Младший менеджер – ключевая фигура
Образовательный процесс в школе
строится на основе индивидуальных задач
развития учащихся. Как говорит директор Карина
Чернякова, эта тенденция красной нитью
проходит через всю деятельность учебного
заведения. Благодаря такому подходу, ключевой
фигурой в ОУ стал младший менеджер (или
освобожденный классный руководитель).
К введению новой должности шли долго.
Финансовые препятствия держали задумку в
разряде непозволительной роскоши. Но так как
необходимость в человеке, который организовывал
бы образовательное пространство класса, была
очевидной, то со временем младший менеджер
все-таки в «Карьере» появился и, более того, стал
играть очень важную роль. Возложенные на него
функциональные обязанности (см. табл.)
немного облегчили работу завуча, связанную с
«текучкой»: ответственность за мелкие проблемы
легла на младшего менеджера. Также изменилась
организационная структура. Раньше, как и в
большинстве школ, здесь преобладали
вертикальные связи, а теперь возникло много
горизонтальных взаимодействий.
Таблица
Функциональные обязанности
педагога-менеджера
Направление деятельности |
Обязанности |
Учебная
деятельность школьников |
- Анализирует
учебную ситуацию в классе, при необходимости
привлекает специалистов школы к решению
поставленных задач.
- Организует
и контролирует выполнение домашнего задания.
- Контролирует
посещаемость.
- Сопровождает
на учебные экскурсии, создает ситуации для
расширения кругозора и развития интересов детей.
- Создает
ситуации, способствующие формированию
ценностного отношения к учебной деятельности,
трудолюбия и ответственности.
- Организует
ситуации для обучения учащихся приемам работы
с информацией
|
Классный
коллектив |
- Планирует
и организует внутриклассную жизнь детей.
- Помогает
старшеклассникам в решении проблем
профориентации.
- Планирует
и организует экскурсии и выезды, сопровождает
класс в поездках.
- Формирует
интерес к участию в культурных мероприятиях.
- Формирует
бытовую культуру и компетентность учащихся.
- Организует
работу по развитию детского коллектива.
- Создает
условия для формирования уважительного
отношения к каждому человеку.
- Создает
условия для развития детского самоуправления.
- Анализирует
ситуацию в классе, ставит задачи развития
детского коллектива, при необходимости
привлекает других специалистов школы
к решению внеучебных проблем класса.
- Организует
работу по отслеживанию соблюдения учащимися
норм поведения
|
Индивидуальные
задачи развития отдельных учащихся |
- Ставит
индивидуальные задачи развития для каждого
ребенка.
- Создает
условия для развития индивидуальности
каждого ребенка.
- Разрабатывает
индивидуальные рекомендации для педагогов
по взаимодействию с отдельными учащимися.
- Анализирует
процесс развития и обучения
|
Контроль
и поддержание здоровья |
- Следит за
здоровьем детей.
- Отслеживает
соблюдение медицинских предписаний каждым
ребенком.
- Создает
ситуации для формирования представлений
об индивидуальных физиологических
возможностях и особенностях.
- Следит за
соблюдением гигиенических норм
|
Взаимоотношения
школы и родителей |
- Знакомит
с особенностями учебной и внеучебной
деятельности детей.
- Доводит
до сведения родителей учебную успеваемость
ребенка.
- Согласовывает
с семьей воспитательные задачи.
- Знакомит
родителей с особенностями эмоционального
состояния и поведения ребенка в школе
|
Взаимодействие
с другими специалистами школы
и администрацией |
- Совместно
с психологом класса определяет актуальные
задачи, создает программу по их решению.
- Совместно
с учителями-предметниками анализирует
успеваемость учащихся, определяет актуальные
задачи, распределяет ответственность за их
решение.
- Взаимодействует
с педагогами дополнительного образования,
организует контроль за посещением кружков.
- Привлекает
специалистов школы к решению актуальных проблем
класса и отдельных детей
|
Создание института младших
менеджеров повлекло и введение должности
обучающего их методиста по воспитательной
работе:
– Учим уже несколько лет, –
рассказывает Карина Александровна. – И все
равно, я считаю, до конца еще не выучили, потому
что растут наши ожидания от младшего менеджера,
постоянно расширяется его профессиональная
компетенция.
Эталонный портрет: копия хуже
оригинала
Одной из основных обязанностей
младшего менеджера является решение задач
индивидуального развития учащихся, которые, как
уже говорилось, стоят во главе угла всей школьной
жизни. Для удобства предлагаем отслеживать
дальнейший рассказ директора Карины Черняковой
по схеме.
Схема
Постановка и решение индивидуальных
задач развития учащихся посредством реализации
образовательной программы класса
– Все начинается с первичного
контроля, – поясняет она, – проверяются
общеучебные умения и навыки, ЗУНы, проводятся
психологическая диагностика и диагностика
общекультурной осведомленности.
