Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2008

Тема номера

«Перекресток»

Программа психологической работы с детьми «группы риска»

Представляем программу, с успехом применяемую в одной из московских школ. Чтобы справиться с проблемой, здесь включают в работу, помимо детей, и учителей, и родителей.

Очевидным является тот факт, что молодое поколение переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично. Современная социальная ситуация привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения.

Современная молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить индивидуальность, сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения.

Недостаточность знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утратой связей со старшим поколением.

Все эти экстремальные в социально-психологическом смысле условия приводят к необходимости разработки концептуально-обоснованных профилактических программ.

Цель и структура программы

Цель: формирование здорового образа жизни, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов учащихся посредством работы с детьми «группы риска», их родителями и учителями для препятствия совершения правонарушений и преступлений среди школьников.

Структура программы: представлена в схеме.

Схема

Направления и методы работы

Таблица 1

Направления

Основные направления

Характеристика направления

Диагностика

Диагностика проводится 2 раза. В начале работы и после ее завершения.

Используются следующие методики:

  • диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки;

  • диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;

  • определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн

Консультирование

Консультации проходят в течение всего учебного года для всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей

Коррекционно-развивающее направление

Основная часть программы работы с учащимися «группы риска»: тренинговые и индивидуальные занятия

Просвещение

Данное направление имеет своей целью информирование учащихся, педагогов и родителей о целом ряде вопросов, касающихся дезадаптивного поведения и путей его профилактики и коррекции

Методы

1. Групповая работа.
2. Тренинг поведения.
3. Когнитивная модификация и терапия.
4. Личностный тренинг.
5. Дискуссии.
6. Мозговые штурмы.
7. Беседы.
8. Лекции.
9. Ролевые игры.
10. Психогимнастика.
11. Психодрама.
12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.
13. Круглые столы.
14. Совещания.

Работа с учащимися

Цель: формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, способствующих социальной адаптации учащихся.

Целевые ориентиры см. в табл. 2.

Таблица 2

Целевые ориентиры

Целевые ориентиры

Составляющие

Цель

Формы работы

Образовательный

Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, умение работать с ними различными способами, забота о себе

Формирование развитой концепции самосознания у подростка

Тренинговые занятия, просвещение, индивидуальное консультирование

Психологический

Коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию девиантного поведения; создание благоприятного, доверительного климата в коллективе; психологическая адаптация подростков из «группы риска» и другая работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Работа с планом личного выздоровления

Психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, вырабатывание навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и личный выбор, умения обратиться при необходимости за помощью

Тренинговые занятия, индивидуальное консультирование

Социальный

Помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни

Тренинговые занятия

Основной принцип работы профилактика.

Профилактика – это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.

  • Способствовать тому, чтобы ребенок мог сделать собственный выбор.

  • Дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.

В Приложении 1 дана структура тренинговых занятий и их тематика. Всего необходимо провести 18 занятий, по два в неделю, продолжительностью 1 час каждое.

В Приложении 2 вы найдете примеры игр, используемых при работе с подростками в группах.

Работа с педагогами

Цель: формирование и развитие эффективного, социально поддерживающего поведения в процессе взаимодействия с детьми, через систему лекционных и практических занятий.

Задачи:

1. Систематизировать знания о психологических особенностях ребенка, подростка.

2. Помочь осознать собственные личностные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению проблем взаимоотношения с учащимися.

3. Обучить навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения при взаимоотношениях с детьми.

4. Оказывать психологическую помощь нуждающимся педагогам.

В табл. 3 дан план занятий. Внимание! План занятий с педагогами соответствует темам и содержанию практических занятий с подростками. Специалисты погружаются в роль подростков и «на себе» проходят все упражнения.

Таблица 3

План реализации работы с педагогами

Тема

Цель

Краткое содержание

Вводная лекция

Общий взгляд на программу

  • Цель программы.

  • Задачи.

