Село Анастасиевка, где расположена
школа, находится в 80-ти километрах от Таганрога и
в 130-ти – от Ростова-на-Дону. Гораздо ближе
граница соседнего государства – Украины –
всего в 10-ти километрах.
Историю свою образовательное
учреждение ведет с 1824 года, c церковно-приходской
школы. С тех пор многое изменилось…
Последние семь лет дети и учителя
«живут» в новом, светлом здании, которое
строилось целых 10 лет! Одна комната в нем
отведена под школьный музей, существующий с 1967
года. Его хранитель – Нина Ивановна Дьяченко –
рассказывает об экспонатах так, что ее можно
слушать часами. Ведь она, коренная жительница
села, пережила в детстве оккупацию Анастасиевки
немцами, встречала солдат-освободителей, потом
работала учителем.
Она знает каждого погибшего за победу
односельчанина, чья фотокарточка есть в той
части экспозиции, которая посвящена Великой
Отечественной войне. Многие ребята приводят сюда
одноклассников, чтобы показать своего прадеда в
военной форме.
Этот музей – особое
образовательное пространство. Так, пока мы с
Ниной Ивановной разговаривали, девчушка листала
альбомы с фотографиями разных лет, несколько
ребят о чем-то горячо спорили, окружив пушку,
найденную год назад школьным поисковым отрядом в
нескольких километрах от села.
Педагоги тоже любят бывать здесь. При
нас учитель рисования долго выбирала старинные
предметы быта (мисочки, горшочки и т.д.) для
составления композиций на своих занятиях. А
уроки истории тут часто подкрепляются наглядным
материалом.
Место парковки велосипедов у
школьной калитки
Другая точка притяжения детей и
взрослых в школе – кабинет психолога. Его,
правда, уместнее называть не кабинетом, а
большой, уютной, домашней комнатой. Тут все
утопает в цветах, расставленных на полках разной
высоты. Между растениями искусно выложены
камешки большие и поменьше, ракушки, галька –
все выглядит естественно и гармонично. На
рабочем столике у окна и на полках – книги,
газеты, вырезки из журналов, методические
брошюры – все раскрыто, разложено, осталось
лишь коснуться рукой страниц и найти нужную
информацию.
Хозяйка комнаты – школьный
психолог Лидия Ильинична Кулык – каждого
встречает улыбкой и, в зависимости от состояния
пришедшего, начинает колдовать, как фея. Для
одного ставит диск с записью птичьего пения или
шума океанской волны, для другого включает
фонтанчик и под его нежное журчание начинает
беседу, с третьим садится рядышком и строго в
чем-то убеждает, потом достает книгу с полки и
протягивает ее визитеру.
За советом к ней приходят все. В том
числе и директор школы Виктор Андреевич
Гретченко. Когда-то Лидия Ильинична была его
учителем русского языка и литературы. Со
временем заинтересовалась психологией, получила
соответствующее образование, а потом сложилось
так, что бывший ученик, став руководителем школы,
пригласил ее на работу.
«Это помещение мы перестраивали из
комнаты группы продленного дня, –
рассказывает Лидия Ильинична. – Оформляли
своими силами. Что называется, «с миру по нитке».
Дети привозили из разных поездок ракушки и
камушки, кто-то из родителей отдал полки,
кто-то – цветы. Я сама досконально изучила
книгу о комнатных растениях, выживающих только в
условиях тени, так как окна здесь выходят на
северную сторону».
Всеобщее участие в благоустройстве
дало свои плоды. Застать психолога в кабинете
одного практически невозможно. Вот
одиннадцатиклассники обратились за помощью: им
скоро сдавать выпускные экзамены, просят
провести тренинг на внимание и запоминание.
Мелькают плакаты с рисунками, звучат рифмы, а в
завершение все встают в круг, и Лидия Ильинична,
смотря каждому ученику в глаза и держа его за
руки, желает тепла и любви. Лица ребят смягчаются,
появляются улыбки, звучат шутки…
Школьный психолог Л.И. Кулык
проводит тренинг с одиннадцатиклассниками
А вот две девчушки из 1-го и 2-го класса
сидят после обеда с Лидией Ильиничной среди
буйства зелени, отвечают на ее вопросы,
размышляют, запоминают предлагаемые
рисунки – это индивидуальные занятия,
необходимые некоторым детям, как воздух.
Успевает психолог думать и о тех, кто
только собирается прийти в школу. Уже в течение
пяти лет здесь занимаются предшкольным
образованием. Учителя начальных классов
проводят специальные занятия с будущими
первоклассниками, психолог проверяет их
эмоциональную сферу, дает определенные задания
родителям, чтобы они поработали с детьми дома.
«Когда я начала заниматься с ребятами,
то была в отчаянии, – вспоминает учительница
начальной школы Светлана Владимировна Матасова. –
Дети меня не видели и не слышали. В детском саду
они предоставлены сами себе. Дома тоже лишь
немногие родители уделяют им внимание. Мне
казалось, что мы топчемся на месте.
