Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2008

Школа и власть

От лозунгов – к профессиональному аудиту

Удача любого мероприятия с участием педагогов зависит в первую очередь от темы, выбранной для обсуждения, а во вторую – от внятности выступлений по предложенному вопросу. В этом смысле конференцию «Перспективы развития столичного негосударственного образования в соответствии с программой “Столичное образование–5”» можно считать вполне успешной.

Тема негосударственных образовательных учреждений (далее НОУ) нечасто удостаивается отдельного обсуждения. Принято думать, что у частных школ проблемы если и есть, то их гораздо меньше по сравнению со школами государственными, и они всегда могут быть решены за деньги тех родителей, которые, собственно, платят за своего ребенка.

Поэтому даже в самом факте проведения конференции есть большой плюс: целых два дня столичный департамент образования и руководители НОУ Москвы работали вместе, обсуждая насущные вопросы и предлагая свои пути разрешения разнообразных ситуаций. Порадовал и уровень приглашенных выступающих, чьи речи были информативны и всеми слушались с интересом. Никто из присутствующих в зале не счел для себя возможным «сбежать» пораньше, дабы употребить время на более полезное занятие.

Каждый из тех, кто рассказывал директорам частных школ о перспективах развития этого сектора образования, старался сделать акцент на том, чего в нем уже удалось достичь за время существования (2008/09 уч. год – 19-й по счету для НОУ Москвы. – Прим. ред.). Но также были определены и задачи на ближайшее будущее.

Мы знакомим вас с некоторыми выступлениями, которые помогут составить картину того, чем живет негосударственное образование в столице.

Три базовых позиции

Об основных задачах программы «Столичное образование–5» и роли НОУ в ее реализации рассказала первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Лариса Курнешова.

– Один из серьезных моментов, который волнует сегодня и департамент, и НОУ, связан с увеличением количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. Не секрет, что потребности москвичей в их услугах резко увеличились. И если раньше правительство столицы давало возможность негосударственным образовательным учреждениям развиваться прежде всего на территориях, которые простаивали, в зданиях детских садов, то на сегодняшний день эти площади вновь оказались востребованы городом.

Мэр Москвы поставил перед нами задачу: в максимально короткие сроки обеспечить всех желающих организованной формой дошкольного воспитания. Сам город делает в этом плане много. Начиная с 2006 года, в столице возводится по 100 детских садов в год. Такой объем строительства не свойствен ни одному субъекту РФ!

Однако в последнее время мы сталкиваемся с проблемой нехватки земельных ресурсов. Все труднее найти тот участок, где можно построить детсад. Это непростой вопрос, из-за которого многие из НОУ в прошлом учебном году испытывали тревожность. Ряд префектур, в частности, руководство Западного округа, однозначно проинформировали некоторые частные школы о том, что не планируют давать согласие на пролонгацию арендных отношений и просят рассмотреть возможность освобождения занимаемого помещения.

Однако Москва не собирается разрушать негосударственный сектор образования, и те учреждения, которые качественно и стабильно работают и обеспечивают образовательными услугами определенное количество москвичей, должны продолжать свое функционирование. Это позиция руководства столицы. Она же отражена и в законодательной базе.

В связи с этим родилось предложение подключить НОУ к решению общегородской проблемы с детсадами и рекомендовать им создавать у себя дошкольные отделения. Сейчас мы прорабатываем вопрос о том, как в этом отношении поддержать негосударственный сектор.

Одна из идей состоит в следующем. Если НОУ берут к себе детей из очереди на детский сад, то Москва платит за них тот же самый норматив, который положен государственному учреждению. И мы надеемся, что НОУ отзовутся на проблемы, решаемые городом.

Теперь несколько слов о программе «Столичное образование–5». Отмечу три ключевых базовых позиции, лежащих в ее основе.

Первый можно сформулировать так: образование в течение всей жизни. Нынешний уровень развития экономики, социальной сферы требует по-новому смотреть на место и роль образования. Что это реально значит для любого ОУ, возможно, пока не совсем ясно. Тем не менее, какие-то шаги уже предпринимаются, и технологии намечаются.

