Планирование, как правило, начинается
с определения целей и задач воспитательной
работы и со сбора информации о возможностях их
достижения. Стартует этот процесс, прежде всего,
с анализа воспитательной работы за прошедший
период.
Анализ – это выявление высоких или
низких, положительных или отрицательных
результатов, причин, приведших к успеху или
неудаче, определение путей развития позитивных
моментов или преодоления недостатков. В
деятельности любого руководителя умение
анализировать необходимо повседневно.
В сборе и анализе информации мне
помогает творческая группа, в которую входят
руководитель МО классных руководителей, опытные
и наиболее активные классные руководители. Они
же оказывают содействие при составлении плана на
новый учебный год.
Анализ воспитательной работы мы
начинаем с разбора реализации целей и решения
задач, затем рассматриваем события, мероприятия
по основным направлениям: КТД, работа органов
ученического самоуправления, патриотическое
воспитание, спортивно-массовое и
физкультурно-оздоровительное направление,
развитие дополнительного образования,
организация работы с родителями, состояние
работы с подростками и семьями «группы риска».
Используем мы при этом
критериально-ориентированный анализ,
направленный на выявление основных показателей
результативности воспитательной работы,
гуманности отношений, вовлеченности учащихся в
жизнедеятельность коллектива, сформированности
деловых и межличностных связей, эффективности
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения процесса развития учащихся.
Опыт показывает, что облегчить
написание анализа можно, обладая качественной,
достоверной, надежной информацией о состоянии
воспитательной работы. Мы используем разные
способы:
Для этого применяем:
различные методики:
«Коллективный портрет»;
«Школьники и культура»;
«Твое отношение к знаниям»;
«Мое отношение к школе»;
«Учитель, ученик, коллектив»;
«Удовлетворенность школьников
жизнью»;
«Атмосфера в школе» и др.;
оперативный разбор проведенного
мероприятия;
справки по итогам проверок в рамках
внутришкольного контроля;
протоколы педагогических советов и
заседаний МО классных руководителей;
мониторинг участия школьников в
районных, областных и всероссийских конкурсах.
Собранную информацию изучаем,
сравниваем, обобщаем, при необходимости
оформляем в виде различных таблиц, схем. И только
после этого приступаем к написанию анализа.
Заканчиваем эту работу определением цели и
воспитательных задач на новый учебный год,
которые, в основном, вытекают из проведенного
исследования.
Целью воспитательной работы школы
является создание условий, способствующих
развитию интеллектуальных, творческих,
личностных качеств учащихся, их социализации и
адаптации в обществе на основе индивидуального и
валеологического подхода, организации КТД во
внеурочной деятельности в рамках воспитательной
системы образовательного учреждения.
Собеседование с классными
руководителями позволяет определить, какой вид
деятельности их привлекает, какое мероприятие
они смогли бы провести наиболее интересно.
|
При планировании
воспитательной работы на новый учебный год мы
опираемся на поставленные цели и задачи,
традиции школы, особенности педагогического
коллектива, интересы и потребности учащихся и
родителей.
Исходя из этого, планируем
деятельность по различным направлениям: КТД,
патриотическое воспитание, развитие
дополнительного образования, организация работы
с родителями и другие.
Так, в школе сложилась традиционная
система КТД:
«День знаний»;
«День учителя»;
«Осенний бал»;
«День матери»;
Новогодние праздники;
Конкурсы к 23 февраля;
Праздники, посвященные 8 Марта;
Смотр художественной
самодеятельности;
Выставки прикладного и
художественного творчества;
Вахта памяти ко Дню Победы;
«Последний звонок».
Анкетирование ребят показало, что им
нравится принимать участие в интеллектуальных
играх, школьном КВНе,
развлекательно-познавательных программах к
Татьяниному Дню, Дню Святого Валентина и др.
Поэтому к традиционным школьным праздникам
добавляются и они. Собеседование с классными
руководителями позволяет определить, какой вид
деятельности их привлекает, какое мероприятие
они смогли бы провести наиболее интересно.
Поэтому при назначении ответственных
учитываются пожелания педагогов и, конечно же,
возрастная категория учащихся класса.
При организации дополнительного
образования в школе мы также принимаем во
внимание интересы детей.
Благодаря анкетированию выяснилось,
что наиболее популярными среди учеников
среднего и старшего звена считаются клубы
«Компьютерные технологии» и
военно-патриотического воспитания «Корсар», а
также спортивные секции. Их рейтинг на
протяжении нескольких лет не падает. Поэтому они
имеют место в системе дополнительного
образования. Кроме того, в школе работает пять
творческих объединений по направлению
художественно-прикладного творчества.
