Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2008

Тема номера

Векторы развития

Школе необходимы взаимодействие с внешним миром и уютная атмосфера

Каждая школа – сознательно или неосознанно – реализует в своей работе определенные цели и программу. Они могут декларироваться явно, но нередко продвигаются по умолчанию. И в первом, и во втором случае успех предопределяется совокупностью факторов. Естественно, учителями и учениками. В огромной степени – родителями. А также теми «неодушевленными» рамками, в которых замыслы осуществляются…

Вместо введения

Трудно индивидуализировать занятия в ситуации невариативного учебного плана. Тяжело эффективно обучать иностранному языку без возможности работать в небольших группах, опираться на адекватный, современный учебный материал, доступ к которому дает Интернет, без общения с носителями. Практически невозможно решать вопросы социализации школьников, не выходя за пределы классной комнаты. Проблемы такого рода снимаются особой организацией учебного процесса (расписанием).

Другого порядка шансы (чаще препятствия) для развития заключены в понятии «организационная культура». Каков стиль взаимоотношений в данной школе, что считается правильным, корректным, недопустимым, нелепым? Какие процессы всей историей, структурой привычек и традиций поддерживаются, а какие тормозятся?

И, наконец, физические – в буквальном смысле слова – условия. Размеры, дизайн, оборудование учебных помещений. Их взаимное расположение (разделение различных возрастов или их смешение, естественное или неестественное соседство кабинетов, усиливающее – или, напротив, ослабляющее – учебный эффект). Доступность компьютеров для открытого пользования учениками. И многое-многое другое, в каждой школе свое, что соединяется в понятии, правда, едва ли поддающемся четкому определению, – «образовательная среда».

Итак, говоря о ее проектировании, нельзя умолчать о принципах и целях. Пусть даже вначале они формулируются в предельно общем виде. Возьмем в качестве ключевой установки, отрабатываемой в средней общеобразовательной школе № 1060*, ориентацию на личность ученика.

Творчество – неотъемлемый атрибут жизни школы, с самого начала построившей свою деятельность на принципах вальдорфской педагогики

Личностно ориентированный подход

Что под этим подразумевается в нашем образовательном учреждении, какие условия создаются для его реализации? Вот некоторая конкретизация.

Личность ребенка развивается (а лучше – проявляется) в ситуации, когда она встречается с другой личностью. В школе – это ученики и, конечно, учителя.

Педагог далеко не всегда выступает как личность по преимуществу. Чаще как функция. Вообще личностное проявление требует ситуации вызова, неопределенности, риска. Школа же – как и все на свете – стремится к технологичности, т.е. к устранению неожиданности, к полной определенности. Учитель все знает на сто ходов вперед. А как иначе?

Но если предположить, что школьник воспитывается и обучается преимущественно во внутреннем подражании, то как-то нужно вернуть педагога в ситуацию собственного обучения. Отсюда модель: учитель начальных классов, работающий за границами начальной школы. Он не только преподает выученное, но берет на себя труд учиться вместе с детьми (математик – биологии, филолог – истории и т.д.).

Естественно, усложняется подготовка такого учителя к урокам. Кроме того, ему необходимо постоянно повышать свой уровень знаний в принципе. Все это требует индивидуальной поддержки, методического сопровождения, мониторинга, ситуативных решений о «границах применимости» (до какого класса какой предмет ведет данный учитель в зависимости от конкретной ситуации конкретного класса).

Но при этом данная модель, при всей необычности, не является чем-то уникальным в мировой практике. Продленная начальная школа с одним педагогом (до 6-го класса) – обычное правило, например, в Финляндии, и на результативности школы (как показывает PISA) это вполне сказывается.

Другая сторона дела – для формирования и проявления всесторонне развитой личности требуются различные среды – не только интеллектуально-когнитивная, но и творчески-художественная, и практико-прикладная. Все вместе побуждает к созданию образовательной среды, в которой не только пишут, но и рисуют, не только считают, но и поют, не только стоят, но и танцуют. Как в жизни.

Тут, кроме вызова, направленного на самого учителя, возникают и требования к среде, как таковой. Искусство и работа должны обрести в школе законную прописку, а не существовать в роли приживалок. Они имеют право на свое место в расписании (два часа музыки, два часа художественного труда, час живописи и час лепки, два часа музыкального движения, часы музыкального театра – что-то за счет дополнительного образования) и непременно на свое пространство в физическом смысле (оборудованные мастерские, музыкальные классы, актовый зал с полной театральной начинкой).

Но, главное, можно попробовать сделать их не десятым пунктом программы развития, а реально уравнять по значимости даже с академическими предметами. И для этого недостаточно одних часов в расписании. Искусство должно проникнуть в другие уроки, стать их неотъемлемой частью.

Приведу два примера. Первый: работа на уроках литературы и иностранного языка систематически выливается в театрализацию. Класс готовит большой годовой спектакль. Второй пример: работа на любых уроках связана с составлением художественно оформленной тетради-конспекта, который служит основным источником для повторения. От первой до последней страницы такая тетрадь – плод творчества автора.