Второй лозунг касается изменения психологии учителя: нужно перестать фиксировать неуспешность ученика и сосредоточить свой профессионализм на создании ситуаций успеха. Да, для этого понадобится полностью перевернуть представления и на образовательный процесс, и на свою профессиональную деятельность.

Некоторые из подходов хорошо отработаны у нас в системе работы с детьми-инвалидами, где педагоги, учитывая непростую ситуацию, владеют определенными технологиями, в результате которых дети осознают свое продвижение в области каких-либо знаний. Замечательным инструментом также является портфолио, о нем в последнее время все больше говорят. Я знаю, что в НОУ накоплен определенный опыт в этом направлении. И для того чтобы частично перенести его в государственные образовательные учреждения, мне бы хотелось провести с частными школами круглый стол.

Третий лозунг – образование и инновационное развитие экономики. Об этом много говорят, спорят, в частности, при обсуждении программы развития образования до 2020 года. Недавно на коллегии Министерства образования, где рассматривался очередной проект этого документа, звучал вопрос о том, можем ли мы сказать, какие именно процессы в образовании сегодня будут способствовать инновационному развитию экономики. Конкретных ответов пока не прозвучало…

Мне кажется, это интересный и методологический, и практический вопрос. Что мы все-таки имеем в виду, когда говорим о новых образовательных технологиях? Об изменениях нашего взгляда на результаты своей деятельности? О переходе от ЗУНов к компетенциям? О развитии интеллектуального потенциала?

Думаю, учитывая опыт столичных НОУ, можно попытаться найти интересные ответы на эти вопросы, которые нам придется решать в рамках программы «Столичное образование–5», стартующей в 2009 году.

Корпоративные стандарты – шаг в развитии негосударственного образования

Вопрос о том, какую позицию занимают сегодня НОУ в системе образования столицы и как помогает им в работе корпоративный стандарт качества, поднял президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ (АсНООР) Александр Вильсон.

– Начну с того, что, являясь по организационно-юридической форме негосударственными учреждениями, наши школы реализуют государственные задачи, финансируемые не из бюджетных средств, а за счет населения.

В системе НОУ обеспечено получение хорошего образования для трудных детей и учеников со специальными нуждами, которые в обычных школах, как правило, оказываются на обочине. И также в этой системе, по сути впервые в современной России, были отработаны личностно ориентированные приемы и методы работы в малокомплектных классах, позволяющие добиться мотивации в обучении и положительной динамики формирования ключевых компетенций учащихся.

Таким образом, негосударственную школу в нашей стране сегодня можно с полным правом назвать общественной. Так же, как и государственная, она принимает заказ от министерства образования, от соответствующего департамента. Но при этом приоритетным партнером и базовым заказчиком у нее становится родитель.

В основе работы общественной школы с содержанием образования лежит механизм определения ключевых компетенций – того, что действительно должны уметь делать и знать дети после согласования принципов всех участников образовательного сообщества. Суть педагогической позиции такой школы складывается из трех составляющих.

Первая – установка на персональное образование. Не школа выбирает ученика, а ученик и его родители – школу. Это означает, что будущее ребенка зависит от образовательно-воспитательной системы, а не от стартового уровня его знаний и способностей. Мы исходим из того, что каждый, несмотря на уровень своей подготовки и возможные пробелы, достоин учиться в той школе, которая в состоянии дать качественное образование через выстраивание личных образовательных программ.

Вторая – установка на социальную успешность выпускника. Общественная школа создает его модель, формирующуюся на основе баланса всех социальных заказов. Это человек, нужный обществу и себе самому, готовый занять свое место в системе общественных отношений и ощутить себя в ней преуспевающим.

Третья составляющая – установка на открытое перспективное будущее выпускника. Общественная школа помогает ученику выстраивать личную образовательную программу, определять грядущую сферу деятельности и готовиться к ней.

