Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2008

Тема номера

Круги по воде

ГОУ активизирует органы самоуправления в школе и изменения в социуме

Идея государственно-общественного управления образованием прочно входит в сознание руководителей школ и становится неизбежным условием определения стратегии развития ОУ. У каждого учреждения свои основания актуализации того или иного направления политики в будущем. Она осуществляется, исходя из внутренних и внешних условий, в которых находится ОУ, приоритетов деятельности, выбираемых им, интересов потребителей на рынке образовательных услуг.

Решение было однозначно положительным

При определении стратегии развития красноярской школы № 147, директором которой работает О.В. Журавлева, немаловажную роль сыграли факторы внешнего окружения.

  • Школа находится в микрорайоне-новостройке, строительство жилых домов ведется по сей день, поэтому новые ученики приходят со своей культурой, традициями, опытом, уровнем знаний; а если учесть и то, что в структуре ОУ есть центр дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, где занимаются дети со всех уголков города, актуальными становятся вопросы адаптации «новичков» – с одной стороны, и нравственные особенности учебно-воспитательного аспекта – с другой.

  • В инфраструктуре микрорайона отсутствуют центры дополнительного образования и детского творчества, в которых учащиеся cмогли бы реализовать свои интересы и потребности во внеурочной деятельности.

  • Образовательное учреждение удалено от культурных, образовательных, спортивных центров города, что создает дополнительные препятствия для школьников в их самореализации во внеучебных видах деятельности.

  • Малый спектр связей межведомственного взаимодействия, что актуально в определении степени открытости школы для местного сообщества, социума.

Если говорить о внутренних условиях функционирования учреждения, то следует обратить внимание на следующие:

– высок уровень конфликтности между учащимися спортивных классов центра дополнительного образования, созданного на базе школы, и учениками неспортивных классов;

– центр дополнительного образования ориентирован только на спортивные достижения своих воспитанников и закрыт для других школьников и социума;

– родительская общественность не заинтересована в делах школы, выражает недоверие к администрации, а иногда и агрессию по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса;

– отсутствует орган управления (обозначенный в уставе), в структуре которого имелось бы представительство всех участников образовательного процесса, а также реально действующий орган ученического самоуправления.

«Такова была ситуация на момент моего вступления в должность, – рассказывает директор. – И, естественно, когда поступило предложение от управления образования, и создателей благотворительного фонда попечительства об образовании района стать его отделением, решение было однозначно положительным».

Родители сначала приняли идею очень настороженно, но семинары, регулярные разъяснительные консультации для руководителей образовательных учреждений и родительской общественности, проводимые организаторами фонда, сделали свое дело. Семьи учеников поверили и поняли, в чем преимущество данной формы самоуправления по сравнению с традиционным родительским комитетом (юридическая защищенность интересов родителей, пошаговая определенность в работе с финансами, прозрачность всех денежных операций).

Менталитет ни при чем

Через полгода на одном из семинаров для директоров школ района обсуждался вопрос о возможном участии учреждений в федеральном эксперименте по введению в образовательные учреждения управляющих советов как одной из форм государственно-общественного управления. Приказом по школе были назначены члены рабочей группы, в которую вошли представители от учителей, родителей и администрации. В управлении образования составили и откорректировали план организации управляющего совета.

Началась разъяснительная работа среди участников образовательного процесса. Одновременно рабочая группа занялась нормативно-правовыми документами. Появилось положение об управляющем совете, о выборах в него и процедуре кооптации. В раздел «Управление школой» устава ОУ, где обозначены функции УС и правления благотворительного фонда, внесли соответствующие изменения. Новый устав зарегистрировали в управлении образования города.

Провели семинары районного, краевого уровня для тех, кто включился в эксперимент, где каждый из участников пытался разобраться, для чего ему нужен управляющий совет, в чем отличие данной формы самоуправления от других, каково будущее эксперимента и есть ли оно вообще. Именно во время споров, бурных обсуждений и пришло окончательное осознание необходимости усиления общественной составляющей в организации образовательного процесса и образовательного пространства школы.

В ходе эксперимента приходится отвечать на множество вопросов: «Кому это нужно?», «Зачем лишняя головная боль директору школы?». Оппонировать тем, кто категорически против: «Все равно из этого ничего не получится», «Зарубежный опыт нам ни к чему – у нас другой менталитет». Вникать в суть и перспективы нового и даже чуждого, на первый взгляд, явления – становления института гражданского общества в системе образования. Не одну и не две встречи пришлось провести рабочей группе с учителями, родителями, учениками, пока осознание необходимости управляющего совета для школы и ее будущего не обозначилось достаточно четко.

