, логотип, образцы оформления деловой
документации.
В 2007–2008 гг. педагогический коллектив
апробировал новые виды проектов – по
профильным предметам для учащихся 8–11-х классов
одного профиля. В частности, для учеников
математических классов организовали проект
«Этот удивительный геометрический мир», для
историко-правовых классов – «Самоорганизация
школьной жизни» (приложение), для
лингвистических – «Английский и моя будущая
карьера». Методическое объединение учителей
русского языка и литературы для учащихся 8-х
классов осуществило внутришкольный проект
«Семья: права и обязанности».
Необходимо отметить, что
положительный опыт такого рода проектной
деятельности стал основой проведения семинара
для директоров ОУ города Улан-Удэ «Организация
внутришкольной проектной деятельности учащихся
в условиях многопрофильной гимназии». Его
участники дали положительную оценку
представленному проекту для лингвистических
классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Внутришкольный проект
«Самоорганизация школьной жизни»
Руководитель: Е.Ю. Петряева,
заместитель директора по НР, учитель истории.
Консультанты: Л.П. Содномова,
заместитель директора по ВР, Д.С. Санжиева.
Участники:
1) руководители творческих
лабораторий: «Будь готов! Всегда готов!» (Д.Б.
Бадмаева), «Нормативно-правовое регулирование
ученического самоуправления» (М.Ф. Гожинова),
«Модели ученического самоуправления в школах
России» (Н.Н. Хабибулина);
2) руководители лабораторий по
созданию продуктов: М.Б. Жамбалова, Н.Н.
Хабибулина, Д.Б. Бадмаева, М.В. Бальжирова,
студенты;
3) учащиеся профильных
историко-правовых классов (8–11).
Состав проектных групп
Гимназисты распределяются учителями
истории по двум большим смешанным группам (в
каждой должны быть представители всех классов). В
них объединяются ребята разного возраста и
уровня подготовки. В день проекта учащиеся
знакомятся со списками групп, вывешенными на
листах бумаги 3-х цветов. В команде должно быть 30
человек, которым в качестве цветовой символики
выдаются разноцветные галстуки. Каждая из них
разбивается на 5 малых групп, состоящих из 6-ти
учеников разных классов. В целом в работе над
проектом будет задействовано 10 групп.
Тип проекта:
практико-ориентированный по истории и
обществознанию профильных историко-правовых
классов.
Цели проекта:
1) формирование поисковых
(исследовательских),
информационно-коммуникативных и кооперативных
компетенций;
2) разработка и представление
собственных проектов.
Задачи проекта:
Развивающие:
развитие поисковых умений
(самостоятельно генерировать идеи, привлекая
знания из различных областей, находить
недостающую информацию, отыскивать несколько
решений одной проблемы);
приобретение менеджерских навыков
(научиться прогнозировать результат
деятельности, планировать работу, время и
ресурсы, анализировать ход и результаты
собственной деятельности);
формирование коммуникативных
способностей (инициировать учебное
взаимодействие, отстаивать свою точку зрения,
общаться в процессе групповой работы);
владение искусством презентации
(артистичность, использование различных средств
наглядности в ходе выступления);
вырабатывание компенсаторных умений
(компенсировать недостающую информацию,
находить иные способы выражения).
Обучающие:
– с историей пионерского движения;
– с моделями школьных ученических
самоуправлений в современных образовательных
учреждениях России;
– с нормативно-правовой базой
самоуправления в школе.
Воспитательные:
развитие сотруднических умений и
навыков (коллективного планирования, оказания
взаимопомощи в группе при решении общих задач,
нахождения и исправления ошибок в работе других
членов группы);
содействие в воспитании чувства
ответственности, в понимании ценности и
значимости школьного ученического
самоуправления для построения гражданского
демократического общества в России.
Практические:
обмен информацией, полученной в
творческих лабораториях, и ее анализ;
сбор информации с помощью средств
информационно-коммуникационных технологий,
Интернета и т.д.;
создание творческих продуктов в
форме: кейса материалов для организации
самоуправления в начальной школе, модели
ученического самоуправления гимназии,
нормативно-правовой базы ученического
самоуправления, процедуры проведения выборов
президента гимназии.
Вопросы проекта:
1. Какова роль ученического
самоуправления в системе
государственно-общественного управления
гимназией?
2. Как организовать эффективно
действующее самоуправление?
3. Могут ли повлиять изменения в
процедуре проведения выборов на качество
ученического самоуправления?
4. Как выстроить внешние вертикальные и
горизонтальные связи ученического
самоуправления?
Результат проекта: конечный
продукт и его форму учащиеся определяют сами на
основе вариантов, предлагаемых руководителем
проектной лаборатории.
