Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2008

Тема номера

Каждый – ресурс для развития другого

Одним из основных направлений проекта комплексной модернизации образования на сегодняшний день является привлечение в школу общественности. В связи с этим команда из числа работников управления образования и заинтересованных лиц разработала проект под названием «Создание и реализация модели государственно-общественного управления в муниципальной системе образования Советского района г. Красноярска». Он подразумевает организационно-управленческий механизм с полным нормативно-правовым обоснованием (уставы, положения, свидетельства о регистрации права и т.д.).

Сетевое взаимодействие по образовательным округам

По мнению Е.Ю. Зимина, начальника управления образования, и О.Д. Головиной, главного специалиста инспекторского отдела управления образования администрации Советского района, особенно актуальным стал сетевой принцип организации и взаимодействия образовательных учреждений между собой, при котором распределение экономических, организационных, информационных и управленческих ресурсов наиболее оптимально.

Общими становятся наработки деятельности руководителей, а также педагогических, родительских и ученических сообществ. Каждый является ресурсом для развития другого.

Многое уже воплощено в жизнь и помогло серьезно продвинуться в рамках реализации государственно-общественного управления образованием. Выработанные идеи теперь носят не только теоретический характер и в основном эффективно внедряются.

Советский район – самое большое муниципальное образование Красноярского края, в котором проживает, по данным последней переписи, более 260 тысяч человек. Его площадь – 91 кв. км.

Здесь более 80-ти образовательных учреждений разных видов и типов, достаточно удаленных друг от друга. Это вызывает дополнительные трудности для всех желающих принять участие в сотрудничестве: директоров школ, заведующих дошкольными образовательными учреждениями, их заместителей, представителей управления образования, педагогов и воспитателей, вовлеченных в систему повышения квалификации, учащихся, педагогов и родителей, заинтересованных в большом количестве разнообразных районных мероприятий (культурных, образовательных, спортивных и т.д.).

В связи с этим появилась идея деления района на пять образовательных округов, привязанных к географически компактным микрорайонам, в пределах которых возможно сообщение без использования транспорта.

Организационный аспект взаимодействия в округе

В настоящее время в районе при наличии целостной сети образовательных учреждений существует следующая инфраструктура:

– совет по образованию;

– благотворительный фонд попечительства об образовании (в составе – 64 отделения и 12 аналогичных фондов с юридическими лицами в ОУ);

– ассоциация детских общественных организаций;

– межшкольный методический центр;

– традиционный институт предметных районных и окружных методических объединений;

– районный ресурсный центр.

По мере ее развития выявились насущные проблемы:

  • неравномерное распределение в социально-образовательном округе интеллектуальных, кадровых, материальных ресурсов;

  • трудности в открытом общении, обмене современными идеями и наработанным положительным опытом.

Созданные и действующие субъекты предполагают развертывание всей инфраструктуры развития образования по максимальному количеству направлений в различных ОУ. При этом образовательный округ не вступает в конкурентную борьбу с учреждениями, расположенными на его территории, а, наоборот, становится ресурсом для их коллективного развития.

В настоящее время деление по округам используется при создании и организации деятельности управляющих советов в образовательных учреждениях.

Экономический аспект

При проведении в округе различных мероприятий любого уровня экономически более выгодно осуществлять их не только за счет расходования бюджетных средств, но и привлекать ресурсы участников образовательного процесса.

Если посчитать, сколько денег и времени тратят руководители, завучи, учителя, учащиеся и их родители на многочисленные олимпиады, конкурсы, фестивали, репетиции, спартакиады, соревнования, сдачу отчетов, совещания и т.д., то есть смысл задуматься об оптимизации этих расходов и экономии семейных бюджетов педагогов и родителей учащихся.

Конечно, вряд ли удастся полностью исключить мероприятия районного масштаба, но большую часть предварительных этапов, совещаний и консультаций можно сосредоточить в образовательных округах. В результате повысится уровень организуемых событий и станет понятна процедура их проведения.

Это в равной степени относится к культурным, спортивным, образовательным мероприятиям, системе повышения квалификации педагогов и распространения передового опыта.

Содержательный аспект, влияющий на качество образования

В районе существуют:

  • образовательные учреждения краевого инновационного комплекса по системе коллективных учебных занятий;

  • школы развивающего и индивидуально-ориентированного обучения, активно участвующие в проектах различного статуса;

  • ОУ и ДОУ, являющиеся краевыми и городскими стажерскими площадками, работающими по ТРИЗ-педагогике;

  • победители российских, краевых, городских конкурсов в разных номинациях;

  • педагоги-лидеры в своих предметах, технологиях и инновационных направлениях.