Параллельно с этими процедурами была активизирована работа по формированию и стабилизации деятельности в уже сформированных органах самоуправления участников образовательного процесса:

а) укрепились позиции попечительского совета структурного подразделения школы физкультурно-спортивной направленности – Академии культуры и спорта, а также правления отделения Благотворительного фонда попечительства об образовании Советского района;

б) в сентябре 2004 г. школа и местная детская общественная организация «Городское объединение школьного актива» г. Красноярска открыли на базе образовательного учреждения Центр дополнительного образования по развитию детского движения для подростков и молодежи микрорайона. Здесь ребята обучаются основам лидерства, журналистики, проектирования с обязательными социальными практиками как внутри школы, так и на уровне района, города и даже края. Создан совет старшеклассников;

в) педагогический коллектив объединился в творческие группы по отработке актуальных вопросов жизнедеятельности ОУ:

  • профильное обучение – педагоги не только приняли участие в обучающих семинарах, но и составили программы элективных курсов, а два учителя уже апробировали их;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся – проведена исследовательская работа;

  • одаренные дети, воспитательная система – родились проекты, которые были презентованы и одобрены педагогическим коллективом;

г) тренерский совет центра дополнительного образования Академии культуры и спорта принял решение активно взаимодействовать с социумом через проведение мероприятий для жителей микрорайона, района, города (Масленица, День защиты детей, юбилеи района и города и др.); организованы спортивные клубы для ветеранов, родителей учащихся, проводятся товарищеские встречи по игровым видам спорта среди учителей, учеников, родителей, выпускников, и, что очень значимо, тренеры-преподаватели включают в тренировочный процесс уже не только ребят из спортивных классов;

д) с сентября 2004 г. начали работу музей «Путь к успеху» и Клуб интересных встреч, ориентированные на знакомство школьников с успешными людьми микрорайона, ветеранами войны и труда. В совет музея вошли ученики 6–8-х классов, которые с увлечением проводят встречи с гостями, организуют интервью, оформляют экспозиции, выставки, горят желанием узнать, как проводится работа в подобных музеях, уже намечены встречи в другом городе.

Администрация, наряду с управлением всеми процессами, происходящими в учреждении, работает над созданием программы развития, активным поиском партнеров, расширением спектра ведомственного и межведомственного взаимодействия школы.

Управляющий совет – это трибуна

Органы самоуправления на данный момент находятся на разных этапах развития самостоятельности, организованности, осознанности своего предназначения в стратегической политике ОУ. Но ясно одно: управляющий совет – это, по мнению одного из представителей родительской общественности, «трибуна, где каждый из участников образовательного процесса, представителей воспитательных центров может высказать свою точку зрения, заявить о проблеме, поделиться мнением о будущем школы».

Процедура подготовки и проведения выборов в УС – дело громкое. Идет обсуждение на страницах школьной газеты, издаются информационные бюллетени, принимаются изменения в уставе, выдвигаются кандидатуры не по принципу «лишь бы не меня», а с пользой для дела, особенно со стороны родителей.

Первое заседание показало: есть немало заинтересованных в открытой, «понятной», перспективной школе № 147. И, наверное, не случайно то, что первой в совете стала комиссия стратегического развития ОУ, в состав которой вошли представители всех участников образовательного процесса – учителя, ученики и родители.

Изменения в характере деятельности субъектов образовательного процесса оказывают определенное влияние на внешние условия. Вокруг ОУ создается новая социальная реальность, обучающая и воспитывающая, формирующая общественно активное открытое учреждение, профессиональное педагогическое и местное сообщества.

В результате деятельности управляющего совета школа:

– превратится в культурный, образовательный и спортивный центр микрорайона;

– приобретет определенный имидж (учащиеся успешны, учителя – люди творческие, а рейтинговая динамика в районе – положительная);

– успешно адаптирует учащихся и учителей;

– разовьет старые и сформирует новые традиции;

– расширит спектр связей межведомственного взаимодействия;

– станет активным участником жизни общества.

Введение управляющего совета будет способствовать развитию общественной составляющей в управлении школой, конструктивному решению педагогических, экономических, организационных вопросов ее жизнедеятельности. Немаловажно и то, что непременно объединятся силы участников образовательного процесса, общественности микрорайона, в котором находится школа, представителей бизнеса, власти, науки, культуры в деле строительства конкурентоспособного ОУ. Совет позитивно повлияет на активизацию процессов, способствующих формированию и развитию органов самоуправления.

В номере использованы материалы практико-ориентированного альманаха «Вопросы управления красноярским образованием». Под редакцией: Н.К. Райсвих, В.А. Минов, Л.В. Соколов. Выпуск 1 «Школьные управляющие советы». ISBN 5-85981-104-7. Красноярск, 2007.

Рейтинг@Mail.ru