Километраж директора
Так сложилось, что несколько лет тому
назад старое здание Матвеево-курганской СОШ
№ 1 было отдано под капитальный ремонт, а школе
предоставили помещение, первоначально и давно
строившееся для райкома партии. Ни педколлектив,
ни дети не возражали. Переехав в другие стены, все
стали приспосабливаться к новым условиям жизни.
Ученики – к необычной конфигурации коридоров,
учителя – к смежным кабинетам, соединенным
между собой дверью. Сейчас в этом здании
располагаются средние и старшие классы.
Старое же отреставрированное
помещение приняло начальную школу. Те, кто не был
здесь после капитального ремонта, сейчас, заходя
сюда и привычно направляясь к кабинету
директора, попадают… в туалет.
Шутки шутками, но тут все
действительно очень сильно переменилось.
Светлые классы, просторное кафе, уютные
коридоры… А самым главным подарком стал новый
спортивный зал, расположившийся между двумя
корпусами школы № 1. Это отдельно стоящее здание,
с удобными раздевалками и душевыми для юношей и
девушек, с оборудованным в самом современном
стиле залом для занятий спортом.
Директор школы Юрий Горбачев не
скрывает своей радости: такое обширное хозяйство
есть нынче далеко не у каждой российской школы.
Но и ответственность из-за этого ложится на плечи
руководителя огромная.
Мы долго ходим с ним по территории
вверенного ему ОУ. «Тут у нас открытый стадион, с
другой стороны школы планируется построить
бассейн, здесь мы разбили цветник и садик со
скамейками, чтобы ребятам было где отдохнуть на
переменах, они любят бывать здесь и сами активно
обустраивают его. Ведь климат у нас все-таки
южный, и отдыхать на открытом воздухе всегда
приятнее, – комментирует Юрий
Николаевич. –Недавно между двумя корпусами
школы появилась асфальтированная дорожка –
теперь осенью можно будет спокойно ходить, не
рискуя испачкаться в грязи, как это было в
прошлом учебном году. Теперь будем обустраивать
территорию вокруг нового спортзала. Когда он у
нас появился, то руководитель нашего района А.С.
Криворотов намекнул, что необходимо придумать,
как можно толково использовать такое отличное
помещение, как наполнить его реальным
содержанием…»
Забот у директора не перечесть. Иногда
под вечер он вспоминает, сколько километров за
рабочий день прошел, бегая с одного объекта школы
на другой! Вот и сейчас, показав свои обширные
владения, удаляется разрешать какую-то очередную
хозяйственную проблему, а со мной остается заместитель
директора по учебной работе Ольга Столбовская,
которая и поведала о том, как появившийся у них
новехонький спортзал частично «продиктовал»
школе свою волю.
УСЛОВИЯ
Принципы формирования
оборонно-спортивного класса:
успешное освоение программы
основного общего образования;
конкурсный набор: сдача нормативов по
физической культуре с показателями не ниже
оценки «4»;
ограничение: слабое состояние
здоровья.
|
Статья опубликована при поддержке автоцентра "АвтоРезерв", являющегося официальным дилером бренда LADA и предоставляющего своим клиентам полный спектр услуг по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей. На сайте http://mkad14.ru представлен полный модельный ряд автомобилей ВАЗ, в котором, уверены, Вы подберете для себя LADA Largus, LADA Priora, LADA Granta, LADA SPORT, LADA Kalina и Kalina New, LADA Samara или LADA 4x4, которые можно приобрести также и в кредит на самых выгодных условиях. Кроме того, специально для своих клиентов "АвтоРезерв" разрабатывает и предлагает различные сезонные акции, участвуя в которых, можно не только приобрети автомобиль по более выгодной, чем обычное предложение, цене, но и получить скидки на сервисное обслуживание в техцентре компании.
«Открытый» профиль
Задумавшись о спортзале и той пользе,
которую он может принести, педколлектив школы
решил проанализировать потребности и
устремления своих учащихся.
Прежде всего, учителя честно
признались сами себе, что далеко не из всех ребят
в сельских условиях можно воспитать ломоносовых
и эйнштейнов. С другой стороны, они заметили, что
если кто-то из детей обладает хорошими
физическими данными, успешно занимается в
какой-либо спортивной секции, побеждает на
различных соревнованиях, то пользуется
уважением среди сверстников, к нему тянутся
одноклассники, и некоторые даже «заражаются»
тягой к спортивным занятиям. «Может быть, это в
какой-то степени и прискорбно, но факт остается
фактом», – сказали сами себе учителя.
