Очевидным является тот факт, что
молодое поколение переживает кризисную
социально-психологическую ситуацию. Разрушены
прежние устаревшие стереотипы поведения,
нормативные и ценностные ориентации. Выработка
новых происходит хаотично. Современная
социальная ситуация привела молодое поколение к
необходимости взятия ответственности за свое
будущее на себя, самостоятельного выбора и
контроля своего поведения.
Современная молодежь утрачивает
ощущение смысла происходящего и не имеет
определенных жизненных навыков, которые
позволили бы сохранить индивидуальность,
сформировать здоровый и эффективный жизненный
стиль.
В то же время совершенно очевидно, что
подростки, находясь под воздействием
хронических, непрерывно возрастающих
интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их
преодолению и страдают от последствий.
Прогрессивно нарастающие требования социальной
среды вызвали появление массовых состояний
психоэмоционального напряжения, лавинообразное
увеличение форм саморазрушающего поведения.
Недостаточность знаний, навыков и
современных социально-адаптивных стратегий
поведения у взрослой части населения не
позволяет им оказывать необходимое
воспитательное воздействие, психологическую и
социальную поддержку. Подростки оказались
одиноки и психологически беспомощны в связи с
утратой связей со старшим поколением.
Все эти экстремальные в
социально-психологическом смысле условия
приводят к необходимости разработки
концептуально-обоснованных профилактических
программ.
Цель и структура программы
Цель: формирование здорового образа
жизни, высокофункциональных стратегий поведения
и личностных ресурсов учащихся посредством
работы с детьми «группы риска», их родителями и
учителями для препятствия совершения
правонарушений и преступлений среди школьников.
Структура программы: представлена
в схеме.
Схема
Направления и методы работы
Таблица 1
Направления
Основные
направления |
Характеристика
направления |
Диагностика |
Диагностика
проводится 2 раза. В начале работы и после ее
завершения.
Используются следующие методики:
диагностики показателей и форм
агрессии А.Басса и А.Дарки;
диагностики уровня школьной
тревожности Филлипса;
определения уровня самооценки
Дембо-Рубинштейн
|
Консультирование |
Консультации
проходят в течение всего учебного года для всех
участников образовательного процесса: учеников,
педагогов, родителей |
Коррекционно-развивающее
направление |
Основная часть
программы работы с учащимися «группы риска»:
тренинговые и индивидуальные занятия |
Просвещение |
Данное
направление имеет своей целью информирование
учащихся, педагогов и родителей о целом ряде
вопросов, касающихся дезадаптивного поведения и
путей его профилактики и коррекции |
Методы
1. Групповая работа.
2. Тренинг поведения.
3. Когнитивная модификация и терапия.
4. Личностный тренинг.
5. Дискуссии.
6. Мозговые штурмы.
7. Беседы.
8. Лекции.
9. Ролевые игры.
10. Психогимнастика.
11. Психодрама.
12. Элементы индивидуальной и групповой
психотерапии.
13. Круглые столы.
14. Совещания.
Работа с учащимися
Цель: формирование здорового
жизненного стиля, высокофункциональных
стратегий поведения и личностных ресурсов,
способствующих социальной адаптации учащихся.
Целевые ориентиры см. в табл. 2.
Таблица 2
Целевые ориентиры
Целевые
ориентиры |
Составляющие |
Цель |
Формы
работы |
Образовательный |
Знание о себе,
понимание своих чувств, эмоций, умение работать
с ними различными способами, забота о себе |
Формирование
развитой концепции самосознания у подростка |
Тренинговые
занятия, просвещение, индивидуальное
консультирование |
Психологический |
Коррекция
определенных психологических особенностей
личности, способствующих развитию девиантного
поведения; создание благоприятного,
доверительного климата в коллективе;
психологическая адаптация подростков
из «группы риска» и другая работа
с чувствами вины, страха, неуверенности в себе,
проблемами ответственности, принятия решений,
чувством личной защищенности.
