Важна команда, а не собрание
ярких личностей
В центре образования № 641 им.
С.Есенина уровень качества знаний при сдаче
ЕГЭ по математике и русскому языку оценивается
на 90% – «троек» едва ли наберется 4–5 штук.
Здесь гордятся медалистами и особенно тем, что за
год 104 ученика стали призерами олимпиад и
конкурсов, то есть каждый восьмой ребенок ощутил
себя победителем, а это очень хорошо.
И тем не менее директор Лариса
Голоднова применительно к такому завидному
положению вещей использует не слово «успех», а
всего лишь сочетание «неплохие результаты».
Наверное, чтобы было, куда стремиться.
Причина таких «неплохих результатов»
кроется, по признанию Ларисы Васильевны, в
системе работы, которая складывалась не один год.
О ней она вкратце и рассказала коллегам:
– Я хочу выделить пять рычагов
воздействия для удачной сдачи и ЕГЭ, и других
экзаменов (ведь мы знаем: государство может нам
придумать что-нибудь еще, и мы должны быть
готовы).
Для начала предлагаю создать в
воображении следующий образ. Представьте
большую корзину. Это наша школа. И чтобы ученику и
учителю было комфортно, мы должны чем-то хорошо
выложить дно. Таким «дном» нам служит программа
развития. Она называется «Модель социального
успеха ученика». В ее основе – формирование
мотивации ребенка к учебе, внимание к
компетенциям и, самое важное, создание особой
атмосферы в школе, которая пронизывала бы
учителя, ученика и родителей.
Вторая причина – конечно, люди.
В каждом ОУ есть учителя-«звездочки». Но кто-то
однажды сказал, что в любом учреждении важна
команда, а не собрание ярких личностей. Мы это
учли. У нас есть два потрясающих математика. Они
пришли со своей методикой контроля уровня знаний
учащихся. Работали год, два… А с третьего года их
присутствия в нашей школе так заработали все
математики. И сейчас не важно, у какого учителя
учатся дети, так как с пятого по одиннадцатый
класс все работают в одном режиме. И качество
обучения обязательно повышается.
Еще один момент, связанный с кадрами.
Как известно, управление – стимулирование
активности педагогов. Если вы проанализируете
труд своих коллег, то не будет секретом, что
активная работа начинается только в 9-м и 11-м
классах. А в 5-х, 6-х, 7-х чаще встречаются
«урокодатели». Видели бы они, как их деятельность
сказывается на выпускниках. Да, трудно работать
на конечный результат – нужен опыт, чтобы
выстроить собственную педагогическую систему. У
нас в этом плане есть свои наработки и победы.
Третий момент, который имеет
влияние, – формирование классов. В нашем
центре образования ребенок трижды проходит
тестирование: когда идет в 5-й класс,
предпрофильный 8-й и профильный 10-й. То есть
трижды за эти годы он концентрирует внимание,
«цементирует» знания (не случайно сейчас идут
разговоры о том, что предполагается ввести
ежегодную сдачу экзаменов, в каждом классе). В
результате этих трех проверок в прошедшем
учебном году большая часть ребят из
общеобразовательного попала в класс
химико-биологического направления. То есть
школьник получает шанс хорошо выучиться.
В четвертом пункте я хочу сказать о
тех формах, которые мы используем для повышения
качества обучения.
В старшей школе действуют
индивидуальные учебные планы. Благодаря
небольшой наполняемости групп и увеличению
количества часов через школьный компонент, в
10–11-х классах наши дети буквально «купаются» в
предмете. Созданы все условия для того, чтобы они
учились.
Также мы используем другую форму:
объединяем параллель (например, английский язык,
шестые классы) и делим учеников не по
принадлежности к классу, а по уровню знаний. И у
них опять повышается мотивация.
И последнее – это методика
преподавания. К примеру, у учителей русского
языка, биологии, химии и математики есть журналы,
где выставлены оценки и вывешены темы, которые
ребенок не изучил в течение полугода-года. Так и
учитель, и родители, и сам школьник видят, какая
тема «западает».