К этому добавляется еще и то, что
Матвеево-Курганский район является сопредельным
с Украиной. И здешний пограничный отряд – это
то место, куда бывшие ученики школы № 1 стремятся
попасть после армии, заключить там контракт на
работу, служить пограничниками, таможенниками.
Военные, приезжавшие в Матвеев Курган
из Ростова-на-Дону на День допризывника, также
проявляли интерес к воспитанникам школы, оценив
их спортивную форму и энтузиазм на встрече.
Вот так и получилось, что внешние
обстоятельства (интерес к спорту, приграничная
зона) и внутренние (современный спортзал)
подтолкнули педагогический коллектив к созданию
профильного оборонно-спортивного класса.
В настоящее время в профильном классе
16 учеников – 13 мальчиков и 3 девочки. 12
учащихся остались в общеобразовательном классе.
Для того чтобы учиться по профилю,
желающие должны были сдать вступительный
экзамен по физкультуре по пяти нормативам не
ниже чем на «четверку». Кроме того, администрация
школы провела разъяснительную беседу с
родителями, сделав акцент на том, что у ребенка,
желающего попасть в профильный класс, не должно
быть никаких проблем со здоровьем.
ДЕТАЛИ
Учебный план предполагает:
завершение базовой подготовки
учащихся по непрофилирующим предметам;
программы профильного обучения по
физической культуре, военному делу, ОБЖ, основам
медицинской подготовки, военной истории;
обучение в режиме шестидневной
учебной недели;
по окончании выпускники получают
аттестаты установленного образца с указанием
профилизации.
Цели воспитания в классе
оборонно-спортивного профиля:
понятие долга, чести, патриотизма,
достоинства личности;
физическое самосовершенствование,
здоровый образ жизни;
качества, необходимые в условиях
демократического общества: толерантность,
уважение к мнению другого человека;
лидерские (педагогические) качества,
умение вести за собой других людей.
|
Рассказывает Ольга Ивановна
Столбовская:
– Наш профильный класс был признан
инновационной площадкой муниципального
значения. Назвали мы ее «Профильный класс как
открытая общеобразовательная система». В чем
смысл этого?
Во-первых, открытая она потому, что
дети имеют право перейти из профильного в
общеобразовательный класс, если вдруг поняли,
что у них возникли какие-то проблемы или,
наоборот, они ошиблись в своем выборе. И
наоборот – учащийся из общеобразовательного
класса может перейти в профильный, если сдал
определенные нормативы на нужном уровне. Таким
образом, в период обучения в 10–11-м классах у
юношей и девушек есть выбор. Все это
зафиксировано у нас в специальном положении.
Во-вторых, открытость системы
выражается также в том, что профильность
обеспечивается во многом за счет системы
дополнительного образования. Так, в 10-м классе
обязательным является посещение занятий по
хореографии. Это развивает гибкость, дает
ребятам ощущение ритма, владения своим телом.
Кроме этого, в 11-м классе дети непременно будут
сдавать экзамены на право вождения автомобиля.
В-третьих, кроме всего
вышеперечисленного, учащиеся в обязательном
порядке должны посещать какую-либо спортивную
секцию. Здесь стоит подчеркнуть, что все секции и
кружки в школе бесплатные (платными являются
только занятия по вождению).
Также открытость наша проявляется в
том, что мы тесно сотрудничаем с военкоматом,
погранотрядом, музеем – в плане
военно-патриотического воспитания и
оборонно-спортивного профиля.
Учебный план
Основу профильного класса составила
ростовская программа оборонно-спортивного
профиля. Ее педколлектив взял почти без
изменений. Преподаются общеобразовательные
предметы, есть шесть часов физкультуры в неделю,
три часа военного дела, один час медицинской
подготовки. Кроме того, добавлен один час на
биологию, к астрономии в 10-м классе присовокупили
занятия по элементам ориентирования, а к
географии – уроки по топографии (см. табл.).
Таблица
Учебный план 10 «Б» класса по
оборонно-спортивному профилю на 2007/08 уч. г.
