Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Профильное обучение

Проектирование образовательной среды предпрофильной подготовки

Происходящие изменения в системе российского образования, его активная гуманитаризация, являющаяся отражением общемировых процессов, инициировали переход к профильной школе. В связи с чем актуальным становится проектирование образовательной среды предпрофильной подготовки, ориентированной как на интересы самой личности, так и общества.

В нашей Тат. Каргалинской СОШ принципами предпрофильной подготовки являются:

– вариативность и свобода выбора учащимися элективных курсов;

– индивидуализация учебного процесса (обучение в малых группах и по индивидуальным учебным планам; оптимальной является реализация индивидуальных образовательных маршрутов, представляющих собой некое движение учащегося в содержании предпрофильного обучения во времени и пространстве);

– активность учащихся (самоопределение относительно будущего профиля обучения происходит через конкретные пробы эвристического характера, активизирующие методики, игры и т.д.);

– открытость предпрофильной подготовки (через инновационную форму оценивания по типу портфолио).

Система предпрофильной подготовки включает в себя целый ряд педагогических идей. Их реализация на практике ведет к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы подготовки учащихся к жизни и выбору профессии. Обозначим наиболее важные из них:

– введение курсов по выбору, включающих активные методы преподавания;

– проведение профессиональных проб, позволяющих школьнику точнее определиться в дальнейшем образовательном и профессиональном пути;

– прохождение учащимися курсов профессионального самоопределения;

– безотметочная система предпрофильного обучения, введение аутентичного оценивания достижений учащихся по типу «портфолио»;

– организация предпрофильного обучения в малых группах;

– использование конкурсных форм работы с учащимися, позволяющих реализовать ресурс портфолио (проведение олимпиад, фестивалей, марафонов, выставок и других мероприятий).

Рассматривая механизм предпрофильной подготовки в продуктивной образовательной среде школы, раскроем его составляющие.

Фото А. Степанова

  • Содержательная составляющая предполагает:

– обогащение общечеловеческими, национальными, региональными ценностями; гуманитарными компонентами (знаниями о человеке, обществе, культуре; экологизация и эстетизация);

– усиление деятельностно-творческого слоя, включение в него различных видов предметной и исследовательской деятельности, творческих работ и заданий, проблемных ситуаций; приближение содержания образования к личности учащегося: включение в него субъективного опыта, жизненных проблем, дифференциация и индивидуализация; информатизация образования.

Данная составляющая реализуется через организацию курсов по выбору, которая в продуктивной образовательной среде предпрофильной подготовки предполагает следующее:

– вариативный характер набора предлагаемых курсов, их избыточность для обеспечения возможности реального выбора учащимся;

– предоставление возможности менять наполнение индивидуального образовательного маршрута курсами по выбору;

– использование активных форм проведения занятий, информационных и проектных форм работы;

– подкрепление курсов материально-техническими, методическими и дидактическими ресурсами.

Прохождение курсов по выбору определяет необходимость перехода на блочно-модульное планирование содержания образования и создание нескольких модулей внутри одной предметной области:

  • ознакомительный – осуществляется введение учащегося в область изучаемой дисциплины, общее ознакомление с ней («Искусство дизайна», «Стилистика», «Экология»);

  • специализированный – осуществляется углубление внутри дисциплины («Дизайн интерьера», «Официально-деловой стиль», «Рациональное природопользование»);

  • интегрированный – содержание изучаемого курса включает другие предметные области («Web-дизайн», «Литературоведение», «Информационные технологии в экологии»);

  • социальный – изучаются социальные аспекты дисциплины («Реклама и PR», «Журналистика», «Экология Оренбургской области»);

  • практический – осуществляется практическое раскрытие предметных знаний («Ландшафтный дизайн» – проектирование пришкольного дизайна участка, «Делопроизводство», «Фермерское дело»).

Перечень модулей не является конечным, кроме того, многие курсы интегрированы по нескольким направлениям: по совмещению нескольких дисциплин, по содержанию внутри одной дисциплины и др.

Такой подход обеспечивает целостность образовательного процесса, позволяет формировать временные группы учащихся; обеспечивает возможность выбора предметов и курсов, удовлетворяющих познавательный интерес и потребности школьников.

