Тема негосударственных
образовательных учреждений (далее НОУ) нечасто
удостаивается отдельного обсуждения. Принято
думать, что у частных школ проблемы если и есть,
то их гораздо меньше по сравнению со школами
государственными, и они всегда могут быть решены
за деньги тех родителей, которые, собственно,
платят за своего ребенка.
Поэтому даже в самом факте проведения
конференции есть большой плюс: целых два дня
столичный департамент образования и
руководители НОУ Москвы работали вместе,
обсуждая насущные вопросы и предлагая свои пути
разрешения разнообразных ситуаций. Порадовал и
уровень приглашенных выступающих, чьи речи были
информативны и всеми слушались с интересом.
Никто из присутствующих в зале не счел для себя
возможным «сбежать» пораньше, дабы употребить
время на более полезное занятие.
Каждый из тех, кто рассказывал
директорам частных школ о перспективах развития
этого сектора образования, старался сделать
акцент на том, чего в нем уже удалось достичь за
время существования (2008/09 уч. год – 19-й по счету
для НОУ Москвы. – Прим. ред.). Но также были
определены и задачи на ближайшее будущее.
Мы знакомим вас с некоторыми
выступлениями, которые помогут составить
картину того, чем живет негосударственное
образование в столице.
Три базовых позиции
Об основных задачах программы
«Столичное образование–5» и роли НОУ в ее
реализации рассказала первый заместитель
руководителя Департамента образования г. Москвы
Лариса Курнешова.
– Один из серьезных моментов, который
волнует сегодня и департамент, и НОУ, связан с
увеличением количества мест в дошкольных
образовательных учреждениях. Не секрет, что
потребности москвичей в их услугах резко
увеличились. И если раньше правительство столицы
давало возможность негосударственным
образовательным учреждениям развиваться прежде
всего на территориях, которые простаивали, в
зданиях детских садов, то на сегодняшний день эти
площади вновь оказались востребованы городом.
Мэр Москвы поставил перед нами задачу:
в максимально короткие сроки обеспечить всех
желающих организованной формой дошкольного
воспитания. Сам город делает в этом плане много.
Начиная с 2006 года, в столице возводится по 100
детских садов в год. Такой объем строительства не
свойствен ни одному субъекту РФ!
Однако в последнее время мы
сталкиваемся с проблемой нехватки земельных
ресурсов. Все труднее найти тот участок, где
можно построить детсад. Это непростой вопрос,
из-за которого многие из НОУ в прошлом учебном
году испытывали тревожность. Ряд префектур, в
частности, руководство Западного округа,
однозначно проинформировали некоторые частные
школы о том, что не планируют давать согласие на
пролонгацию арендных отношений и просят
рассмотреть возможность освобождения
занимаемого помещения.
Однако Москва не собирается разрушать
негосударственный сектор образования, и те
учреждения, которые качественно и стабильно
работают и обеспечивают образовательными
услугами определенное количество москвичей,
должны продолжать свое функционирование. Это
позиция руководства столицы. Она же отражена и в
законодательной базе.
В связи с этим родилось предложение
подключить НОУ к решению общегородской проблемы
с детсадами и рекомендовать им создавать у себя
дошкольные отделения. Сейчас мы прорабатываем
вопрос о том, как в этом отношении поддержать
негосударственный сектор.
Одна из идей состоит в следующем. Если
НОУ берут к себе детей из очереди на детский сад,
то Москва платит за них тот же самый норматив,
который положен государственному учреждению. И
мы надеемся, что НОУ отзовутся на проблемы,
решаемые городом.
Теперь несколько слов о программе
«Столичное образование–5». Отмечу три ключевых
базовых позиции, лежащих в ее основе.
Первый можно сформулировать так:
образование в течение всей жизни. Нынешний
уровень развития экономики, социальной сферы
требует по-новому смотреть на место и роль
образования. Что это реально значит для любого
ОУ, возможно, пока не совсем ясно. Тем не менее,
какие-то шаги уже предпринимаются, и технологии
намечаются.
Второй лозунг касается изменения
психологии учителя: нужно перестать фиксировать
неуспешность ученика и сосредоточить свой
профессионализм на создании ситуаций успеха. Да,
для этого понадобится полностью перевернуть
представления и на образовательный процесс, и на
свою профессиональную деятельность.
