Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Курсы повышения квалификации

Организация сетевого профильного обучения. Лекция 2

Учебный план

Номер газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Сетевое профильное обучение

18

Лекция 2. Феномен «сети» в современном научно-педагогическом знании

19

Лекция 3. Стратегии реализации профильного обучения

20

Лекция 4. Алгоритм создания сети профильного обучения

Контрольная работа № 1.

21

Лекция 5. Сетевой учебный план

22

Лекция 6. Нормативно-правовые основы сетевого обучения. Управление сетью профильного обучения

Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Социальные эффекты

24

Лекция 8. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Образовательные эффекты

Итоговая работа

Лекция 2
Феномен «сети» в современном
научно-педагогическом знании

Популярность проектов, выстроенных на принципах сетевого взаимодействия, сегодня очень высока, однако в сфере образования значительная часть их теоретически не проработана для широкого применения в педагогической практике.

Обычно под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей. Это могут быть образовательные комплексы, совместные программы повышения квалификации, коллективная работа нескольких сельских или городских школ по организации профильного обучения старшеклассников.

Как показал анализ научных источников, в педагогических исследованиях последних лет определение «сети в образовании» формулируется специально для каждого конкретного случая, и, таким образом, интерпретации этого понятия являются эмпиричными и несопоставимыми с определениями, данными разными авторами. С.И. Паринов в связи с этим отмечает, что «традиционные научные представления и соответствующий теоретический инструментарий не годятся для правильного понимания процессов, связанных с формированием сетевых структур».

Проведем анализ чаще всего встречающихся толкований термина «сеть» и выделим в них ключевые слова для определения его смысловых значений:

1. Приспособление, изделие из закрепленных на равных промежутках, перекрывающихся нитей, веревок, проволоки (рыболовная сеть, сеть для ловли птиц, паук сплел свою сеть). Ключевые слова в данном определении «закрепленные» и «перекрывающиеся» (курсив наш).

2. Множество переплетенных, скрещенных черт, линий (сеть морщин). Ключевые слова – «множество», «переплетенные» и «скрещенные».

3. Система коммуникаций, расположенных на каком-либо пространстве (железнодорожная сеть, электрическая, газовая, телефонная). Ключевые слова – «система» и «пространство».

4. Совокупность расположенных где-нибудь однородных учреждений, организаций. Ключевые слова – «совокупность» и «однородность».

Исходя из данных толкований, выделим несколько смысловых значений термина «сеть». Во-первых, его наиболее распространенное употребление связано с названием приспособления для ловли рыбы и охоты. Во-вторых, это понятие широко применимо к системе коммуникаций. В-третьих, в современном русском языке слово «сеть» используется в таких сочетаниях, как сети магазинов, аптек, ресторанов, гостиниц, образовательных учреждений и т.п., где объединяющим моментом является выполнение однородной функции.

Таким образом, под понятием «сеть», «сети» следует понимать систему, совокупность, множество, однородность, пространство, переплетенность. Выдвинем предположение, что любая «сеть», применительно к разнообразнейшим формам ее существования, будет обладать данными характеристиками, каждая из которых, в свою очередь, получит собственное контекстное наполнение, что позволяет констатировать факт явного расширения рамок применения данного определения.

Например, в области политических наук влиятельным в исследовании соответствующих процессов и государственного управления становится направление, в основе которого лежит понятие «политическая сеть». Оно связано с различными секторами деятельности современной политики (здравоохранение, сельское хозяйство, индустрия, образование и т.д.) и представляют собой комплекс структурных взаимоотношений между политическими институтами общества и государства.

В экологии и биополитике проектируют и создают «экологические сети» с целью «обеспечения благоприятного природоохранного статуса экосистем, мест обитания видов и ландшафтов». Правила их построения и структура зафиксированы в «Руководящих принципах формирования общеевропейской экологической сети», которые провозглашают единую основу координации совместных действий, предпринимаемых участниками на всех уровнях и во многих социально-экономических сферах.

Анализ использования понятий «сеть» и «сетевой» был бы неполным без упоминания о «сетевых сообществах», объединяющих пользователей сети Интернет. Примерами могут служить сети исследователей проблематики информационного общества (www.isn.ru), образовательная сеть «Эврика» (www.eureka.ru) и др.