Разноуровневая организация предпрофильного обучения в продуктивной образовательной среде предполагает чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой — интенсивность развития (при преодолении трудностей). Технологически это предполагает регулярное чередование обучения, взаимообучения и самообучения, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, оценки, взаимооценки и самооценки.

В нашей практике мы придерживаемся классификации курсов по выбору по признаку отношения их к «видам деятельности» (управление, исследование, творчество и т.д.) и «объектам воздействия» (сферам деятельности, по аналогии с классификацией предметов труда по Е.А. Климову), отраженной С.Н. Чистяковой в статье «Практика профессиональных проб в российских школах» (Школьные технологии, 2007, № 3), в то же время признавая ее достаточно условной.

В зависимости от сочетания «вида деятельности» и «объекта воздействия» курс занимает свое место в матричной структуре, что позволяет согласовать избыточность предложения курсов по выбору с необходимостью определить «место» и смысловое поле их ограниченного числа, доступного к освоению каждым учащимся (см. табл.).

Таблица

Матричная структура курсов по выбору

Объекты
воздействия

Виды
деятельности

Человек-
человек

Человек-
техника

Человек-
художественный образ

Человек-
знаковая система

Человек-
природа

Творчество

Реклама и PR

Web-дизайн

Искусство дизайна

Литературоведение

Ландшафтный дизайн

Производство

Педагогика

Издательское дело

Кукольный театр

 

Рациональное природопользование

Управление, обслуживание

Психология
Менеджмент
Реклама и PR

Оператор ЭВМ
Машиноведение

Дизайн интерьера

Делопроизводство

Охрана окружающей среды

Исследование

Журналистика

 

Стилистика

Статистика

Рост и развитие растений

Проектирование

Маркетинг

 

Ландшафтный дизайн

Фермерское дело

Способом прохождения курсов по выбору становится индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

  • Процессуальная составляющая включает освоение курсов по выбору, предлагаемых в рамках разных предметных областей (в нашем случае это курсы по русскому языку и литературе, математике, биологии, химии, истории, обществознанию, изобразительному искусству и др.). Важным аспектом здесь является вариативность, состоящая в том, что учащиеся могут переходить из курсов одной предметной области на курсы другой.

Такой подход определен рядом преимуществ:

– обучение по разным программам курсов по выбору, ориентированных на различные виды профессиональной деятельности, позволяет учащимся побывать в разных социальных ролях, что обеспечивает оптимальные условия для социализации;

– возможность перехода позволяет компенсировать недостатки постоянных (закрытых) систем, предоставляя учащемуся свободу выбора;

– направленность предпрофильной подготовки на реализацию образовательно-профессиональных потребностей позволяет школьнику формировать индивидуальный образовательный маршрут, связанный с формированием каждым учеником собственного содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов, включающих и профессиональные планы.

Конструирование индивидуального образовательного маршрута в условиях нашей школы проходит по двум вариантам:

1. Индивидуальный образовательный маршрут по курсам по выбору одной предметной области. (Например, у ученицы Ляли М. был сконструирован маршрут по русскому языку и литературе по следующим курсам по выбору: «Стилистика», «Литературоведение», «Журналистика», «Делопроизводство». Промежуточными итоговыми работами были: эссе «Здесь Родины моей начало», исследовательская работа «Пословицы и поговорки моего села», презентация по созданию эмоционального фона «Война и ее последствия». Итоговая работа – «Особенности журналистской деятельности. Текст как продукт журналистского творчества» – была представлена на ежегодной ученической научно-практической конференции.)

2. Индивидуальный образовательный маршрут по курсам по выбору разных предметных областей. (Например, у ученика Альберта З. был составлен индивидуальный образовательный маршрут по следующим курсам по выбору: «Журналистика» – по русскому языку и литературе; «Реклама и PR» (интегрированный курс); «Психология» – по биологии; «Менеджмент» и «Маркетинг» – по обществознанию; «Искусство дизайна» – по изобразительному искусству. Параллельно он проходил обучение в филиале Университетской компьютерной школы ОГУ. Промежуточными итоговыми работами были: исследовательская работа «Современные виды оружия», групповой проект «Золотой город» (проект сельского парка отдыха), рекомендации для подростков «Управляй собой», постер «Нет войне». Итоговая работа – «Реклама. Технология рекламных средств без обратной связи» – была представлена на ежегодной ученической научно-практической конференции.)

