Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2008

Школа и власть

Мы будем жить теперь по-новому?

«В России бродят стада молодых людей, даже не подозревающих о том, что в мире существуют духовные радости», – эти слова режиссера и по совместительству депутата Госдумы Станислава Говорухина стали, по сути, эпиграфом к состоявшимся в Госдуме парламентским слушаниям, на которых была рассмотрена Концепция государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России.

Попкорн, преступность и пакет законопроектов

Впервые инициатором слушаний стали сразу три думских комитета – по вопросам семьи, женщин и детей, по культуре и по делам молодежи. Их активно поддержали Общественный Совет Центрального федерального округа (ЦФО) и Комиссия по социальной и демографической политике Общественной палаты РФ (далее – ОП РФ), которые приняли на себя основной «удар» – то есть стали разработчиками самой Концепции.

Тон собранию задал Станислав Говорухин, начав с самой близкой для него темы – кинематографа. «Как сегодня молодежь смотрит кино? Все жуют попкорн, пьют пиво, пишут смс-ки. Разве при этом можно следить за вязью диалога героев, их эмоциями, развитием сюжета? С этим поколением уже ничего не поделаешь. Поэтому наша задача – уделять сегодня все внимание двухлетним малышам», – констатировал режиссер.

По его словам, на детей и подростков влияют не только семья, школа и улица. Искусство и телевидение тоже полноправные участники процесса воспитания ребенка. Однако специальных программ, связанных с музеями, театрами у нас единицы, как и ярких, познавательных телевизионных передач.

Посетовал Станислав Сергеевич и на уличную преступность, справиться с которой, по его словам, можно в два счета. «Я только что вернулся из Узбекистана, – делился он с участниками слушаний. – Там на улицах машины оставляют открытыми, и никому в голову не приходит залезать в них! Нам нужны ограничительные законы. Но пока над этим никто не работает...»

Его слова отчасти опровергло эмоциональное выступление председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной. Она сообщила о том, что тема этих парламентских слушаний крайне сложная в правовом отношении, так как все законопроекты данной тематики всегда исключительно трудно «проводить» в думе из-за их многоаспектности и неоднозначности затрагиваемой проблематики.

Тем не менее, она подчеркнула: впервые в документе подобного рода объединились власть (в лице думских комитетов) и общественность (ОП РФ). Результатом их долгой и тщательной работы стал прописанный в Концепции комплекс действий по сохранению духовно-нравственного состояния общества.

По словам Е.Мизулиной, над пакетом законопроектов, вошедших в Концепцию, работали пять экспертных групп. Каждая из них заложила в разрабатываемые документы принцип самоограничения общества. Кроме того, «в законопроектах есть не только запрещающие меры, но прописано множество стимулирующих шагов, призванных изменить ситуацию с духовно-нравственным состоянием молодежи», – подчеркнула Елена Борисовна.

Так, в ближайшее время планируется рассмотреть законопроект о нравственном и патриотическом воспитании детей в информационной сфере, а также закон, защищающий их от информационной продукции, причиняющей вред здоровью. Предполагается, что законопроект «О детской игрушке» запретит производство и ввоз в страну игрушек, которые «провоцируют агрессию», «моделируют действия сексуального характера», «оправдывают экстремизм и преступный образ жизни», «изображают сильный ужас и непереносимую боль».

Другие законодательные инициативы вводят для детей комендантский час с 22.00 до 6.00. В этом случае в данное время школьники не смогут появляться в общественных местах. Попытка подростка отправить смс-сообщение, содержащее ненормативную лексику, будет блокироваться оператором сотовой связи. Также в школах хотят запретить «чуждые» праздники – Хэллоуин и День святого Валентина, а также делать татуировки и пирсинг.

Отдельные дискуссии будут посвящены обсуждению школьного предмета «Основы православной культуры», который авторы Концепции предлагают сделать обязательным.

На парламентских слушаниях были выработаны рекомендации правительству, комитетам Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, по культуре, по делам молодежи, по экономической политике и предпринимательству, по информационной политике, по охране здоровья. Разработчики документа заявляют, что многие положения Концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России вступят в силу уже в 2009-м г.

