Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2008

Тема номера

Управление стрессом

В преддверие нового учебного года мы подготовили для наших читателей тематические страницы о психологическом здоровье. Причем рекомендации касаются всех участников образовательного процесса: учителей, детей и родителей, – ведь нарушение душевного комфорта каждой из категорий неминуемо влечет к общему сбою. Вашему вниманию предлагаются материалы, подготовленные школьными управленцами, психологами образовательного учреждения и представителями такой новой для России структуры, как служба примирения, занимающейся посреднической работой при конфликтах.

Выявление и развитие внутренних личностных качеств, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья на сегодняшний день – приоритетная задача.

Согласно мнению автора специализированных изданий И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие особенности психологически здоровой личности, как:

  • принятие себя,

  • принятие других людей,

  • хорошо развитая рефлексия,

  • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежит опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение детского опыта различными конструктивными способами преодоления трудностей.
Психологическая служба школы должна способствовать укреплению психики ребенка, снятию невротических реакций, нейтрализации страхов и отрицательных эмоций, развивать стрессоустойчивость.
В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста, которые представлены в таблице.

Таблица

Задачи работы психологической службы по формированию стрессоустойчивости

Возраст детей

Задачи работы

7–9 лет

  • Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников;

  • развитие самоконтроля и саморегуляции;

  • усвоение моральных норм, ценностей, правил поведения;

  • формирование «эмоциональной грамотности»;

  • содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях

10 лет

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;

  • воспитание уверенности в себе

11–12 лет

  • Формирование интереса к другому человеку как к личности;

  • развитие интереса к себе;

  • вырабатывание навыков самоанализа;

  • формирование и укрепление чувства взрослости;

  • развитие навыков личностного общения в группе сверстников

13–14 лет

  • Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

  • овладение способами регуляции поведения, эмоций;

  • вырабатывание способности строить равноправные отношения со сверстниками;

  • развитие понимания причин собственного и чужого поведения;

  • развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;

  • воспитание позитивного отношения к себе

 

В дной из сравнительно мягких форм стресса у ребенка является школьная тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве; неуверенности в правильности своих ответов, решений. Поэтому нужно научить детей развивать «комплекс произвольности» – умение отслеживать, регулировать, контролировать свои эмоции.
При остром стрессе и взрослым, и детям психологи дают следующие рекомендации:

1. Умойтесь холодной водой. Выпейте воды или лучше сока.
2. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их. Потрясите кистями, руками, ногами.
3. Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
4. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стонете.
5. Переведите нервное напряжение в мускульное – пробегитесь и помашите руками.
6. Помассируйте тело – погладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
7. Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте «мышцы радости», которые находятся в верхней части щек.
8. Переключите внимание на посторонний объект, на котором можно сконцентрировать внимание (подойдут блестящий шарик или простая безделушка). Внимательно рассмотрите предмет. Найдите в нем что-то новое.
9. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок. Уменьшите значение события. Скажите себе: «Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!». Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
10. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно. Психологи называют его «безопасное место, где восстанавливаются ресурсы». Побудьте там несколько минут.
11. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят, несмотря ни на что. Улыбнитесь им. Вы в полном порядке.

Эффективными способами психологического сопровождения образовательного процесса являются интерактивные виды деятельности: тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.п.
В приложении 1 приведены также общие рекомендации психологов для учащихся с целью развития навыков саморегуляции и управления стрессом, которые можно использовать в работе.
В приложении 2 даны психологические игры для учителей. Они сугубо психотерапевтические, способствующие гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы.
Игровые упражнения помогают ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в парах педагоги могут выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на занятиях, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Попробуйте познакомить с такими играми педагогов своей школы.

Рейтинг@Mail.ru