Поэтому остро чувствуется необходимость в эффективном, оперативном взаимообмене идеями, опытом между руководителями, педагогами, учащимися и родителями.

Предложенная схема позволяет привлечь к этому процессу намного большее количество участников, снижает стоимость коммуникативных связей, повышает эффективность и результативность всего образовательного процесса, что неизбежно приводит к улучшению качества образования.

Изменяется и содержание управленческого труда. При росте возможностей и ресурсов образовательного округа для развития своего коллектива может обостриться борьба за то, чтобы существенная часть окружной инфраструктуры находилась именно в конкретных образовательных учреждениях. Это увеличивает ответственность руководителей перед другими ОУ в округе.

Разветвленная сетевая структура ресурсов, кадров и информационного обмена позволяет намного быстрее внедрять новые идеи, технологии, образцы педагогической практики.

Информационный аспект взаимодействия в округе

Систему социально-образовательных округов существенно усиливает реализуемый проект по развитию районной интрасети с выходом в Интернет между всеми субъектами образовательного процесса. Это не только позволяет повысить эффективность и качество связи, но и снизить транспортные расходы, эффективно распределить время.

Представители различных направлений деятельности государственно-общественного районного ресурсного центра, районных и окружных методических объединений, творческих групп и стажерских площадок получили возможность интенсивно общаться через образовательный портал; оперативно вводить новые наработки непосредственно на местах в своих округах, где в свою очередь действуют педагогические команды под руководством куратора по данному направлению.

Управленческий аспект

В благотворительном фонде попечительства об образовании на заседаниях правления произошло общественное обсуждение форм и методов аудита и мониторинга деятельности ОУ, что позволило составлять их рейтинг и доводить результаты до жителей всего района.

Разворачивание эксперимента по ЕГЭ, реализация проекта комплексной модернизации только усиливает необходимость проведения такой работы. Тем более что единый экзамен показывает лишь некоторый итог, а составление рейтинга дает оценить всю деятельность образовательного учреждения в течение года.

Таким образом, благодаря объективным показателям у руководителя появилась возможность добиваться привлекательного имиджа школы в глазах учащихся, родителей, бизнеса, власти и самого педагогического сообщества, эффективно используя профессионально-образовательные ресурсы (организационные, экономические, содержательные, информационные, нормативно-правовые, управленческие).

В случае недостаточно высокого рейтинга можно проанализировать свою работу по понятной и развернутой схеме, после чего устранить проблемы, пользуясь сетевыми ресурсами округов и лучших учреждений района при минимальных экономических затратах.

Место образовательных округов в системе государственно-общественного управления образованием района

Сетевое распределение ролей между ОУ округа и объединение их уникальных ресурсов для целей реализации различных направлений своей социальной деятельности помогает школам работать с местным сообществом более эффективно, экономично и результативно. Это привлекает новые общественные, негосударственные ресурсы. Происходит становление организационно-деятельностных форм государственно-общественного управления образованием, в том числе и управляющих советов.

При создании такой структуры заметны следующие социальные эффекты.

Во-первых, сфера образования становится организатором и лидером в процессе консолидации общественных усилий при формировании гражданской и социально активной, дееспособной личности.

Выстраиваемая система нацелена на обучение навыкам общественной самоорганизации внутри социальных групп и местных сообществ, воспитание ценностей, стимулов и стандартов гражданственности, патриотизма.

Во-вторых, увеличивается количество граждан, ориентированных на общественную деятельность, благотворительность, социально ответственную инициативу.

В-третьих, изменяется качество образования: осуществляется переход от опосредованно-теоретической, информационной социализации к непосредственно практической; степень государственного и общественного внимания к школе увеличивается; получает развитие местная образовательная и молодежная политика; происходит становление самоорганизации различных групп людей.

Результатом социально-ориентированной проектной активности системы образования района является:

  • создание институтов общественного попечительства;

  • формирование новой социальной реальности, воспитывающей молодежь (да и взрослых);

  • становление и развитие самоорганизации педагогов, учеников, их родителей, местного сообщества, самостоятельно решающих социальные проблемы в сфере образования, а затем, по мере обретения навыков и осознания новых возможностей, и в других социокультурных сферах.

В этом пространстве естественным становится возникновение различных организационных структур и правовых форм детской и молодежной самоорганизации для совместных общественно полезных и практически значимых дел.

Рейтинг@Mail.ru