Учебные
предметы |
Федеральный
инвариант |
Федеральный
вариатив |
Профиль |
Выбор
учреждения (обязательный) |
Выбор
учреждения (выбор ученика) |
Русский язык |
1 |
|
|
1р |
|
Литература |
3 |
|
|
|
|
Иностранный язык |
3 |
|
|
|
|
История |
2 |
|
|
1 |
|
Обществознание
(включая экономику, право) |
2 |
|
|
|
|
Математика |
4 |
|
|
|
|
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1р |
|
Физика |
1 |
|
|
|
|
Химия |
1 |
|
|
|
|
Биология |
1 |
1 |
|
|
|
География |
|
1 |
|
|
|
Искусство (ИЗО,
музыка, МХК) |
|
|
|
|
|
Основы военной
подготовки (в том числе медподготовка) |
|
|
4 |
|
|
Основы
безопасности жизнедеятельности |
|
|
2 |
|
|
Физическая
культура |
|
|
4 |
2 |
|
Элективные курсы |
|
|
|
|
1 |
Итого |
18 |
2 |
10 |
3+2р |
|
Региональный и
школьный компонент (6-дневная учебная неделя) |
|
|
16 часов |
Нагрузка при
6-дневной учебной неделе |
36 часов |
Углубление профильности обеспечивают
и элективные курсы:
Психологическая подготовка в спорте;
Этикет и культура речи;
Нестандартные методы решения задач
(алгебра);
Здоровье и экология человека;
Основы психологии и педагогики;
Астрономия и методы ориентирования;
История донского казачества;
Мозаика культур (толерантное
воспитание);
Защитники земли русской (литература о
воинских подвигах);
История оружия;
Практическая химия.
Все элективные курсы разработаны
учителями школы, которые отнеслись к этой идее с
большим энтузиазмом. В начале учебного года была
проведена презентация. Каждый педагог рассказал
о своем курсе и о том, что он даст ребятам. Дети
голосовали, выбирая то, что им показалось
наиболее интересным.
Каждый элективный курс длится
семнадцать часов. По мнению педагогов, это
оптимальное время для электива – ровно
полгода. И для планирования удобно. Скажем, в
течение учебного года учащийся осваивает два
электива в 10-м классе и еще два – в 11-м.
– Как изменились дети за год обучения
в профильном классе? – спрашиваю я
замдиректора.
– В лучшую сторону, неожиданно для нас
самих, – признается Ольга Ивановна. – Мы же
до этого точно знали, у каких ребят какие знания
слабоваты. Многие отличались «разболтанным»
поведением. И поначалу мы с учителями даже
думали, что в оборонно-спортивный класс пришли
«клоуны», которым ничего кроме силы не надо. Но
они преподнесли нам сюрприз, и начали успешно
осваивать программу!
БУДУЩЕЕ
Перспективы развития профильного
обучения в школе:
создание системы мониторинга
качества образования в оборонно-спортивном
классе;
организация летней
оборонно-спортивной смены в одном из детских
лагерей;
организация дополнительных занятий
по русскому языку и математике по подготовке к
ЕГЭ;
сотрудничество с другими учебными
заведениями оборонно-спортивного и спортивного
профилей разных ступеней обучения, проведение
совместных мероприятий, спортивных
соревнований;
организация тесного взаимодействия с
учреждениями спортивного и военного профиля в
поселке.
|
Наши юноши с удовольствием
занимаются и военной подготовкой. Они теперь
задействованы во всех парадах, на юбилее
погранслужбы, заняли первое место в конкурсе
призывников. Видимо, направление выбрали мы
верное, ориентированное как раз на наших
учеников, на их уровень интереса, увлеченности.
И, замечу, профиль дает свои ощутимые
«плоды» учителям – в денежном отношении
получилась приятная прибавка к зарплате из-за
шестидневной учебной недели. Ведь у нас суббота
теперь является профильным днем, когда
преподаются военное дело, ОБЖ, другие предметы.
Сейчас наша главная задача –
следить за здоровьем своих воспитанников. Ведь
нагрузка у них немаленькая. У нас разработано
специальное положение, в котором есть пункт о
мониторинге состояния здоровья. Школьный врач
внимательно фиксирует все измерения (как
антропометрические, так и данные о давлении,
пульсе и т.д.). У каждого ребенка в классе есть
свой личный листок здоровья, где все эти сведения
записаны.
Стараемся отслеживать и
индивидуальные успехи каждого, ликвидировать
пробелы по общеобразовательным предметам,
разрабатываем специальные индивидуальные
программы занятий.
В этом плане нам очень помогает наш
восьмилетний опыт работы с образовательной
системой «Школа 2100». Ведь, осваивая ее, пришлось
не только вникать в содержательную линию, сильно
отличающуюся от традиционной системы обучения,
но и в деталях изучить принцип «мини-макса». Он
означает учет минимальных требований, которые
предъявляются программой, и возможностей
ребенка. На каждом уроке педагог обязан
отслеживать, усвоил ли учащийся минимальный
уровень знаний, и, если это возможно, с помощью
индивидуальных заданий помочь ему продвинуться
до его максимально возможного, личного уровня.
Москва – Ростовская область –
Москва
|