Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Партнерство

Добро в голубой пилотке

«Собрала мешок книг – «Тимур и его команда», «Васек Трубачев и его товарищи»… Не знаю, куда деть. Дома оставлять бессмысленно, мои дети этого не поймут, в библиотеке они тоже, наверное, никому не нужны», – печалилась нынешним летом одна приятельница. Думаем, с такой проблемой столкнулась в последние 10–15 лет не одна семья и не одна школа. Ведь подобная литература раньше была непременным атрибутом и той, и другой…

Октябрята и пионеры с наступлением новой истории России исчезли. Книжки про них стали неактуальны. Объединяющей детей идеи в масштабе всей страны у нас давно не появлялось. Время от времени на конференциях, парламентских слушаниях и других подобных собраниях звучат катастрофически страшные цифры о подростковой преступности, наркомании, бродяжничестве. Раздаются призывы о необходимости нравственного воспитания и заботе о подрастающем поколении, о создании некоего объединения, способного увлечь ребят, в положительном смысле повлиять на юные сердца и души.

Одна из таких организаций появилась в России два с половиной года назад. Что называется, без шума и пыли. Как это обычно и бывает в таких случаях. Пока одни пишут лозунги, другие делают реальные дела.

Решение о создании общественного движения (ОД) «Добрые дети мира» было принято весной 2006 года. Инициатором его стал президент международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», председатель правления Международной академии меценатства Олег Олейник на II съезде общественного движения «Добрые люди мира».

Олейник, как и большинство российских меценатов, оказывал помощь в первую очередь школам, детским домам, интернатам. Только в отличие от многих благотворителей, Олег Витальевич не просто перечислял средства, его всегда интересовало, какую пользу они принесут детям. Поэтому в конце концов он пришел к выводу о том, что подросткам и молодежи нужно знамя, под которым они бы объединились.

Первая учредительная конференция движения «Добрые дети мира» состоялась в московской школе № 1959, председателем его был выбран директор этого ОУ Михаил Асирян.

Тогда, два с лишним года назад, школьники начали изучать историю благотворительности, создали музей меценатства, где теперь выставлены памятные подарки кавалеров общественных наград, различные документы и книги. А год назад учащиеся взяли шефство над парковым комплексом «Добрый ангел мира», открывшимся в Марьино, одном из столичных районов.

В Международный детский день ребята, вступая в ОД, принимают присягу служения идеалам добра и милосердия и становятся обладателями галстука и пилотки, не пионерского, красного, цвета, а чистого светло-голубого.

В результате своей деятельности «Добрые дети мира» стали частью движения «Добрые люди мира» и особой заботой фонда «Меценаты столетия», призванного направить каждого ребенка на благородный путь сострадания и милосердия, помочь нашим детям воплотить естественную потребность творить добро.

На сегодня отделения ОД открыты более чем в 50-ти школах столицы, а также во многих регионах страны – в Брянской и Волгоградской областях, городах Пермь, Челябинск, Чебоксары и др.

Набирая силу, «Добрые дети мира» решают серьезные и важные задачи – приобщают юных граждан России к процессам становления нашего общества, основанного на принципах милосердия и толерантности. Причем ребята сами выбирают эту стезю.

И уже делают первые, конкретные и полезные шаги. В частности, весной этого года участники ОД в Перми провели благотворительный концерт, конкурсы и игры для больных сверстников, находящихся в краевой клинической больнице № 1. На мероприятие было приглашено около 200 больных детей с родителями в возрасте от 5-ти до 12-ти лет с различными заболеваниями.

Директор пермского городского Центра искусства и спорта и председатель регионального представительства движения «Добрые дети мира» Борис Радостев заметил, что сегодня «есть категория ребят, которая выключена из активной жизни, и важно, что помощь им стали оказывать такие же дети – их сверстники. Мы хотим, чтобы сострадание стало душевной потребностью подростков, поэтому активно учим их идеям добра и помощи слабейшим. Ежедневно делаем все, что можем для тех, кто нуждается в нашей помощи».