Работа с планом личного
выздоровления |
Психологическая
поддержка подростка, формирование адекватной
самооценки, вырабатывание навыков принятия
решений, умения сказать «нет», постоять
за себя, определять и нести ответственность
за себя, свои действия и личный выбор,
умения обратиться при необходимости
за помощью |
Тренинговые
занятия, индивидуальное консультирование |
Социальный |
Помощь
в социальной адаптации подростка, овладение
навыками общения, решение проблемы занятости и
т.д. |
Формирование
социальных навыков, необходимых для здорового
образа жизни |
Тренинговые
занятия |
Основной принцип работы – профилактика.
Профилактика – это система мер,
направленных на предупреждение возникновения
явления.
Способствовать тому, чтобы ребенок
мог сделать собственный выбор.
Дать детям возможность овладения
определенными поведенческими навыками,
облегчающими следование здоровому образу жизни.
В Приложении 1 дана структура
тренинговых занятий и их тематика. Всего
необходимо провести 18 занятий, по два в неделю,
продолжительностью 1 час каждое.
В Приложении 2 вы найдете примеры
игр, используемых при работе с подростками в
группах.
Работа с педагогами
Цель: формирование и развитие
эффективного, социально поддерживающего
поведения в процессе взаимодействия с детьми,
через систему лекционных и практических занятий.
Задачи:
1. Систематизировать знания о
психологических особенностях ребенка,
подростка.
2. Помочь осознать собственные
личностные и социально-средовые ресурсы,
способствующие преодолению проблем
взаимоотношения с учащимися.
3. Обучить навыкам
социально-поддерживающего и развивающего
поведения при взаимоотношениях с детьми.
4. Оказывать психологическую помощь
нуждающимся педагогам.
В табл. 3 дан план занятий. Внимание!
План занятий с педагогами соответствует
темам и содержанию практических занятий с
подростками. Специалисты погружаются в роль
подростков и «на себе» проходят все упражнения.
Таблица 3
План реализации работы с педагогами
Тема |
Цель |
Краткое
содержание |
Вводная лекция |
Общий взгляд
на программу |
|
«Я» и «Другой».
Развитие личности |
Дать
базовые психологические понятия и знания
о психологии развития личности |
Что у нас общего.
Что нас разделяет и почему.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Социально-психологические предпосылки
развития личности.
Этапы развития личности.
Практическое занятие 1.
Практическое занятие 2
|
Чувства. Разум.
Поведение |
Понятия «чувства», «эмоциональное
состояние», «настроение».
Идентификация чувств. Понятие
рефлексии.
Способы выражения чувств.
Чувство и поведение. Самоанализ.
Практическое занятие 3.
Практическое занятие 4
|
Специфика
подросткового возраста |
Расширить
знания о био-психо-социо-духовных
особенностях развития подростка |
Помощь учителям в преодолении
сопротивления отторжению подростка
от взрослого, становлению его как
самостоятельной личности.
Приобретение навыков позитивной
коммуникации и способов решения конфликтных
ситуаций в общении с подростками
|
Роль общения в
развитии личности |
|
Самосознание как
высшая форма развития сознания |
|
Человек как
социальное существо |
Эмпатия. Умение оказывать поддержку.
Конфликт. Способы разрешения
конфликтов.
Социальные роли.
Социальная компетентность.
Практическое занятие 7.
Практическое занятие 8
|
Сексуальность |
Стадии развития сексуальности.
Социально-психологические
и культурные факторы в развитии
сексуальности.
Формы выражения сексуальности.
Проблемы межполового общения
|
Семья как
единый
организм |
Семья как система.
Понятие здоровой
и дисфункциональной семьи.
Цель семьи – воспитание
подрастающего поколения и развитие всех
ее членов.
Здоровая семья – это открытая
система, в которой:
есть общее «Мы» и пространство для
развития каждого «Я»;
существуют ясные каждому члену семьи
правила и традиции, однако они гибки и могут
быть изменены, если того требуют новые
условия;
изменения приветствуются
и считаются желанными и естественными;
общение внутри семьи прямое, ясное,
определенное, адекватное, способствующее росту;
самооценка высокая.
Практическое занятие 9.
