Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2008

Тема номера

Уроки по созданию чудовищ

Класс можно превратить в студию спецэффектов, а из учеников сделать профессионалов этого ремесла

Свирепое чудовище с устрашающего вида клыками и острыми когтями притаилось в комнате, заполненной старшеклассниками. Но те, похоже, не обращают на него никакого внимания. Возможно, причина заключается в том, что комната кишмя кишит разными монстрами – вампирами, зомби, инопланетянами и другими загадочными существами в натуральную величину…

Все эти существа изготовлены самими учениками. Помещение, где постоянно слышится жужжание дрелей и других аппаратов, витают облака гипсовой пыли и вполголоса звучат разговоры о том, как лучше изобразить вываливающиеся внутренности и из чего сделать голубой мех, скорее напоминает студию по созданию спецэффектов, нежели учебную аудиторию.

Класс визуальных эффектов и дизайна в Berea High School (BHSFX, город Береа, штат Огайо) – место, где ребята своими руками создают маски, реквизит, персонажей и скульптуры для независимых фильмов, торговых ярмарок, городских парков, компаний и частных коллекционеров.

По два часа в день, тридцать шесть недель в год ученики BHSFX всех возрастов работают с необычными материалами (такими, как силикон и латекс) над уникальными заданиями (чего стоит, например, учебный план, включающий пункты «изготовление глаза» и «прилаживание волос»). В результате на свет появляются модели профессионального качества.

«Я не считаю эти занятия уроками по искусству, – рассказывает учитель и основатель студии Джим Бичнски, который придумал программу вскоре после того, как начал преподавательскую деятельность тринадцать лет назад. – Это выходит далеко за рамки искусства».

Бичнски с благодарностью вспоминает Арнольда Голдмана, владельца мастерской по изготовлению масок из Кливленда, за то, что тот подсказал ему идею BHSFX. Статья Голдмана в журнале Airbrush Artist Magazine помогла Бичнски ответить на вопрос: «Как я могу превратить уроки рисования в нечто, имеющее отношение к реальному миру, и интересное для моих учеников?». Ответ был: спецэффекты.

«Когда я выступил с этой идеей, многие говорили, что изготовление спецэффектов – не искусство, а скорее ремесло, поэтому никто не был уверен в том, что это сработает, – вспоминает Бичнски. – Но я взглянул на нашу программу и сказал: “Послушайте, ведь им все равно придется чертить, рисовать, создавать трехмерные объекты, учиться передавать пропорции и смешивать цвета. Единственное отличие – то, что предметом изучения станет кинопроизводство”».

Эта разница оказала огромное влияние на судьбу проекта. В системе, где, по замечанию Бичнски, «искусство является первым кандидатом, когда речь заходит об урезании бюджета», класс выжил, потому что мог обеспечить себя сам. Мастерская выполнила множество платных заказов, которые варьировались от создания костюмов для школьной постановки «Годзилла в Лас-Вегасе» до изготовления нескольких десятков вырезанных вручную ритуальных масок для украшения местного ресторана.

Чем дольше ученики посещают занятия, тем сложнее становятся их работы. Подавляющее большинство занимаются в мастерской помногу лет. Фактически, говорит Бичнски, «у меня не было случая, чтобы ребенок записался на курс, прошел его и не выбрал этот класс снова, если у него имелась такая возможность».

Скептики могут решить, что эта верность объясняется притягательностью занятий по изготовлению электрических стульев и кровавых глаз. Но ученики первыми встают на защиту своего ремесла. Хотя «дети вряд ли записались бы в студию, если бы мы лепили фей», как шутит старшеклассница Аманда Си, но и она, и ее подруга Мелани Кенциг хорошо знают, что дело не только в монстрах.

Создать проект с нуля, особенно когда на кону стоит нечто большее, чем просто оценка, не простая задача. «На этих уроках мы учимся решать проблемы, – рассказывает Кенциг. – Там то и дело возникают ситуации, заставляющие нас спрашивать себя: “Что я могу сделать, чтобы исправить эту проблему?”».

Проект для совершенства

Работы учеников класса хорошо известны в городе: их можно увидеть на местных праздниках, а также в кинотеатрах (совсем недавно они принимали участие в рекламе фильмов «Дом восковых фигур» и «Люди Икс 3»). Ученики смастерили реквизит и персонажей для ряда независимых фильмов. Они и сами попробовали себя в кинопроизводстве, сняв серию короткометражек, которые можно посмотреть на YouTube. Одна команда даже выиграла награду на фестивале ученических работ за свой короткометражный фильм «Проект “Атака кобры”».

Хотя многие заказы оплачиваются, и школьный округ поддерживает класс как может, большая часть финансирования проистекает из грантов, пожертвований и ежегодной платы в $30 с ученика. И все же, чем больше известности, тем лучше, считает Бичнски. Поэтому неважно, станет ли итогом проекта чек на круглую сумму.

