Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2008

Тема номера

Гимназия – это «пятизвездочная» школа

Еще каких-то полгода назад на фасаде красовалась табличка «Школа-лаборатория № 1026». Под таким именем это учебное заведение из спального района Новокосино, победитель Нацпроекта, благодаря своему особому духу, нешкольной атмосфере, необычным традициям, преданностью раз и навсегда выбранному пути прославилось на всю образовательную Москву…

Двадцать лет назад, когда школа только открывалась, определяющим компонентом ее образовательной среды стала методика коллективно-творческих дел Игоря Иванова. С самого начала здесь пытались растить людей свободных и в то же время стойких, умеющих держать слово.

Сегодня школы № 1026 больше нет, вот уже полгода на дощечке у дверей новая надпись – «Гимназия № 1591». Какие перемены приготовил жителям школьного дома новый статус, что понимается в этих стенах под школьной средой, что такое дух школы? Об этом наш разговор с директором гимназии, кандидатом педагогических наук Владимиром ГОЛЬДБЕРГОМ.

– Владимир Абрамович, школа-лаборатория № 1026 была известна всей Москве. Смена статуса – это вопрос тщеславия или нечто большее?

– Тщеславие в том смысле, в каком его обычно понимают, тут ни при чем. Согласитесь, каждый из нас и в личной, и в профессиональной жизни ставит перед собой какие-то цели. Даже говорят, что счастье – это реализованная цель. Так же и школа: когда 1 апреля 1988 года мы открывались, то, конечно же, предполагали, чего хотим достичь в самом скором времени, на что его потребуется чуть больше, а на что уйдут годы.

Это было время учителей-новаторов, педагогики сотрудничества, триумфа гуманистических ценностей. Мы впервые почувствовали, что можно строить школу для детей, где ребенок сможет расти и развиваться не на бумаге, а на деле.

Начали с создания единого детско-взрослого коллектива. Затем выездные сборы, орлятский круг, песня, костер, общение, совместное творчество детей и взрослых. Когда фундамент окреп, и все это стало для нас естественной повседневностью, мы двинулись к новой цели.

Получили статус школы-лаборатории, начали исследовать, насколько такая педагогика вообще возможна в массовой школе. Ведь и у нас она приживалась с трудом, потому что учебный процесс излишне заформализован, в чем-то он до сих пор остается авторитарным, все это мы буквально «взламывали».

К счастью, у нас был «маяк» – школа Караковского, достигшая огромных успехов на этом же пути. Но нам, естественно, хотелось сказать и свое слово, понять, что еще можно сделать, какие условия создать, чтобы талант ребенка вспыхнул раньше, ярче и мощнее. В этих поисках родилась наша книга «Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие».

А теперь мы пришли к гимназическому образованию. Начали с одного гимназического класса. Эксперимент был более чем успешным: четыре года назад первый же выпуск дал нам сразу 13 медалистов. И дело не в том, что этот показатель для нас так уж значим. Важнее другое – этот результат доказывал очевидную гармонию выбранного нами соотношения учебы, воспитания, дополнительного образования.

В Москве около 2700 школ, и среди них мы были не последними. Гимназий значительно меньше – 60 с небольшим. Но занять свою нишу среди них гораздо сложнее. Поэтому для нас новый статус – возможность максимально сконцентрироваться и донести свои мысли, идеи и ценности до еще более широкого круга.

– Вы работаете в спальном районе за кольцевой дорогой. «Правила игры» отличаются от тех, по которым живут ваши коллеги в районе Тверской или Арбата?

– Конечно, Новокосино – не Арбат. Заселялся он в основном многодетными и рабочими семьями. Дети, пришедшие 20 лет назад в нашу новостройку, твердо знали только одно: учиться они не хотят и не собираются. Тогда, чтобы вылечить их от этой стойкой аллергии, мы направили все свои силы на дополнительное образование, внеурочную работу, на наши, ставшие теперь традиционными, сборы, но в основу всего заложили главное понятие – «культура». Ведь все беды нашей страны – исключительно из-за ее отсутствия.

Каждым своим шагом, словом и жестом мы пытались пробудить в ребятах культуру мышления, действия, бытия. Шутили в те годы: образование мы даем среднее, а воспитание – высшее. Сегодня эта шутка, правда, уже частично неактуальна – теперь у нас и образование практически «высшее».

Классный руководитель Юлия Германова прощается со своими выпускниками

Иностранные языки, информационные технологии, риторика, крупный блок детской научно-исследовательской работы – все-таки гимназия, если сравнивать с гостиничным ранжиром, – это «пятизвездочное» учебное заведение. О культуре мы не только не забыли, но уже третий год серьезно работаем над проблемой «Разработка и реализация модели культурообразующей среды школы».

Самый простой пример: в один не очень прекрасный день мы поняли, что внешний вид наших детей вошел в глубокое противоречие с их богатейшим внутренним миром. Что делают в таком случае в большинстве образовательных учреждений? Директор издает приказ о введении формы, дескать, с 1 сентября без бордового пиджака и зеленых брюк в школу не попасть. Но это не наш путь.

Мы не могли себе позволить решать эту деликатную и болезненную проблему так, чтобы наши годами выстраиваемые отношения рухнули. Да, я мог издать приказ, но это был бы ультиматум, который раз и навсегда нарушил бы законы этого дома. Поэтому мы начали с ребятами разговаривать, убеждать, объяснять, чем уместное отличается от неуместного. Изо дня в день. Методично и спокойно. Вместе установили некие общие принципы внешнего вида.