КОРОТКО

Парковые комплексы «Добрый ангел мира» существуют сегодня во многих российских городах: Абакане, Пятигорске, Тольятти и других.
В центре каждого такого комплекса установлена золоченая фигурка ангела на мраморной колонне, держащего в поднятых руках голубя – символ мира и надежды. На мраморных плитах памятника, выполненного по проекту художника П.Стронского, высечены имена известных меценатов XIX века – графа Шереметева, князя Голицына, купца Третьякова, представителей династий Мамонтовых, Морозовых, Демидовых.

Очередным шагом в развитии ОД стал первый национальный учредительный съезд международного общественного движения «Добрые дети мира». Он состоялся в столице в конце июня нынешнего года, и в нем приняли участие представители 639-ти школ из 77 регионов и 140 городов.

На этом мероприятии была представлена программа «Наши дети – будущее России» и ее первый проект – Фестиваль добрых дел.

Подробнее об этом рассказывает вице-президент Международной академии меценатства, руководитель Лаборатории технологий социального партнерства Ася Векслер.

– Представляя программу «Наши дети – будущее России», мы искренне надеемся, что она станет реальной возможностью включиться в проект российского масштаба, вступить в ряды международного общественного движения.

Программа разработана Лабораторией технологий социального партнерства Международной академии меценатства – своеобразным конструкторским бюро, которое использует современный опыт социального проектирования. Лаборатория создает различные проекты, которые, с одной стороны, учитывают интересы бизнес-сообщества, а с другой – направлены на решение неотложных социальных проблем. Одна из задач, поставленных перед Лабораторией, – так соединить эти интересы, чтобы бизнесу было полезно и выгодно поддержать проект. Один из них – программа «Наши дети – будущее России».

Она создана в контексте двух базовых российских стратегий, ориентированных на школу:

– нацпроекта «Образование» с его акцентом на инновационные формы работы в школе;

– стратегии государственной молодежной политики до 2016 г., принятой правительством в декабре 2006 г. и, по сути, являющейся первым документом за последние 20 лет, в котором закреплены стратегические направления молодежной политики с доминирующими векторами – развитием социальной активности молодежи и ее вовлечением в социальную практику.

Цель нашей программы, в первую очередь, – повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений. Ее адресат – российские школы, гимназии, лицеи, муниципальные, государственные и коммерческие ОУ.

Идеология программы, разработанной на пять лет, – это идеология общественного движения «Добрые дети мира», благородная идея служения добру и милосердию.

Проектный подход позволит ежегодно менять доминанты, но главные цели программы будут красной нитью проходить через все события. Это нравственность и патриотизм, физическое здоровье и правовая культура, уважение к национальным традициям и духовность.

ИДЕОЛОГИЯ

Миссия общественного движения «Добрые дети мира»: содействовать развитию высоких морально-этических и нравственных принципов у подрастающего поколения. Воспитывать юношество в духе добра, милосердия и созидания. Развивать и поощрять социальные инициативы, адресованные детям и юношеству.

Цель: содействие объединению детей и юношества вокруг идей добра и милосердия, нравственности и патриотизма.

Задачи:
– укрепление позитивного отношения детей и юношества к морально-нравственным основам общества;
– укрепление сотрудничества между детскими и юношескими организациями с государственными и коммерческими структурами;
– содействие осуществлению благотворительных и социальных программ коммерческих структур для детско-юношеских организаций и движений;
– развитие эффективных моделей социальных инвестиций и социального партнерства бизнеса и школ;
– использование лучшего мирового опыта по созданию и реализации программ поддержки детских и юношеских организаций;
– привлечение средств в развитие школ, детских клубов, секций, кружков, объединений по интересам и т.д.

Она включают в себя фестивали, конкурсы, выставки, форумы, концерты, смотры, массовые праздники – все пестрое многообразие событий, привлекательных по содержанию и оказывающих воспитательное влияние на школьников.

Такая программа может стать настоящим событием в жизни школы и даже целого района. Особенно при поддержке бизнес-компаний – и материальной, и организационной, и ресурсной.

Почему мы считаем, что эта программа станет интересна и будет поддержана бизнес-сообществом? Лаборатория три месяца проводила серию исследований среди бизнес-сообществ, и их результаты позволили сделать вывод, что безусловное одобрение представителей бизнеса встречают именно воспитательные, образовательные и культурные программы, адресованные детям и юношеству. Кроме того, оказалось, что 38-ми процентам опрошенных бизнесменов очень важно получить хорошо структурированный социальный проект, так как это помогает определить объем социальных инвестиций.