Первичная проверка связана с
эталонным портретом школьника. Так же, как у всех
образовательных учреждений, таковой существовал
и в «Карьере». Но он нас не устраивал, так как не
служил рабочим вариантом: представляете,
насколько далек одиннадцатиклассник от ученика
младших классов! И тогда появились портреты
выпускников начальной и основной школы.
А потом снова решились на переделку,
потому что слишком большой разрыв получился
между 5-м и 9-м классами в соотнесении тех качеств,
которые мы хотели бы развивать у своих детей.
В итоге творческая группа пришла к
тому, что на сегодняшний день прописаны
эталонные портреты абсолютно для всех возрастов.
Вот, к примеру, как выглядит в нашем
представлении идеальный ученик 5-го класса:
Понимает причины поведения других
людей.
Понимает свое эмоциональное
состояние и состояние окружающих.
Умеет проявлять сочувствие.
Умеет запрашивать и получать помощь.
Владеет навыками общения и
самовыражения, не унижающими остальных.
Уважительно относится к ценностному
самоопределению каждого человека.
Умеет аргументированно выражать
мысли.
Умеет анализировать собственное
поведение, критически оценивать его.
Развиты прогностические умения (в
учебной сфере и сфере отношений).
В ситуации школьной жизни
ориентирован на успех.
Умеет работать в коллективе,
принимает групповые решения.
Сформированы представления о
способах решения конфликтов.
Умеет регулировать свое
эмоциональное состояние в конфликтной ситуации.
Умеет работать с современными
источниками информации.
Умеет находить информацию для
решения конкретной задачи.
Имеет широкие познавательные
интересы.
Развиты учебная мотивация,
ценностное отношение к познанию.
Умеет преодолевать трудности в
учебной деятельности.
Ответственно относится к учебе.
Знает свою национальную культуру и
традиции.
С интересом участвует в культурных
мероприятиях.
Сформированы гигиенические навыки.
Мои коллеги из другой школы как-то
попросили скопировать им эталонные портреты. Но
я объяснила им, что поступать так неправильно.
Портреты прописываются педагогическим
коллективом в свете того видения
образовательной системы, которое у них есть. Мы
вкладывали в каждый образ свои ощущения,
представления о том, каким должен быть ученик
именно нашей школы, именно такого города, как
Москва, именно той социальной среды, откуда он
происходит.
Безусловно, эталонные портреты у
разных школ могут быть в чем-то схожи, но в
основном должны составляться индивидуально в
каждом педагогическом коллективе. Тем более
когда учителя «пропустят» это через себя, они
лучше поймут, чего вообще хотят вырастить в своих
детях.
Итак, результаты первичной
диагностики соотносятся с эталонным портретом, и
тогда налицо – все несоответствия ему
ребенка. Тогда вырисовывается психологический
портрет класса – проблемное поле, в котором
предстоит работать, – и решается, что же
делать с детьми, со всеми их плюсами и минусами,
положительными и отрицательными чертами, для
того чтобы максимально приблизить их к
эталонному портрету.
Такая работа проводится младшим
менеджером в тесном сотрудничестве с
психологом–куратором класса. Они заняты
образовательной программой с позиции того, что
делается в детском коллективе для решения задач
развития. Предварительно их определив (и на
каждого ребенка, и на весь классный коллектив),
сотрудники выходят на психолого-педагогический
консилиум, где задачи развития обсуждаются
педагогами, родителями и детьми. (Кстати,
три-четыре года назад мы впервые попробовали
провести игровой консилиум для 11-классников. И с
тех пор старшеклассники регулярно ставят себе
задачи развития на грядущий учебный год,
определяют приоритеты в своей деятельности, а
взрослые им только помогают.)
Собственно говоря, основой
образовательной программы и становятся эти
поставленные индивидуальные задачи. После этого
рассматривается целый класс, а далее
выстраивается работа со стратегической частью
образовательной программы.
Задачи развития для нас – то
образовательное содержание, которое предлагает
антропологически ориентированная школа ребенку
определенного возраста, обладающему теми или
иными индивидуальными особенностями. Мы должны
сохранить эту индивидуальность, развить ее, а не
загнать ученика в какие-то определенные рамки,
чтобы он был такой же, как все. В «Карьере» не
практикуется деление на классы по уровню знаний
или профильности. Все это осуществляется в одном
коллективе, и как раз индивидуальные задачи
развития, на мой взгляд, – та ниточка, за
которую можно «вытянуть» каждого, увидеть его.
В середине года проводится
промежуточная диагностика по задачам развития, в
конце – итоговая. И в июне взрослые
прописывают примерные задачи развития на
следующий учебный год. Конечно, они будут
корректироваться, но это делается только для
того, чтобы было проще в сентябре. Пройдет лето,
дети подрастут, придут новые ученики, подчас
своим появлением меняющие лицо класса. Всех нас
снова ожидает диагностика, уточнение задач
развития – и новое движение по этому же кругу.
Не интуитивно, а осознанно
– Образовательная программа класса
состоит из двух частей, – продолжает описание
Карина Александровна. – Первая часть – стратегическая.
