Я работала здесь последние пятнадцать
лет. Как все директора, Тубельский посещал уроки
учителей. Он появлялся неожиданно, так же
неожиданно прощался. Некоторых это раздражало,
потому что Александр Наумович не только
приходил, но и участвовал в занятии, вмешивался,
имея цель, не всегда понятную учителю.
Вспоминаю два урока.
Первый.
…Знакомились с лирикой Пушкина.
Стихотворение «Бесы». Звучала пластинка –
читал Журавлев.
Тубельский:
– Как он печально читает, я вам
прочитаю совсем не так, дам просто зарисовку
путешествия, да и размер стиха – как пляска:
«Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий…»…
Директор декламирует стихотворение
наизусть. Дети замерли: необычное, быстрое
чтение. И вдруг тот останавливается перед самыми
последними строками:
– Нет, – говорит, – я, ребята,
неправильно читал. Нужно передать состояние души
автора, его чувства. Он же разговаривает с нами, и
важно понять, почему и зачем поэт сел за чистый
лист бумаги.
Неужели, читая по памяти, Александр
Наумович не знал последних строчек? Знал,
конечно, но хотел показать ученикам, как
осторожно следует относиться к произведению, не
забывая, что общаешься с гением.
Директор ушел, а мы стали вновь читать
стихи и уже с первых строк слышали не «пляску», а
завывание бури:
«Мчатся тучи, вьются
тучи;
Невидимкою луна…»
Подтекст трагичен. Теперь можно
говорить и о том, когда, почему было написано это
стихотворение, каково состояние души поэта.
Многие ученики уходят с урока, уже зная
стихотворение наизусть.
…Второй урок.
Входит директор. Напряженное молчание.
– Какая тема сегодня?
Голоса из класса:
– Мы обсуждаем гоголевских помещиков
и хотим понять, почему автор, рассказывая о
Собакевиче, восклицает: «Эх, если бы все кулаки…»
Раз за разом просматриваем текст, но
затрудняемся.
Александр Наумович берет книгу и
начинает мыслить вслух. Все внимательно следят
за ходом рассуждения. И тут, казалось бы, близкий
к завершению рассказ прерывается:
– Так что же в этой фразе: «Эх, если бы
все кулаки…»? Не знаю. Буду думать.
Сформулировать пока не могу, однако версии есть.
Он уходит, а ученики пишут в тетрадях
свою версию. Многие из них потом находят
директора, чтобы прочитать ему получившуюся
работу.
Тубельский настаивал на том, чтобы
учителя фиксировали на бумаге собственные
находки, методы пробуждения интереса учащихся к
предмету, к явлениям жизни. Статьи учителей из
года в год становились лучше, Александр Наумович
находил возможность напечатать их. Они
обсуждались на педагогических пленумах.
А сам он вел основы государства и
права. Один раз я пришла к нему на урок (директор
работал погружениями и приглашал к себе всех
желающих). Попала на отчет четырех мальчиков из
9-го класса о проведенном ими исследовании.
Ученики описывали судьбу
«металлистов», живущих в их микрорайоне.
Несколько лет назад им, еще маленьким, так
нравились ребята в кожаных куртках с
металлическими цепями, бляхами, пуговицами,
смелость, раскованность. И как же сложились их
судьбы сейчас, спустя пять лет?
Рассказывали подробно о каждом, но
отметили общее: все теперь имеют семьи,
воспитывают детей, работают и внешне не
отличаются от других людей. Не сложились судьбы
только у тех, кто позволил сломать свою волю
водкой или наркотиками.
Директору-учителю оставалось только
сделать вывод об общечеловеческих ценностях,
которые ложатся в основу жизни, в основу
государства.
Интересно, в какой-нибудь другой школе были
такие уроки?..
|