Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2008

Наука управлять

15 процентов проблемы

Алгоритм деятельности педколлектива со слабоуспевающими учениками

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Речь идет о тех ребятах, которые имеют слабые умственные способности, недостаточные учебные умения и навыки, а также низкий уровень памяти или у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учеников в школах составляет примерно 10–15 процентов.

Чтобы данная категория школьников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с отстающими в учебе всех служб образовательного учреждения. Основой такой работы может стать нижеследующий документ.

Положение о деятельности педагогического коллектива
со слабоуспевающими учащимися
и их родителями

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона «Об образовании», Типового положения о школе.

1.2. Положение проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогическом совете образовательного учреждения, заседании общешкольного родительского комитета.

2. Цели

2.1. Обеспечить выполнение Закона «Об образовании».

2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.

3. Задачи

3.1. Сформировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом «Об образовании».

4. Основные направления и виды деятельности

4.1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН.

4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества ЗУН.

5. Основное понятие настоящего положения – слабоуспевающие учащиеся.

6. Программа деятельности учителя со слабоуспевающим учащимся и его родителями

6.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

6.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6.3. Регулярно и систематически опрашивать учеников, своевременно выставляя оценки, не допуская скопления плохих в конце четверти, когда дети уже не имеют возможности ничего исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5–7-ми человек).

6.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ребенок мог их в дальнейшем устранить).

6.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль ЗУН.

6.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся в состоянии освоить тему, в случае затруднения провести консультацию.

6.7. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «двойки»).

6.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он обязан использовать другие методы воздействия.

6.9. При выполнении п.п. 6.1.–6.9. и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в приведенной ниже таблице.

Таблица

 

Фамилия ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Программа деятельности классного руководителя

7.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что возможным основанием могут быть:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине);

  • недостаточная домашняя подготовка;

  • низкие способности;

  • нежелание учиться;

  • недостаточная работа в классе;

  • необъективность выставления оценки на уроке;

  • большой объем домашнего задания;

  • высокий уровень сложности материала;

  • другие причины.

7.2. В случае если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины отсутствия (уважительная, неуважительная).

Уважительными причинами считаются:

  • болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;

  • мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;

  • освобождение ученика от урока в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя, по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительной причиной считается пропуск урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

7.3. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические).

7.4. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной активности на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу при уклонении родителей от своих обязанностей.

7.5. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие заданного материала определенным нормам.

7.6. При низких способностях ученика или каких-либо иных причинах – организовать помощь со стороны актива класса.

7.7. В случае выполнения п.п. 7.1.–7.6. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

8. Программа деятельности ученика

8.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные работы.

8.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий.

8.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.

9. Программа деятельности родителей

9.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

9.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

9.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

9.4. Родители имеют право посещать уроки, на которых учащийся показывает низкий результат.

9.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.

9.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей на них и ребенка оформляются материалы для комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания.

10. Программа деятельности социального педагога

10.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления его социальных проблем.

10.2. При необходимости посещает квартиру ученика, составляя акт обследования.

10.3. Держит на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими учащимися. В случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению малого педсовета учащийся ставится на внутришкольный контроль на две четверти, о чем родители информируются в обязательном порядке.

10.4. В случае неэффективности принятых мер см. п. 9.6.

11. Программа деятельности школьного психолога

11.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости учащегося школьный психолог разрабатывает систему методик, определяющих проблемы.

11.2. О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.

11.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.

12. Программа деятельности администрации школы

12.1. Администрация школы организует работу малого педсовета.

12.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися.

12.3. Составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.

13. Малый педсовет принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

14. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения.

15. О контроле за соблюдением данного Положения

15.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.

15.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора ОУ по УВР.

Рейтинг@Mail.ru