  • Структура программы и отдельных занятий.

  • Методы и способы работы.

  • Перспективы дальнейшего развития

«Я» и «Другой».

Развитие личности

Дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности

  • Что у нас общего.

  • Что нас разделяет и почему.

  • Индивид. Индивидуальность. Личность.

  • Социально-психологические предпосылки развития личности.

  • Этапы развития личности.

  • Практическое занятие 1.

  • Практическое занятие 2

Чувства. Разум. Поведение

  • Понятия «чувства», «эмоциональное состояние», «настроение».

  • Идентификация чувств. Понятие рефлексии.

  • Способы выражения чувств.

  • Чувство и поведение. Самоанализ.

  • Практическое занятие 3.

  • Практическое занятие 4

Специфика подросткового возраста

Расширить знания о био-психо-социо-духовных особенностях развития подростка

  • Помощь учителям в преодолении сопротивления отторжению подростка от взрослого, становлению его как самостоятельной личности.

  • Приобретение навыков позитивной коммуникации и способов решения конфликтных ситуаций в общении с подростками

Роль общения в развитии личности

  • Структура общения.

  • Психологические защиты.

  • Стили общения. Открытые и защитные формы общения.

  • Практическое занятие 5.

  • Практическое занятие 6

Самосознание как высшая форма развития сознания

  • · Самооценка и отношение к себе.

  • Различные формы искажения самооценки и аномальное развитие личности

Человек как социальное существо

  • Эмпатия. Умение оказывать поддержку.

  • Конфликт. Способы разрешения конфликтов.

  • Социальные роли.

  • Социальная компетентность.

  • Практическое занятие 7.

  • Практическое занятие 8

Сексуальность

  • Стадии развития сексуальности.

  • Социально-психологические и культурные факторы в развитии сексуальности.

  • Формы выражения сексуальности.

  • Проблемы межполового общения

Семья как единый

организм

  • Семья как система.

  • Понятие здоровой и дисфункциональной семьи.

  • Цель семьи – воспитание подрастающего поколения и развитие всех ее членов.

  • Здоровая семья – это открытая система, в которой:

  • есть общее «Мы» и пространство для развития каждого «Я»;

  • существуют ясные каждому члену семьи правила и традиции, однако они гибки и могут быть изменены, если того требуют новые условия;

  • изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;

  • общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;

  • самооценка высокая.

  • Практическое занятие 9.

  • Практическое занятие 10

Химическая зависимость в семье

Сформировать понятия «дисфункциональная семья», «созависимость», деструктивные роли в семье

· Дисфункциональная семья – семья, не способная выполнять свои основные функции. Это закрытая система, в которой:

  • самооценка у членов семьи низкая;

  • общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту;

  • ролевые взаимоотношения;

  • правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под них; запрет на их обсуждение

Девиантное поведение подростка

Раскрытие понятий «нормы» и «патологии» в отношении психологии подростка, развитие умений и навыков позитивного общения с «трудными» подростками, развитие умений выстраивать ясные межличностные границы в общении, аффилиации активного слушания и диалога

  • «Трудный» подросток – подчас всего лишь неудобен для взрослых.

  • Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то психическое здоровье, права, культура или мораль.

  • Формы девиантного поведения.

  • Причины девиантного поведения.

  • Злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков. Подростковая наркомания.

  • Суицидальное поведение.

  • Психические расстройства.

  • Понятие «девиантное поведение».

  • Сексуальные расстройства у детей и подростков.

  • Факторы риска в развитии химической зависимости у подростка.

  • Практическое занятие 11.

  • Практическое занятие 12

Насилие как фактор развития зависимой личности

  • Насилие как крайняя форма деструктивного общения.

  • Типы и формы насилия.

  • Насилие в семье.

  • Посттравматический стресс – синдром перенесенного насилия

Созависимость как основа развития любой формы зависимого поведения

  • Созависимость – любое поведение или отклонение, которое помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления алкоголя или наркотиков для химически зависимого или болезненно вовлеченного человека. Это закрепленная патологическая реакция на длительно проявляющийся стресс.

