Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2008

Партнерство

«Поговорим…»

Взаимодействие школы с родителями – процесс нелегкий. И хотя в педагогической практике есть огромный опыт такой деятельности, постоянно меняющиеся социальные условия требуют свежих подходов и форм.  Как реально привлечь отцов и матерей к живому диалогу?  Как сделать встречи с ними более полезными и интересными? Как направить собрания в русло решения проблем, с которыми сталкиваются в образовательном процессе учителя, родители и дети? Школа № 1 города Черногорска предлагает свой вариант решения.

...о вредных привычках

В каждом образовательном учреждении есть традиционные мероприятия, которые решают определенные задачи в деле воспитания и обучения учащихся. Мы на собственном опыте убедились, что наиболее положительные результаты дают нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Одна из них – детско-родительские дебаты. У нас они называются «Поговорим…».

Первая тема, которую мы вынесли на такое общее обсуждение со старшеклассниками и членами их семей, звучала так: «Поговорим о вредных привычках».

Открыла этот непростой разговор директор школы Оксана Викторовна Кантеева:

– Задача взрослых – воспитать своих детей так, чтобы они радовали их, пройдя по жизни добрыми, честными и хорошими людьми. И все вы, вероятно, согласитесь с утверждением, что для благополучной жизни в XXI веке, прежде всего, необходимо быть здоровым. Хорошее здоровье во все времена было величайшей ценностью.

Поэтому сегодня я бы хотела предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на его жизненном пути. Как уберечься от пагубного влияния? Что могут сделать родители для того, чтобы сын или дочь выбрали здоровый образ жизни? Можно ли придумать что-то еще, чего вы пока не предпринимали в своей семье? Наверное, мы не найдем в ходе дебатов уникального рецепта. Но разобраться попробуем.

После такого вступления был дан старт дебатам. Полемика развернулась по трем направлениям.

Первое мы условно назвали «В мире сигарет». За одним круглым столом у нас расположились дети, за другим – родители. Группе старшеклассников предложили ответить на вопрос: «Какие причины толкают подростков к курению?». Перед родителями же была поставлена другая задача. Им «нарисовали» ситуацию: «Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери (сына) и застаете ее (его) курящей (-им) возле открытого окна. Увидев вас, ребенок не прекращает курить, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?»

Второе направление – «В мире алкоголя». На телевидении запрещено рекламировать сигареты и алкогольные напитки. Однако по-прежнему много рекламы пива. В связи с этим вопрос к группе старшеклассников: «Вы полагаете, что пиво – это безвредный напиток? Как вы думаете, почему пиво сейчас так привлекает подрастающее поколение?». Перед родителями ставятся эти же вопросы, и также предлагается попробовать определить роль семьи в увлечении подростка спиртным.

Последняя страница этих дебатов – «В мире наркотиков». После озвучивания статистических данных о наркомании среди подростков, группы детей и взрослых снова получили задания. Родителям предстояло назвать специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании, где употребляют наркотики, а также ответить на вопрос: «Что родителям необходимо знать и иметь в виду, чтобы предупредить эту трагедию?».

Учащимся предложили обсудить другой «сценарий»: «Допустим, приятели в компании ведут разговор о приятном, «улетном» состоянии, вызванном употреблением наркотика, утверждая, что это безвредно. Они рассуждают о том, что есть якобы «безопасные» наркотики растительного происхождения. Ваши действия при участии в этом разговоре?».

После обсуждения обозначенных вопросов вниманию родителей был представлен фильм, снятый учащимися 11-го класса о наркомании, вечной борьбе Добра со Злом.

В итоге разговор на эту непростую тему получился откровенным, аргументированным, а главное – вызвал интерес и учащихся, и родителей к решению этих проблем сообща. Покидая в тот день здание школы, взрослые понимали, что в диалоге всегда можно отыскать нужное решение. И очень часто это зависит именно от умения выслушать своего ребенка, окунуться в мир его переживаний, взглядов, и вовремя поддержать.

Итог дебатов получился такой: быть внимательным – не означает пристально следить за каждым шагом и подозревать подростка в чем-то плохом. Это значит – любить и поддерживать.

…об ответственности за успеваемость старшеклассников

Мы хотим рассказать и еще об одной теме, выбранной для очередных детско-родительских дебатов. Она звучала так: Кто в большей степени несет ответственность за успеваемость старшеклассников? Они сами? Их родители? Или учителя?

Получив пригласительные билеты на мероприятие, педагоги, родители и учащиеся старших классов пришли в назначенное время в школу. Под звуки песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» все расселись в зале по командам.

Торжественное слово директора школы сразу настроило на серьезный разговор, тем более что к проведению дебатов все готовились заранее и настроились аргументированно доказывать свою точку зрения:

– Одной из главных проблем семьи, а значит, и школы, является воспитание достойного гражданина страны. С чего же оно начинается? Кто в большей степени ответственен за него и за образование? Есть много вопросов, решение которых подвластно только тройственному союзу: школа – семья – ученик.

Пробуя объяснять деятельность разных людей, мыслители всех эпох рассуждали о том, что движет их действиями, а, следовательно, и развитием общества. Многочисленные исследования этой темы показывают, что в процессе формирования человеческой культуры важно опираться на содержание духовного мира личности, от которого зависят ее активность, поведение и поступки на побудительную сферу – мотивы и мотивацию.

