Решение было однозначно
положительным
При определении стратегии развития красноярской
школы № 147, директором которой работает О.В.
Журавлева, немаловажную роль сыграли факторы
внешнего окружения.
Школа находится в
микрорайоне-новостройке, строительство жилых
домов ведется по сей день, поэтому новые ученики
приходят со своей культурой, традициями, опытом,
уровнем знаний; а если учесть и то, что в
структуре ОУ есть центр дополнительного
образования физкультурно-спортивной
направленности, где занимаются дети со всех
уголков города, актуальными становятся вопросы
адаптации «новичков» – с одной стороны, и
нравственные особенности
учебно-воспитательного аспекта – с другой.
В инфраструктуре микрорайона
отсутствуют центры дополнительного образования
и детского творчества, в которых учащиеся cмогли
бы реализовать свои интересы и потребности во
внеурочной деятельности.
Образовательное учреждение удалено
от культурных, образовательных, спортивных
центров города, что создает дополнительные
препятствия для школьников в их самореализации
во внеучебных видах деятельности.
Малый спектр связей
межведомственного взаимодействия, что актуально
в определении степени открытости школы для
местного сообщества, социума.
Если говорить о внутренних условиях
функционирования учреждения, то следует
обратить внимание на следующие:
– высок уровень конфликтности
между учащимися спортивных классов центра
дополнительного образования, созданного на базе
школы, и учениками неспортивных классов;
– центр дополнительного
образования ориентирован только на спортивные
достижения своих воспитанников и закрыт для
других школьников и социума;
– родительская общественность не
заинтересована в делах школы, выражает недоверие
к администрации, а иногда и агрессию по отдельным
вопросам учебно-воспитательного процесса;
– отсутствует орган управления
(обозначенный в уставе), в структуре которого
имелось бы представительство всех участников
образовательного процесса, а также реально
действующий орган ученического самоуправления.
«Такова была ситуация на момент моего
вступления в должность, – рассказывает
директор. – И, естественно, когда поступило
предложение от управления образования, и
создателей благотворительного фонда
попечительства об образовании района стать его
отделением, решение было однозначно
положительным».
Родители сначала приняли идею очень
настороженно, но семинары, регулярные
разъяснительные консультации для руководителей
образовательных учреждений и родительской
общественности, проводимые организаторами
фонда, сделали свое дело. Семьи учеников поверили
и поняли, в чем преимущество данной формы
самоуправления по сравнению с традиционным
родительским комитетом (юридическая
защищенность интересов родителей, пошаговая
определенность в работе с финансами,
прозрачность всех денежных операций).
Менталитет ни при чем
Через полгода на одном из семинаров
для директоров школ района обсуждался вопрос о
возможном участии учреждений в федеральном
эксперименте по введению в образовательные
учреждения управляющих советов как одной из форм
государственно-общественного управления.
Приказом по школе были назначены члены рабочей
группы, в которую вошли представители от
учителей, родителей и администрации. В
управлении образования составили и
откорректировали план организации управляющего
совета.
Началась разъяснительная работа среди
участников образовательного процесса.
Одновременно рабочая группа занялась
нормативно-правовыми документами. Появилось
положение об управляющем совете, о выборах в него
и процедуре кооптации. В раздел «Управление
школой» устава ОУ, где обозначены функции УС и
правления благотворительного фонда, внесли
соответствующие изменения. Новый устав
зарегистрировали в управлении образования
города.
Провели семинары районного, краевого
уровня для тех, кто включился в эксперимент, где
каждый из участников пытался разобраться, для
чего ему нужен управляющий совет, в чем отличие
данной формы самоуправления от других, каково
будущее эксперимента и есть ли оно вообще. Именно
во время споров, бурных обсуждений и пришло
окончательное осознание необходимости усиления
общественной составляющей в организации
образовательного процесса и образовательного
пространства школы.
В ходе эксперимента приходится
отвечать на множество вопросов: «Кому это
нужно?», «Зачем лишняя головная боль директору
школы?». Оппонировать тем, кто категорически
против: «Все равно из этого ничего не получится»,
«Зарубежный опыт нам ни к чему – у нас другой
менталитет». Вникать в суть и перспективы нового
и даже чуждого, на первый взгляд, явления –
становления института гражданского общества в
системе образования. Не одну и не две встречи
пришлось провести рабочей группе с учителями,
родителями, учениками, пока осознание
необходимости управляющего совета для школы и ее
будущего не обозначилось достаточно четко.