В современных экономических исследованиях используется понятие «сетевая экономика». Широко известны двенадцать принципов этого явления, разработанные Кевином Келли, по мнению которого в мире «наступает царство сетевой экономики. Эта настоящая революция проникает повсюду исподволь и незаметно. Она представляет собой глобальную перестройку нашей жизни, большую, чем все, что было сделано до сих пор. У нее свои уникальные возможности и абсолютно новые правила. Те, кто играет по ним, будут процветать, а игнорирующие их погибнут».

Ученый отмечает, что «сетевая экономика» основана на «тысячах тесных связей», что заставляет их «вести себя как экологические системы». Судьба каждой отдельной организации теперь зависит от того, что происходит с соседями, друзьями, соперниками и, прежде всего, с ближайшим окружением.

«Не решайте проблем, ищите возможности!» – девиз новой эпохи. Келли пишет: «Решая проблемы, вы вкладываете силы и время в свои слабости; когда вы ищете возможности, вы инвестируете в сеть. Сетевая экономика использует сильные стороны человеческой натуры, точнее, даже развивает лучшее, что в нас есть. Уходят в прошлое повторение, копирование, автоматические операции, а изобретательность, оригинальность, творчество резко растут в цене».

В области социологического знания понятие «сетевое» сегодня является одним из ключевых. Впервые термин был введен в научный оборот как аналитическая категория Д.Барнесом еще в 1954 г. Чуть позднее Мануэль Кастельс разработал концепцию «сетевого общества», основной смысл которой заключается в том, что отношения внутри общества и взаимосвязи между государством и обществом строятся по новым «сетевым» принципам.

Одной из ведущих черт «сетевого общества» является сетевая логика его базовой структуры. Кастельс отмечает, что «морфология сети хорошо приспособлена к растущей сложности взаимодействий и к непредсказуемым моделям развития, возникающим из творческой мощи таких взаимодействий. Эта топологическая конфигурация – сеть – может быть теперь благодаря новым информационным технологиям материально обеспечена во всех видах процессов и организаций».

С появлением исследований М. Кастельса одним из ведущих направлений изучения «сетевого общества» в социологии стал анализ «сети социальных взаимодействий», которая состоит из совокупности социальных акторов1 и набора связей между ними, где актор – субъект, активно осуществляющий какую-либо из форм общественной деятельности.

В качестве социальных акторов могут выступать индивиды, социальные группы, организации, города, страны. Под связями понимают не только коммуникационное взаимодействие между акторами, но и обмен различными ресурсами и деятельностью2.

Так, например, в сети профильного обучения акторами являются образовательные учреждения, отдельные педагоги, учащиеся старшей школы, учреждения дополнительного образования.

Согласно исследованиям Г.В. Градосельской, акторы существуют в поле (пространстве) артефактов, посредством которых происходит легитимация (установление) связей между ними.

Г.В. Градосельская, рассматривая структуры сетевых взаимодействий между акторами, формулирует концепцию артефакта:

1. Артефакт всегда порождается актором или группой акторов.

2. Артефакты сами не являются одушевленными и не проявляют активность в сетевых взаимодействиях, но, тем не менее, провоцируют их и являются посредниками воздействия на другие акторы.

3. Через артефакты можно включать прочих акторов в общую сеть.

Артефактом является любое событие, оказавшее воздействие на историю жизни. Например, для сети профильного обучения артефактами выступают профильный предмет, элективный курс, семинар, конференция, конкурс, олимпиада, групповое или индивидуальное исследование, совместная работа в школьной газете, участие в кружке и т.п. Фактически речь идет о каталоге образовательных событий, наполняющих школьную жизнь, и, соответственно, формирующих человеческий капитал сетевого образовательного сообщества.

Один актор может быть связан с несколькими артефактами так же, как один артефакт соединен с несколькими акторами. Такая сеть является двумодальной, или двухуровневой. На одном ее уровне расположены акторы, на другом – артефакты.

Схематически модель можно представить в виде двух параллельных плоскостей (см. рис. 1.1.).

Рис 1.1. Акторы и артефакты: двумодальная, или двухуровневая сеть

Нижняя плоскость представленной модели – субъекты (акторы). Они связаны между собой, образуя сеть первого уровня, которая строится на различных принципах. Например, можно выделить самые сильные взаимные связи или выявлять события (артефакты), максимально влияющие на сетевые взаимодействия в сообществе. Верхняя плоскость – события (артефакты).