Прямая речь

Рассказывает председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина:

– Общественный Совет ЦФО до конца года продолжит мониторинг по детям-сиротам. Другая серьезная проблема – поддержка многодетных семей. Для ЦФО этот вопрос крайне важен, так как во всех регионах, кроме Москвы, идет спад рождаемости.

Также мы продолжим работу над пакетом законов по духовно-нравственному развитию молодежи. Речь идет и о недопустимой рекламе алкогольной и табачной продукции, и о насилии на экранах телевизоров, и об отсутствии необходимого контроля за детьми. Недостаточное количество дошкольных учреждений, внешкольного образования, спортивных, культурных центров.

По данным Генеральной прокуратуры, за год отмечено свыше 500 тысяч случаев нарушения прав детей, 65 тысяч родителей лишены родительских прав. Это все – следствие отсутствия программы духовно-нравственного воспитания как детей, так и родителей. Люди становятся равнодушными. Вдумайтесь в эти цифры: почти 60 тысяч детей убежали из дому из-за насилия! Ситуация катастрофическая.

Кто они – сегодняшние подростки?

Яркую картину, характеризующую ситуацию с духовно-нравственным состоянием молодежи в России, представил в основном докладе на слушаниях заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной и демографической политике Евгений Юрьев. Призвав собравшихся внимательно прослушать собранную им информацию, Евгений Леонидович «забросал» присутствовавших цифрами.

Не для того, чтобы устрашить читателей, а для понимания ситуации в целом, мы публикуем фрагмент его выступления.

– Экономический рост, который сегодня демонстрирует Россия, ее способность преодолевать трудности удивительны для всего мира: наша страна напомнила птицу Феникс – за очень короткий период она «восстала из пепла» и стала одним из мировых центров экономического роста.

Однако российское общество на фоне прекрасной экономической динамики переживает глубокий ценностный, духовно-нравственный кризис, социальные последствия которого социологически и статистически измеряемы. Приведу конкретные примеры.

Смертность от убийств в России – самая высокая в Европе. В 2004-м году она была выше в 50 (!) раз, чем в Великобритании, в 9 раз, чем в Румынии, и в 2,6 раз, чем на Украине.

Россия занимает второе место в мире (после США) по проценту людей, содержащихся в заключении, при этом каждый 82-й российский мужчина находится в тюрьме, а среди представителей сильного пола трудоспособного возраста эта доля значительно выше. По уровню самоубийств наша страна в последние годы занимает стабильно второе место в мире.

Показательно, что уровень смертности в России аномально высок для страны с таким уровнем развития экономики и системы здравоохранения. Мы занимаем 55-е место по производству ВВП на душу населения и только 115-е место по ожидаемой продолжительности жизни. В десятках других, более бедных странах люди (особенно мужчины) живут намного дольше.

Опросы показывают, что среди молодых людей значительно больше лиц со сниженными моральными ценностями.

Так, согласно опросу Института социологии РАН, среди молодежи 55 процентов готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Для большинства допустимы уклонение от службы в армии, присвоение найденных денег и неуплата налогов, дача и получение взятки, аборт, супружеская измена.

По данным опросов, алкогольные напитки (включая пиво) потребляют более 80 процентов молодежи. Доля любителей спиртного (в основном – пива) резко возрастает в 13–14-летнем возрасте.

В России из 3-х миллионов наркоманов 70 процентов – дети и молодежь. За последние 15 лет распространенность наркомании среди подростков выросла в 20 раз. Около 40 процентов школьников знают, где и как достать наркотические вещества. При этом возраст первой пробы снизился с 18-ти до 14-ти лет...

Если уж думать о национальных программах, то в этой ситуации должна быть принята программа нравственного здоровья нации. Причем нужно не просто перенести центр тяжести с экономических задач на духовно-нравственные, но сделать последние главенствующими.

Первоочередным условием этого является нейтрализация или ликвидация существующих угроз нравственному и духовному развитию несовершеннолетних, их психическому здоровью в трех сферах общественных отношений: информационное воздействие на ребенка со стороны различных СМИ, сфера родительского контроля за детьми и государственная сфера образования.