Этапность выполнения индивидуального образовательного маршрута проектируется как система учебных проблемных ситуаций и задач, постепенно приближающихся к профессиональным, заданных в деятельности специалиста-профессионала. Социальное содержание включается в учебный процесс через формы совместной деятельности учащихся, предполагающие учет личностных особенностей каждого, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профессионального коллектива.

Технология реализации индивидуального образовательного маршрута включает следующие этапы:

1. Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования учеников, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме.

2. Каждый ученик составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить. Под концептом понимается выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, символической, тезисной или иной форме содержательный образ темы.

3. Происходит конструирование учеником индивидуального образа познаваемой области. Учащийся устанавливает, что означает для него данная область знаний в жизни, какую практическую значимость она может для него представлять.

4. Ученик совместно с педагогом создает индивидуальную программу обучения на обозначенный период (урок, день, неделя, учебная четверть, год).

5. Реализация учениками намеченных программ деятельности (А.В. Хуторской).

Технологическая составляющая определяется необходимостью применения современных образовательных технологий. Курсы по выбору требуют технологий, предполагающих деятельностное и ценностное освоение содержания. Наиболее полному решению задач предпрофильной подготовки, возложенных на курсы по выбору, способствует использование проблемного способа.

В продуктивной образовательной среде предпрофильной подготовки школы применяются следующие технологии:

– портфолио;

– модульное обучение;

– исследовательская и проектная деятельность;

– арт-технологии (коллажирование, работа с малыми стихотворными формами, изготовление различных кукол, маски);

– технология развития критического мышления;

– групповая работа;

– организация дискуссии;

– организация самостоятельной работы;

– рефлексивное обучение;

– самоконтроль;

– самообразование.

В связи с тем, что целью создания продуктивной образовательной среды предпрофильной подготовки является предоставление учащемуся возможностей для формирования готовности к выбору профиля обучения и профессионального самоопределения, оптимальным представляется включение его в различные формы деятельности в логике контекстного обучения, разработанного коллективом ученых под руководством А.А. Вербицкого и адаптированного к предпрофильной подготовке:

– информационно-аналитическую (совместная работа педагога и психолога, обеспечивающая личностное включение учащегося в процессы познания мира профессий, регионального рынка труда, собственных способностей и возможностей к тому или иному роду профессиональной деятельности);

– квазипрофессиональную (моделирование конкретных видов деятельности, реализующихся в различных формах занятий: деловых, имитационных, ролевых играх; тренингах, включающих анализ конкретных производственных ситуаций);

– практическую (учебно-исследовательская работа, учебно-исследовательское проектирование, полевая практика, производственная практика, лабораторно-практические занятия).

Актуальность внедрения контекстного обучения в продуктивную образовательную среду предпрофильной подготовки определяется:

– обеспечением подготовки учащихся к обучению в профильных классах и профессиональных учебных заведениях;

– решением конкретных профессиональных проблем в осуществлении профессиональных проб;

– формированием у учащихся высокой мотивации к выбору профиля обучения в логике будущей профессиональной деятельности;

– развитием личностных качеств, значимых для будущей профессиональной деятельности (способность к сотрудничеству, формирование основ деловой этики).

Таким образом, продуктивная образовательная среда предпрофильной подготовки решает следующие проблемы:

– готовность подростка к выбору профиля обучения в логике будущей профессиональной деятельности;

– психолого-педагогическое личностное включение учащегося в учебную деятельность;

– последовательное моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;

– проблемность содержания обучения и его развертывания в учебном процессе;

– адекватность форм организации учебной деятельности целям и содержанию предпрофильного образования;

– ведущая роль совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (педагога и учащихся, учащихся между собой);

– педагогически обоснованное сочетание современных педагогических технологий;

– открытость (использование для достижения конкретных целей обучения и воспитания любых технологий, предложенных в рамках различных теорий).

Рейтинг@Mail.ru