Анализ программ развития тех ОУ, которые получили поддержку в рамках нацпроекта «Образование», показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать разнообразные проблемы. является непременной составляющей востребованного обществом качества образования.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций личности. В общественной школе они проработаны каждым методическим объединением и доведены до конкретных показателей качества образования, составляющих в совокупности понятие успешного человека.

Одна из проблем общественной школы (как почти любой негосударственной) – это непостоянный контингент детей. И для того чтобы получить максимально возможный образовательный результат, НОУ приходится организовывать учебный процесс индивидуально с каждым ребенком, опираясь на его конкретную психологическую характеристику.

Помимо этого, достижение высокого качества персонального обучения в общественной школе подразумевает насыщенную образовательную среду. Это и отличное преподавание базовых предметов, и образовательные технологии, и системы научно-педагогического обеспечения и т.д.

Остановлюсь на вопросе качества образования и отслеживания долгосрочных результатов работы НОУ. Жизненная и карьерная успешность выпускников – главный показатель эффективности модели общественной школы. Руководители ряда этих образовательных учреждений за последние годы сформулировали институциональные системные механизмы управления качеством и процессом развития.

Важнейшим среди них можно считать общественный профессиональный аудит деятельности школы. Мы убеждены в том, что качество проще отыскать там, где есть реальные стандарты.

Система работы с качеством образования основывается на существовании фактически единого корпоративного стандарта, утвержденного центральным советом АсНООР 1 февраля 2008 года.

Нижеперечисленные стандарты обязательны для НОУ, являющихся членами ассоциации:

– ответственность за качество образования, установленная законодательством РФ;

– защита интересов общества, касающихся качества стандартов общего образования;

– улучшение и развитие качества учебных программ;

– использование общественно-профессиональной внешней экспертизы процессов гарантии качества;

– поощрение развития внутреннего аудита качества;

– разработка процессов предоставления новой публичной отчетности своей деятельности, включая отчетность за государственные и частные материальные инвестиции;

– предоставление отчетности о деятельности и совершенствовании учебного процесса;

– демонстрация качества образования как внутри РФ, так и на международном уровне;

– признание многообразия новаторства в деятельности негосударственных образовательных организаций.

Принятие подобных корпоративных стандартов преследует такие цели, как:

– улучшение образовательного процесса в организации;

– помощь организации в управлении и улучшении качества и, тем самым, укрепление ее организационной независимости;

– содействие в упрощении внешней оценки качества образования.

Кроме того, все НОУ, входящие в ассоциацию, в соответствии с индивидуальным соглашением ежегодно добровольно подвергаются общественно-профессиональному аудиту со стороны отдела качества ассоциации. Его результаты в перспективе должны учитываться государственной службой по лицензированию и аттестации при прохождении школой государственной процедуры лицензирования и аттестации.

Процесс аудита состоит из двух этапов: заочного (анализ документов, предоставленных организацией) и очного (выезд на место группы независимых экспертов). Его задача – независимая оценка достижений на всех ступенях образовательной деятельности НОУ качества образования, заданного корпоративными стандартами.

Основными предметами и темами обсуждения в процессе аудита становятся разносторонние характеристики. Это качество образования выпускников, их востребованность и успешность в жизни, выработка единого стандарта школы, материальная база, кадровый состав, эффективность педагогического труда, стили педагогической деятельности и управления, эффективность нагрузок учащихся, педагогов, способы использования методических средств….

Результаты аудита дают возможность ассоциации либо выдать школе сертификат качества, либо в максимально благожелательной форме передать рекомендации по совершенствованию образовательного процесса. Таким образом, НОУ получает возможность «подтянуть» те проблемные зоны, где оно по каким-либо причинам не дотягивает до принятых корпоративных стандартов.

Замечу, что заключение экспертной комиссии о невыдаче сертификата качества является сугубо конфиденциальным. После устранения недостатков школа может подать заявление на рассмотрение исправленных проблемных зон. И уже после этого для прохождения упрощенной внешней процедуры лицензирования и аттестации необходимо лишь представить в соответствующие службы рекомендации ассоциации и полученные сертификаты качества.