Мотив – то, что принадлежит самому субъекту поведения, является ее устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Особый интерес представляют мотивы, которые появляются у старшеклассников и становятся ведущими.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Исходя из этого, давайте посмотрим на результаты анкетирования, проведенного в 11-м классе.

Сюжет № 1 «Мотивы учения»

Ведущие мотивы:

1. Надо подготовиться к будущей профессии – 82,4%.

2. В наше время быть в обществе незнайкой нельзя – 53%.

3. Нравится узнавать новое – 53%.

4. Хочу больше знать – 29%.

Вывод: у ребят выражена направленность на человека или общество, они понимают социальную значимость образования, готовы нести ответственность за его качество. В классе виден широкий социальный мотив.

Сюжет № 2 «Мотивация к успеху»

Уровень мотивации:

1. Средний – 53%.

2. Умеренно высокий – 29%.

3. Низкий – 12%.

4. Слишком высокий – 6%.

Вывод: для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Чем он выше, тем ниже готовность человека к риску.

Итак, мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе обучения ученика, и ответственность за это ложится, в первую очередь, на педагогов и родителей.

Мотивом к действию является практическая деятельность, условием ее успеха – она сама (см. Схему).

Схема

Далее, после вступительного слова руководителя, встреча продолжилась уже непосредственно в форме дебатов.

«Какие мотивы руководили вами, когда вы приняли решение обучаться в старшей школе? Можете ли вы сегодня принимать ответственные решения?»

Однако перед тем, как перейти к дискуссии, ответить на предложенные вопросы и задать свои, учащиеся обратились к педагогам:

«Ты и актер, и режиссер, и воспитатель,
Наставник мудрый и заботливый родитель.
Все проявленья человеческой натуры
Соединил в себе классический учитель.
И если б кто-то оценить собрался
Ваш труд – в столице иль в глуши, –
Не смог бы, как бы ни старался,
нет единицы измеренья для души!
Забудьте на мгновенье планы и конспекты,
Журналы и уроки – все не сделать впрок,
Сегодня мы участвуем в дебатах
И приглашаем всех на разговор.»

Родители же размышляли о воспитании ответственности: «Когда, по-вашему, начинается ответственность? Как ее необходимо воспитывать? Ответственность возвышает или освобождает?».

Не остались без работы и педагоги. Для них был подготовлен такой вопрос: «Является ли ответственность условием успешности?».

Заметим, что мы приводим в качестве примера лишь малую часть вопросов, предложенных командам.

Совпадающие и несовпадающие точки зрения, эмоциональные высказывания в ходе дебатов – все это способствовало единению, желанию совместно решать проблемы. Постепенно присутствующие пришли к выводу о том, что огромное значение в воспитании детей имеет формирование у них привычки быть ответственным за свои поступки, слова. Чем раньше ребенок начинает демонстрировать это свойство, тем больше шансов на то, что из него вырастет порядочный человек.

Понятия «ответственность» и «обязательность» являются сегодня неотъемлемой частью успешности молодого человека. На проявление ребенком этих качеств характера оказывают влияние стиль поведения взрослых в семье, их способность подавать положительный пример в повседневной жизни. Ведь недаром говорят, что дети – прямое отражение своих родителей.

В ходе дебатов у нас стала вырисовываться следующая картина. Что такое ответственность? Что включает в себя это понятие?

Вот как представила это группа родителей:

О – организованность
Т – требовательность
В – воспитанность
Е – единство
Т – терпение
С – стремление
Т – творчество
В – выносливость
Е – естественность
Н – напористость
Н – надежность
О – образованность
С – сила воли
Т – трудолюбие
Ь – мягкость в отношениях с близкими.

А ученики добавили следующие категории: трудолюбие, совестливость, внимательность, обязательность, порядочность, терпение.

Педагоги дополнили их такими качествами, как взаимодействие, толерантность, сотрудничество, единение.

Был поднят в ходе встречи и вопрос о том, что для формирования у ребенка ответственности и самодисциплины необходимы определенные условия и соответствующие требования. Например, очень важно наличие у детей в семье определенных обязанностей. И миссия родителей состоит в том, чтобы научить сына или дочь брать на себя ответственность за свои поступки, а не искать виноватого.

Проблема, по которой мы дебатировали, высветила разные точки зрения участников дискуссии. Но важно, что все пришли к единому мнению: мы союзники в прояснении непростых ситуаций, и не стоим по разные стороны баррикад.

Наша встреча лишний раз убедила нас в том, что вместе мы – сила, и решение любых задач нам по плечу. У родителей даже родился девиз: «Пока мы вместе, мы едины, а значит, безответственность не пройдет!».

Слова учителей тоже прозвучали многозначно:

«Этот мир многогранен и тесен,
Человеку не просто в нем жить
Так, чтоб обществу стал ты полезен,
Мог учиться, работать, любить.
И какой бы ты ни был натуры,
В шутке, в юморе меру чтоб знал,
Категории «долг», «честь», «ответственность»,
Безусловно, всегда понимал!»

Так ответственны ли учителя и родители за успеваемость учащихся в старших классах? Да, мы все – родители, учителя, ученики – отвечаем за успеваемость, успешность и будущее молодого человека. Недаром именно слово «ответственность» стало главным в этих наших дебатах.

Каждый участник, уходя с мероприятия, уносил с собой не только памятку «Заповеди общения», но и частичку тепла, которое подарила всем эта встреча.

Рейтинг@Mail.ru