Таким образом, данная программа – не просто принципиально реализуемый проект, что нередко является проблемой в педагогической практике. Это проект с огромными ресурсами поддержки, нужно только приложить определенные усилия.

Подробнее остановлюсь на Всероссийском фестивале добрых дел. Его цель – содействовать формированию нравственных ценностей у школьников через систему специальных событий с вовлечением ребят в активные самостоятельные действия, получения опыта нравственного выбора и проживания.

Морально-этическое воспитание детей и подростков – одно из самых сложных направлений современной воспитательной работы. Юный человек ежедневно проходит эти уроки и в школе, и на улице, и дома. И не всегда они со знаком «плюс». Современный социальный контекст мало способствует естественному освоению нравственных ценностей.

Между тем, школа – это почти единственное место, где умные, хорошо образованные, профессионально подготовленные взрослые могут целенаправленно помочь детям сформировать и усвоить вечные ценности – доброту, отзывчивость, милосердие.

Фестиваль добрых дел может внести в повседневную жизнь новые формы коммуникаций, стимулирует познавательную активность, делает школьную обстановку более дружелюбной и комфортной, что позитивно скажется на занятиях общеобразовательными предметами и досуге учащихся.

Подчеркну, что все акции в рамках фестиваля всегда создаются с целью развития жизненного опыта школьников и организуются так, чтобы подростки проявили максимум самостоятельности и ответственности, получили личный опыт нравственных переживаний и ощущение собственной востребованности, способности помочь, радости от сопереживания.

Фестиваль добрых дел разделен на 14 модулей. Каждый из них представляет собой отдельное событие или серию – живых, ярких, насыщенных эмоциональными переживаниями, в которых школьники будут учиться проявлению самых лучших качеств души, сформируют в школьном коллективе особую атмосферу сопереживания, соучастия, добра. Строить свою школу – как Дом дружбы.

Активные участники фестиваля в финале встретятся в Москве на Форуме участников и будут награждены различными подарками, все школы – участницы получат особые почетные грамоты, а школы – победительницы регионального этапа – денежные гранты.

Замечу, что пилотный проект фестиваля уже успешно реализуется в Пермском крае. Там стартовали проекты «Копилка добрых идей», «Сказка о добром ангеле мира», фотоконкурс, конкурс «Рукотворный ангел», проведено анкетирование 714-ти учащихся и 35-ти педагогов о ценностных ориентирах, уже подписано соглашение о генеральном партнерстве фестиваля с рядом крупных пермских компаний: «Капитал Инвест Групп», «Перама Групп»…

Чтобы стать участником фестиваля, каждая школа должна провести подготовительную работу:

– создать оргкомитет фестиваля (школьники и педагоги);

– подготовить план фестиваля на ______ уч. г.;

– определить бюджет (основные статьи расходов) фестиваля;

– назначить ответственных за направления.

Разумеется, как любой долгосрочный проект, программа «Наши дети – будущее России» может состояться лишь при поддержке со стороны педагогов. Что же касается миссии организаторов, то все участники программы смогут получить от нас и инновационные социальные технологии, и поддержку социальных партнеров, и использовать целый спектр ресурсов, созданных специально для содействия тем, кто готов отдать свою энергию и время проекту.

В заключение отмечу: представляемая программа – уникальна. Во-первых, потому что она создана не для «галочки». Во-вторых, ее инициируют Союз благотворительных организаций и общественная организация – Международная академия меценатства, за которыми нет никакого экономического или политического подтекста. В-третьих, программа построена на современных технологиях вовлечения школьников в позитивные действия и подкреплена системой дополнительных мер по обучению педагогов–участников проекта.

И, что особенно важно, в ней заложен механизм социального инвестирования: можно сказать, что практически каждую школу–участницу программы уже сейчас ждет собственный социальный партнер, причем не далекий столичный, а местный, региональный, живущий рядом с вами.

Дело за малым. Школе нужно вникнуть в эту программу, понять ее возможности и «взять» ее с собой, как берут саженец, чтобы посадить в школьном дворе.

Подготовила
Рейтинг@Mail.ru