Некоторые из подходов хорошо
отработаны у нас в системе работы с
детьми-инвалидами, где педагоги, учитывая
непростую ситуацию, владеют определенными
технологиями, в результате которых дети осознают
свое продвижение в области каких-либо знаний.
Замечательным инструментом также является
портфолио, о нем в последнее время все больше
говорят. Я знаю, что в НОУ накоплен определенный
опыт в этом направлении. И для того чтобы
частично перенести его в государственные
образовательные учреждения, мне бы хотелось
провести с частными школами круглый стол.
Третий лозунг – образование и
инновационное развитие экономики. Об этом
много говорят, спорят, в частности, при
обсуждении программы развития образования до 2020
года. Недавно на коллегии Министерства
образования, где рассматривался очередной
проект этого документа, звучал вопрос о том,
можем ли мы сказать, какие именно процессы в
образовании сегодня будут способствовать
инновационному развитию экономики. Конкретных
ответов пока не прозвучало…
Мне кажется, это интересный и
методологический, и практический вопрос. Что мы
все-таки имеем в виду, когда говорим о новых
образовательных технологиях? Об изменениях
нашего взгляда на результаты своей деятельности?
О переходе от ЗУНов к компетенциям? О развитии
интеллектуального потенциала?
Думаю, учитывая опыт столичных НОУ,
можно попытаться найти интересные ответы на эти
вопросы, которые нам придется решать в рамках
программы «Столичное образование–5», стартующей
в 2009 году.
Корпоративные стандарты – шаг в
развитии негосударственного образования
Вопрос о том, какую позицию занимают
сегодня НОУ в системе образования столицы и как
помогает им в работе корпоративный стандарт
качества, поднял президент Ассоциации
негосударственных образовательных организаций
регионов РФ (АсНООР) Александр Вильсон.
– Начну с того, что, являясь по
организационно-юридической форме
негосударственными учреждениями, наши школы
реализуют государственные задачи, финансируемые
не из бюджетных средств, а за счет населения.
В системе НОУ обеспечено получение
хорошего образования для трудных детей и
учеников со специальными нуждами, которые в
обычных школах, как правило, оказываются на
обочине. И также в этой системе, по сути впервые в
современной России, были отработаны личностно
ориентированные приемы и методы работы в
малокомплектных классах, позволяющие добиться
мотивации в обучении и положительной динамики
формирования ключевых компетенций учащихся.
Таким образом, негосударственную
школу в нашей стране сегодня можно с полным
правом назвать общественной. Так же, как и
государственная, она принимает заказ от
министерства образования, от соответствующего
департамента. Но при этом приоритетным партнером
и базовым заказчиком у нее становится родитель.
В основе работы общественной школы с
содержанием образования лежит механизм
определения ключевых компетенций – того, что
действительно должны уметь делать и знать дети
после согласования принципов всех участников
образовательного сообщества. Суть
педагогической позиции такой школы складывается
из трех составляющих.
Первая – установка на
персональное образование. Не школа выбирает
ученика, а ученик и его родители – школу. Это
означает, что будущее ребенка зависит от
образовательно-воспитательной системы, а не от
стартового уровня его знаний и способностей. Мы
исходим из того, что каждый, несмотря на уровень
своей подготовки и возможные пробелы, достоин
учиться в той школе, которая в состоянии дать
качественное образование через выстраивание
личных образовательных программ.
Вторая – установка на социальную
успешность выпускника. Общественная школа
создает его модель, формирующуюся на основе
баланса всех социальных заказов. Это человек,
нужный обществу и себе самому, готовый занять
свое место в системе общественных отношений и
ощутить себя в ней преуспевающим.
Третья составляющая – установка
на открытое перспективное будущее выпускника.
Общественная школа помогает ученику выстраивать
личную образовательную программу, определять
грядущую сферу деятельности и готовиться к ней.
Анализ программ развития тех ОУ,
которые получили поддержку в рамках нацпроекта
«Образование», показывает, что владение
информационными технологиями, умение заботиться
о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать
разнообразные проблемы. является непременной
составляющей востребованного обществом
качества образования.
Основой современных образовательных
стандартов становится формирование базовых
компетенций личности. В общественной школе они
проработаны каждым методическим объединением и
доведены до конкретных показателей качества
образования, составляющих в совокупности
понятие успешного человека.