Аннотация
Выработка
государственно-общественного характера
управления гимназией является одной из
приоритетных задач развития современного
образования. Эффективно действующее ученическое
самоуправление может оказать позитивное влияние
на формирование и функционирование учреждения.
Выявляя социальный заказ от
ученического сообщества, обсуждая на
переговорных площадках проблемы учеников,
администрация и управляющий совет могут
принимать необходимые действия по решению
существующих проблем. Участие в деятельности
органов ученического самоуправления в школе
будет способствовать становлению инициативных и
самостоятельных граждан, заинтересованных в
развитии Российского государства.
Также в данном проекте ребята могут проявить
себя в групповой работе с новыми партнерами из
других классов, использовать все свое
воображение и фантазию.
Этапы реализации проекта
Таблица 1
19 февраля 2008 г.
№ |
Содержание
деятельности |
Форма
организации |
Участники |
Место
проведения |
Время
|
1-й этап
(информационный) |
1 |
Торжественное
открытие проекта |
Деловая игра
«Брифинг» |
Учащиеся
историко-правовых классов ФИО руководителя |
Конференц-зал |
9.00–9.40 |
2 |
1. Деление учащихся
на группы.
2. Инструктаж.
3. Работа по сплочению малых групп, по
разрешению проблем психологической
несовместимости, по созданию позитивного и
творческого настроя в ходе работы над проектом.
4. Определение конечного продукта |
Проектная
лаборатория (синий цвет)
Проектная лаборатория (желтый цвет) |
Сборный состав
ФИО руководителей |
Кабинет № 22
Кабинет № 20 |
9.55–10.35 |
3 |
1.
Ознакомление учащихся с содержанием материала
по теме проекта.
2. Выполнение практических заданий |
Предметная
лаборатория «Модели ученического
самоуправления» |
Сборный состав
ФИО автора |
Кабинет № 7 |
10.50–12.20 |
Предметная
лаборатория «Будь готов! Всегда готов!» |
Сборный состав
ФИО автора |
Кабинет № 11 |
10.50–12.20 |
|
|
Предметная
лаборатория «Нормативно-правовое
регулирование ученического самоуправления» |
Сборный состав
ФИО автора |
Кабинет № 9 |
10.50–12.20 |
2-й этап
(практический) |
4 |
1. Обмен полученной
информацией в «домашних» малых группах.
2. Составление плана работы по созданию
продукта, распределение заданий по поиску
дополнительной информации |
Проектная
лаборатория (синий цвет) |
Сборный состав
ФИО руководителей |
Кабинет № 22 |
12.30–14.00 |
|
|
Проектная
лаборатория (желтый цвет) |
Сборный состав ФИО
руководителей |
Кабинет № 20 |
12.30–14.00 |
5 |
Сбор
дополнительной информации из разных источников |
Работа в
библиотеке, Интернете и т. д. |
Группы или
отдельные учащиеся |
Компьютерные
классы, библиотека |
14.00–15.00 |
Таблица 2
20 февраля 2008 г.
№ |
Содержание
деятельности |
Форма
организации |
Участники |
Место
проведения |
Время
|
1 |
Работа над
продуктом |
Проектная
лаборатория (синий цвет) |
Сборный состав
ФИО руководителей |
Кабинет № 22 |
8.00– 13.00 |
Проектная
лаборатория (желтый цвет) |
Сборный состав
ФИО руководителей |
Кабинет № 20 |
8.00–12.00 |
3-й этап
(экспертиза и презентация результатов) |
2 |
1. Экспертиза и
отбор лучших проектов.
2. Рекомендации экспертных групп |
Заседание
экспертного жюри |
Руководители
лабораторий |
Кабинет № 11 |
12.00–13.00 |
|
Историческая
викторина |
|
Все участники
проекта |
Конференц-зал |
12.00–13.00 |
3 |
Анализ проектов |
Заседание
экспертного жюри |
Группа «желтые
галстуки»
Группа «синие галстуки» |
Кабинет № 20
Кабинет № 22 |
13.00–13.30 |
Таблица 3
21 февраля 2008 г.
№ |
Содержание
деятельности |
Форма
организации |
Участники |
Место
проведения |
Время
|
1 |
1. Презентация
проектов.
2. Обсуждение проблем школьного
самоуправления, его взаимодействия с
ученическими самоуправлениями других школ, с
другими общественными организациями.
3. Презентация результатов деятельности
пресс-центра.
4. Награждение участников проекта |
Круглый стол |
Участники проекта,
члены школьного самоуправления, заместитель
директора по ВР, актив 8–10-х классов,
руководители проектных лабораторий |
Конференц-зал |
13.00–14.00 |
|