Разумеется, в условиях реформирования всех сфер социальной жизни в стране довольно трудно сформулировать во всей полноте проект зарождающейся общественной системы. Однако некоторые черты предсказать можно.

Мировая практика указывает на то, что в XXI веке высокое качество образования становится основным критерием и фактором формирования полноценной личности. Поэтому для негосударственных образовательных учреждений ежегодный внутренний и внешний общественный профессиональный аудит, наличие ясных для школы и общества содержательных образовательных стандартов являются важнейшим фактором возможности обеспечения конкурентоспособным образованием.

В основе корпоративных стандартов лежит новый характер общественного управления и контроля развития негосударственного образования. И мы считаем, что все наработанное на сегодняшний день в этой области имеет принципиальное значение.

Три «Т» и два коридора

На некоторых ключевых моментах по корректировке действующего федерального законодательства, касающегося регламентации работы образовательных учреждений, остановился заместитель начальника Государственной службы лицензирования и аттестации Департамента образования г. Москвы Сергей Шариков.

– В течение последних месяцев мы работаем над Положением о лицензировании образовательной деятельности, готовящемся к принятию правительством РФ. Думаю, что основные изменения коснутся комплектности документов, которые образовательные организации предоставляют для лицензирования. Также идет серьезный разговор о том, что первичное лицензирование должно отличаться от последующих подобных процедур. Не скрою, есть некоторые разногласия. Но думаю, что в течение нынешней осени этот вопрос будет стоять в плане законотворческих работ, и мы придем к какому-либо результату.

В отличие от процедур лицензирования все изменения, связанные с государственной аккредитацией, завершились этим летом. Они отражены в принятом правительством РФ Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. (Постановление № 522 принято 14 июля 2008 года.) Важным здесь является то, что федеральные органы обозначили одну, общую рамку процедуры государственной аккредитации для всех типов и видов ОУ.

Данное положение содержит более десяти отсылочных норм к другим нормативно-правовым актам, которые частично еще предстоит разработать в разных объемах Министерству образования и науки, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и даже органам управления образованием субъектов РФ.

Понятие федерального государственного образовательного стандарта, зафиксированное в Законе «Об образовании», содержит принципиальные позиции, в корне меняющие подходы к процедуре государственного контроля и надзора в сфере образования.

Во-первых, стандарт сегодня четко обозначает уровень предъявляемых требований. Профессионалы, занимающиеся разработкой государственного образовательного стандарта, коротко называют это три «Т»:

– требования к структуре образовательной программы;

– требования к условиям ведения и осуществления деятельности;

– требования к результатам освоения стандарта.

На наш взгляд, это не только способствует комплексности проведения процедур регламентации деятельности, не просто дает отправную точку для понимания, что подлежит оценке с точки зрения условий, а что – с точки зрения результата, но решает вопрос, волнующий всех: зачем каждый раз вновь показывать то, что уже все неоднократно видели?

Безусловно, те подходы, которые предлагает сегодня АсНООР, укладываются в рамку, зафиксированную законом о саморегулируемых организациях.

АсНООР задала важный ракурс, при котором часть государственных полномочий и функций передается (в части контроля и надзора) саморегулируемым организациям, объединяющим субъектов профессиональной деятельности. Подчеркиваю, это актуально, поскольку контур, в русле которого сегодня разрабатываются федеральные документы, исходит из понятия системы оценки качества образования на разных уровнях. Прежде всего – на уровне самого образовательного учреждения.

Я бы привел здесь сравнение с таможней, где есть два коридора – зеленый и красный. Скажем, если педагогический коллектив НОУ уверен в своих результатах и в том уровне, который установлен самим профессиональным сообществом (в данном случае – членами ассоциации), значит, эта школа «идет» через зеленый коридор. То есть государство в этом случае имеет информацию из внешних источников о деятельности НОУ и работает с ними на определенном уровне доверия, не перепроверяя что-то лишний раз, не тратя на это силы, время, средства.

Подобный профессиональный стандарт, создающийся внутри саморегулируемой организации, – замечательный механизм для решения вопросов качества образования в целом.

Рейтинг@Mail.ru