Сетевое взаимодействие по
образовательным округам
По мнению Е.Ю. Зимина, начальника
управления образования, и О.Д. Головиной,
главного специалиста инспекторского отдела
управления образования администрации
Советского района, особенно актуальным стал
сетевой принцип организации и взаимодействия
образовательных учреждений между собой, при
котором распределение экономических,
организационных, информационных и
управленческих ресурсов наиболее оптимально.
Общими становятся наработки
деятельности руководителей, а также
педагогических, родительских и ученических
сообществ. Каждый является ресурсом для развития
другого.
Многое уже воплощено в жизнь и помогло
серьезно продвинуться в рамках реализации
государственно-общественного управления
образованием. Выработанные идеи теперь носят не
только теоретический характер и в основном
эффективно внедряются.
Советский район – самое большое
муниципальное образование Красноярского края, в
котором проживает, по данным последней переписи,
более 260 тысяч человек. Его площадь – 91 кв. км.
Здесь более 80-ти образовательных
учреждений разных видов и типов, достаточно
удаленных друг от друга. Это вызывает
дополнительные трудности для всех желающих
принять участие в сотрудничестве: директоров
школ, заведующих дошкольными образовательными
учреждениями, их заместителей, представителей
управления образования, педагогов и
воспитателей, вовлеченных в систему повышения
квалификации, учащихся, педагогов и родителей,
заинтересованных в большом количестве
разнообразных районных мероприятий (культурных,
образовательных, спортивных и т.д.).
В связи с этим появилась идея деления
района на пять образовательных округов,
привязанных к географически компактным
микрорайонам, в пределах которых возможно
сообщение без использования транспорта.
Организационный аспект
взаимодействия в округе
В настоящее время в районе при наличии
целостной сети образовательных учреждений
существует следующая инфраструктура:
– совет по образованию;
– благотворительный фонд
попечительства об образовании (в составе – 64
отделения и 12 аналогичных фондов с юридическими
лицами в ОУ);
– ассоциация детских общественных
организаций;
– межшкольный методический центр;
– традиционный институт предметных
районных и окружных методических объединений;
– районный ресурсный центр.
По мере ее развития выявились насущные
проблемы:
неравномерное распределение в
социально-образовательном округе
интеллектуальных, кадровых, материальных
ресурсов;
трудности в открытом общении, обмене
современными идеями и наработанным
положительным опытом.
Созданные и действующие субъекты
предполагают развертывание всей инфраструктуры
развития образования по максимальному
количеству направлений в различных ОУ. При этом
образовательный округ не вступает в
конкурентную борьбу с учреждениями,
расположенными на его территории, а, наоборот,
становится ресурсом для их коллективного
развития.
В настоящее время деление по округам
используется при создании и организации
деятельности управляющих советов в
образовательных учреждениях.
Экономический аспект
При проведении в округе различных
мероприятий любого уровня экономически более
выгодно осуществлять их не только за счет
расходования бюджетных средств, но и привлекать
ресурсы участников образовательного процесса.
Если посчитать, сколько денег и
времени тратят руководители, завучи, учителя,
учащиеся и их родители на многочисленные
олимпиады, конкурсы, фестивали, репетиции,
спартакиады, соревнования, сдачу отчетов,
совещания и т.д., то есть смысл задуматься об
оптимизации этих расходов и экономии семейных
бюджетов педагогов и родителей учащихся.
Конечно, вряд ли удастся полностью
исключить мероприятия районного масштаба, но
большую часть предварительных этапов, совещаний
и консультаций можно сосредоточить в
образовательных округах. В результате повысится
уровень организуемых событий и станет понятна
процедура их проведения.
Это в равной степени относится к
культурным, спортивным, образовательным
мероприятиям, системе повышения квалификации
педагогов и распространения передового опыта.
Содержательный аспект, влияющий на
качество образования
В районе существуют:
образовательные учреждения краевого
инновационного комплекса по системе
коллективных учебных занятий;
школы развивающего и
индивидуально-ориентированного обучения,
активно участвующие в проектах различного
статуса;
ОУ и ДОУ, являющиеся краевыми и
городскими стажерскими площадками, работающими
по ТРИЗ-педагогике;
победители российских, краевых,
городских конкурсов в разных номинациях;
педагоги-лидеры в своих предметах,
технологиях и инновационных направлениях.
Поэтому остро чувствуется
необходимость в эффективном, оперативном
взаимообмене идеями, опытом между
руководителями, педагогами, учащимися и
родителями.
