Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2008

Тема номера

Школа во Дворце

Петровская школа, отмечающая в этом году свое пятнадцатилетие, расположилась в помещении Дворца творчества детей и юношества. Инициаторами такого решения были в 1993 году директор Дворца творчества детей и юношества Г.А. Разбивная (в наст. время  – Заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия) и научный руководитель С.Ю. Степанов при поддержке Сергея Катанандова (в наст. время – Глава Республики Карелия),
в то время главы города. Первыми учениками стали тридцать первоклассников.Что представляет собой школа сегодня? Воплотились ли в жизнь идеи ее создателей? Как повлияло необычное месторасположение на образовательную среду?

Идея создания школы на базе Дворца зародилась благодаря программе «Роза ветров», предназначенной для малышей пяти с половиной лет. Все желающие после ее прохождения как раз могли пойти в первый класс. «Наша школа – это, прежде всего, семейно-педагогическое объединение родителей, учеников и учителей. Здесь у каждого класса есть свое направление творческой деятельности», – поясняла тогда Галина Анатольевна. Словом, территориально две абсолютно разных образовательных системы стали жить в одном доме.

Изначально у школы был номер – 50. Но в 1996 году школу переименовали в Петровскую. «Идея была подсказана именем нашего города, связанным с такой масштабной исторической личностью, как Петр I, – царем-реформатором, умельцем, полководцем, ученым, политиком. Именно он в годину государственного кризиса России (что перекликается с нашим временем) смог обнаружить недюжинные силы в ее людях».1

«История одной школы. Почему-то здесь хочется сказать словами одного сказочного героя: “Я не волшебник, я только учусь, но дружба позволяет нам делать чудеса!” Мне кажется, что рождение и развитие нашей школы – это чудо! Чудо мысли, чудо радуги света, чудо мечты, и чудо, чудо, чудо…».2

СЛОВАРИК

Образовательная среда (середина, сретенье) – место, пространство, встреча, где происходит совместное открытие нового (сотворчество), познание непознанного, рождение обновленной образовательной среды, понимание взаимодействия взрослых и детей, образовательных проектов, т.п.

Из тезауруса коллектива Петровской школы и Дворца творчества

Пространства жизнетворчества

Образовательная среда школы рассматривается как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». 3

Образовательную среду Петровской школы можно представить следующим образом (см. схему).

Схема

Образовательная среда нашей школы создана таким образом, чтобы развить талант каждого ребенка в конкретном виде творчества.

Петровская школа – это, прежде всего, семейно-педагогическое объединение взрослых и детей, а также единое универсальное культурно-образовательное пространство. Школьное и дополнительное образование слились здесь в единое целое, для того чтобы сориентировать ребенка в творческом самоопределении и самореализации, в достижении вершин личностного совершенствования. В этой школе культивируют новую субкультуру человеческих отношений, уделяют внимание духовности, открытости, эмпатии и т.д., стремясь возродить и сохранить культурно-исторические традиции и нравственное воспитание.

Важным шагом в совместной работе школы и Дворца было создание творческого коллектива единомышленников – специалистов и учителей основного и дополнительного образования. Все они хорошо понимают возможности и преимущества такого взаимодействия, владеют единой методологией, объединены общей идеей и желанием изменить содержание образования, соотнеся его с особенностями современной культуры. Педагоги стараются научить детей самостоятельно осваивать культурные образцы, осуществлять собственный выбор интересующих областей образования и способов его получения.

Следующий шаг предусматривал структурирование и проектирование программы преподавателями основного и дополнительного образования. Для этого была разработана единая концепция, согласно которой намечались пути взаимодействия с учебными дисциплинами основного образования. Таким образом были созданы программы по окружающему миру, краеведению, ИЗО, музыке, театру, пластике, хореографии и т.д.

В подобных творческих условиях, непременно ведущих к повышению личностного и образовательного уровня, конечно же, нужно было позаботиться о повышении профессиональной компетентности учителей. Поэтому, в соответствии с новыми функциями управления, осуществляются экспертирование, мониторинг и диагностика образовательных проектов каждого класса и предметов.