В ней мы прописываем все основные этапы работы,
направленные на решение индивидуальных задач
развития. Определяем, какой категории
педагогического персонала какими вопросами
предстоит заняться: одно возьмут на себя младшие
менеджеры; другое – психологи, предметники и
управленцы. А в обязанности младшего менеджера
входит активизировать деятельность всего
педагогического персонала.
После того как задачи развития
названы, педагоги (с ними предварительно
поработал младший менеджер) берутся за работу с
конкретными детьми, заполняя специальную
таблицу. Учитель указывает около фамилии ученика
то, что он может реализовать в пределах своего
предмета. Приходя ежедневно в класс, педагог
имеет «шпаргалочки» с перечислением выбранных
им задач развития в этом детском коллективе и
рекомендаций психолога по организации
работы – какие формы и методы учебной
деятельности правильнее применять. То есть
учитель думает не только о том, как наполнить
занятие предметным содержанием, но и о его
эффективности.
И в дальнейшем, имея на руках
разработанную нами форму анализа урока, младший
менеджер приходит на занятия к учителям, где не
смотрит содержание (этим занимается завуч), а
отслеживает, насколько эффективно преподаватель
справляется с решением задач развития, под
которыми он подписался в начале года.
Я настаивала на том, чтобы такой
опросник для посещения урока появился, ведь это
заставляет не раз проанализировать, для чего я
делаю то, что делаю. Многие из нас трудятся в
школе десятки лет, поэтому, проходя с учениками
снова и снова какую-либо тему, работают «на
автомате» – объясняют все одинаково. Но дети
все разные! Очень важно учителю преподавать не
интуитивно, а выбирать формы и методы осознанно.
И посещение уроков младшим менеджером – еще
один управленческий шаг к тому, чтобы побудить
педагогов трудиться именно таким образом.
На данном этапе для наших
преподавателей продуманный выбор
педагогического инструментария – реальные
действия, с которыми процентов семьдесят
справляется легко. Мы тренировали коллектив на
педагогических советах: делили всех на группы и
давали задачи развития в разных классах. Под эти
задачи требовалось подобрать инструментарий и
обосновать перед коллегами свой выбор. Затем
эффективность выбранной педагогической
технологии доказывалась ими на серии открытых
уроков.
К стратегической части относится и
план работы. Он составляется не в традиционной
форме: к примеру, младшим менеджерам
предлагается посмотреть, на решение каких задач
развития и класса, и ребенка направлены
общешкольные мероприятия. При анализе этих
событий они увидят, какие задачи «выпали», и в
этом учебном году сделают на них акцент в своей
индивидуальной работе. То есть мы проводим
мероприятия не для того, чтобы его провести, а
видим цель и отводим роль ребенку в каждом
празднике, исходя из его задач развития.
В образовательных программах можно
увидеть аналитические справки педагогов по
результатам промежуточной диагностики
общеучебных умений и навыков, итоги проведения
психолого-педагогического контроля с
рекомендациями психолога – учителям.
Нами разработаны и другие формы.
Скажем, карта ученика, в которой прописаны задачи
развития каждого ребенка и те предметы, где они
решаются. Ее заполняет младший менеджер.
И уже несколько лет мы применяем
полезную, на мой взгляд, диагностическую форму. Я
сама как предметник считаю ее интересной и
необходимой. Это таблица учителя-предметника,
которую он заполняет к
психолого-педагогическому консилиуму. Младший
менеджер дает список класса и перечень
характеристик: активность, заинтересованность,
темп работы, продуктивность, особенности
усвоения нового материала, особенности устных и
письменных ответов, отношение к творческим и
рутинным заданиям, поведение на уроке, домашнее
задание (самостоятельность, качество,
регулярность). Учитель должен отразить в таблице
субъективное видение каждого ребенка у себя на
уроке.
Эта таблица является тем материалом, с
которым работают младший менеджер и
психолог–куратор класса. На основе нее и
проведенной диагностики они пишут
индивидуальные задачи развития.
Вторая часть образовательной
программы – тактическая.
В нее входят:
– конспекты уроков, показывающие
возможности педагогических технологий для
решения задач развития учащихся;
– материалы проектных дней,
проводимых под решение задач развития;
– материалы младшего менеджера
(анализ посещенных уроков, конспекты открытых
мероприятий, результаты наблюдений);
– материалы педагога-предметника
(дидактика, педагогический инструментарий,
предметный мониторинг).
Изначально мы задумывали, что в
тактической части будут, в частности, собраны
психологические исследования и так далее. Но
потом психологическую диагностику поместили в
стратегическую часть, а сюда решили определять
наиболее интересные, яркие находки.
Я считаю, что наличие тактической и
стратегической частей значительно облегчает
проведение анализа работы с классом в конце года.
Не нужно ничего мучительно вспоминать –
достаточно пролистать образовательную
программу и освежить память.
Подготовила
|