Практическое занятие 10
|
Химическая
зависимость в семье |
Сформировать
понятия «дисфункциональная семья»,
«созависимость», деструктивные роли в семье |
·
Дисфункциональная семья – семья, не способная
выполнять свои основные функции. Это закрытая
система, в которой:
самооценка у членов семьи низкая;
общение непрямое, спутанное,
неопределенное, неадекватное, препятствующее
росту;
ролевые взаимоотношения;
правила скрытые, жесткие, неизменные,
люди изменяют свои потребности, подстраиваясь
под них; запрет на их обсуждение
|
Девиантное
поведение подростка |
Раскрытие
понятий «нормы» и «патологии» в отношении
психологии подростка, развитие умений
и навыков позитивного общения с «трудными»
подростками, развитие умений выстраивать ясные
межличностные границы в общении, аффилиации
активного слушания и диалога |
«Трудный» подросток – подчас всего
лишь неудобен для взрослых.
Девиантное поведение –
это система поступков, отклоняющихся
от общепринятой или подразумеваемой нормы,
будь то психическое здоровье, права, культура или
мораль.
Формы девиантного поведения.
Причины девиантного поведения.
Злоупотребление алкоголем и
употребление наркотиков. Подростковая
наркомания.
Суицидальное поведение.
Психические расстройства.
Понятие «девиантное поведение».
Сексуальные расстройства у детей
и подростков.
Факторы риска в развитии химической
зависимости у подростка.
Практическое занятие 11.
Практическое занятие 12
|
Насилие как
фактор развития зависимой личности |
|
Созависимость
как основа развития любой формы зависимого
поведения |
|
|
Стресс
и проблеморазрешающее поведение |
|
Навыки оценки проблемной ситуации
и принятия решения.
Навыки противостояния давлению
человека, группы. Умение сказать «нет».
Способы решения проблем.
Понятие личностного кризиса.
Конструктивное и деструктивное его
переживание.
Практическое занятие 15.
Практическое занятие 16
|
Процесс
выздоровления от химической зависимости |
|
Выбор и ответственность.
Альтернативные способы получения
удовольствия, решения проблем,
времяпрепровождения.
Понятие морали и нравственности.
Духовные аспекты развития личности.
Химическая зависимость
как заболевание.
Практическое занятие 17.
Практическое занятие 18
|
Окончание |
Подведение итогов
работы семинара |
Обзор прочитанного материала. Ответы
на вопросы.
Рекомендации родителям.
Материал для обсуждения.
Практическое занятие 19.
Практическое занятие 20. Два эти
занятия – обсуждение и анализ сложностей,
специфики работы с подростками
|
Перед каждым практическим занятием –
медиативное упражнение по осознанию
«внутреннего подростка» в целях активизации
подростковых стилей реагирования и
чувствования.
Работа с родителями
Цель: формирование знаний и навыков,
способствующих эффективному,
социально-поддерживающему и развивающему
поведению в семье и в процессе взаимодействия
с детьми через систему родительских
семинаров.
Задачи:
1. Помочь осознать собственные
личностные, семейные и социально-средовые
ресурсы, способствующие преодолению
внутрисемейных проблем и проблем
взаимоотношения с детьми в семье.
2. Определить направление и стратегии
развития личностных, семейных
и социально-средовых ресурсов («Я-концепции»,
семейного «Я», социального «Я»,
самоэффективности, интернального контроля,
эмпатии, аффилиации, психологической
и социальной поддержки).
3. Определить направления и стратегии
развития личностных ресурсов у детей. (Как
взаимодействовать с ребенком так, чтобы его
личностные и семейные ресурсы развивались, а не
подавлялись? Как сделать семью
социально-поддерживающей, а не
социально-подавляющей системой?)
4. Обучить навыкам
социально-поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.
5. Выявлять родителей, нуждающихся в
профессиональной медико-психологической,
психотерапевтической, наркологической и
психиатрической помощи.
6. Оказывать профессиональную
медико-психологическую и психотерапевтическую
помощь нуждающимся родителям.
7. Выявлять родителей-лидеров, готовых
осуществлять консультативную и социальную
поддержку другим семьям. Обучить их основам
оказания помощи.
План реализации работы с родителями:
1. Родительские семинары: всего 15 часов;
проводятся 1–2 раза в месяц в течение года.
2. Подготовка родителей-лидеров по
специальной 16-часовой программе
семинара-тренинга.
3. Определение родителей «группы риска».
