Об этой насущной для каждого педагога
проблеме рассказала на петербургской
конференции «Учитель в России: вчера, сегодня,
завтра» старший преподаватель Института
психологии и социальной работы Наталья Лик (г.
Санкт-Петербург). Действительно, и вчера, и
сегодня, и завтра ученикам присущи одни и те же
черты. Проблема поведения, которое выводит из
себя преподавателя, тоже, видимо, вечна. Но дети
поддаются коррекции.
Р. Дрейкурс
«Вызывают большие трудности ученики,
которые нарушают дисциплину, слишком активные,
чутко реагируют на наше внутреннее состояние, –
говорит Наталья Владимировна. – Негативное
поведение для меня – поведение, выходящее за
рамки социально приемлемых форм взаимодействия,
норм, различных правил. Это, конечно, еще не
алкоголизм, не наркомания, хотя такое поведение
часто к ним приводит.
Каждый ребенок рождается с
потребностями быть любимым и значимым. Если в
семье они не удовлетворяются, то начинается
поиск способов это сделать, и часто способы
бывают негативными. А в случае закрепления
сценария определенного поведения ученик
«приносит» его в школу вместе с портфелем и
начинает при взаимодействии с учителем
реализовывать на уроке.
Литература
|
Кволс К. Дж. Переориентация поведения
детей. Спб.: Деан, 2000.
Кривцова С.В. Тренинг: учитель и
проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
Степанов В.Г. Психология трудных
школьников. М.: Академия, 1999.
Хорни К. Невротическая личность
нашего времени. Самоанализ. М.: Пресс, Ювента, 2000.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с
гиперактивностью и психопатоподобным синдромом.
М.: РМАПО, 1997.
|
Однажды я познакомилась с
идеями американского педагога Рудольфа
Дрейкурса и поняла, что эта по-настоящему рабочая
концепция».
Дрейкурс выделил три основных закона,
которым подчинено поведение детей.
1. Дети выбирают определенное
поведение в определенных обстоятельствах.
2. Любое поведение ребенка подчинено
общей цели – чувствовать себя принадлежащим к
общественной жизни, значимой социальной
общности.
3. Нарушая дисциплину, ребенок
осознает: он ведет себя неправильно. Но может не
осознавать, что за этим нарушением стоит одна из
четырех целей:
привлечение внимания,
влияние,
месть,
избегание неудачи.
По мнению Дрейкурса, в 90 процентах
случаев негативного поведения присутствует хотя
бы одна из этих четырех целей. Каждая при этом
имеет свои характерные причины и проявления.
Далее коротко представлены характеристики
«ложных целей поведения» и варианты их
коррекции.
«Привлечение внимания»
|
Психологической основой этой
цели является потребность быть любимым, но
удовлетворение данной потребности в сознании
ребенка связано с получением внимания со стороны
окружающих. Чаще всего такое представление
формируется в результате гиперопеки,
детоцентризма и эмоциональной дистанции.
Ребенок уверен, что проявление внимания к его
личности со стороны окружающих есть
подтверждение их любви к нему. Поэтому его потерю
он связывает с отсутствием теплого отношения и
воспринимает ситуацию как дискомфортную.
Чем меньше внимания ребенок стал
получать дома, тем больше вероятность поведения,
направленного на привлечение внимания в школе. |
Коррекция цели
Стратегии |
Техники |
Минимализация
внимания |
– Игнорируйте
демонстративное поведение;
– контакт глаз;
– становитесь рядом;
– вставляйте имя ученика в текст,
объясняя урок;
– посылайте секретный знак;
– посылайте письменные пожелания;
– используйте «Я-высказывания» |
Разрешающее
поведение |
– Доведите до
предела демонстративную выходку;
– присоедините весь класс к выходке;
– «разрешающая квота» |
Делайте
неожиданности |
– Издайте
музыкальный звук;
– говорите тихим голосом;
– изменяйте голос;
– временно прекратите вести урок |
Отвлекайте
ученика |
– Задавайте
прямые вопросы;
– попросите об одолжении;
– измените деятельность |
Обращайте
внимание класса на примеры хорошего поведения |
– Благодарите
учеников;
– пишите имена примерных детей на доске;
– используйте знаки-поощрения |
Пересаживайте
учеников |
– Меняйте
учеников местами;
– «стул размышлений» |
«Влияние»
|
Данная ложная цель поведения
формируется в том случае, когда ребенок уверен,
что подавление интересов окружающих является
решением всех жизненных проблем. Базируется на
убеждении: главное – добиваться от людей того,
чтобы они поступали так, как хочешь ты, пользуясь
своим превосходством над ними. Формируется при
гиперопеке и авторитарном стиле воспитания у
детей с сильной нервной системой и потребностью
к лидерству.
