Негосударственная школа «Карьера» не
отличается роскошной обложкой, дорогой
глянцевой бумагой и качественной полиграфией.
Конечно, старое двухэтажное здание, как любимую
зачитанную книжку, берегут, «подклеивают» каждые
каникулы. Но всякого, входящего в этот дом
впервые, поражают не роскошные интерьеры.
Мы давно «переросли» стандартное
частное образовательное учреждение (сегодня в
«Карьере» учится и работает более 300 человек), но
продолжаем жить по законам маленькой школы. Мы
все – одно целое, одна семья, как высокопарно
это ни звучит.
В школе любят каждого ребенка, уважают
его интересы, знают о сильных сторонах и
проблемах. Конечно, это помогает педагогам
выстраивать (как сейчас модно говорить)
«индивидуальную образовательную траекторию». У
нас находится время, чтобы поговорить по душам,
еще раз объяснить материал, позаниматься с тем,
кто болел. В общем, стараемся делать все, чтобы
ребятам было комфортно и интересно.
Но, к сожалению, среда небольшой
частной школы, где каждого ребенка знают и
берегут, не может в полной мере отражать реальный
мир, который не всегда проявляет такую же
доброжелательность и щепетильность. К тому же у
ученика может сформироваться неадекватная
самооценка (я самый хороший, меня любят и уважают
в любой ситуации, я очень способный, я все могу).
Как сказал один наблюдательный
человек, в государственной школе ребенок
старается понравиться взрослому, а в частной –
наоборот. Поэтому, попадая из частной школы в
государственную, учащийся теряется и
оказывается неспособным хорошо учиться и
выстраивать отношения с детьми и взрослыми. И это
не потому, что он недостаточно развит, или его
«плохо научили, ставя отметки за деньги». Просто
условия сильно различны, и далеко не каждый
человек (даже взрослый) легко и быстро
адаптируется в новой среде.
ем не менее, мы уверены в том, что и в
небольшой школе можно подготовить ребенка к
взаимодействию с большим миром. И стараемся
создавать у себя такие условия жизни, которые
помогают решать эту проблему.
В частности, на это работает
придуманная и успешно применяемая нашим
коллективом «Технология постановки и решения
задач развития».
В начале учебного года на самом
серьезном уровне осуществляется
психологическая диагностика. Психолог–куратор
класса (как правило, один специалист курирует 3–4
класса) проводит диагностику интеллекта,
мотивации, памяти, внимания, а также
социометрические исследования. Кроме того,
организуется диагностика общеучебных умений и
навыков, разработанная педагогами школы. Эти
процедуры позволяют увидеть проблемы, ресурсы
как каждого ребенка, так и класса в целом.
Когда информация собрана и
проанализирована, наступает день
психолого-педагогического консилиума. Это
возможность в специально отведенное время
получить полную информацию о классе, высказать
свои соображения, поделиться сомнениями и
находками.
В нашей школе каждый консилиум
уникален, несмотря на имеющуюся общую схему его
проведения. Секрет в том, что организаторы и
ведущие этого мероприятия (классный
руководитель и психолог) заранее договариваются
о его цели.
«Как же так?», – спросите вы. Ведь
она и так понятна – получение и обсуждение
информации о классе, постановка задач развития,
нахождение технологий и методов для их решения,
то есть выработка стратегии и тактики педагогов
по работе с конкретными детьми. Да, это общая
цель. Но есть еще «подводная», о которой знают
только психолог и классный руководитель.
Например, разрушение стереотипа, сложившегося о
классе или каком-либо ребенке.
Мы уверены в том, что и в
небольшой школе можно подготовить ребенка
к взаимодействию с большим миром.
|
У нас был класс, в котором
педагоги не видели ничего позитивного, а
замечали одни лишь недостатки: дети пассивны,
агрессивны, не соблюдают элементарных правил
поведения на уроке, плохо относятся друг к другу,
да к тому же обладают весьма ограниченными
интеллектуальными возможностями. Эти учащиеся
достаточно быстро «поверили» учителям – еще
бы, ведь соответствовать подобным ожиданиям
взрослых так просто! Ребята даже стали гордиться
этим.
Но классный руководитель решил
изменить ситуацию. Совместно с
психологом-куратором был расширен
диагностический пакет путем включения в него
тестов, результаты которых могли бы показать
учеников совсем с другой стороны.
Так, были выполнены тесты включенных
фигур Готшильда. Оказалось, что большинство
способны принимать самостоятельные решения,
опираясь на собственное восприятие и оценку
текущих событий, могут отделять личное мнение от
группового. Кроме этого, до консилиума классный
руководитель и психолог выполнили несколько
тренингов, которые продемонстрировали детям их
другую, ресурсную сторону.
А одно из занятий проводили
приглашенные психологи, которые не знали ребят
раньше. С их точки зрения, представленная группа
весьма необычна: эмоциональна, открыта,
настойчива, чутка, любознательна, творчески
одарена, способна поддерживать друг друга, но не
терпит никакого давления.
На консилиуме были озвучены и
результаты диагностики, и наблюдения за детьми.
Педагоги обсудили ситуацию и пришли к выводу, что
для этого класса необходимо создать условия, в
которых все их сильные стороны смогли бы
проявиться. Первым, специально спроектированным
под эту задачу мероприятием, стал проектный день,
посвященный личности и творчеству Леонардо да
Винчи.
В результате проделанной работы мы
помогли педагогам и учащимся начать диалог. С
уверенностью можно сказать, что атмосферу, в
которой подобное сотрудничество не просто
возможно, но и приносит результат, реально
создать в любом учебном заведении.
Уроки, внеклассные мероприятия,
проектная деятельность, тренинги и
индивидуальные беседы планируются в нашей школе
не для красоты или «галочки», а с учетом
конкретных проблем учащихся и классов. Кроме
того, мы стараемся получить независимую оценку
результатов деятельности наших ребят.
Конкурсы проектных работ и
театральные фестивали, олимпиады различного
уровня и международные экзамены по английскому
языку – это далеко не полный перечень
мероприятий вне школы, участвуя в которых
ученики имеют возможность сравнивать
результаты, увидеть свои сильные стороны и
проблемы.
Мы попытались кратко пересказать
содержание лишь некоторых глав нашей книги,
пусть небольшой, но очень интересной. В ней
каждый день появляются новые страницы…
|