Оказание индивидуальной и групповой
психологической помощи нуждающимся в этом
родителям.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина развивающих игрушек для детей «Умница». Посетив сайт интернет магазина «Умница», располагающийся по адресу http://www.umnitsa.ru, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, который позволит купить подарок ребенку, не покидая кресла за Вашим компьютером. Подробное описание предлагаемых игрушек, удобный рубрикатор сайта и консультация квалифицированного онлайн-менеджера магазина интернет магазина «Умница» помогут подобрать самый подходящий товар для ребенка любой возрастной категории. Выгодные цены, возможность оплаты безналичным платежом и доставка заказа по всей России позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица
Примерная структура тренинговых
занятий с учащимися
Этапы |
Продолжительность
(мин.) |
Задачи |
Средства |
Роль
ведущего |
Приветствие |
|
Обозначить
начало занятия, создать особую атмосферу,
подчеркнуть безопасность |
Определенные
ритуалы |
Обеспечить для
каждого участника максимально комфортное
вхождение в группу |
Начало работы |
5–10 |
Самоопределение
участников (с чем они пришли в группу,
как себя ощущают в настоящий момент) |
Ритуализированная
форма, которая каждый раз наполняется новым
содержанием |
Предоставить
каждому участнику возможность поделиться своими
переживаниями, помочь осознать и принять свои
чувства |
Разминка |
5–10 |
1. Объединение,
сплочение группы.
2. Развитие межличност-ных связей.
3. Включение в совмест-ную
деятельность. |
Более или менее
подвижные игры с четко определенными
правилами |
1. Обозначить
правила и границы.
2. Обеспечить безопасность участников |
Работа по теме |
30 |
Задачи
соответствуют теме занятия |
Самые
разнообраз-ные формы активности (игры, рисование,
психодрама и т.д.) |
1. Дать
определенную информацию в доступной форме.
2. Предоставить возможность выразить
свои чувства.
3. Помочь овладеть новыми навыками,
основываясь на полученной информации |
Разминка |
10–15 |
|
|
|
Работа по теме |
25 |
|
|
|
Завершение
занятия |
10 |
1. Возможность
выплеснуть накопившеееся напряжение.
2. Завершение работы в позитивном
эмоциональном состоянии |
Подвижные и/или
релаксационные игры |
Обеспечение
безопасности участников |
Прощание |
|
Обозначить конец
занятия |
Определенные
ритуалы |
Эмоциональная
поддержка детей |
Тематика тренинговых занятий
1. Представление программы, знакомство.
Ознакомление с задачами и правилами группы.
2. Понятие личности. Структура моей и
твоей личности. Кто я? Кто ты? Что есть во мне и в
тебе? Понятие границ личности. Развитие личности.
3. Чувства. Сложности идентификации
чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от
поведения. Формирование умения осознавать, что
со мной происходит, анализировать собственное
состояние.
4. Отношение к себе, самооценка,
развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей
личности.
5. Информация о действиях и
последствиях употребления психоактивных
веществ. Понятие зависимости. Зависимость как
деструктивная форма защиты личности, как
иллюзорный способ ухода от проблем. Мое
отношение к алкоголизму и наркомании.
6. Человек как социальное существо.
Общение. Формирование навыков общения.
7. Человек как социальное существо.
Формирование навыков эмпатии, умения принимать и
оказывать поддержку, разрешения конфликтных
ситуаций. Самооценка и отношение к другому.
Принятие себя и другого как личностей.
8. Человек как сексуальное существо.
Проблемы межполового общения.
9. Семья как единый организм. Понятие
здоровой семьи и ее отличие от
дисфункциональной. Химическая зависимость в
семье. Какой я вижу свою будущую семью?
10. Понятие группового давления и
принятие собственного решения. Навыки выражения
и отстаивания собственного мнения, поиск
компромиссов, умение противостоять групповому
давлению. Понятия насилия и права защищать свои
границы.
11. Формирования навыков заботы о себе и
защиты своего «Я». Умение говорить «нет».
12. Развитие зависимости от
психоактивных веществ и выздоровление. Выбор и
ответственность. Способы получения
удовольствия, решения проблем и
времяпрепровождения, альтернативные
употреблению психоактивных веществ.
13. Понятие стресса и
проблеморазрешающее поведение: формирование
навыков оценки проблемной ситуации и принятия
решения; способы решения проблем, личностных
сложностей; понятие личностных кризисов.