Эта работа предполагает апробирование новых форм слаженного взаимодействия учителей школы и педагогов Дворца: теоретические семинары «Творчество», рефлексивные практикумы, совместные творческие мастерские преподавателей, работающих в одном классе, индивидуальные встречи «Проблема на ладошке» и т.д.

Организационно-административные действия для успешной реализации программы сводились к следующему:

1. Составление интегрированных учебных планов, включающих основное и дополнительное образование.

2. Составление единого интегрированного расписания.

3. Предоставление возможности каждому ребенку получения свидетельства или сертификата об окончании одной из специализаций дополнительного образования (например, об окончании музыкальной школы и т.д.).

4. Предоставление возможности продолжения профессионального образования по избранному виду деятельности.

Все вышесказанное определяет соответствующую организацию образовательного процесса в школе.4

Уже в начальной школе у каждого класса есть своя творческая специализация. В частности, у нас организованы: класс–оркестр, класс–ансамбль кантеле5, класс–театр, класс–изостудия, где успех ребенка – основной мотив всей работы (см. также Приложение).

Яркие коллективы наших классов (театр пантомимы и пластики, ансамбли «Джинс-кантри», духовых инструментов, кантелистов, бального танца, хореографии, театральные коллективы) раскрывают многообразие образовательной среды школы во Дворце и делают не только школьные, но и городские праздники оригинальными, необычными, теплыми.

У нас ежегодно проходят нестандартные творческие мероприятия: праздничная ассамблея «Ура, мы снова вместе!», «День Новоклассника» (школьный праздник, в рамках которого проходит презентация вновь прибывших в школу учеников и учителей), «Петровский поход», познавательные ассамблеи «Колесо истории», «Калейдоскоп наук в эпоху Петра I», семейная ассамблея «Моя семья в истории государства российского», театральная ассамблея, а также петровские походы и баталии.

Традицией остается проведение фестиваля успехов «Радуга творчества» в конце учебного года, новогоднее театральное представление взрослых и детей, семейный бал, бал первоклассников, выпускников и т.д.

Кстати, бальная культура все активнее занимает ведущие позиции в культурно-образовательном пространстве школы. Так, в мае этого года прошел IV Международный молодежный бал, в рамках культурно-образовательного проекта «Бал культур: танцуя вместе», что тоже может быть предметом отдельного разговора как интеграции формального и неформального образования, где создается особая образовательная среда.

Важная роль в формировании образовательной среды принадлежит родителям, которые создают атмосферу сопричастности к тому, чем живет школа. Работа с ними осуществляется в рамках программы «Родительский университет». Ее основные направления: изучение, информирование, просвещение, обучение и сотрудничество.

Узнать о жизни школы родители могут с помощью Открытого годового доклада, через сетевой ресурс Net-школа6, школьный сайт (http://petroschool.karelia.ru) и информационное пространство (стенды, буклеты, информационные листы).

Просвещение и обучение родителей реализуется с помощью проекта «Родительские встречи». В отличие от собраний эти встречи эмоциональны, предполагают свободу выбора и заинтересованность в каждом. В ОУ проводятся групповые (итоговые, тематические – «Родительский клуб», проблемные, организационные) и индивидуальные встречи.

Наиболее яркие примеры сотрудничества – городской семейный праздник «Sneg.com.ru», семейные балы, мастер-классы для учащихся с участием родителей, управляющий совет и т.д.

Существенную роль в содержании образовательной среды школы играет проектная деятельность. Активно развиваются школьные бизнес–практики.

Например, у нас создано школьное туристическое бюро «Илматар», предлагающее организацию и проведение образовательных туров для школьников.

Школьное выставочное агентство «АСТ» занимается организацией и проведением выставок. Школьное издательство «Ин-сайт» выпускает газету «Наша бизнес–практика».

Участие детей в проектной деятельности позволяет им взаимодействовать друг с другом в рамках школьного сообщества, общаться, самообразовываться, проявлять свою индивидуальность.