НОВЫЙ ХОД
Говоря о роли окружной методической
службы в организации и проведении ЕГЭ, директор
научно-методического центра Людмила Филиппова
заострила внимание на пользе профильных лагерей.
Их цели:
– ознакомление учащихся с процедурой проведения
ЕГЭ, правилами оформления бланков, нормативными
документами;
– возможность пройти интерактивное
тестирование;
– обобщение и систематизация изученного
материала;
– решение заданий повышенного уровня различными
способами (группа С) и знакомство с нормами их
оценки;
– получение дополнительного опыта работы в
Интернете;
– проведение психологической подготовки
учащихся к итоговой аттестации, в том числе в
форме ЕГЭ. |
Предметные знания – только
полдела
На круглом столе несколько
выступлений было посвящено организации работы
методических объединений образовательного
учреждения. В частности, рассказом о
практикуемой подготовке к ЕГЭ поделилась Елена
Блайда, завкафедрой математики центра
образования № 654:
– У себя на кафедре подготовленность к
чему-либо мы понимаем как комплекс приобретенных
знаний, умений, навыков, качеств, позволяющих
успешно выполнять определенную деятельность.
Посредством мониторингов мы отслеживали информационную,
предметную и психологическую готовность
учащегося к сдаче единого экзамена.
Глобальной проблемы с предметной
подготовленностью мы, к счастью, не отметили. Но в
двух остальных видах увидели пробелы. Таким
образом, выделились наиболее актуальные вопросы
подготовки к ЕГЭ.
Многое приходится изучать с
нормативно-правовой точки зрения и доводить до
сведения учителей часто меняющиеся критерии.
Так как не у всех педагогов дома есть
выход в Интернет, кафедра регулярно собирается,
коллеги получают доступ к Сети, решают задания
единого экзамена, потому что пока сам не пройдешь
через эту ситуацию, невозможно предостеречь
ребенка.
Наши действия следующие.
1. Информирование учителей на
производственных совещаниях:
– о нормативно-правовых документах по
ЕГЭ;
– о ходе подготовки к ЕГЭ в школе,
районе и области.
2. Включение в планы работы школьных
методических объединений (ШМО) следующих
вопросов:
– проведение пробных ЕГЭ, обсуждение
их результатов;
– творческая презентация опыта по
подготовке учащихся (на методической или научной
конференциях в рамках школы);
– выработка совместных рекомендаций
учителю-предметнику по стратегиям подготовки
детей к ЕГЭ (с учетом психологических
особенностей школьников);
– психологические особенности
одиннадцатиклассников.
3. Педагогический совет на тему «ЕГЭ:
методические подходы к подготовке учащихся».
4. Направление учителей на семинары и
курсы по вопросам ЕГЭ.
1. Организация информационной работы в
форме инструктажа учащихся:
– правила поведения на экзамене;
– правила заполнения бланков;
– расписание работы кабинета
информатики (часы свободного доступа к ресурсам
Интернета).
2. Информационный стенд: нормативные
документы, образцы бланков, правила заполнения,
ресурсы Интернета по вопросам ЕГЭ.
3. Проведение занятий по тренировке
заполнения бланков.
4. Пробные внутришкольные ЕГЭ по
различным предметам.
5. В библиотеке:
– папка с материалами по единому
экзамену (нормативные документы, бланки по
различным предметам, правила заполнения бланков,
инструкции, ресурсы Интернета по вопросам ЕГЭ,
перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по
подготовке к экзаменам);
– стенд с пособиями по ЕГЭ.
Это тоже очень важный блок работы.
Родители иногда переоценивают своего ребенка,
рассчитывая на его учебу на подготовительных
курсах в престижном институте или у хорошего
репетитора. Но это не значит, что выпускник
хорошо владеет знаниями.
1. Родительские собрания:
– информирование родителей о
процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к
тестовой форме сдачи экзаменов;
– информирование о ресурсах
Интернета;
– оглашение результатов пробных ЕГЭ;
– рассказ о пункте проведения
экзамена, пробном ЕГЭ в апреле.
