Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2008

Тема номера

Пазл по-анастасиевски

Ряды сверкающих на солнце велосипедов напоминают об Оксфорде или Кембридже. Дети, одетые в аккуратные костюмчики, оставляют своих «железных коней» возле низкого забора и устремляются к школьному крыльцу вдоль идеально ровных цветочных клумб и подстриженных по всем законам ландшафтного дизайна кустов. С этого начинается образовательная среда Анастасиевской средней общеобразовательной школы…

Село Анастасиевка, где расположена школа, находится в 80-ти километрах от Таганрога и в 130-ти – от Ростова-на-Дону. Гораздо ближе граница соседнего государства – Украины – всего в 10-ти километрах.

Историю свою образовательное учреждение ведет с 1824 года, c церковно-приходской школы. С тех пор многое изменилось…

Последние семь лет дети и учителя «живут» в новом, светлом здании, которое строилось целых 10 лет! Одна комната в нем отведена под школьный музей, существующий с 1967 года. Его хранитель – Нина Ивановна Дьяченко – рассказывает об экспонатах так, что ее можно слушать часами. Ведь она, коренная жительница села, пережила в детстве оккупацию Анастасиевки немцами, встречала солдат-освободителей, потом работала учителем.

Она знает каждого погибшего за победу односельчанина, чья фотокарточка есть в той части экспозиции, которая посвящена Великой Отечественной войне. Многие ребята приводят сюда одноклассников, чтобы показать своего прадеда в военной форме.

Этот музей – особое образовательное пространство. Так, пока мы с Ниной Ивановной разговаривали, девчушка листала альбомы с фотографиями разных лет, несколько ребят о чем-то горячо спорили, окружив пушку, найденную год назад школьным поисковым отрядом в нескольких километрах от села.

Педагоги тоже любят бывать здесь. При нас учитель рисования долго выбирала старинные предметы быта (мисочки, горшочки и т.д.) для составления композиций на своих занятиях. А уроки истории тут часто подкрепляются наглядным материалом.

Место парковки велосипедов у школьной калитки

Другая точка притяжения детей и взрослых в школе – кабинет психолога. Его, правда, уместнее называть не кабинетом, а большой, уютной, домашней комнатой. Тут все утопает в цветах, расставленных на полках разной высоты. Между растениями искусно выложены камешки большие и поменьше, ракушки, галька – все выглядит естественно и гармонично. На рабочем столике у окна и на полках – книги, газеты, вырезки из журналов, методические брошюры – все раскрыто, разложено, осталось лишь коснуться рукой страниц и найти нужную информацию.

Хозяйка комнаты – школьный психолог Лидия Ильинична Кулык – каждого встречает улыбкой и, в зависимости от состояния пришедшего, начинает колдовать, как фея. Для одного ставит диск с записью птичьего пения или шума океанской волны, для другого включает фонтанчик и под его нежное журчание начинает беседу, с третьим садится рядышком и строго в чем-то убеждает, потом достает книгу с полки и протягивает ее визитеру.

За советом к ней приходят все. В том числе и директор школы Виктор Андреевич Гретченко. Когда-то Лидия Ильинична была его учителем русского языка и литературы. Со временем заинтересовалась психологией, получила соответствующее образование, а потом сложилось так, что бывший ученик, став руководителем школы, пригласил ее на работу.

«Это помещение мы перестраивали из комнаты группы продленного дня, – рассказывает Лидия Ильинична. – Оформляли своими силами. Что называется, «с миру по нитке». Дети привозили из разных поездок ракушки и камушки, кто-то из родителей отдал полки, кто-то – цветы. Я сама досконально изучила книгу о комнатных растениях, выживающих только в условиях тени, так как окна здесь выходят на северную сторону».

Всеобщее участие в благоустройстве дало свои плоды. Застать психолога в кабинете одного практически невозможно. Вот одиннадцатиклассники обратились за помощью: им скоро сдавать выпускные экзамены, просят провести тренинг на внимание и запоминание. Мелькают плакаты с рисунками, звучат рифмы, а в завершение все встают в круг, и Лидия Ильинична, смотря каждому ученику в глаза и держа его за руки, желает тепла и любви. Лица ребят смягчаются, появляются улыбки, звучат шутки…

Школьный психолог Л.И. Кулык проводит тренинг с одиннадцатиклассниками

А вот две девчушки из 1-го и 2-го класса сидят после обеда с Лидией Ильиничной среди буйства зелени, отвечают на ее вопросы, размышляют, запоминают предлагаемые рисунки – это индивидуальные занятия, необходимые некоторым детям, как воздух.

Успевает психолог думать и о тех, кто только собирается прийти в школу. Уже в течение пяти лет здесь занимаются предшкольным образованием. Учителя начальных классов проводят специальные занятия с будущими первоклассниками, психолог проверяет их эмоциональную сферу, дает определенные задания родителям, чтобы они поработали с детьми дома.