Одна из проблем общественной школы
(как почти любой негосударственной) – это
непостоянный контингент детей. И для того чтобы
получить максимально возможный образовательный
результат, НОУ приходится организовывать
учебный процесс индивидуально с каждым ребенком,
опираясь на его конкретную психологическую
характеристику.
Помимо этого, достижение высокого
качества персонального обучения в общественной
школе подразумевает насыщенную образовательную
среду. Это и отличное преподавание базовых
предметов, и образовательные технологии, и
системы научно-педагогического обеспечения и
т.д.
Остановлюсь на вопросе качества
образования и отслеживания долгосрочных
результатов работы НОУ. Жизненная и карьерная
успешность выпускников – главный показатель
эффективности модели общественной школы.
Руководители ряда этих образовательных
учреждений за последние годы сформулировали
институциональные системные механизмы
управления качеством и процессом развития.
Важнейшим среди них можно считать
общественный профессиональный аудит
деятельности школы. Мы убеждены в том, что
качество проще отыскать там, где есть реальные
стандарты.
Система работы с качеством
образования основывается на существовании
фактически единого корпоративного стандарта,
утвержденного центральным советом АсНООР 1
февраля 2008 года.
Нижеперечисленные стандарты
обязательны для НОУ, являющихся членами
ассоциации:
– ответственность за качество
образования, установленная законодательством
РФ;
– защита интересов общества,
касающихся качества стандартов общего
образования;
– улучшение и развитие качества
учебных программ;
– использование
общественно-профессиональной внешней
экспертизы процессов гарантии качества;
– поощрение развития внутреннего
аудита качества;
– разработка процессов
предоставления новой публичной отчетности своей
деятельности, включая отчетность за
государственные и частные материальные
инвестиции;
– предоставление отчетности о
деятельности и совершенствовании учебного
процесса;
– демонстрация качества образования
как внутри РФ, так и на международном уровне;
– признание многообразия новаторства
в деятельности негосударственных
образовательных организаций.
Принятие подобных корпоративных
стандартов преследует такие цели, как:
– улучшение образовательного
процесса в организации;
– помощь организации в управлении и
улучшении качества и, тем самым, укрепление ее
организационной независимости;
– содействие в упрощении внешней
оценки качества образования.
Кроме того, все НОУ, входящие в
ассоциацию, в соответствии с индивидуальным
соглашением ежегодно добровольно подвергаются
общественно-профессиональному аудиту со стороны
отдела качества ассоциации. Его результаты в
перспективе должны учитываться государственной
службой по лицензированию и аттестации при
прохождении школой государственной процедуры
лицензирования и аттестации.
Процесс аудита состоит из двух этапов:
заочного (анализ документов, предоставленных
организацией) и очного (выезд на место группы
независимых экспертов). Его задача – независимая
оценка достижений на всех ступенях
образовательной деятельности НОУ качества
образования, заданного корпоративными
стандартами.
Основными предметами и темами
обсуждения в процессе аудита становятся
разносторонние характеристики. Это качество
образования выпускников, их востребованность и
успешность в жизни, выработка единого стандарта
школы, материальная база, кадровый состав,
эффективность педагогического труда, стили
педагогической деятельности и управления,
эффективность нагрузок учащихся, педагогов,
способы использования методических средств….
Результаты аудита дают возможность
ассоциации либо выдать школе сертификат
качества, либо в максимально благожелательной
форме передать рекомендации по
совершенствованию образовательного процесса.
Таким образом, НОУ получает возможность
«подтянуть» те проблемные зоны, где оно по
каким-либо причинам не дотягивает до принятых
корпоративных стандартов.
Замечу, что заключение экспертной
комиссии о невыдаче сертификата качества
является сугубо конфиденциальным. После
устранения недостатков школа может подать
заявление на рассмотрение исправленных
проблемных зон. И уже после этого для прохождения
упрощенной внешней процедуры лицензирования и
аттестации необходимо лишь представить в
соответствующие службы рекомендации ассоциации
и полученные сертификаты качества.
Разумеется, в условиях реформирования
всех сфер социальной жизни в стране довольно
трудно сформулировать во всей полноте проект
зарождающейся общественной системы. Однако
некоторые черты предсказать можно.