  • Практическое занятие 13.

  • Практическое занятие 14

Стресс и проблеморазрешающее поведение

  • Навыки оценки проблемной ситуации и принятия решения.

  • Навыки противостояния давлению человека, группы. Умение сказать «нет».

  • Способы решения проблем.

  • Понятие личностного кризиса. Конструктивное и деструктивное его переживание.

  • Практическое занятие 15.

  • Практическое занятие 16

Процесс выздоровления от химической зависимости

  • Выбор и ответственность.

  • Альтернативные способы получения удовольствия, решения проблем, времяпрепровождения.

  • Понятие морали и нравственности. Духовные аспекты развития личности.

  • Химическая зависимость как заболевание.

  • Практическое занятие 17.

  • Практическое занятие 18

Окончание

Подведение итогов работы семинара

  • Обзор прочитанного материала. Ответы на вопросы.

  • Рекомендации родителям.

  • Материал для обсуждения.

  • Практическое занятие 19.

  • Практическое занятие 20. Два эти занятия – обсуждение и анализ сложностей, специфики работы с подростками

Перед каждым практическим занятием – медиативное упражнение по осознанию «внутреннего подростка» в целях активизации подростковых стилей реагирования и чувствования.

Работа с родителями

Цель: формирование знаний и навыков, способствующих эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми через систему родительских семинаров.

Задачи:

1. Помочь осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.

2. Определить направление и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов («Я-концепции», семейного «Я», социального «Я», самоэффективности, интернального контроля, эмпатии, аффилиации, психологической и социальной поддержки).

3. Определить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. (Как взаимодействовать с ребенком так, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись? Как сделать семью социально-поддерживающей, а не социально-подавляющей системой?)

4. Обучить навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.

5. Выявлять родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи.

6. Оказывать профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям.

7. Выявлять родителей-лидеров, готовых осуществлять консультативную и социальную поддержку другим семьям. Обучить их основам оказания помощи.

План реализации работы с родителями:

1. Родительские семинары: всего 15 часов; проводятся 12 раза в месяц в течение года.

2. Подготовка родителей-лидеров по специальной 16-часовой программе семинара-тренинга.

3. Определение родителей «группы риска». Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи нуждающимся в этом родителям.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина развивающих игрушек для детей «Умница». Посетив сайт интернет магазина «Умница», располагающийся по адресу http://www.umnitsa.ru, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, который позволит купить подарок ребенку, не покидая кресла за Вашим компьютером. Подробное описание предлагаемых игрушек, удобный рубрикатор сайта и консультация квалифицированного онлайн-менеджера магазина интернет магазина «Умница» помогут подобрать самый подходящий товар для ребенка любой возрастной категории. Выгодные цены, возможность оплаты безналичным платежом и доставка заказа по всей России позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица

Примерная структура тренинговых занятий с учащимися

Этапы

Продолжительность (мин.)

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность

Определенные ритуалы

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу

Начало работы

510

Самоопределение участников (с чем они пришли в группу, как себя ощущают в настоящий момент)

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

510

1. Объединение, сплочение группы.

2. Развитие межличност-ных связей.

3. Включение в совмест-ную деятельность.

Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами

1. Обозначить правила и границы.

2. Обеспечить безопасность участников

Работа по теме

30

Задачи соответствуют теме занятия

Самые разнообраз-ные формы активности (игры, рисование, психодрама и т.д.)

1. Дать определенную информацию в доступной форме.

2. Предоставить возможность выразить свои чувства.

3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации

Разминка

1015

     

Работа по теме

25

     

Завершение занятия

10

1. Возможность выплеснуть накопившеееся напряжение.

2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии

Подвижные и/или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников

Прощание

Обозначить конец занятия

Определенные ритуалы

Эмоциональная поддержка детей

Тематика тренинговых занятий

1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.

2. Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто я? Кто ты? Что есть во мне и в тебе? Понятие границ личности. Развитие личности.

3. Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.

4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.

5. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.

6. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.

7. Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личностей.

8. Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения.

9. Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и ее отличие от дисфункциональной. Химическая зависимость в семье. Какой я вижу свою будущую семью?

10. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятия насилия и права защищать свои границы.

11. Формирования навыков заботы о себе и защиты своего «Я». Умение говорить «нет».

12. Развитие зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Выбор и ответственность. Способы получения удовольствия, решения проблем и времяпрепровождения, альтернативные употреблению психоактивных веществ.

13. Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение: формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения; способы решения проблем, личностных сложностей; понятие личностных кризисов.

14. Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение: развитие когнитивной оценки проблемной и стрессовой ситуации:

15. Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение: преодоление проблемных и стрессовых ситуаций.

16. Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

17. Понятия морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.

18. Завершение работы, подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица

Примеры игр, используемых при работе с подростками в группах

Название

Краткое описание

Цель игры

Количество

детей

Примечания

«Снежный ком»

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним

Знакомство и сплочение группы

До 20-ти

«Путаница»

Каждые берет за руки двух разных людей, стоящих желательно не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг

Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения

510

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия

«Белые медведи»

23 человека берутся за руки цепочкой. Это «белые медведи». Задача – замкнуть цепочку вокруг остальных участников-«пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем»

Разрядка

525

Безопасное помещение

«Черные шнурки»

Все сидят на стульях в кругу, ведущий находится в центре и предлагает поменяться местами тем, у кого, например, черные шнурки. Задача: всем найти себе место, в том числе и ведущему.

Тот, кто не нашел места, становится ведущим

Разрядка, возможность для проявления фантазии, вероятность увидеть общее

625

По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков: например, определен-ных отношений, осознания чувств и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Семинар-тренинг для родителей

Длительность каждого занятия  – 2 часа.

Занятие 1. Правила работы в группе тренинга. Семья, как развивающая социально-поддерживающая система. Признаки развивающих социально-поддерживающих и социально-подавляющих семейных систем. Определение возможностей, направлений и стратегий изменения семьи.

Занятие 2. Ресурсы личности. Ресурс «Я» («Я-концепция», семейное «Я», родительское «Я», самоэффективность). Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. «Я-концепции» родителя и ребенка. Точки их соприкосновения и стратегии взаимного развития.

Занятие 3. Ресурсы личности. Субъективный контроль над собственным поведением, ситуацией, поведением других членов семьи и ребенка. Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Субъективный контроль родителя и ребенка. Точки их соприкосновения и стратегии взаимного развития.

Занятие 4. Ресурсы личности. Общение в семье. Эмпатия. Аффилиация. Социальная компетентность. Осознание необходимости и стратегии изменения. Эмпатия и аффилиация родителя и ребенка. Точки соприкосновения и стратегии развития.

Занятие 5. Ресурсы семьи и среды. Социальная поддержка и ее виды (психологическая, информационная, материальная и т.д.). Эффекты поддержки. Что она дает ребенку? Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Социальная поддержка со стороны родителей и ребенка. Точки соприкосновения и пути взаимного развития.

Занятие 6. Преодоление проблем, их разрешение. Осознание собственных поведенческих стратегий, необходимости и путей их развития или изменения. Проблемно-разрешающее поведение родителей и ребенка. Точки соприкосновения и способы взаимного развития.

Занятие 7. Избегание проблем. Осознание собственных поведенческих стратегий, необходимости и путей их изменения. Избегающее поведение родителей и ребенка. Точки соприкосновения и траектории взаимного развития.

Занятие 8. Социально-поддерживающее поведение. Как сделать семью открытой и социально-поддерживающей системой? Разработка путей оказания консультативной и социально-поддерживающей помощи другим семьям.

Рейтинг@Mail.ru