Выявление и развитие внутренних
личностных качеств, способствующих стойкости
подрастающего поколения к влияниям сложной
социальной ситуации общества, формирование и
сохранение психологического здоровья на
сегодняшний день – приоритетная задача.
Согласно мнению автора
специализированных изданий И.В. Дубровиной,
психологическое здоровье – это совокупность
личностных характеристик, являющихся
предпосылками стрессоустойчивости, социальной
адаптации, успешной саморегуляции. В
психолого-педагогической литературе среди
других выделяются и такие особенности
психологически здоровой личности, как:
принятие себя,
принятие других людей,
хорошо развитая рефлексия,
стрессоустойчивость, умение находить
собственные ресурсы в трудной ситуации.
Решающая роль в процессе формирования
способности преодолевать жизненные трудности
принадлежит опыту самого ребенка, а также
особенностям его личности. Таким образом,
становится важным развитие определенных
личностных качеств и обогащение детского опыта
различными конструктивными способами
преодоления трудностей.
Психологическая служба школы должна
способствовать укреплению психики ребенка,
снятию невротических реакций, нейтрализации
страхов и отрицательных эмоций, развивать
стрессоустойчивость.
В работе с каждым возрастом формируются более
конкретные задачи, учитывающие особенности
детей данного возраста, которые представлены в таблице.
Таблица
Задачи работы психологической службы
по формированию стрессоустойчивости
Возраст
детей |
Задачи
работы |
7–9 лет |
Приобретение навыков социального
взаимодействия с группой сверстников;
развитие самоконтроля и саморегуляции;
усвоение моральных норм, ценностей,
правил поведения;
формирование «эмоциональной
грамотности»;
содействие ребенку в поиске ресурсов в
типичных трудных ситуациях
|
10 лет |
Развитие навыков сотрудничества со
сверстниками;
формирование умения правильно
относиться к успехам и неудачам;
воспитание уверенности в себе
|
11–12 лет |
Формирование интереса к другому
человеку как к личности;
развитие интереса к себе;
вырабатывание навыков самоанализа;
формирование и укрепление чувства
взрослости;
развитие навыков личностного общения в
группе сверстников
|
13–14 лет |
Формирование умения ставить перед
собой цели и достигать их;
овладение способами регуляции
поведения, эмоций;
вырабатывание способности строить
равноправные отношения со сверстниками;
развитие понимания причин
собственного и чужого поведения;
развитие гибкости как способности
человека применять большое количество
разнообразных способов поведения;
воспитание позитивного отношения к
себе
|
В дной из сравнительно мягких форм
стресса у ребенка является школьная тревожность.
Она выражается в волнении, повышенном
беспокойстве; неуверенности в правильности
своих ответов, решений. Поэтому нужно научить
детей развивать «комплекс произвольности» –
умение отслеживать, регулировать,
контролировать свои эмоции.
При остром стрессе и взрослым, и детям психологи
дают следующие рекомендации:
1. Умойтесь холодной водой. Выпейте
воды или лучше сока.
2. Найдите в теле напряженные мышцы и
расслабьте их. Потрясите кистями, руками, ногами.
3. Сожмите кисти в кулак что есть силы и
продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение.
То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами,
животом.
4. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух.
Мычите при этом, как будто вы стонете.
5. Переведите нервное напряжение в мускульное –
пробегитесь и помашите руками.
6. Помассируйте тело – погладьте себя с ног до
головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело,
разотрите шею.
7. Сделайте себе массаж лица и головы.
Помассируйте «мышцы радости», которые находятся
в верхней части щек.
8. Переключите внимание на посторонний объект, на
котором можно сконцентрировать внимание
(подойдут блестящий шарик или простая
безделушка). Внимательно рассмотрите предмет.
Найдите в нем что-то новое.
9. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите
рисунок. Уменьшите значение события. Скажите
себе: «Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали
дни и похуже! Я все равно себя люблю!». Пошлите все
к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на
толпу и красивых людей.
10. Закройте глаза. Мысленно представьте себе
тихое место, в котором вам было хорошо и
комфортно. Психологи называют его «безопасное
место, где восстанавливаются ресурсы». Побудьте
там несколько минут.
11. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые
вас любят, несмотря ни на что. Улыбнитесь им. Вы в
полном порядке.
Эффективными способами
психологического сопровождения
образовательного процесса являются
интерактивные виды деятельности: тренинги,
ролевые игры, моделирование ситуаций и т.п.
В приложении 1 приведены также общие
рекомендации психологов для учащихся с целью
развития навыков саморегуляции и управления
стрессом, которые можно использовать в работе.
В приложении 2 даны психологические игры для
учителей. Они сугубо психотерапевтические,
способствующие гармонизации внутреннего мира
педагога, ослабляют его психическую
напряженность, развивают внутренние психические
силы.
Игровые упражнения помогают ориентироваться в
собственных психических состояниях, адекватно
их расценивать, управлять собой, сохраняя свое
психическое здоровье и, как следствие этого,
достигать успеха в профессиональной
деятельности при сравнительно небольших
затратах нервно-психической энергии.
Для психотехнических игр не нужно много времени
и специальных помещений. Самостоятельно или в
парах педагоги могут выполнять упражнения в
перерывах между уроками (в своем кабинете или
учительской), на занятиях, когда школьники
работают самостоятельно, по дороге на работу или
домой. Попробуйте познакомить с такими играми
педагогов своей школы.
|