Для этого прежде всего законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с международными соглашениями о правах ребенка, участниками которых является Россия, с учетом позитивного опыта демократических, правовых стран мира в этой сфере. В том числе необходимо принять целый ряд законов, которые имеют свои выраженные аналоги во многих, а иногда и в большинстве, стран, считающих себя цивилизованными. Стоит заметить, что государства, которые можно назвать образцом либеральной демократии, весьма жестко и однозначно регулируют общественную нравственность, и в сфере защиты несовершеннолетних в особенности.

Мы должны осознать, что кризис, отчасти порожденный экономическими факторами, зашел сегодня слишком далеко для того, чтобы одно только налаживание экономической ситуации могло привести к естественному преодолению его последствий.

Проект Концепции государственной политики в сфере формирования и защиты нравственности детей в России ориентирован на подрастающее поколение. Концепция определяет совокупность целей, задач и основных государственных и общественных мер по обеспечению, восстановлению, защите традиционной нравственности в обществе.

Рекомендации участников парламентских слушаний
«О Концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России»

(Извлечения)

Участники парламентских слушаний отмечают, что непринятие действенных мер программно-целевого характера в области духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей и молодежи может повлечь необратимые негативные последствия для развития России как демократического, правового, социального государства, духовно-нравственного и социально-экономического благополучия российского общества в целом. < ...>

Участники парламентских слушаний

1. Обращаются к Президенту РФ с предложением:

1.1. Рассмотреть проект Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации осуществить процедуру его согласования с профильными министерствами и ведомствами Российской Федерации.

1.2. Рассмотреть вопрос о ратификации Факультативного протокола № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г.

2. Рекомендуют:

2.1. Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при разработке и принятии проектов федеральных законов, затрагивающих права и законные интересы граждан, исходить из принципа приоритетности интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства (принципа государственного протекционизма в интересах детей), закрепленного в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и в российском законодательстве.

2.2. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей совместно с Комитетом Государственной Думы по культуре, Комитетом Государственной Думы по делам молодежи и при участии Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественного Совета Центрального федерального округа:

2.2.1. Доработать пакет проектов федеральных законов с учетом предложений и замечаний, высказанных участниками парламентских слушаний, и подготовить его к внесению в Государственную Думу, включая:

1) проект Федерального закона «О нравственном и патриотическом воспитании и гарантиях прав детей в информационной сфере»;

2) проект Федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

3) проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию"»;

4) проект Федерального закона «О детской игрушке»;

5) проект Федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы в целях упорядочения пребывания детей в общественных местах»;

6) проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование, дополнительное образование, на оздоровление и отдых»;

7) проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части установлений федеральных образовательных стандартов применительно к изучению православной культуры);

8) проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в части профилактики экстремистских и иных социально негативных объединений несовершеннолетних);

<...>

2.4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить широкое обсуждение Концепции духовно-нравственного воспитания и представить свои замечания и предложения к Концепции и приложенным к ней проектам и концепциям федеральных законов.

2.5. Правительству Российской Федерации принять меры по стимулированию создания и поддержке саморегулируемых организаций в сфере СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, а также общественных объединений родительской общественности, объединений потребителей продукции СМИ, образовательных и телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции общественного контроля за соблюдением законодательства об основных гарантиях прав ребенка, о средствах массовой информации, средствах массовых коммуникаций и рекламе.

2.6. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и внедрить специальные образовательные и просветительские программы, содержащие информацию об информационных угрозах, правилах безопасного пользования детей Интернетом, средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенные для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга, предусмотрев при этом создание информационной продукции (телепередач, сайта в сети Интернет), направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

<...>

2.8. Организациям, объединяющим и представляющим интересы медиа-сообщества, в том числе организаций, предоставляющих интернет-услуги и услуги телефонной мобильной связи, с привлечением ассоциаций потребителей, родительских и иных общественных объединений обеспечить содействие созданию механизмов общественного контроля за соблюдением установленных законодательством правил оборота информационной продукции, включая систему мониторинга информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних.

Рейтинг@Mail.ru