Искусство и практическая деятельность на занятиях (повторимся, не только искусства и труда) требуют иного программного подхода. Центр тяжести с «полноты» переносится на «экземплярное» преподавание. Из некоторого ряда (литературных произведений, исторических фигур, сюжетов…) выбирается что-то одно, во что класс углубляется. Без этого невозможно добиться ни художественного подхода, ни практического воплощения. Такая «проектность», очевидно, сопряжена и с некоторой свободой, и с неопределенностью для учителя.

Организация учебного процесса и образовательная среда

Основное поле деятельности классного учителя (работающего с детьми, как уже было сказано, на основных дисциплинах и после окончания начальной школы) – так называемый «главный урок». Он стоит в расписании первым и длится почти два часа. Предметы (русский язык, математика, история, биология и т.д.) преподаются учебными циклами (эпохами) длительностью 3–4 недели.

Такая организация позволяет решить ряд задач:

  • Во-первых, можно действительно добиться предельной концентрации.

  • Во-вторых, ежедневный урок дает возможность достаточно углубиться и разработать определенный раздел. Разумеется, успешное проведение такого цикла обязывает учителя составлять тщательное планирование, обдумывать свои цели, заниматься поиском композиции.

  • В-третьих, главный урок позволяет сочетать самые разные формы: в нем есть место и активной части (игре, пению, декламации), и объяснению учителя, и поиску, практической работе учеников, и обсуждению, и завершающему рассказу. Иными словами, он позволяет создать среду, в которой одновременно разворачиваются интеллектуальная, художественная и практическая виды деятельности.

Содержание различных предметных областей объединяет для ученика не только фигура учителя. С каждым возрастом связана тема, которая интегрирует преподавание по содержанию, формам, подходам.

Например, в третьем классе это может быть практическая деятельность в окружающем ребенка мире, ремёсла. Как и откуда появляются такие привычные для него вещи, как одежда, пища, дома? В соответствии с этой темой учитель планирует не только занятия по окружающему миру, но и – насколько это возможно – уроки русского языка, чтения, математики.

Другой пример. Рассматриваем тему пятого класса – античная Греция. И снова она не только определяет литературно-историческую направленность обучения, но и – до определенной степени – работу на уроках математики, и даже стилистику внутриклассных взаимоотношений (сознательно культивируемый «греческий» стиль обсуждения и принятия решения, существенно отличающийся от малодемократичного «диктата» в начальной школе).

На уроке физики. Удивительная линза

На уроках должны сочетаться разные формы работы

Итак, до 7-го класса центр жизни учеников нашего образовательного учреждения сосредоточен в их классной комнате. Здесь происходит большинство уроков. Естественно, помещение должно максимально подходить классу, а дизайн – индивидуализирован. У стен  – свой, отличный от других кабинетов, цвет, они украшены фресками, связанными с темой года. Поскольку классная комната не ориентирована на преподавание определенного предмета, и в процессе урока чередуются разные виды деятельности, она должна быть предельно универсальной. Здесь предусматриваются возможности для разного рода сменных экспозиций, пространство для движения, игр – особенно в младших классах.

Конечно, школа живет в доме со своей архитектурой и историей, позволяющей лишь отчасти и далеко не сразу воплотить сказанное выше. Наше здание довоенной постройки, увы, не дает возможности провести в каждый кабинет воду и облегчить проведение столь важных уроков живописи и лепки. Но какие-то нововведения оказались возможными.

В частности, нам удалось расширить ряд классов (в начальной школе), создав свободную зону для жизни. С самого начала существования ОУ был запущен и учительско-родительский художественный проект индивидуального оформления кабинетов. Так в них появились картины. Несколько лет назад к этому процессу присоединились и ученические группы, предложившие свои дизайнерские решения.

Ясно, что классная комната – не единственный тип учебных помещений. Требуются и оборудованные кабинеты. Но с их наполнением – хотя и более дорогим – концептуальных проблем гораздо меньше. Впрочем, для организации в нашей школе – относительно небольшой, с одной параллелью в старших классах – дифференцированного и индивидуализированного обучения, важно оснастить ряд небольших универсальных учебных комнат, чтобы обеспечить возможность работы малых групп.

Для художественных и практических занятий необходимы специализированные классы и мастерские. Например, в кабинете музыки есть комплекты музыкальных инструментов для первого знакомства с ними учеников. Во 2–4-х классах, в соответствии с музыкальной программой школы, на уроках музыки каждый ребенок учится играть на скрипке, виолончели, гуслях, что позволяет затем выбрать свой собственный музыкальный инструмент.

Кабинет живописи, лепки и керамики оснащен гончарным кругом, печью для обжига. У нас есть также мастерская для работы по дереву, меди, класс музыкального движения.

Экспансия образовательного пространства

Выстраивание образовательного пространства – процесс длительный и тяжелый, который, видимо, никогда не заканчивается. Если под этим понятием подразумевать место, предназначенное строго для образования, то в какой-то момент его дефицит начинает ощущаться в школе все сильнее и сильнее. Поэтому из практических потребностей возникли наши последние проекты.