Параллельно с этими процедурами была
активизирована работа по формированию и
стабилизации деятельности в уже сформированных
органах самоуправления участников
образовательного процесса:
а) укрепились позиции попечительского
совета структурного подразделения школы
физкультурно-спортивной направленности –
Академии культуры и спорта, а также правления
отделения Благотворительного фонда
попечительства об образовании Советского
района;
б) в сентябре 2004 г. школа и местная
детская общественная организация «Городское
объединение школьного актива» г. Красноярска
открыли на базе образовательного учреждения
Центр дополнительного образования по развитию
детского движения для подростков и молодежи
микрорайона. Здесь ребята обучаются основам
лидерства, журналистики, проектирования с
обязательными социальными практиками как внутри
школы, так и на уровне района, города и даже края.
Создан совет старшеклассников;
в) педагогический коллектив
объединился в творческие группы по отработке
актуальных вопросов жизнедеятельности ОУ:
профильное обучение –
педагоги не только приняли участие в обучающих
семинарах, но и составили программы элективных
курсов, а два учителя уже апробировали их;
формирование и развитие
общеучебных умений и навыков учащихся –
проведена исследовательская работа;
одаренные дети, воспитательная
система – родились проекты, которые были
презентованы и одобрены педагогическим
коллективом;
г) тренерский совет центра
дополнительного образования Академии культуры и
спорта принял решение активно взаимодействовать
с социумом через проведение мероприятий для
жителей микрорайона, района, города (Масленица,
День защиты детей, юбилеи района и города и др.);
организованы спортивные клубы для ветеранов,
родителей учащихся, проводятся товарищеские
встречи по игровым видам спорта среди учителей,
учеников, родителей, выпускников, и, что очень
значимо, тренеры-преподаватели включают в
тренировочный процесс уже не только ребят из
спортивных классов;
д) с сентября 2004 г. начали работу музей
«Путь к успеху» и Клуб интересных встреч,
ориентированные на знакомство школьников с
успешными людьми микрорайона, ветеранами войны и
труда. В совет музея вошли ученики 6–8-х классов,
которые с увлечением проводят встречи с гостями,
организуют интервью, оформляют экспозиции,
выставки, горят желанием узнать, как проводится
работа в подобных музеях, уже намечены встречи в
другом городе.
Администрация, наряду с управлением
всеми процессами, происходящими в учреждении,
работает над созданием программы развития,
активным поиском партнеров, расширением спектра
ведомственного и межведомственного
взаимодействия школы.
Управляющий совет – это трибуна
Органы самоуправления на данный
момент находятся на разных этапах развития
самостоятельности, организованности,
осознанности своего предназначения в
стратегической политике ОУ. Но ясно одно:
управляющий совет – это, по мнению одного из
представителей родительской общественности,
«трибуна, где каждый из участников
образовательного процесса, представителей
воспитательных центров может высказать свою
точку зрения, заявить о проблеме, поделиться
мнением о будущем школы».
Процедура подготовки и проведения
выборов в УС – дело громкое. Идет обсуждение
на страницах школьной газеты, издаются
информационные бюллетени, принимаются изменения
в уставе, выдвигаются кандидатуры не по принципу
«лишь бы не меня», а с пользой для дела, особенно
со стороны родителей.
Первое заседание показало: есть немало
заинтересованных в открытой, «понятной»,
перспективной школе № 147. И, наверное, не
случайно то, что первой в совете стала комиссия
стратегического развития ОУ, в состав которой
вошли представители всех участников
образовательного процесса – учителя, ученики
и родители.
Изменения в характере деятельности
субъектов образовательного процесса оказывают
определенное влияние на внешние условия. Вокруг
ОУ создается новая социальная реальность,
обучающая и воспитывающая, формирующая
общественно активное открытое учреждение,
профессиональное педагогическое и местное
сообщества.
В результате деятельности
управляющего совета школа:
– превратится в культурный,
образовательный и спортивный центр
микрорайона;
– приобретет определенный имидж
(учащиеся успешны, учителя – люди творческие,
а рейтинговая динамика в районе –
положительная);
– успешно адаптирует учащихся и
учителей;
– разовьет старые и сформирует
новые традиции;
– расширит спектр связей
межведомственного взаимодействия;
– станет активным участником жизни
общества.
Введение управляющего совета будет
способствовать развитию общественной
составляющей в управлении школой,
конструктивному решению педагогических,
экономических, организационных вопросов ее
жизнедеятельности. Немаловажно и то, что
непременно объединятся силы участников
образовательного процесса, общественности
микрорайона, в котором находится школа,
представителей бизнеса, власти, науки, культуры в
деле строительства конкурентоспособного ОУ.
Совет позитивно повлияет на активизацию
процессов, способствующих формированию и
развитию органов самоуправления.
В номере использованы материалы
практико-ориентированного альманаха «Вопросы
управления красноярским образованием». Под
редакцией: Н.К. Райсвих, В.А. Минов, Л.В. Соколов.
Выпуск 1 «Школьные управляющие советы». ISBN
5-85981-104-7. Красноярск, 2007.
|
|