«Когда я начала заниматься с ребятами, то была в отчаянии, – вспоминает учительница начальной школы Светлана Владимировна Матасова. – Дети меня не видели и не слышали. В детском саду они предоставлены сами себе. Дома тоже лишь немногие родители уделяют им внимание. Мне казалось, что мы топчемся на месте.

Но Лидия Ильинична активно помогала, работала с малышами, проводила собрания с родителями будущих первоклассников и убеждала меня не бросать начатое. Нашей задачей было не столько научить их писать и читать, сколько помочь развить их чувства, память, внимательность. И постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону».

Сама Лидия Ильинична считает, что учитель должен не просто учить, но, прежде всего, воспитывать детей личным примером и своим культурным уровнем. Эту идею она старательно «культивирует» в каждой беседе с педагогом. «Воспитать нравственный и духовный стержень – вот наша задача, – говорит она. – В сельских условиях делать это совсем непросто. Работы почти нет, мужское население любит выпить, многие матери в растерянности от отсутствия рядом мужского плеча… Мы в школе стараемся противопоставить этому атмосферу улыбки и уважения друг к другу, создать пространство любви и добра».

Но, конечно, существенно преобразили образовательную среду последние два года, в течение которых здесь ведется работа в рамках здоровьесберегающих технологий.

«Здоровьем в школе надо заниматься ежедневно и постоянно, – убежден директор Виктор Гретченко. – Мы начали с того, что решили проверить осанку учащихся. Полтора года назад из более чем 200 учеников она была в норме всего у 15-ти человек! Эта цифра побудила нас к активным действиям.

Во-первых, мы поняли, что надо «спасать» малышей. Срочно организовали поездку в московскую школу № 760 им. А.П. Маресьева, работающую по методике д.м.н. В.Ф. Базарного с использованием конторок, зрительных тренажеров и других элементов здоровьесбережения в начальных классах.

Познакомились с этой технологией, начали внедрять ее. Данная методика до гениальности проста: к естественной потребности детей в движении привязывается процесс обучения. К концу учебного дня той усталости, какая была раньше, нет и в помине.

Во-вторых, стали применять некоторые приемы здоровьесбережения и в старших классах, а также закупили для них разнообразные тренажеры, которые активно используются на уроках физкультуры. Результат – 100-процентная посещаемость, отсутствие какого-либо карантина в минувшем учебном году, улучшение осанки.

В-третьих, пристальное внимание мы обратили на питание, сменив несколько поваров. В школе теперь обедают все и всегда! При этом оплачивают питание лишь 60 процентов учащихся. За остальных платит школа.

Ну и, в-четвертых, с 2006/07 учебного года мы начали эксперимент по раздельно-параллельному обучению мальчиков и девочек с первого класса. Всю разъяснительную работу с родителями будущих первоклассников мы провели в период предшкольной подготовки. Конечно, наш опыт в этой области совсем небольшой, но уже сейчас видно, что в классе мальчиков более высокий темп подачи материала. Работа на уроке нацеливает на самостоятельность, логику мышления, используется большое количество разнообразных задач и минимальное повторение пройденного.

Специальные тренажеры позволяют отрабатывать на уроках физкультуры практически навыки приема мяча

А в классе девочек преобладает более размеренный темп урока с большим количеством повторений. Новый материал дается дозированно, используются типовые задания, акцент делается на развитие речевых навыков».

Итак, здоровьесберегающая среда. В классах начальной школы выстроены два ряда парт и два ряда конторок. На потолке – цветные линии потолще и поуже, красные, синие, зеленые. Это тренажер В.Базарного для укрепления глазных и шейных мышц. На полу – «дорожка здоровья» – длинный коврик, разделенный на квадраты с различными наполнителями – помягче, пожестче.

…Урок во втором классе у девочек проводит учитель Людмила Матвеевна Белицер. Динамичное начало, разогревание ладоней, гимнастика для глаз. Затем вспоминаются части речи, ученицы по очереди выходят к доске, пишут, отвечают. Кстати, туфельки и ботиночки стоят рядом с партами, дети сидят в носочках или колготках – чтобы, не теряя времени, сразу встать на коврик у парты и сделать несколько упражнений или после соответствующих слов педагога пробежать по «дорожке здоровья».

Учительница время от времени тихо напоминает, кто кого должен сменить за партой или конторкой. Пришло время и попрыгать. Ученицы по очереди подбегают к подвижным «сенсорным крестам» и берут с них карточки со словами: чтобы их достать, приходится подпрыгивать. Урок заканчивается всеобщим весельем. Перемена. Девочки бегут к магнитоле, стоящей в классе, и включают музыку…

Чтобы «добыть» учебный материал с «сенсорных крестов», ученикам начальной школы приходится тянуться или даже подпрыгивать

Девиз «Учиться, чтобы жить, жить, чтобы учиться!» поддерживает здоровый дух 230-ти учащихся Анастасиевской школы. Не говоря уже о школьном гимне. На линейке, посвященной награждению учеников различными грамотами за успехи в спорте (как на уровне школы, так и на уровне района), гимн поют все как один – начиная с первоклассников и заканчивая учителями и директором. И все дружно аплодируют каждому, кому вручается грамота.

