С приходом нового учебного года мы
возобновляем публикации, в которых поддержка предназначена
представителям школьной администрации и
учителям, пожелавшим получить ученую степень. Те,
кто уже начал этот путь, заметили, сколько
подводных камней он таит в себе.
Тренировка 1
Чтобы знать правила, изложенные в
различных нормативно-правовых документах в
каждой из сфер их применения, нужно тренировать
определенное мышление. Начнем тренировку с
преодоления ограниченного доступа к пользованию
нормативно-правовыми предписаниями, которые
пишутся… не для соискателя, а для тех, кто
контролирует, организует деятельность
диссертационных советов.
В курсе ли вы, уважаемые читатели, что
написание диссертации, кандидатской или
докторской, относится к обучающему процессу
послевузовского профессионального образования,
согласно соответствующему Федеральному закону?
Здесь свой, самостоятельный предмет и объект
правового обеспечения, который постоянно
запутывается различными изменениями,
уточнениями. Проще говоря, данная сфера более
хитроумная для мошенничества и мздоимства, чем
высшее образование.
К примеру, в вопросах аккредитации и
лицензирования. Например, я с невероятным
удивлением узнала, как диссертационный совет при
одном из институтов на протяжении ряда лет
взимал с соискателей деньги за прикрепление и
защиту без лицензии на осуществление
образовательной деятельности по программам
докторантуры! А лицензию на образовательную
деятельность в форме аспирантуры этому
учреждению вышестоящая организация выдала без
свидетельства о государственной аккредитации!
Вот он – корпоративный альянс чиновников.
КСТАТИ…
В соответствии с обновленным Положением
(Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2007 № 2), «совет по
защите докторских и кандидатских диссертаций»
сменил прежнее название «диссертационный
совет». Одно и тоже ли это по сути, пусть каждый
пытливый читатель сравнит, добыв в Интернете
необходимые тексты. |
Вчитаемся в Положение о
совете по защите докторских и кандидатских
диссертаций (ч.2 Порядок формирования
диссертационных советов):
«2.1. Диссертационные советы создаются
в установленном порядке Рособрнадзором при
широко известных своими достижениями в
соответствующей отрасли знаний высших учебных
заведениях, получивших государственную
аккредитацию (выделено мной. – Прим.
автора) федерального органа управления высшим
образованием, а также при научных организациях
на основании заключения Высшей аттестационной
комиссии и ходатайств указанных организаций (при
организациях, имеющих форму учреждения, – по
согласованию с учредителем).
2.2. В ходатайстве о создании
диссертационного совета должно содержаться
обоснование необходимости создания совета и
целесообразности его функционирования при
данной организации, гарантироваться обеспечение
необходимых условий для работы диссертационного
совета, выделение необходимых для рассмотрения и
защиты диссертаций средств, а также указывается
о наличии аспирантуры и докторантуры, адрес
официального сайта организации. К ходатайству
необходимо приложить:
– копию лицензии на право
осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам послевузовского
профессионального образования;
– копию свидетельства о
государственной аккредитации для высших учебных
учреждений;
– сведения о кандидатах в члены
диссертационного совета по формам согласно
приложениям №№ 2 и 3 к настоящему Положению».
Внимательно прочитав этот текст, можно
воскликнуть: «Зачем нужна государственная
аккредитация научным организациям? В этих
пунктах о ней говорится лишь при упоминании
высшего учебного заведения!» Вот тут парадокс. Вы
не читали более главный документ: Федеральный
закон «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» и статью 2
Федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
разграничений полномочий» № 56-ФЗ. Читаем: «(…)
лицензирование и государственная аккредитация:
высших учебных заведений по всем реализуемым ими
образовательным программам; научных организаций
и образовательных учреждений (…), реализующих
образовательные программы послевузовского
профессионального образования…».
Какой делаем вывод?
Как грамотный гражданин, создавший
единолично труд под названием «диссертация», при
написании заявления о прикреплении (в случае,
если нет стендов с нормативными правовыми
документами (а они должны быть)), вы вправе
уточнить, старые или новые документы вам
представлены для ознакомления; потребовать
устав этого учреждения, лицензию на уровень
образовательных программ, свидетельство об
аккредитации, информацию о составе членов совета
по защите диссертаций. И даже – список
последних работ каждого из члена совета: вдруг
они впервые услышат о наличии таких сложных
проблем, за которые вы с честью взялись, а у них и
представления не сформировано?
Тренировка 2
В уже цитируемом п. 2.2 Положения
заострю внимание на высказывании о том, что при
открытии диссертационного совета, о котором
ходатайствует учреждение, его руководство
гарантирует выделение необходимых средств
для рассмотрения и защиты диссертаций. Это
означает, что организация, желающая, чтобы у нее
был свой совет по защите, готова содержать его на
свои финансовые средства, ибо сам
диссертационный совет – это общественный
орган. По доброй воле, но, как правило, во время
рабочего дня ученые мужи и жены вершат судьбу
того или иного соискателя. Им эта работа – в
радость. Никто их не заставлял входить в члены
совета по защите…
Всю организационно-техническую
работу, включая оформление аттестационных дел
соискателей, документации по защите диссертаций,
обязана осуществлять организация, при
которой создается диссертационный совет (п. 1.6.
Положения о совете по защите докторских и
кандидатских диссертаций).
Тренировка 3
Наш президент объявил правовой поход
на коррупцию в российском обществе. Он поставил
очень трудную цель.
Практика купленных диссертаций есть
основа глумления над умами молодых и отчаянных
ученых. Ибо тот, кто купил подобострастием или
откупом коллективное мнение и написание «своей»
работы, тот новых извилин, кроме рабских, не
приобрел.
…Тем же учителям-смельчакам, кто все
же хочет создать авторский труд
диссертационного исследования, я готова выслать
приглашение на курсы повышения квалификации, где
будет рассмотрена азбука исследовательского
труда, «букварь» пытливого правоведа сферы
образовательного права с учетом
психолого-правовых аспектов самозащиты.
Поверьте, такой путь гораздо интереснее, дешевле
и профессиональнее, чем подкуп заинтересованных
лиц.
|