Но Лидия Ильинична активно помогала,
работала с малышами, проводила собрания с
родителями будущих первоклассников и убеждала
меня не бросать начатое. Нашей задачей было не
столько научить их писать и читать, сколько
помочь развить их чувства, память,
внимательность. И постепенно ситуация стала
меняться в лучшую сторону».
Сама Лидия Ильинична считает, что
учитель должен не просто учить, но, прежде всего,
воспитывать детей личным примером и своим
культурным уровнем. Эту идею она старательно
«культивирует» в каждой беседе с педагогом.
«Воспитать нравственный и духовный
стержень – вот наша задача, – говорит
она. – В сельских условиях делать это совсем
непросто. Работы почти нет, мужское население
любит выпить, многие матери в растерянности от
отсутствия рядом мужского плеча… Мы в школе
стараемся противопоставить этому атмосферу
улыбки и уважения друг к другу, создать
пространство любви и добра».
Но, конечно, существенно преобразили
образовательную среду последние два года, в
течение которых здесь ведется работа в рамках
здоровьесберегающих технологий.
«Здоровьем в школе надо заниматься
ежедневно и постоянно, – убежден директор
Виктор Гретченко. – Мы начали с того, что
решили проверить осанку учащихся. Полтора года
назад из более чем 200 учеников она была в норме
всего у 15-ти человек! Эта цифра побудила нас к
активным действиям.
Во-первых, мы поняли, что надо
«спасать» малышей. Срочно организовали поездку в
московскую школу № 760 им. А.П. Маресьева,
работающую по методике д.м.н. В.Ф. Базарного с
использованием конторок, зрительных тренажеров
и других элементов здоровьесбережения в
начальных классах.
Познакомились с этой технологией,
начали внедрять ее. Данная методика до
гениальности проста: к естественной потребности
детей в движении привязывается процесс обучения.
К концу учебного дня той усталости, какая была
раньше, нет и в помине.
Во-вторых, стали применять
некоторые приемы здоровьесбережения и в старших
классах, а также закупили для них разнообразные
тренажеры, которые активно используются на
уроках физкультуры. Результат – 100-процентная
посещаемость, отсутствие какого-либо карантина в
минувшем учебном году, улучшение осанки.
В-третьих, пристальное внимание мы
обратили на питание, сменив несколько поваров. В
школе теперь обедают все и всегда! При этом
оплачивают питание лишь 60 процентов учащихся. За
остальных платит школа.
Ну и, в-четвертых, с 2006/07 учебного
года мы начали эксперимент по
раздельно-параллельному обучению мальчиков и
девочек с первого класса. Всю разъяснительную
работу с родителями будущих первоклассников мы
провели в период предшкольной подготовки.
Конечно, наш опыт в этой области совсем
небольшой, но уже сейчас видно, что в классе
мальчиков более высокий темп подачи материала.
Работа на уроке нацеливает на самостоятельность,
логику мышления, используется большое
количество разнообразных задач и минимальное
повторение пройденного.
Специальные тренажеры позволяют
отрабатывать на уроках физкультуры практически
навыки приема мяча
А в классе девочек преобладает более
размеренный темп урока с большим количеством
повторений. Новый материал дается дозированно,
используются типовые задания, акцент делается на
развитие речевых навыков».
Итак, здоровьесберегающая среда. В
классах начальной школы выстроены два ряда парт
и два ряда конторок. На потолке – цветные
линии потолще и поуже, красные, синие, зеленые.
Это тренажер В.Базарного для укрепления глазных
и шейных мышц. На полу – «дорожка
здоровья» – длинный коврик, разделенный на
квадраты с различными наполнителями –
помягче, пожестче.
…Урок во втором классе у девочек
проводит учитель Людмила Матвеевна Белицер.
Динамичное начало, разогревание ладоней,
гимнастика для глаз. Затем вспоминаются части
речи, ученицы по очереди выходят к доске, пишут,
отвечают. Кстати, туфельки и ботиночки стоят
рядом с партами, дети сидят в носочках или
колготках – чтобы, не теряя времени, сразу
встать на коврик у парты и сделать несколько
упражнений или после соответствующих слов
педагога пробежать по «дорожке здоровья».
Учительница время от времени тихо
напоминает, кто кого должен сменить за партой или
конторкой. Пришло время и попрыгать. Ученицы по
очереди подбегают к подвижным «сенсорным
крестам» и берут с них карточки со словами: чтобы
их достать, приходится подпрыгивать. Урок
заканчивается всеобщим весельем. Перемена.
Девочки бегут к магнитоле, стоящей в классе, и
включают музыку…
Чтобы «добыть» учебный материал
с «сенсорных крестов», ученикам начальной школы
приходится тянуться или даже подпрыгивать
Девиз «Учиться, чтобы жить, жить, чтобы
учиться!» поддерживает здоровый дух 230-ти
учащихся Анастасиевской школы. Не говоря уже о
школьном гимне. На линейке, посвященной
награждению учеников различными грамотами за
успехи в спорте (как на уровне школы, так и на
уровне района), гимн поют все как один –
начиная с первоклассников и заканчивая
учителями и директором. И все дружно аплодируют
каждому, кому вручается грамота.
