Цель: определить степень
адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи: выявить основные
проблемы, появившиеся у первоклассников в
адаптационный период; выделить направления
дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Участники педсовета:
администрация школы, классные руководители 1-х
классов, учителя-предметники, работающие в 1-х
классах, школьный психолог, учитель-логопед,
школьный фельдшер.
Повестка:
Организация учебного процесса в 1-х
классах. Замдиректора по УВР.
Характеристика 1-х классов. Классные
руководители.
Психологическая диагностика
первоклассников. Школьный психолог.
Здоровье первоклассников. Школьный
фельдшер.
Выступление учителя-логопеда.
Решение педсовета.
Используются таблицы 1–4.
Таблица 1
Общие сведения о 1-х классах
Класс |
ФИО
классного руководителя |
Количество
учащихся |
Используемый
УМК |
мальчики |
девочки |
|
|
|
|
|
Таблица 2
Общие сведения об учащихся 1-х классов
Класс |
Количество
учащихся, посещавших детский сад |
Количество
учащихся, не посещавших детский сад |
Количество
учащихся, посещавших подготовительные
предшкольные курсы |
Количество
учащихся, не посещавших подготовительные
предшкольные курсы |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Таблица 3
Анализ личных дел учащихся 1-х классов
Класс |
Количество
полных семей |
Количество
неполных семей |
Количество
льготных категорий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Таблица 4
Общие сведения об учителях,
работающих в 1-х классах
Номер
п/п |
ФИО
учителя |
Преподаваемый
предмет |
Категория,
разряд учителя |
Педагогический
стаж |
|
|
|
|
|
Организация учебного процесса в 1-х
классах
Приспособление ребeнка к школе
происходит не сразу. Это довольно длительный
процесс. Оптимальное время для адаптации –
1,5–2 месяца. Но некоторые проходят сложный период
дольше – 3–4 месяца, а то и до конца учебного
года.
Первоклассники обучаются в первую
смену с 8.00, пять дней в неделю, с максимальной
учебной нагрузкой 20 часов. Согласно требованиям
СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации
детей к требованиям школы учебная нагрузка на
первоклассников увеличивается постепенно.
Сентябрь начинается с 3-х уроков ежедневно по 35
минут каждый, а в остальное учебное время
организуются прогулки, экскурсии,
физкультурно-оздоровительные занятия.
На каждом занятии в первых классах
проводится по две физкультминутки. Также учителя
проводят гимнастику для глаз, кистей рук,
пальцев. После третьего урока – динамическая
пауза.
Кроме того, расписание уроков
составлено с учeтом того, что умственная
работоспособность детей в разные дни недели
неодинакова. Наибольший объeм учебной нагрузки
приходится на вторник и среду. В эти дни в
расписание включены самые трудные предметы.
Понедельник и пятница – облегчeнные дни.
Уроки, требующие большого умственного
напряжения (математика, обучение грамоте),
согласно расписанию, проводятся первыми и
вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру,
трудовому обучению – последними.
Обучение первоклассников проходит без
балльного оценивания знаний. Учителя первых
классов используют знаковую символику и
словесную объяснительную оценку лишь при
положительных ответах и активной работе
учеников. Хотя не рекомендуется использование
знаковой символики, заменяющей цифровую отметку.
Домашнее задание носит рекомендательный
характер. Никакому оцениванию не подлежат темп
работы ученика, личностные качества школьника,
память, внимание, мышление и др.
Для первоклассников после уроков
организована работа группы продлeнного дня,
которую посещают 25 человек. С детьми работает
воспитатель ГПД. Кроме прогулок на свежем
воздухе, дети заняты настольными развивающими и
подвижными играми в классе и спортивном зале,
просмотром мультфильмов, прослушиванием
литературных произведений. Ученики получают
горячий обед и полдник.
Во всех кабинетах, в которых
занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов,
санитарно-гигиенические требования полностью
выполняются: это режим проветривания кабинета,
освещeнность классной комнаты, аккуратность
оформления классной доски, наличие
гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки,
полотенца), после занятий проводится влажная
уборка классов, соблюдается и питьевой режим.
Из наблюдений за первоклассниками,
бесед с учителями и анализа посещeнных уроков в
первых классах можно сделать некоторые выводы о
поведении учеников:
ученики 1-х классов не только знакомы
с правилами поведения в школе, но и умеют их
соблюдать;
первоклассники знают и соблюдают
школьный режим, выполняют требования учителя;
знают правила обращения к учителю,
своим одноклассникам, нормы поведения на уроке;
хорошо ориентируются в здании школы.
Классные руководители 1-х классов дают
полную характеристику своим классам, обозначают
проблемы, предлагают пути их решения.
Выступление школьного психолога основывается
на данных диагностики школьной зрелости
первоклассников и диагностики мотивации к
обучению.
Школьный фельдшер даeт общую
картину состояния здоровья первоклассников:
количество детей по группам здоровья, по
физкультурным группам; число детей с
хроническими заболеваниями; первоклассники,
получающие дополнительное питание и др. Также
медицинский работник представляет информацию об
организации горячего питания.
Учитель-логопед отчитывается о
результатах обследования первоклассников, о
количестве детей с нарушениями речи, о первых
результатах работы с детьми-логопатами.
В решение педагогического
консилиума заносятся выводы и предложения
всех участников данного процесса.
|