И учителя, и ученики шаг за шагом, аккуратно и скрупулезно, будто составляя сложный пазл, привносят в образовательную среду школы частичку своей души, личную долю таланта и вдохновения.

«Если бы нам не мешали работать, мы бы успевали в два раза больше – печалится Виктор Андреевич, который трудится в должности директора с 23-х лет. – Тонны бумаг, распорядительных писем, необоснованных требований обрушиваются на нас каждый день. Бесконечные проверки изматывают, недоверие удивляет. И это при том, что в 2005 году мы вошли в число 10-ти финалистов Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», а позже стали единственным образовательным учреждением из нашего района, подавшим заявку на миллионный грант, и получили эту сумму!»

Младшие школьники в течение урока меняются местами за различными партами: то стоят, то сидят

***

…Рассказывают, что как-то ночью в школьном дворе неизвестные выкопали несколько розовых кустов (и это в селе с населением в две тысячи человек!). А каждый такой куст закреплен в школе за конкретным классом, который за ним ухаживает. Обнаружившие утром пропажу дети сильно расстроились. Их труд был уничтожен. Утешали все – директор, учителя, психолог.

Покидающий школу довольно поздним вечером того же дня Виктор Андреевич увидел ребят у ограды. На вопрос, что они тут делают в такой час, последовал ответ: «Мы хотим выследить того, кто выкопал наши розы!».

Это ли не превосходная иллюстрация существующей в Анастасиевской школе образовательной среды?..

 

Из первых рук

На вопросы
отвечает заместитель директора по УВР Анастасиевской СОШ
Светлана Александровна ПИВЕНЬ.

– Чем отличается, на ваш взгляд, сельская школа от городской?

– Думаю, что разница есть.  Мы всегда старались сделать так, чтобы у нас была домашняя, уютная атмосфера. Во многом нам помогали сами дети. Ведь сельские школьники очень трудолюбивы. В селе семьи выживают за счет того, что содержат хозяйство, и наши ребята с ранних лет заботятся об огороде, животных.

Школа для них тоже желанный дом. Они приходят сюда очень рано и допоздна не хотят уходить, занимаясь в кружках и секциях, делая что-то на пришкольном участке, общаясь друг с другом, со школьным психологом. Они чувствуют, что здесь их всегда ждут и любят.

Наша программа развития называется «Добрый дом». Ее вдохновителем был, конечно же, наш директор, человек талантливый и деятельный, в чем-то даже романтик. Он не просто учит детей, но старается воспитывать их и постоянно говорит об этом со всем коллективом.

– Что изменилось в школе с тех пор, как два года назад вы начали работать в рамках здоровьсберегающих технологий?

– Прежде всего, поменялась психология и даже внутренний мир учителей. Нам нравится учиться всему новому, мы читаем массу литературы, анализируем опыт других ОУ, работающих по таким же направлениям, ездим на семинары, организуем у себя дни открытых дверей, на которые приходят родители из соседних сел и потом приводят к нам своих детей.

Мы осознали, что стремимся не просто «напичкать» ребенка знаниями, а сделать так, чтобы в школе ему было комфортно, чтобы после шести-семи уроков у него был выбор – зайти ли ему в музей, пойти ли к психологу, заняться ли баскетболом в соответствующей секции…

Да и ученики стали более активными, легче усваивают программный материал.

– Вам удается внедрять какие-то элементы здоровьесбережения не только в начальной школе?

– Разумеется, удается. Попробуй не провести физкультминутку на уроке в старшей школе! Ребята сами о ней напоминают!

Моим ученикам, например, очень нравится, когда они в процессе сдачи зачета могут сидеть у меня в кабинете на подоконнике, смотреть в окно, наблюдать за природой, думать. Учитель же всегда может понять, где истинные знания, а где нет.

Но, конечно, полностью применять всю технологию здоровьесбережения в среднем и старшем звене пока невозможно. Мы были в московской школе № 760, которая уже 18 лет работает по методике Владимира Базарного, сохраняя здоровье учащихся. А к работе со старшими ребятами они приступили лишь около двух лет назад и сейчас «обкатывают» программу.

Но у нас есть дополнительные «бонусы»: чистый воздух, степи, просторы, простой сельский труд. И мы вместе с детьми стараемся их использовать после уроков. Это всегда помогает нам всем восстанавливать силы и с оптимизмом смотреть в будущее.

Рейтинг@Mail.ru