И учителя, и ученики шаг за шагом,
аккуратно и скрупулезно, будто составляя сложный
пазл, привносят в образовательную среду школы
частичку своей души, личную долю таланта и
вдохновения.
«Если бы нам не мешали работать, мы бы
успевали в два раза больше – печалится Виктор
Андреевич, который трудится в должности
директора с 23-х лет. – Тонны бумаг,
распорядительных писем, необоснованных
требований обрушиваются на нас каждый день.
Бесконечные проверки изматывают, недоверие
удивляет. И это при том, что в 2005 году мы вошли в
число 10-ти финалистов Всероссийского конкурса
«Лучшие школы России», а позже стали
единственным образовательным учреждением из
нашего района, подавшим заявку на миллионный
грант, и получили эту сумму!»
Младшие школьники в течение
урока меняются местами за различными партами: то
стоят, то сидят
***
…Рассказывают, что как-то ночью в
школьном дворе неизвестные выкопали несколько
розовых кустов (и это в селе с населением в две
тысячи человек!). А каждый такой куст закреплен в
школе за конкретным классом, который за ним
ухаживает. Обнаружившие утром пропажу дети
сильно расстроились. Их труд был уничтожен.
Утешали все – директор, учителя, психолог.
Покидающий школу довольно поздним
вечером того же дня Виктор Андреевич увидел
ребят у ограды. На вопрос, что они тут делают в
такой час, последовал ответ: «Мы хотим выследить
того, кто выкопал наши розы!».
Это ли не превосходная иллюстрация
существующей в Анастасиевской школе
образовательной среды?..
Из первых рук
На вопросы
отвечает заместитель директора по УВР
Анастасиевской СОШ
Светлана Александровна ПИВЕНЬ.
– Чем отличается, на ваш взгляд,
сельская школа от городской?
– Думаю, что разница есть. Мы всегда
старались сделать так, чтобы у нас была домашняя,
уютная атмосфера. Во многом нам помогали сами
дети. Ведь сельские школьники очень трудолюбивы.
В селе семьи выживают за счет того, что содержат
хозяйство, и наши ребята с ранних лет заботятся
об огороде, животных.
Школа для них тоже желанный дом. Они
приходят сюда очень рано и допоздна не хотят
уходить, занимаясь в кружках и секциях, делая
что-то на пришкольном участке, общаясь друг с
другом, со школьным психологом. Они чувствуют,
что здесь их всегда ждут и любят.
Наша программа развития называется
«Добрый дом». Ее вдохновителем был, конечно же,
наш директор, человек талантливый и деятельный, в
чем-то даже романтик. Он не просто учит детей, но
старается воспитывать их и постоянно говорит об
этом со всем коллективом.
– Что изменилось в школе с тех пор, как
два года назад вы начали работать в рамках
здоровьсберегающих технологий?
– Прежде всего, поменялась психология и
даже внутренний мир учителей. Нам нравится
учиться всему новому, мы читаем массу литературы,
анализируем опыт других ОУ, работающих по таким
же направлениям, ездим на семинары, организуем у
себя дни открытых дверей, на которые приходят
родители из соседних сел и потом приводят к нам
своих детей.
Мы осознали, что стремимся не просто
«напичкать» ребенка знаниями, а сделать так,
чтобы в школе ему было комфортно, чтобы после
шести-семи уроков у него был выбор – зайти ли
ему в музей, пойти ли к психологу, заняться ли
баскетболом в соответствующей секции…
Да и ученики стали более активными,
легче усваивают программный материал.
– Вам удается внедрять какие-то
элементы здоровьесбережения не только в
начальной школе?
– Разумеется, удается. Попробуй не
провести физкультминутку на уроке в старшей
школе! Ребята сами о ней напоминают!
Моим ученикам, например, очень нравится,
когда они в процессе сдачи зачета могут сидеть у
меня в кабинете на подоконнике, смотреть в окно,
наблюдать за природой, думать. Учитель же всегда
может понять, где истинные знания, а где нет.
Но, конечно, полностью применять всю
технологию здоровьесбережения в среднем и
старшем звене пока невозможно. Мы были в
московской школе № 760, которая уже 18 лет
работает по методике Владимира Базарного,
сохраняя здоровье учащихся. А к работе со
старшими ребятами они приступили лишь около двух
лет назад и сейчас «обкатывают» программу.
Но у нас есть дополнительные «бонусы»: чистый
воздух, степи, просторы, простой сельский труд. И
мы вместе с детьми стараемся их использовать
после уроков. Это всегда помогает нам всем
восстанавливать силы и с оптимизмом смотреть в
будущее. |
|