Предложенная схема позволяет привлечь
к этому процессу намного большее количество
участников, снижает стоимость коммуникативных
связей, повышает эффективность и
результативность всего образовательного
процесса, что неизбежно приводит к улучшению
качества образования.
Изменяется и содержание
управленческого труда. При росте возможностей и
ресурсов образовательного округа для развития
своего коллектива может обостриться борьба за
то, чтобы существенная часть окружной
инфраструктуры находилась именно в конкретных
образовательных учреждениях. Это увеличивает
ответственность руководителей перед другими ОУ
в округе.
Разветвленная сетевая структура
ресурсов, кадров и информационного обмена
позволяет намного быстрее внедрять новые идеи,
технологии, образцы педагогической практики.
Информационный аспект взаимодействия
в округе
Систему социально-образовательных
округов существенно усиливает реализуемый
проект по развитию районной интрасети с выходом
в Интернет между всеми субъектами
образовательного процесса. Это не только
позволяет повысить эффективность и качество
связи, но и снизить транспортные расходы,
эффективно распределить время.
Представители различных направлений
деятельности государственно-общественного
районного ресурсного центра, районных и окружных
методических объединений, творческих групп и
стажерских площадок получили возможность
интенсивно общаться через образовательный
портал; оперативно вводить новые наработки
непосредственно на местах в своих округах, где в
свою очередь действуют педагогические команды
под руководством куратора по данному
направлению.
Управленческий аспект
В благотворительном фонде
попечительства об образовании на заседаниях
правления произошло общественное обсуждение
форм и методов аудита и мониторинга деятельности
ОУ, что позволило составлять их рейтинг и
доводить результаты до жителей всего района.
Разворачивание эксперимента по ЕГЭ,
реализация проекта комплексной модернизации
только усиливает необходимость проведения такой
работы. Тем более что единый экзамен показывает
лишь некоторый итог, а составление рейтинга дает
оценить всю деятельность образовательного
учреждения в течение года.
Таким образом, благодаря объективным
показателям у руководителя появилась
возможность добиваться привлекательного имиджа
школы в глазах учащихся, родителей, бизнеса,
власти и самого педагогического сообщества,
эффективно используя
профессионально-образовательные ресурсы
(организационные, экономические, содержательные,
информационные, нормативно-правовые,
управленческие).
В случае недостаточно высокого
рейтинга можно проанализировать свою работу по
понятной и развернутой схеме, после чего
устранить проблемы, пользуясь сетевыми
ресурсами округов и лучших учреждений района при
минимальных экономических затратах.
Место образовательных округов в
системе государственно-общественного
управления образованием района
Сетевое распределение ролей между
ОУ округа и объединение их уникальных ресурсов
для целей реализации различных направлений
своей социальной деятельности помогает школам
работать с местным сообществом более эффективно,
экономично и результативно. Это привлекает новые
общественные, негосударственные ресурсы.
Происходит становление
организационно-деятельностных форм
государственно-общественного управления
образованием, в том числе и управляющих советов.
При создании такой структуры заметны
следующие социальные эффекты.
Во-первых, сфера образования
становится организатором и лидером в процессе
консолидации общественных усилий при
формировании гражданской и социально активной,
дееспособной личности.
Выстраиваемая система нацелена на
обучение навыкам общественной самоорганизации
внутри социальных групп и местных сообществ,
воспитание ценностей, стимулов и стандартов
гражданственности, патриотизма.
Во-вторых, увеличивается
количество граждан, ориентированных на
общественную деятельность, благотворительность,
социально ответственную инициативу.
В-третьих, изменяется качество
образования: осуществляется переход от
опосредованно-теоретической, информационной
социализации к непосредственно практической;
степень государственного и общественного
внимания к школе увеличивается; получает
развитие местная образовательная и молодежная
политика; происходит становление
самоорганизации различных групп людей.
Результатом
социально-ориентированной проектной активности
системы образования района является:
создание институтов общественного
попечительства;
формирование новой социальной
реальности, воспитывающей молодежь (да и
взрослых);
становление и развитие
самоорганизации педагогов, учеников, их
родителей, местного сообщества, самостоятельно
решающих социальные проблемы в сфере
образования, а затем, по мере обретения навыков и
осознания новых возможностей, и в других
социокультурных сферах.
В этом пространстве естественным становится
возникновение различных организационных
структур и правовых форм детской и молодежной
самоорганизации для совместных общественно
полезных и практически значимых дел.
|