Мировая практика указывает на то, что в
XXI веке высокое качество образования становится
основным критерием и фактором формирования
полноценной личности. Поэтому для
негосударственных образовательных учреждений
ежегодный внутренний и внешний общественный
профессиональный аудит, наличие ясных для школы
и общества содержательных образовательных
стандартов являются важнейшим фактором
возможности обеспечения конкурентоспособным
образованием.
В основе корпоративных стандартов
лежит новый характер общественного управления и
контроля развития негосударственного
образования. И мы считаем, что все наработанное
на сегодняшний день в этой области имеет
принципиальное значение.
Три «Т» и два коридора
На некоторых ключевых моментах по
корректировке действующего федерального
законодательства, касающегося регламентации
работы образовательных учреждений, остановился заместитель
начальника Государственной службы
лицензирования и аттестации Департамента
образования г. Москвы Сергей Шариков.
– В течение последних месяцев мы
работаем над Положением о лицензировании
образовательной деятельности, готовящемся к
принятию правительством РФ. Думаю, что основные
изменения коснутся комплектности документов,
которые образовательные организации
предоставляют для лицензирования. Также идет
серьезный разговор о том, что первичное
лицензирование должно отличаться от последующих
подобных процедур. Не скрою, есть некоторые
разногласия. Но думаю, что в течение нынешней
осени этот вопрос будет стоять в плане
законотворческих работ, и мы придем к какому-либо
результату.
В отличие от процедур лицензирования
все изменения, связанные с государственной
аккредитацией, завершились этим летом. Они
отражены в принятом правительством РФ Положении
о государственной аккредитации образовательных
учреждений и научных организаций. (Постановление
№ 522 принято 14 июля 2008 года.) Важным здесь
является то, что федеральные органы обозначили
одну, общую рамку процедуры государственной
аккредитации для всех типов и видов ОУ.
Данное положение содержит более
десяти отсылочных норм к другим
нормативно-правовым актам, которые частично еще
предстоит разработать в разных объемах
Министерству образования и науки, Федеральной
службе по надзору в сфере образования и науки и
даже органам управления образованием субъектов
РФ.
Понятие федерального
государственного образовательного стандарта,
зафиксированное в Законе «Об образовании»,
содержит принципиальные позиции, в корне
меняющие подходы к процедуре государственного
контроля и надзора в сфере образования.
Во-первых, стандарт сегодня четко
обозначает уровень предъявляемых требований.
Профессионалы, занимающиеся разработкой
государственного образовательного стандарта,
коротко называют это три «Т»:
– требования к структуре
образовательной программы;
– требования к условиям ведения и
осуществления деятельности;
– требования к результатам освоения
стандарта.
На наш взгляд, это не только
способствует комплексности проведения процедур
регламентации деятельности, не просто дает
отправную точку для понимания, что подлежит
оценке с точки зрения условий, а что – с точки
зрения результата, но решает вопрос, волнующий
всех: зачем каждый раз вновь показывать то, что
уже все неоднократно видели?
Безусловно, те подходы, которые
предлагает сегодня АсНООР, укладываются в рамку,
зафиксированную законом о саморегулируемых
организациях.
АсНООР задала важный ракурс, при
котором часть государственных полномочий и
функций передается (в части контроля и надзора)
саморегулируемым организациям, объединяющим
субъектов профессиональной деятельности.
Подчеркиваю, это актуально, поскольку контур, в
русле которого сегодня разрабатываются
федеральные документы, исходит из понятия
системы оценки качества образования на разных
уровнях. Прежде всего – на уровне самого
образовательного учреждения.
Я бы привел здесь сравнение с таможней,
где есть два коридора – зеленый и красный.
Скажем, если педагогический коллектив НОУ уверен
в своих результатах и в том уровне, который
установлен самим профессиональным сообществом
(в данном случае – членами ассоциации), значит,
эта школа «идет» через зеленый коридор. То есть
государство в этом случае имеет информацию из
внешних источников о деятельности НОУ и работает
с ними на определенном уровне доверия, не
перепроверяя что-то лишний раз, не тратя на это
силы, время, средства.
Подобный профессиональный стандарт,
создающийся внутри саморегулируемой
организации, – замечательный механизм для
решения вопросов качества образования в целом.
|