  • Музей увлекательной науки – интерактивная среда старшей школы

Первая часть названия  – давний замысел, реализуемый в школе на протяжении более 10-ти лет. Группы учеников создавали в рамках проектной деятельности большие приборы или демонстрационное оборудование (желоб Галилея длиной 6 м для изучения равноускоренного движения или действующий стенд в полстены, демонстрирующий принципиальное устройство школьной электросети). Эти объекты используются на уроках физики в других классах.

В первые годы готовые изделия постепенно заполняли кабинет физики, затем начали выдвигаться в коридор, оттуда выезжать на различные выставки и, в конце концов, пополнять коллекцию музея Московского образования.

В результате возникла идея и возможность не только расставить экспонаты по всему школьному коридору, организовав их в особую тематическую экспозицию (на ближайшие два года ее тема – «Вода»), но и создать особую интерактивную среду, имеющую как чисто физическую, так и информационную составляющую. При этом ученики средней и старшей ступени могут взаимодействовать с этими объектами за рамками собственно учебного процесса. Возник настоящий музей увлекательной науки, который находится сейчас в процессе становления.

В Музее увлекательной науки. Физическая головоломка

В кабинетах этой школы стараются предусмотреть возможности для разного рода сменных экспозиций и пространство для движения

  • Жизненное пространство начальной школы

В какой-то момент учителя осознали, что жизнь учеников решительно не умещается в классной комнате, какой бы уютной она ни была. И не только в силу ее размеров. Просто дети всюду – в коридоре, во дворе.

Это стало толчком для проекта по реорганизации рекреации начальной школы (младшие классы занимают у нас ровно один этаж). Голый коридор превратился в дифференцированное жизненное пространство с уютным домиком, уголками, сундуками, местами для игр, шведской стенкой, и даже – в будущем – малым скалодромом. Здесь можно отдыхать, играть и организовывать праздники на своей сцене.

С самого начала этот проект хотелось сделать школьно-семейным, чтобы появился еще один повод для взаимодействия родителей и учителей.

Было важно показать ребятам, как работают их родители, для того чтобы отношение к новым стенам стало совсем другим. А родители смогли представить, чем будут заниматься их дети вне уроков.

  • Школьный двор

Он – иначе и быть не может в центре Москвы – невелик. Некоторое время казалось, что все, что можно, из него уже выжато. Основное пространство заняла игровая площадка. Свободная площадь на небольшом зеленом кусочке исчезала, как шагреневая кожа, поскольку каждый год выпускной класс сажал по традиции свое дерево. Удалось отвоевать у самих себя место для цветочной клумбы, которую весной украшают младшие школьники. Однако практическая активность внутри образовательного учреждения нарастала и выливалась наружу.

Кузнечное дело… В школе лишнего места нет, поэтому горн с наковальней в теплое время оказывался во дворе. Строительство домиков перестало умещаться в школьной мастерской, и сборка переместилась наружу.

Наконец, резьба по камню… Сначала возник проект небольших цветочных террас, обрамленных резным камнем. Потом школа получила соседствующий с ней дополнительный участок, где начались – силами учеников и учителей – реставрационные работы.

Старые стены XIX века, полуразрушенные арки. Появилась надежда (пока, правда, не подкрепленная конкретными ресурсами) на создание подходящей среды в школьном дворе с небольшой мастерской, с открытой сценической площадкой в обрамлении сохраненных архитектурных фрагментов и огромных деревьев. Образовательная среда, в которой, впрочем, уже прекрасно себя чувствуют соловьи…

Проект «Земледелие» в 3-м классе

Образовательное пространство вне школы

Не только недостаток площадей выталкивает школьные процессы за рамки стен. Какой бы современно оборудованной ни была школа, жизнь вокруг нее неизмеримо богаче, и, в конце концов, именно к ней необходимо готовить и с ней взаимодействовать.

Итак, школа за пределами уроков. Упомянем только один аспект – система практик.

В нашем образовательном учреждении практика начинается с 3-го класса. Она распадается на экскурсии, мастерские и двух-трехдневные поездки, связанные с обработкой земли или сбором урожая.

Ремесленная, практическая линия продолжается в следующих классах. В 6–7-х она усиливается краеведческими аспектами. В 8–9-х – организуется языковая практика с какой-либо дополнительной задачей (проект совместных с зарубежными школьниками геодезических измерений, театральный проект, сельскохозяйственная практика), и, наконец, в 10-м классе проходит социальная практика, в рамках которой ученики работают помощниками в больницах, детских домах или детских садах.

***

Размыкание школьных рамок и организация образовательной среды, позволяющей взаимодействовать с внешним миром, – одна из основных современных тенденций. Другая – возвращаясь к началу статьи, – создание максимально уютной, дружественной школьной атмосферы.

_________________

* Московская школа № 1060 была основана в 1992 году, и ее принципы работы во многом как основывались, так и основываются на принципах вальдорфской педагогики. Директором школы до 2005 года был Анатолий Аркадьевич Пинский.

Рейтинг@Mail.ru