Что только не придумывали, чтобы «достучаться» до ребят: однажды Наталия Михайловна Хомутовская, одна из наших завучей, красавица, безукоризненная во всем, пришла на работу… в халате. Естественно, вся школа сбежалась на такое посмотреть. Мы тут же позвали детей в актовый зал, где Наталия Михайловна им рассказала, что их джинсы, кроссовки и растянутые майки выглядят в этих стенах не менее нелепо, чем ее домашний халат.

Сейчас у нас существует термин «школьная одежда», а с 1 сентября, по решению Совета гимназии, вводится понятие «школьного костюма». Ребенок имеет право выбирать фасон, ткань, цвет, главное – не выходить за рамки классического стиля. Но все же решающее слово – за учеником. Потому что право выбора – еще один важный «кирпичик» нашего фундамента.

– Для того чтобы добиться чего-то в старшей школе, вам, наверное, приходится не спускать глаз с младшей? Но главное – прогимназия должна полностью разделять ваши взгляды…

– А мы так и говорим: с нашей прогимназией № 1757 мы – два учреждения, но одна школа. Это по молодости я считал, что все силы надо бросать на старших, а малыши пусть бегают под ногами. И только годы практики убедили: все закладывается в начальной школе.

Именно поэтому у нас начальным образованием занимается профессионал высочайшего класса, единый со мной по духу, разделяющий те же педагогические ценности. Директор прогимназии № 1757 Татьяна Александровна Гольдберг – коренная петербурженка, воспитанница санкт-петербургской школы, ученица Игоря Петровича Иванова.

С самого начала она даже в большей степени, чем я, была проникнута духом гимназического образования и заложила в нашу начальную школу принципы общей эстетики, культуры поведения и общения. Здесь работают 17 кружков, все дети поют и танцуют. И что важно – каждый умеет себя держать!

Я ежегодно специально преподаю историю исключительно в пятых классах, чтобы в очередной раз лично убедиться – методы Татьяны Александровны сбоев не дают.

Кстати, нам удалось так выстроить систему преемственности, что теперь мы уже позабыли о том, что такое «феномен пятого класса»: и старшие, и младшие с самого начала вместе, поэтому переход в основную школу проходит совершенно безболезненно. Более того, мы торжественно посвящаем детей в гимназисты не осенью, как это принято, а весной, чтобы вчерашние четвероклашки и их родители ушли на каникулы спокойно, заранее познакомившись со своим будущим классным руководителем и со всеми учителями.

– Педагогика, возможно, еще больше, чем все остальные сферы нашей жизни, подвержена капризной моде. Но вы, судя по всему, даже став гимназией, заведением элитарным, «пятизвездочным», не изменили выбранной однажды «народной» коммунарской методике. А ведь, казалось бы, это сегодня не самое модное течение.

– Коммунарская педагогика – это наша основа основ. Как же от нее откажешься?! Коллективно-личностная методика сплачивает и старших, и младших. Она учит нехитрым, но важным правилам общежития, благодаря которым мы практически забыли о том, что такое серьезные внутренние конфликты, раздоры и распри.

Ежегодно в школу приходят не меньше 35–40 новеньких, не считая первоклассников. И не было случая, чтобы кто-то не прижился. Это механизм, с помощью которого можно решать любые задачи – и учебные, и воспитательные, и даже управленческие и хозяйственные.

Посмотрите на наш пришкольный участок – 10 лет назад это был голый пустырь. А теперь здесь фруктовый сад, все утопает в цветах. И эту роскошь нам не Мосзеленстрой организовал. Сами, своими руками ее взращивали – учителя, дети, все вместе. И только потому, что методика коммунарского воспитания сделала это общим делом. И ни у кого даже вопроса не возникает: а почему я должен?

Результат коммунарской методики – высокая степень включенности детей и взрослых в школьную жизнь, в ее проблемы. Кстати, пару лет назад, кто-то повадился выкапывать в нашем саду цветы. Так ребята сами, несмотря на каникулы, организовали дежурство.

– В чем отличие директора школы, пусть даже школы-лаборатории, от директора гимназии?

– Чем громче статус, тем выше степень ответственности. Но как бы ни называлась школа, руководителя никто не избавит от забот о хозяйстве, о содержании и о людях. С одной стороны, ты должен следить, чтобы каждый закоулок был чист, ухожен и удобен, с другой – привлекать в школу как можно больше Личностей. Потому что детям нужны только они – личности и профессионалы. Подмастерья им не интересны.

Учитель должен быть молодым и красивым. Как говорил Остап Бендер: «Девушки любят молодых длинноногих и политически грамотных». А дети любят молодых, веселых, отзывчивых. И если молодость быстро проходит, то все остальное учитель обязан сохранить до конца.

Я директорствую уже почти 30 лет. За эти годы пришел опыт, владение управленческой технологией, но эту школу определили в основном мои человеческие взгляды. Просто я точно такой, как она. Я более чем демократичен: разве в гуманной школе могут быть негуманные модели управления? Мы все обсуждаем вместе. Но я упрям, когда дело касается исполнения того, что мы решили вместе. Единственное, за что расстаюсь сразу – за неуважительное отношение к школьным традициям и оскорбление ребенка.

Беседовал
Рейтинг@Mail.ru