Посещающие их ученики участвуют в школьных и
районных выставках, награждаются дипломами и
призами.
Как показал анализ воспитательной
работы за один из прошлых учебных сезонов, крайне
низкими являются результаты нашей команды в
соревнованиях по зимнему и летнему туризму. Это
связано с отсутствием в школе туристического
объединения. Поэтому одной из задач нового
учебного года стало открытие у нас
туристического объединения. И результаты не
замедлили сказаться: вскоре на соревнованиях по
зимнему туризму наша команда заняла II место, в
летнем туристическом слете – III.
В анализе мы отмечали, в частности, и
то, что при подготовке к ежегодному районному
конкурсу «Театральная весна» педколлектив
столкнулся с проблемой отсутствия в ОУ
грамотного музыкального руководителя и
руководителя театрального коллектива. Поэтому
мы продолжили активное сотрудничество с
коллегами из Барабинского филиала
Новосибирского колледжа культуры и искусств,
педагоги которого занимаются с хоровым и
театральным коллективами нашей школы. Благодаря
этому сотрудничеству мы смогли успешно принять
участие в районных конкурсах «Поющая школа» и
«Театральная весна».
Вы уже отметили выше, что одним из
источников сбора информации является контроль.
Внутришкольный контроль дает возможность
своевременно получать, анализировать и
оценивать сведения о процессе и результатах
воспитательной деятельности, вносить коррективы
в развитие воспитательных отношений.
При планировании внутришкольного
контроля по вопросам воспитательной работы мы
опять же, в первую очередь, исходим из ее анализа.
Например, в отчете за один из учебных годов было
указано, что классные руководители недостаточно
занимались профессиональной ориентацией
школьников, и не все в процессе организации
воспитательной работы в классе в полной мере
опирались на деятельность ученического
самоуправления. Поэтому данные направления
подлежат проверке в следующем учебном году.
И внутришкольный контроль уже включал
в себя комплексную проверку деятельности
социальной службы школы и тематические
обследования. Такие, как:
классно-обобщающий контроль в 5-х и 10-х
классах;
тематически-обобщающий контроль,
изучающий состояние работы в объединениях
дополнительного образования (наполняемость
групп, качество учебно-воспитательного
процесса), организацию работы по профилактике
безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних и др.
Многие из вопросов, подлежащих
проверке, выносятся на совещание при директоре,
другие – на МО классных руководителей.
Кроме того, один педсовет мы посвятили
рассмотрению вопросов воспитательной работы
школы. Тема звучала так: «Деятельность
педагогического коллектива в области
социализации обучающихся».
Среди многочисленных функциональных
обязанностей замдиректора по ВР немаловажное
значение имеет организация методической помощи
классным руководителям, педагогам
дополнительного образования, социальному
педагогу. Планирование методической работы с
коллегами я начинаю с диагностико-аналитической
деятельности.
Учить методике воспитательной работы
можно лишь на основе изучения профессиональных
затруднений каждого сотрудника, понимания его
сильных сторон, возможностей, особенностей,
склонностей и увлечений. Знакомство с опытом
воспитательной работы классных руководителей я
организую через собеседование с ними,
наблюдение, анкетирование. Изучив полученные
данные, планирую работу: с одними педагогами –
индивидуально, с другими – в микрогруппах.
Некоторые вопросы выносятся на
заседания МО классных руководителей. Их тематику
мы определяем, ориентируясь на проблемы,
выявленные в ходе анализа воспитательной работы
школы.
Так, при организации методической
работы мы оказываем помощь учителям в повышении
профессионального мастерства по вопросам
воспитания детей. Опыт классных руководителей,
педагогов дополнительного образования
обобщается. Все делятся своими наработками на МО
классных руководителей, тематических педсоветах
по вопросам воспитательной работы. А также три
года подряд наши педагоги успешно принимают
участие в районных конкурсах профессионального
мастерства классных руководителей и педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю
детям».
Публикация статьи произведена при поддержке рекламно-производственной компании «Петровские мастерские», предлагающей изготовление наградной продукции. Благодаря профессионализму и высокотехнологичному оборудованию компания производит большой ассортимент изделий: изготовление дипломов, наградных плакеток, табличек, номеров, бирок, декоративную лазерную гравировку различных предметов. Наградной диплом может быть выполнен в различных стилях и под любой бюджет, дизайнеры компании подготовят макет диплома согласно вашим требованиям. Более подробную информацию о дипломах вы сможете получить на сайте.
|