О том, какие книжки лежат на партах...
Научно-практическая конференция «Комплексная
безопасность ОУ Департамента образования города
Москвы» началась под мелким дождем на
территории столичного дворца детского
творчества на Воробьевых горах. Присутствующим
сообщили, что в Москве начался этап перехода школ
на милицейскую охрану, который планируется
завершить к 2011 году. Также было объявлено, что все
ОУ Москвы с 1 сентября этого года переведены на
профессиональную охрану частных предприятий за
бюджетные средства города, и отныне ни одна школа
не вправе требовать за это деньги с родителей.
После пребывания на свежем воздухе
участники совещания разместились в зале. Заместитель
руководителя Департамента образования Евгений
Кушель рассказал о том, что все охранные
предприятия, чьими услугами сегодня пользуются
столичные ОУ, являются победителями открытых
конкурсов, и перед ними поставлены конкретные
задачи. В том числе обсуждены конкретные
обязанности и дополнительные профессиональные
навыки охранников, работающих в школах: в
частности, особый акцент сделан на этических
нормах поведения и знании психологических
особенностей детей.
Выступивший представитель
управления ФСБ по Москве и Московской области
Сергей Филиппов акцентировал внимание
заместителей директоров по безопасности на том,
что в связи с событиями в Южной Осетии обстановка
в Московском регионе непростая. Поэтому, по его
словам, особое внимание в школах надо обратить на
старшеклассников, понаблюдать за тем, какую
литературу обсуждают они на переменах, какие
книги появляются на партах в классах. «Наша
задача – выявлять агрессивно настроенную
молодежь на ранней стадии, чтобы не допустить
разгорания конфликтов на межэтнической и
межнациональной основе», – подчеркнул он.
ШКОЛА В XXI ВЕКЕ
В этом году будут закрыты более 1800
российских школ. Об этом сообщил Главный
государственный санитарный врач Геннадий
Онищенко. Он уточнил также, что 113 школ пока
находятся на ремонте и не откроются к новому
учебному году, а еще 1194 школы – малокомплектные
– стали филиалами и утратили юридические адреса.
Главный санитарный врач обратил особое внимание
на то, что сегодня «только в 22 тысячах школ
медицинские кабинеты соответствуют санитарным
требованиям, а в остальных надо латать дыры. При
этом почти четверть школ не имеют канализации, а
каждая пятая – теплоснабжения». |
О том,что «школа – не склад с
картошкой»
Своим взглядом на тему безопасности
в школах поделился педагог, депутат Московской
городской думы Евгений Бунимович:
– Как председатель комиссии гордумы
по образованию, я хорошо помню нашу первую
встречу с комиссией по безопасности. Подобные
совещания теперь стали обычным делом. Вместе с
коллегами мы решаем массу вопросов по
безопасности ОУ, хотя еще пять-шесть лет тому
назад спорили с директорами московских школ о
том, должна ли быть в них охрана и зачем. Тогда
многие руководители успешных, серьезных ОУ
говорили, что их школа всегда была и будет
открытой и они не видят в ней места для пункта
охраны. Логика была понятна. Но реальность
такова, что мы должны на нее реагировать, и потому
охрану в школы все равно ввели.
Вопросы безопасности стали
приоритетными во всем мире. В связи с этим замечу,
что около года тому назад в Чехии проходило
международное совещание по вопросам терроризма.
Когда я смотрел резолюцию, меня интересовал,
собственно, только один вопрос: что мы можем
противопоставить террору? Меня удивило, что
итоговый документ в качестве одной из ключевых
позиций предлагал противопоставить образование.
Хотя в этом нет ничего удивительного, скорее это
закономерно. Образование, в смысле воспитание,
обучение, – это и есть в определенной степени
противодействие терроризму, экстремизму, другим
опасным вещам.
Недавно я принимал участие в программе
радио «Эхо Москвы», посвященной актуальному, к
сожалению, на сегодняшний день вопросу – «Дети
войны». Эта проблема сейчас – проблема школы. Как
нам, педагогам, сделать так, чтобы те тяжелые
ситуации, которые развиваются в том же
кавказском регионе, не вошли в школу? Что мы
должны предпринять, чтобы этот острый, серьезный,
болезненный конфликт не обрушился на детей?..
Ведь сегодня в том же Интернете,
который доступен всем, можно встретить много
довольно откровенных экстремистских заявлений.