Властолюбивые дети постоянно задевают
взрослого, бросают ему вызов. С помощью слов и
действий они как бы атакуют взрослых, устраивая
сцены с помощью различных тактик –
медлительности, недоделанной работы, шума, когда
остальные работают.
Есть два существенных признака, по
которым легко распознать поведение,
направленное на власть:
Эмоции негодования и замешательства
из-за своей беспомощности перед поведением
ребенка, направленным на власть.
Естественный импульс – желание
взрослого немедленно прекратить выходку с
помощью физических действий. Например,
встряхнуть или стукнуть ученика, который так
себя ведет.
|
Коррекция цели
Стратегии |
Техники |
Ищите «изящный
уход» |
– Признайте силу
ученика;
– уберите зрителей;
– перенесите обсуждение вопроса;
– делайте записи в блокнот;
– соглашайтесь с учеником;
– меняйте тему |
Используйте
удаление |
– Удаление, не
покидая класса («скамья штрафников»);
– удаление в другие классы;
– предлагайте выбор |
Устанавливайте
санкции |
– Тесно
связывайте последствия с нарушением поведения,
заключайте «пакты»;
– соразмерность наказания поступку |
«Месть»
|
Когда родители подавляют,
используя свое превосходство над ними, дети
могут впасть в отчаяние и призвать на помощь
месть. Ощутив обиду, нанесенную взрослым, у
ребенка появляется желание выместить ее на
ком-нибудь.
Существуют признаки того, что цель
поведения – месть:
Если в ответ на властное поведение
взрослый испытывает негодование и даже страх, то
при мстительном поведении к этим чувствам
добавляются обида, боль, опустошение.
Первое имульсивное движение –
немедленно прекратить мстительное поведение.
Таких импульсов два: тут же ответить силой, как
равному, поставить на место; или, наоборот, уйти
из ситуации (выйти, хлопнув дверью). Это
нормальная человеческая реакция, известная со
времен первобытного общества, – «драться или
убегать». В конечном счете, она помогла
человечеству выжить.
|
Коррекция цели
Стратегии |
Техники |
Регуляция
эмоций и отношений |
– Вспомнить о
хороших качествах ребенка;
– не усиливать напряженную ситуацию;
– строить отношения по принципу заботы
и доброжелательности;
– подчеркивать позитивные качества в
ребенке;
– найти общие интересы;
– учить выражать боль приемлемым
способом |
Ищите «изящный
уход» |
– Признать силу
ребенка;
– убрать свидетелей;
– озадачить учеников;
– согласиться с учеником;
– сменить тему |
Устанавливайте
санкции |
– Не использовать
наказания;
– тесно связывать последствия с
нарушением поведения, заключать «пакты»;
– соразмерность санкций поступку;
– акцентировать внимание на поступках,
а не на личности ученика |
«Избегание неудачи»
|
Психологическими причинами
такого поведения являются неуверенность ребенка
в себе, разочарованность, желание побыть в
одиночестве. Чаще всего возникает у детей со
слабой нервной системой в ситуации завышенных
требований родителей или гиперопеки. Своим
поведением ребенок как бы говорит: «Я
беспомощен», «Я ни на что не гожусь», «Ничего не
требуйте от меня», «Оставьте меня в покое», «Я
глупый», «Я неуклюжий». |
Коррекция цели
Стратегии |
Техники |
Изменяйте
методы объяснения |
– Использовать
осязаемый материал;
– учить за один раз чему-то одному;
– учить, играя и двигаясь |
Вводите
дополнительные методы обучения |
– Готовьте
специальные программы;
– работа в парах (двоечник–отличник);
– планируйте этапы работы и способы
достижения
успеха;
– репетиторство |
Учите позитивно
рассказывать о себе и своих делах |
– Классные
плакаты с «заклинаниями»;
– ищите два плюса на каждый минус;
– декларации «я могу» перед выполнением
задания |
Делайте ошибки
нормальным и нужным явлением |
– Рассказывайте о
типичных ошибках;
– показывайте ценность ошибки как
опыта;
– минимализируйте последствия
сделанных ошибок |
Формируйте веру
в успех |
– Подчеркивайте
любые улучшения;
– объявляйте о любых вкладах;
– раскрывайте сильные стороны;
– демонстрируйте веру в детей;
– признавайте трудность ваших заданий |
Концентрируйте
внимание учеников на прошлых удачах |
– Анализируйте
прошлые успехи;
– повторяйте и закрепляйте успехи |
Делайте процесс
обучения ощутимым |
– Наклейки «я
смогу»;
– альбомы, плакаты с достижениями;
– рассказы о «вчера», «сегодня»,
«завтра» |
Отмечайте
достижения |
– Аплодисменты;
– награды («звезды», наклейки);
– самопризнание («час хвастуна»);
– выставки;
– «праздники победы» |
|