«В самом начале, когда я говорил людям, что речь идет о классе искусства старшей школы, они уходили и больше не возвращались, – рассказывает он. – Но сейчас нам удается получать заказы, которые нам не давали раньше».

Создатель класса визуальных эффектов и дизайна не преследует цели сделать из детей художников. Главное для него – научить их творчески подходить к решению проблем.

Солидная репутация, приобретенная классом, помогла наладить сотрудничество с учениками, которые занимаются в Polaris Career Center. Это учебное заведение через дорогу от Berea High School, в котором старшеклассники и взрослые берут уроки по инженерной механике и графическому дизайну.

Одним из результатов совместной работы стал Pilot Plane Project, созданный в честь столетия со дня рождения известного художника и дизайнера Виктора Шрекенгоста. Учащиеся BHSFX изготовили гигантскую фигуру Шрекенгоста в окружении собак и кошек. Скульптура и аэроплан, сконструированный учениками Polaris, в течение нескольких месяцев демонстрировались в коммерческом центре в деловой части Кливленда.

Хотя ярлык «старшая школа» имеет свойство уменьшать сумму в чеках, многих клиентов и представителей общественности впечатляет масштаб работы. В одном из недавних выпусков журнала Horrorshow достижения BHSFX заслужили высокую оценку от профессионалов отрасли.

«Я показываю фотографии детям и говорю: “Смотрите, они продают это за $9 000, – говорит Бичнски, листая страницы каталога подарков и украшений для Хеллоуина. – Взгляните на эту скульптуру. Разве она лучше тех, что сейчас находятся в этой комнате?” Думаю, если вы посмотрите на работы других людей, вы увидите, что наши совсем не хуже».

Больше чем монстры

Выпускники программы поступили в такие известные учебные заведения, как Art Institute of Pittsburgh, the Cleveland Institute of Art, the Savannah College of Art and Design, Full Sail School of Film, Art, Design, Music & Media Production. И все же, как талант к искусству не является требованием для поступления в класс, так он не служит и основной целью занятий.

«С первых дней на каждом уроке я внушаю детям: “Мне не важно, полюбите ли вы в конце концов искусство или станете художником, – говорит Бичнски. – Моя главная цель – научить вас творчески подходить к решению проблем, заставить придумывать, как разобраться со свалившимися на вашу голову сложностями”».

Главный принцип Бичнски – неважно, идет ли речь о классном проекте или заказе для клиента, – всегда звучит так: «Я не собираюсь все время держать вас за руку». На учеников возложена ответственность работать и общаться напрямую с клиентами, и они должны искать советов и помощи друг у друга.

На учеников возложена ответственность работать и общаться напрямую с клиентами, и они должны искать советов и помощи друг у друга.

«Привязка к другим предметам заключается в том, что мы учим их эффективно общаться, – говорит Бичнски. – Им приходится иметь дело с посторонними людьми, вне их “зоны безопасности”. Часто это взрослые, у которых совсем иные запросы, запреты и ожидания, чем у меня, но ученикам нужно научиться иметь с ними дело».

Эта связь с реальным миром помогает решить проблему оценки академической успеваемости. Отметки главным образом основываются на трудовой этике, и обычно сами студенты говорят последнее слово, когда речь идет о качестве законченного продукта или когда им нужно убедиться, что все члены команды работают с полной отдачей.

«Когда я начинаю проект, то никогда не задумываюсь об оценках, – рассказывает Аманда Си. – Меня просто охватывает радостное предвкушение предстоящей работы».

Практический подход Бичнски особенно привлекателен для учеников, которых сковывают типичные школьные задания, оценки и требования. Спросите старожилов BHSFX о том, что для них является любимым аспектом занятий, и ответ будет единодушен: свобода.

«Чем дольше вы учитесь в этом классе, тем больше у вас свободы, – убеждена Мелани Кенциг, которая попробовала все программы по искусству, предлагаемые в Berea High School. – На других уроках всегда одно и то же: “Сделайте то. Сделайте это”. Но здесь все по-другому: “Предлагайте собственные идеи. Творите! Сделайте что-нибудь необычное!”».

Даже такие мастера спецэффектов, как Арнольд Голдман, согласны с этим: «Если бы у меня была возможность пройти эту программу, когда я учился в старшей школе, я бы сошел с ума от радости, – заявляет он со смехом. – Определенно я бы убедил родителей, что мне нужно переехать в Береа, чтобы попасть в класс Джима Бичнски».

Так и происходит: услышав о BHSFX, Мелани Кенциг уговорила родителей и поменяла школу. «Если у меня когда-нибудь будут дети, я заставлю их пойти в этот класс, – говорит она. – Мне бы хотелось, чтобы и у них была такая возможность, как у меня».

По материалам журнала Edutopia (февраль 2008 г.)
подготовила
Рейтинг@Mail.ru