Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2008

События

О чем думают в школьных стенах?

В начале учебного года на конференциях, педагогических чтениях и педсоветах принято обозначать стратегические линии развития в системе образования. Как правило, темы, которые обсуждаются в августе-сентябре, не теряют своей актуальности в течение всего учебного года. Сегодня  мы знакомим вас с теми направлениями, которые кажутся значимыми для московских школ. Возможно, в чем-то они пересекаются с теми, что обсуждаются в вашем регионе, городе, школе...

О том, какие книжки лежат на партах...

Научно-практическая конференция «Комплексная безопасность ОУ Департамента образования города Москвы» началась под мелким дождем на территории столичного дворца детского творчества на Воробьевых горах. Присутствующим сообщили, что в Москве начался этап перехода школ на милицейскую охрану, который планируется завершить к 2011 году. Также было объявлено, что все ОУ Москвы с 1 сентября этого года переведены на профессиональную охрану частных предприятий за бюджетные средства города, и отныне ни одна школа не вправе требовать за это деньги с родителей.

После пребывания на свежем воздухе участники совещания разместились в зале. Заместитель руководителя Департамента образования Евгений Кушель рассказал о том, что все охранные предприятия, чьими услугами сегодня пользуются столичные ОУ, являются победителями открытых конкурсов, и перед ними поставлены конкретные задачи. В том числе обсуждены конкретные обязанности и дополнительные профессиональные навыки охранников, работающих в школах: в частности, особый акцент сделан на этических нормах поведения и знании психологических особенностей детей.

Выступивший представитель управления ФСБ по Москве и Московской области Сергей Филиппов акцентировал внимание заместителей директоров по безопасности на том, что в связи с событиями в Южной Осетии обстановка в Московском регионе непростая. Поэтому, по его словам, особое внимание в школах надо обратить на старшеклассников, понаблюдать за тем, какую литературу обсуждают они на переменах, какие книги появляются на партах в классах. «Наша задача – выявлять агрессивно настроенную молодежь на ранней стадии, чтобы не допустить разгорания конфликтов на межэтнической и межнациональной основе», – подчеркнул он.

ШКОЛА В XXI ВЕКЕ

В этом году будут закрыты более 1800 российских школ. Об этом сообщил Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко. Он уточнил также, что 113 школ пока находятся на ремонте и не откроются к новому учебному году, а еще 1194 школы – малокомплектные – стали филиалами и утратили юридические адреса. Главный санитарный врач обратил особое внимание на то, что сегодня «только в 22 тысячах школ медицинские кабинеты соответствуют санитарным требованиям, а в остальных надо латать дыры. При этом почти четверть школ не имеют канализации, а каждая пятая – теплоснабжения».

О том,что «школа – не склад с картошкой»

Своим взглядом на тему безопасности в школах поделился педагог, депутат Московской городской думы Евгений Бунимович:

– Как председатель комиссии гордумы по образованию, я хорошо помню нашу первую встречу с комиссией по безопасности. Подобные совещания теперь стали обычным делом. Вместе с коллегами мы решаем массу вопросов по безопасности ОУ, хотя еще пять-шесть лет тому назад спорили с директорами московских школ о том, должна ли быть в них охрана и зачем. Тогда многие руководители успешных, серьезных ОУ говорили, что их школа всегда была и будет открытой и они не видят в ней места для пункта охраны. Логика была понятна. Но реальность такова, что мы должны на нее реагировать, и потому охрану в школы все равно ввели.

Вопросы безопасности стали приоритетными во всем мире. В связи с этим замечу, что около года тому назад в Чехии проходило международное совещание по вопросам терроризма. Когда я смотрел резолюцию, меня интересовал, собственно, только один вопрос: что мы можем противопоставить террору? Меня удивило, что итоговый документ в качестве одной из ключевых позиций предлагал противопоставить образование. Хотя в этом нет ничего удивительного, скорее это закономерно. Образование, в смысле воспитание, обучение, – это и есть в определенной степени противодействие терроризму, экстремизму, другим опасным вещам.

Недавно я принимал участие в программе радио «Эхо Москвы», посвященной актуальному, к сожалению, на сегодняшний день вопросу – «Дети войны». Эта проблема сейчас – проблема школы. Как нам, педагогам, сделать так, чтобы те тяжелые ситуации, которые развиваются в том же кавказском регионе, не вошли в школу? Что мы должны предпринять, чтобы этот острый, серьезный, болезненный конфликт не обрушился на детей?..