14. Понятие стресса и
проблеморазрешающее поведение: развитие
когнитивной оценки проблемной и стрессовой
ситуации:
15. Понятие стресса и
проблеморазрешающее поведение: преодоление
проблемных и стрессовых ситуаций.
16. Формирование умения ставить перед
собой краткосрочные и перспективные цели и
достигать их.
17. Понятия морали и нравственности,
смысла жизни и личностных ценностей.
18. Завершение работы, подведение итогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица
Примеры игр, используемых при работе с
подростками в группах
Название |
Краткое
описание |
Цель
игры |
Количество
детей |
Примечания |
«Снежный ком» |
По кругу каждый
называет свое имя и имена всех уже назвавших
перед ним |
Знакомство
и сплочение группы |
До 20-ти |
|
«Путаница» |
Каждые берет за
руки двух разных людей, стоящих желательно не
рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в
новый круг |
Сплочение
и бережное отношение друг к другу, снятие
возбуждения |
5–10 |
Перед началом
распутывания рекомендуется отметить
необходимость бережного отношения друг
к другу, уникальность и ценность каждого.
Можно использовать для завершения занятия |
«Белые медведи» |
2–3 человека
берутся за руки цепочкой. Это «белые медведи».
Задача – замкнуть цепочку вокруг остальных
участников-«пингвинов». Пойманный «пингвин»
становится «медведем» |
Разрядка |
5–25 |
Безопасное
помещение |
«Черные шнурки» |
Все сидят на
стульях в кругу, ведущий находится в центре
и предлагает поменяться местами тем, у кого,
например, черные шнурки. Задача: всем найти себе
место, в том числе и ведущему.
Тот, кто не нашел места, становится
ведущим |
Разрядка,
возможность для проявления фантазии,
вероятность увидеть общее |
6–25 |
По мере овладения
игрой взрослые ведущие могут подавать пример
называния более интересных признаков: например,
определен-ных отношений, осознания чувств и т.д. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Семинар-тренинг для родителей
Длительность каждого занятия – 2
часа.
Занятие 1. Правила работы в группе
тренинга. Семья, как развивающая
социально-поддерживающая система. Признаки
развивающих социально-поддерживающих и
социально-подавляющих семейных систем.
Определение возможностей, направлений и
стратегий изменения семьи.
Занятие 2. Ресурсы личности. Ресурс
«Я» («Я-концепция», семейное «Я», родительское
«Я», самоэффективность). Осознание ресурса.
Осознание необходимости и выработка стратегий
изменения. «Я-концепции» родителя и ребенка.
Точки их соприкосновения и стратегии взаимного
развития.
Занятие 3. Ресурсы личности.
Субъективный контроль над собственным
поведением, ситуацией, поведением других членов
семьи и ребенка. Осознание ресурса. Осознание
необходимости и выработка стратегий изменения.
Субъективный контроль родителя и ребенка. Точки
их соприкосновения и стратегии взаимного
развития.
Занятие 4. Ресурсы личности.
Общение в семье. Эмпатия. Аффилиация. Социальная
компетентность. Осознание необходимости и
стратегии изменения. Эмпатия и аффилиация
родителя и ребенка. Точки соприкосновения и
стратегии развития.
Занятие 5. Ресурсы семьи и среды.
Социальная поддержка и ее виды (психологическая,
информационная, материальная и т.д.). Эффекты
поддержки. Что она дает ребенку? Осознание
ресурса. Осознание необходимости и выработка
стратегий изменения. Социальная поддержка со
стороны родителей и ребенка. Точки
соприкосновения и пути взаимного развития.
Занятие 6. Преодоление проблем, их
разрешение. Осознание собственных поведенческих
стратегий, необходимости и путей их развития или
изменения. Проблемно-разрешающее поведение
родителей и ребенка. Точки соприкосновения и
способы взаимного развития.
Занятие 7. Избегание проблем.
Осознание собственных поведенческих стратегий,
необходимости и путей их изменения. Избегающее
поведение родителей и ребенка. Точки
соприкосновения и траектории взаимного
развития.
Занятие 8. Социально-поддерживающее
поведение. Как сделать семью открытой и
социально-поддерживающей системой? Разработка
путей оказания консультативной и
социально-поддерживающей помощи другим семьям.
|