Отметим, что в первом приближении события (артефакты) соединены с субъектами (акторами), но не имеют между собой сетевых отношений. При более детальном анализе можно установить связи между событиями (артефактами), опосредованными субъектами (акторами).

Анализируя понятие «сеть», «сетевое», обратимся к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. В данной лекции приведем их полностью, так как в рамках предлагаемого курса предполагается построение модели сетевого профильного обучения через понимание образовательного сообщества как сети взаимодействующих индивидов и организаций, к которому можно применять общие подходы, разработанные в рамках теории социальных сетей (social network analysis).

М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация – это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру.

Ученый выделяет пять основных характеристик сетевой организации.

1. Независимость членов сети – представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.

Принципиальными являются два основных типа ответственности – а) перед самим собой за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и б) перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.

2. Множественность лидеров – понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе – это любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач.

В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей.

3. Объединяющая цель – в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети – конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами.

Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности участников в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая компания вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.

4. Добровольность связей – принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

5. Множественность уровней взаимодействия – совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми компаниями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.

М.М. Чучкевич рассматривает феномен рычага, который, по его мнению, является ключевым для деятельности сетевых сообществ. Именно он обеспечивает повышенную эффективность соорганизации системы взаимодействий для реализации конкретных социальных функций и достижения заданных целей.

В числе основных типов ресурсных рычагов, доступных в рамках сетевых организаций, ученый называет следующие:

  • Статусный рычаг – возможность строить отношения с клиентом не только от имени отдельно взятой компании, но и от лица сети как представителя сетевой организации, имеющей соответствующий деловой корпоративный статус.

  • Информационный рычаг – каждый из членов сети декларирует свои основные информационные ресурсы и источники; определяет по согласованию с другими участниками принципы их использования в общих или частных целях. В результате существенно повышается информационный потенциал каждого без дополнительных затрат.

  • Коммуникационный рычаг состоит из двух базовых частей. Первая – это расширение коммуникационной инфраструктуры в техническом и географическом смысле этого слова. Вторая – увеличение возможностей доступа, вступления в коммуникацию с теми или иными социальными акторами.

  • Ресурсный рычаг предполагает объединение различных типов материальных ресурсов членов сети ради достижения общей цели. Например, формирование совместного исследовательского бюджета, корпоративной рекламы, содержание представительств и т.п.

В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70–80-м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику, а в конце 90-х годов его описал Ю.А. Конаржевский.

В конце 90-х годов прошлого века заговорили и о сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому, создавшему образовательную сеть «Эврика», который определяет образовательную сеть как «совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга».

Применительно к сфере образования А.И. Адамский выделяет характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес «несетевому». В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а персона (актор) и событие (артефакт). Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» – предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи.

Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ.

В реальной педагогической практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей. Это связано, прежде всего, с переходом к профильному обучению в старшей школе.

Существуют два типа подобных моделей: концентрированная сеть и распределенная сеть. Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. В распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития.

Как отмечалось выше, в рамках данного курса построение модели сетевого профильного обучения осуществляется через понимание образовательного сообщества как сети взаимодействующих индивидов и организаций, что дает возможность применить общие подходы, разработанные в рамках теории социальных сетей.

Модель сети профильного обучения, которая строится на основе модели двумодальной социальной сети (см. рис. 1.1.), имеет ряд существенных отличий.

Прежде всего, она является трехмодальной, так как статусы ключевых участников сети (учеников и педагогов) сильно различаются. Поэтому модель включает два пространства субъектов: учеников и педагогов (см. рис. 2.2.) – верхняя и нижняя плоскости на схеме. Средняя плоскость представляет собой пространство сетевых артефактов.

Рис. 2.2. Модель сети профильного обучения

Для сети профильного обучения артефактами могут быть: профильный предмет, элективный курс, конференция, конкурс, олимпиада, семинар, групповое или индивидуальное исследование, совместная работа в школьной газете, участие в кружке, беседа с сетевым педагогом (актором сети) и т.п. Таким образом, пространство сетевых артефактов в нашем случае представляет собой всю совокупность сетевых образовательных событий, которые могут быть взаимосвязаны и структурированы учебными планами и логикой обучения.