Ведь сегодня в том же Интернете, который доступен всем, можно встретить много довольно откровенных экстремистских заявлений. Причем пишут это не инопланетяне. Это наши с вами ученики и выпускники. Разумеется, заявления и действия – не одно и то же. Но тем не менее определенная опасность существует.

В этом смысле тот факт, что охрану в московских школах теперь оплачивает город, подтверждает заботу государства о безопасности детей, свидетельствует о приоритетности этой задачи в столице.

Но я также обращаю ваше внимание на то, что школа – это не склад с картошкой. И школьник – не только объект, который надо охранять. Это прежде всего субъект, человек, которого мы должны научить решать вопросы безопасности в самом широком смысле слова. Начиная от здорового питания, заботы о собственном здоровье и заканчивая угрозой терроризма.

Дети должны понимать, что происходит, и на уровне условного рефлекса уметь делать хотя бы минимальные вещи, обеспечивающие безопасность – личную и окружающих. В этом состоит одна из задач школы сегодня. Нельзя раз в год прочитать лекцию и надеяться, что в критический момент она окажется полезной. Уроки ОБЖ должны быть интересными и регулярными и способствовать выработке у учащихся понимания того, что нужно делать в экстремальной ситуации.

Остановлюсь еще на одной детали – карте школьника. Это полезная вещь, с ее помощью можно фиксировать, когда ребенок пришел в школу, когда ушел. Мы обязательно будем расширять проект, связанный со школьной картой. В частности, рассматривается вопрос оплаты питания в столовой посредством нее. В ряде случаев это будет крайне удобно для родителей, которые смогут класть на такую карточку определенную сумму и проверять, обедал ли ребенок в школе или нет. Я уже не говорю о том, что одновременно карточка может быть и проездным билетом, и хранить информацию о группе крови, адресе проживания, других личных данных ребенка.

В завершение хочу напомнить о таком понятии, как свобода личности. Очень надеюсь, что, предпринимая необходимые меры безопасности в школах, мы в то же время всегда будем уважать личность ребенка.

О том, чем может быть полезен управляющий совет

На другом круглом столе, состоявшемся в гимназии № 1525 им. А.Боровика, горячо обсуждали тему «Роль государственно-общественного управления в повышении качества образования». Мест в актовом зале гимназии едва хватило всем желающим. Задача, поставленная перед собравшимися, была проста: обсудить методы работы управляющих советов (УС) и реальную пользу, которую они могут принести и уже приносят школе.

Разумеется, директор любой школы знает, как управлять своим мини-государством. И потому многие в Москве далеко не сразу оценили необходимость управляющих советов. Однако, войдя однажды в эту реку и начав сотрудничать с родителями, ряд руководителей осознали, какая мощная поддержка у них появилась.

Так, директор центра образования № 1420 Антонина Николаева считает, что залог успеха заключается в четком разграничении полномочий директора школы и УС. «У нас, например, именно УС выступил с инициативой проводить родительские собрания неформально, – поделилась Антонина Ивановна. – Одно из собраний было организовано таким образом, что родители писали письма детям, а дети — родителям. Это подтолкнуло нас в дальнейшем к серьезному разговору о ценности семьи, важности воспитания. Теперь в стенах нашего центра образования даже работает «Школа воспитания» для родителей – настолько это оказалось востребованной темой.

Член УС центра образования № 1858 Татьяна Гречко рассказала о том, что свою работу они начали с вопроса к администрации ОУ: «Готова ли управленческая команда к тому, что кто-то, не имеющий к школе прямого отношения, разделит с ней ответственность в управлении ОУ?». В результате дебатов было решено разделить эту ответственность пополам. Со временем же обязанности администрации и УС четко разграничились: УС стал заниматься проблемой создания комфортных условий для учащихся и педагогов, а руководство центра образования – вопросами качества образования. Работа в таком тандеме приносит свои позитивные результаты.

В заключение круглого стола руководители школ предложили подумать над созданием документа на городском уровне, который бы зафиксировал обязанности УС и директора школы, а также невмешательство родителей в сам процесс образования. Также был сделан вывод о том, что чем выше уровень общественного управления – тем выше благосостояние школы.

Рейтинг@Mail.ru