Разумеется, в любой работе, особенно творческой, есть свои сложности. Идея школы во Дворце – замечательная и жизнеутверждающая, но соединение в одном образовательном процессе двух различных систем (общего образования, которое находится в рамках государственного стандарта, и дополнительного образования, пропитанного творчеством, исключающим стандарт) создает препятствие для решения задач интеграции. Имеется в виду составление интегрированных учебных планов, мотивация педагогов дополнительного образования к организации деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса школы и т.п.

Нам часто задают вопросы «Чем ваши дети отличаются от учеников других школ?» Вопрос вечный…

Чем один ребенок отличается от другого? Всем! Но для школ, родителей, общественности очень важны количественные показатели. По каким критериям или диагностикам можно это увидеть? Думаем, что интерес и внимание к нашей школе, к созданной у нас среде предопределен, прежде всего, ее местоположением и талантливыми педагогами Дворца творчества, удивительными учителями, учениками и родителями.

Когда мамы и папы приводят в нашу школу своих детей, мы всегда задаем вопрос: «Почему вы пришли именно сюда?» Ответы разные. От «у вас даются хорошие знания» до «потому, что рядом с домом». Но есть ответы (и их становится все больше!), которые радуют душу: «у вас светло и уютно», «вы видите каждого ребенка и находите подход к нему», «вы неравнодушные», «у нас такой непохожий на всех ребенок, и только вы сможете разглядеть в нем Личность».

Значит, увидели родители то, что мы создаем. Поняли нечто крайне важное для себя, осознали, что наша школа открыта для взаимопонимания.

Приложение

Примеры специализаций в Петровской школе

Класс

Специализация

1

Класс «Истоки» (этнокультурная программа: фольклорный ансамбль «Воробьишки» – С.Я. Стангрит, экскурсионно-исследовательский цикл «Петрозаводск: город пяти площадей»)

2

Класс «Веселые нотки» (хоровое пение – Д.Г. Ившина, игра на флейте – Р.Ф. Воробьев, хореография – Н.А. и Н.Г. Вахтеровы)

3

Класс театральных миниатюр (совместно с фольклорным ансамблем «Горница» и воспитателем школы О.А. Ивановой)

4

Класс хореографии (хореографический ансамбль «Созвездие» – Н.А. и Н.Г. Вахтеровы)

5

Проект «Театральные импровизации» (совместно с Карельской государственной филармонией и педагогами Дворца творчества С.А. Самылиным и Д.Г. Ившиной)

6

Проект «Шустрики» (совместно с Юниорским союзом «Дорога» и педагогом-организатором школы С.А. Самылиным)

7

Проект «Творчество» (музыкальный театр (мюзиклы) – Д.Г. Ившина)

8

Интегрированная программа «Ритмы+» (создание ансамбля «барабанщиков» – С.Я. Стангрит и учитель музыки О.А. Насибуллина; в программе используются элементы арт-терапии)

9

Программа «Десятиклассник», включающая в себя «Обучение через предпринимательство» и «Intel: обучение для будущего» (социально-психологическая служба – Д.В. Коршаков, Е.Ю. Сонникова)

10

Программа «Моя Карелия» (исследовательские проекты по истории Карелии – М.В. Хотемская, Е.Ю. Сонникова, проект «Книги-путеводители по культурно-историческим местам Карелии»)

11

Программа «Выпускник», включающая в себя программу профессионального самоопределения и психологической подготовки к сдаче ЕГЭ (социально-психологическая служба – Д.В. Коршаков, Е.Ю. Сонникова)

________________

1 Г.А. Разбивная, С.Ю. Степанов «Радуга на ладонях» (третий сотворческий роман-с). Дворец творчества детей и юношества. Институт рефлексивной психологии сотворчества. – Петрозаводск–Москва, 1998. – С. 36.

2 М.М. Карасёва, директор Петровской школы.

3 В.А. Ясвин. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.

4 В.А. Ясвин Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.

5 «Kantele» (финск.) – карело-финский струнный щипковый музыкальный инструмент.

6 ООО "РООС", Net Школа 3.41 разработана с учётом требований Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 г.г.» и имеет сертификат Госкоорцентра Министерства образования РФ.

Рейтинг@Mail.ru