Причем пишут это не инопланетяне. Это наши с вами
ученики и выпускники. Разумеется, заявления и
действия – не одно и то же. Но тем не менее
определенная опасность существует.
В этом смысле тот факт, что охрану в
московских школах теперь оплачивает город,
подтверждает заботу государства о безопасности
детей, свидетельствует о приоритетности этой
задачи в столице.
Но я также обращаю ваше внимание на то,
что школа – это не склад с картошкой. И
школьник – не только объект, который надо
охранять. Это прежде всего субъект, человек,
которого мы должны научить решать вопросы
безопасности в самом широком смысле слова.
Начиная от здорового питания, заботы о
собственном здоровье и заканчивая угрозой
терроризма.
Дети должны понимать, что происходит, и
на уровне условного рефлекса уметь делать хотя
бы минимальные вещи, обеспечивающие
безопасность – личную и окружающих. В этом
состоит одна из задач школы сегодня. Нельзя раз в
год прочитать лекцию и надеяться, что в
критический момент она окажется полезной. Уроки
ОБЖ должны быть интересными и регулярными и
способствовать выработке у учащихся понимания
того, что нужно делать в экстремальной ситуации.
Остановлюсь еще на одной детали –
карте школьника. Это полезная вещь, с ее помощью
можно фиксировать, когда ребенок пришел в школу,
когда ушел. Мы обязательно будем расширять
проект, связанный со школьной картой. В
частности, рассматривается вопрос оплаты
питания в столовой посредством нее. В ряде
случаев это будет крайне удобно для родителей,
которые смогут класть на такую карточку
определенную сумму и проверять, обедал ли
ребенок в школе или нет. Я уже не говорю о том, что
одновременно карточка может быть и проездным
билетом, и хранить информацию о группе крови,
адресе проживания, других личных данных ребенка.
В завершение хочу напомнить о таком
понятии, как свобода личности. Очень надеюсь, что,
предпринимая необходимые меры безопасности в
школах, мы в то же время всегда будем уважать
личность ребенка.
О том, чем может быть полезен
управляющий совет
На другом круглом столе, состоявшемся
в гимназии № 1525 им. А.Боровика, горячо обсуждали
тему «Роль государственно-общественного
управления в повышении качества образования».
Мест в актовом зале гимназии едва хватило всем
желающим. Задача, поставленная перед
собравшимися, была проста: обсудить методы
работы управляющих советов (УС) и реальную
пользу, которую они могут принести и уже приносят
школе.
Разумеется, директор любой школы
знает, как управлять своим мини-государством. И
потому многие в Москве далеко не сразу оценили
необходимость управляющих советов. Однако, войдя
однажды в эту реку и начав сотрудничать с
родителями, ряд руководителей осознали, какая
мощная поддержка у них появилась.
Так, директор центра образования № 1420
Антонина Николаева считает, что залог успеха
заключается в четком разграничении полномочий
директора школы и УС. «У нас, например, именно УС
выступил с инициативой проводить родительские
собрания неформально, – поделилась Антонина
Ивановна. – Одно из собраний было организовано
таким образом, что родители писали письма детям,
а дети — родителям. Это подтолкнуло нас в
дальнейшем к серьезному разговору о ценности
семьи, важности воспитания. Теперь в стенах
нашего центра образования даже работает «Школа
воспитания» для родителей – настолько это
оказалось востребованной темой.
Член УС центра образования № 1858
Татьяна Гречко рассказала о том, что свою работу
они начали с вопроса к администрации ОУ: «Готова
ли управленческая команда к тому, что кто-то, не
имеющий к школе прямого отношения, разделит с ней
ответственность в управлении ОУ?». В результате
дебатов было решено разделить эту
ответственность пополам. Со временем же
обязанности администрации и УС четко
разграничились: УС стал заниматься проблемой
создания комфортных условий для учащихся и
педагогов, а руководство центра образования –
вопросами качества образования. Работа в таком
тандеме приносит свои позитивные результаты.
В заключение круглого стола
руководители школ предложили подумать над
созданием документа на городском уровне, который
бы зафиксировал обязанности УС и директора
школы, а также невмешательство родителей в сам
процесс образования. Также был сделан вывод о
том, что чем выше уровень общественного
управления – тем выше благосостояние школы.
|