Так, например, на плоскости артефактов (рис. 2.2.) стрелки соединяют базовые (Б), профильные (П) предметы, а также элективные курсы (Э). Структура соединяющих стрелок отражает логику индивидуального образовательного маршрута каждого школьника (или групп школьников). Различными условными обозначениями (например, цветные круги или иные фигуры) на плоскости артефактов можно представить всю совокупность образовательных событий в сети.

Каждый актор-ученик верхней плоскости может взаимодействовать с несколькими артефактами так же, как один артефакт – соединяться с несколькими акторами-учениками. Связи актора-ученика с артефактами описывают его индивидуальный образовательный маршрут, связи групп акторов-учеников с артефактами демонстрируют совместную деятельность (например, занятия группы акторов-учеников на элективном курсе).

Плоскость акторов-педагогов представляет собой участвующих субъектов сети, которые обеспечивают учебную деятельность школьников в пространстве артефактов. Это означает, что педагог начинает действовать как сетевой актор, когда включается в сетевое образовательное событие (то есть ведет профильный предмет, элективный курс, организует какое-либо сетевое событие).

Отметим, что необходимость двух пространств «ученики» – «педагоги» (кроме различия в статусах) в данной модели обусловлена тем, что осуществление ключевых событий (артефактов), характеризующих сетевое взаимодействие, требует обязательного участия субъектов (акторов) из разных пространств. Действительно, обучение возможно лишь при совместной работе ученика и педагога, роли которых различны и в значительной степени регламентируются заранее заданными нормами деятельности.

Отметим также, что пространство событий (артефактов) в сети профильного обучения структурируется наперед заданными нормами (БУП, ЕГЭ, ГИА и т.п.), которые не связаны с сетевым взаимодействием.

Действительно, условием «вхождения» ученика в профильный предмет является его освоение на базовом уровне. Элективный курс, ориентированный на более глубокие знания отдельных тем соответствующей дисциплины, в свою очередь связан с профильным предметом. В силу специфики образовательного процесса пространство событий (артефактов) в сетевом варианте организации профильного обучения структурируется цепочкой причинно-следственных связей в логике организации образовательного процесса с учетом предпочтений учеников, составивших индивидуальный образовательный маршрут.

Становление сети и сетевых сообществ зависит от близости многих характеристик участников (например, на успешную деятельность сетевого виртуального класса по изучению какого-либо элективного курса влияет мотивация, то есть близость целевых установок каждого на изучение курса).

В зависимости от общности интересов можно выделить сетевые сообщества разной «массы» для учеников (от виртуальных классов и групп для изучения предметов до клубов любителей игры в футбол) и для педагогов (от сетевых методических объединений до исследовательских и проектных групп).

В сети профильного обучения совершается совместное конструирование виртуальной реальности, которая затем становится конкретикой коллективной и индивидуальной деятельности. Вследствие этого преобладающей формой общения становится диалог, а не монолог; вместо односторонне направленного воздействия (от педагога к ученику) возникает коммуникационное взаимодействие.

В ситуации сетевого сотрудничества учитель и ученик меняются местами, ибо приходится делать акцент не столько на том, кто обладает образовательными ресурсами, сколько на том, кто эти ресурсы отбирает и осваивает. Активность и избирательность ученика в сети профильного обучения возрастает настолько, что он превращается в главную фигуру коммуникативного взаимодействия.

Таким образом, сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Подкрепленная доверием окружающих, она приобретает стабильность и воспроизводится благодаря действиям субъектов (акторов). Сеть теперь выступает как объективная структура с определенными нормами регулирования отношений, которую потенциальные участники вынуждены усвоить, если хотят в нее включиться.

Построение модели сетевой организации профильного обучения позволило выделить основные черты сетевого профильного обучения:

  • ключевыми понятиями для организации сетевого варианта профильного обучения являются: доверие, кооперация, адаптация, обязательства, сетевая позиция;

  • сетевое взаимодействие приводит к формированию взаимозависимости тех, кто в него включен. Координация между партнерами в сети достигается через взаимодействие;

  • «сети» больше полагаются на «рыночные» механизмы (то есть механизмы выбора), чем на административные формы управления потоками ресурсов;

  • при сетевой организации профильного обучения используются общие ресурсы всех участников сети;

  • «сеть» – пространство этической стабильности участников сетевого образовательного процесса;

  • «сеть» представляет собой особого рода инфраструктуру, обеспечивающую процесс самоорганизации сетевого обучения;

  • «сеть» – это социальная конструкция, открытая система, ее границы неопределенны;

  • так как внешняя среда субъективна, сеть становится частью этой среды.