2. Индивидуальное консультирование
родителей (классные руководители,
педагог-психолог).
Может осуществляться в форме
спецкурса (или элективного курса). Его цели:
отработка стратегии и тактики поведения в период
подготовки к экзамену; обучение навыкам
саморегуляции, самоконтроля, помощь в повышении
уверенности в своих силах.
Методы проведения занятий
разнообразны: групповая дискуссия, игры,
медитативные техники, анкетирование,
мини-лекции, творческая работа, устные или
письменные размышления по предложенной
тематике. Содержание занятий должно
ориентироваться на следующие вопросы:
– как подготовиться к экзаменам;
– поведение на экзамене;
– способы снятия нервно-психического
напряжения.
Работа с учащимися проводится по их
желанию – со всем классом сразу или выборочно.
Также педагог-психолог может проводить
индивидуальные консультации для детей во время
подготовки к экзаменам.
– Посещение администрацией уроков
учителей-предметников, методическая помощь;
– включение в планы работы школьных
методических объединений вопросов подготовки к
ЕГЭ, дополнительных семинаров, курсов повышения
квалификации;
– индивидуальные консультации
учителей-предметников для учащихся;
– привлечение ресурсов Интернета (в
том числе дистанционное обучение) для подготовки
к единому экзамену;
– широкий спектр элективных курсов,
расширяющих программу базового обучения;
– психологическая поддержка учащихся,
консультирование, выработка индивидуальных
стратегий подготовки.
Мониторинг качества должен
быть системным и комплексным. По нашему мнению, в
него следует включать следующие параметры:
контроль текущих оценок по предметам, выбираемым
учащимися в форме ЕГЭ; оценок по контрольным,
самостоятельным работам; результаты пробного
внутришкольного ЕГЭ.
Такую работу проводят заведующие
кафедрой и сотрудники, ответственные за единый
экзамен. Они анализируют собранный материал,
выносят для обсуждения на административных и
производственных совещаниях и доводят до
сведения родителей.
При данном подходе обеспечивается
возможность прогнозирования оценок на выпускном
ЕГЭ.
Мониторинг – безусловно,
замечательная вещь, но сейчас, по моему ощущению,
его слишком много. Мы в школе всегда проводили
собственные тестирования (после летнего отдыха,
в конце первой четверти, по окончании полугодия и
т.д.) и получали информацию о детях. А с тем
мониторингом, который приходит в ОУ извне, –
перебор: не успеваешь проанализировать его
итоги, тогда как для меня важна не общая
статистика по Москве, а положение дел в
конкретном классе, с конкретным ребенком.
ПЛАНЫ
Рекомендации круглого стола:
1. Научно-методическому центру уделить
особое внимание повышению квалификации
заместителей директора 2–3-й ступеней по
вопросам организации перехода на предпрофильное
и профильное обучение.
Предусмотреть в своей деятельности обучение
учителей-предметников по вопросам подготовки
учащихся к новой форме аттестации.
2. Руководителям образовательных
учреждений спланировать курсовую подготовку
учителей-предметников по методике профильного
обучения.
3. Руководителям ОУ продумать
организацию доступа учащихся к Интернету для
обучения на дистантных элективных курсах,
дистанционной подготовки к ЕГЭ.
4. Учителям-предметникам разработать
структуру и наполнение дифференцированной
подготовки учащихся к итоговой аттестации в
форме ЕГЭ.
5. Руководителям образовательных
учреждений создавать условия для введения
предпрофильной и профильной подготовки как
обязательного условия для успешной аттестации в
форме ЕГЭ.
6. Методическим службам совместно с
органами управления образованием продумать
дальнейшее развитие школьных профильных лагерей
для учащихся 11-х классов в период школьных
каникул.
7. Обеспечить организационную и
методическую поддержку сетевого взаимодействия
ОУ при переходе к профильному обучению.
8. Школьным психологам отработать систему цикла
занятий для выпускников в период подготовки к
ЕГЭ, определить возможные направление
психологической работы с выпускниками по снятию
напряжения и страха перед тестированием.
|
|