  • образовательные учреждения «сети» независимы, отношения между ними устанавливаются в рамках долгосрочных договорных обязательств;

  • сотрудничество и кооперация с другими организациями – ключевой вопрос сетевого обучения. Важную роль играет доверие между различными организациями – членами сети;

  • отношения внутри сети нацеливают каждого участника проекта на достижение определенных, точно измеренных результатов;

  • в сетевом взаимодействии временная перспектива – долгосрочная;

  • спецификой сетевых образований является значимая роль личностей в формировании этих структур;

  • ученики в «сети» не менее активны, чем педагоги;

  • отдельный ученик может иметь ключевое значение для педагога;

  • основное внимание уделяется взаимодействию между учеником и педагогом;

  • выгодная позиция субъекта (актора) в «сети» позволяет мобилизовать ценные ресурсы партнеров;

  • информацию о внешней среде «сеть» получает через постоянный интерактивный процесс обмена (взаимодействия) с другими участниками образовательного процесса;

  • отношения в «сети» не диктуются одной стороной. Главное, позитивное, что есть в сетевой структуре, – отношения добровольности.

  • сетевые структуры проявляют высокие адаптационные способности субъектов сетевого взаимодействия;

  • основные понятия сетевого подхода легко операционализировать;

  • объект анализа – формирование и развитие отношений со всеми основными заинтересованными сторонами, социальные и образовательные эффекты сетевого взаимодействия;

  • объект управления в сетевом варианте профильного обучения – индивидуальный учебный план.

Ключевой задачей становления сети становится обеспечение лояльности участников образовательного процесса и улучшение инвестиционной привлекательности сети.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. На основании текста лекции выделите основные сущностные характеристики, свойственные понятию «сеть».

2. Подумайте, почему в современной науке и практике ему уделяется такое большое внимание?

3. Одним из принципов сетевой экономики Кевин Келли называет «закон маслобойки»: ищи стабильное неравновесие. По его мнению, «в сетевой экономике происходит качественный переход от перемен к эффекту маслобойки. Перемены – это обычно быстрое изменение чего-либо. Маслобойка же символизирует собой креативную силу разрушения. Она не только уничтожает что-то старое, но и создает платформу для инноваций и рождения.

…Отрицательная сторона сетевой экономики – постоянная гибель многих компаний, отраслей индустрии и рабочих мест. Даже сама работа перестает быть контрактом на длительный срок, вместо этого она становится одновременным выполнением целого ряда заданий, из которых вырастают (при помощи «маслобойки») совершенно новые умения.

… Эффективное «маслосбивание» – это искусство. Ни на минуту не забывайте, что стабильность, успех, защита продуктивности – путь к гибели. Сомневаетесь, включайте «маслобойку», рушьте все и перемешивайте. Вполне возможно, что выйдет неплохое масло. Поддерживайте нестабильность».

Насколько, по вашему мнению, этот принцип применим к процессам, происходящим сегодня в образовательном учреждении в частности и в системе образования в целом?

Литература

1. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие / под ред. Батыгина Г.С. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура/ пер. с англ. под науч. ред. Шкаратана О.И. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Келли К. Новые правила для новой экономики. Двенадцать принципов преуспевания в бурно меняющемся мире. http://vestnik.kstu-kai.ru/archive/vestnik2/knowlage_power.html#kelly

4. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

5. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

6. Олескин А.В. Общие свойства «сети» как одной из стержневых метафор современной (постнеклассической науки) // Вызов познанию. Стратегии развития науки в современном мире / отв. ред. Удумян Н.К. – М., 2004. С. 223 – 224.

7. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

8. Паринов С.И. Информационное общество: контуры будущего. http://rvles.ieie.nsc.ru/~parinov/

9. Паринов С.И. К построению теоретической модели сетевой экономики. http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/theory/

10. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Политические исследования. – 2001. № 3.

11. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

12. Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

_____________

1 В социологии актор – дейтсвующий субъект; индивид, совершающий действия, направленные на других. Википедия.

2 Социологическая энциклопедия: в 2 т.; т.1. – М.: Мысль, 2003. С. 27.

Рейтинг@Mail.ru