Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2008

События

«По счастливой случайности…»

О прошедших в Санкт-Петербурге Ежегодных гимназических ученических чтениях

Семья приезжает в деревенский дом, и в нем переклеиваются обои. На одно помещение их не хватает – не ехать же обратно в город! Речь идет о детской, которую решено оклеить ненужными отцовскими бумагами – математическими конспектами. Одиннадцатилетняя девочка, хозяйка комнаты – будущий математик Софья Васильевна Ковалевская…

«Когда мы переезжали на житье в деревню, весь дом пришлось отделать заново и все комнаты оклеить новыми обоями. Но так как комнат было много, то на одну из наших детских комнат обоев не хватило, а выписывать-то обои приходилось из Петербурга, это было целой историей, и для одной комнаты выписывать решительно не стоило. Все ждали случая, и в ожидании его эта обиженная комната так и простояла много лет с одной стеной, оклеенной простой бумагой. Но, по счастливой случайности, на эту предварительную оклейку пошли именно листы литографированных лекций Остроградского 1 о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные моим отцом в его молодости.

Листы эти, испещренные странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя мое внимание. Я помню, как я в детстве проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти, да и самый текст оставил по себе глубокий след в мозгу, хотя в самый момент прочтения он и остался для меня непонятным.

Когда, много лет спустя, уже пятнадцатилетней девочкой, я брала первый урок дифференциального исчисления у известного преподавателя математики в Петербурге, Александра Николаевича Страннолюбского2, он удивился, как скоро я охватила и усвоила себе понятия о пределе и о производной, «точно я наперед их знала». Я помню, он именно так и выразился. И дело, действительно, было в том, что в ту минуту, когда он объяснял мне эти понятия, мне вдруг живо припомнилось, что все это стояло на памятных мне листах Остроградского, и самое понятие о пределе показалось мне давно знакомым»3.

Этот эпизод в ее жизни, «счастливая случайность», как назвала его сама С.В. Ковалевская – толчковый, начало пробуждения мыслительного процесса, самостоятельного постижения чего-то ребенком.

Педагоги, умные взрослые стремятся развивать способность к мышлению даже у маленьких детей. Об этом мы читаем в «Воспоминаниях» Марии Федоровны Каменской (1817–1898), дочери Федора Петровича Толстого (1783–1873), художника, медальера, вице-президента Академии Художеств (с 1828 по 1859 гг.). Она рассказывает о том, как воспитывался ее дядя, граф Константин Петрович, будучи студентом Шляхетского Кадетского корпуса в Петербурге, куда принимали мальчиков с 5-ти лет и выпускали в 17-летнем возрасте офицерами.

Директор этого Корпуса в указанный период, граф Ангальт, и был таким умным взрослым. Не случайно Мария Федоровна Каменская называет его в своих мемуарах «известный умница, тот самый, который для облегчения маленьким кадетам будущего их учения придумал расписать каменную стену вокруг их сада фресками и изобразить на них известные исторические события, страны света, географические карты, светила, планеты небесные все, что впоследствии должно было войти в их уроки.

Стену эту тогдашние художники расписали прекрасно, и граф Ангальт назвал ее «muraille parlante»4. И точно, стена эта наглядно говорила о многом, так что мальчуганы, не учась еще серьезно, бегая и играя в саду, невольно заглядывались на картинки и приходили в классы уже подготовленными»5.

Для Софьи Ковалевской счастливый случай сыграл важную роль в формировании способа мышления, и возможно, в выборе жизненного пути. Для учеников Кадетского корпуса это – закономерность, продуманная и предусмотренная их директором, графом Ангальтом.

Так или иначе, случайно или закономерно, но в жизни каждого человека наступает момент, когда он начинает мыслить, обобщать, пытается делать выводы. Можно рассчитывать на случай, но надежнее создавать предпосылки для развития этого разумного и важного – на всю жизнь человека – процесса.

Сейчас в образовании не все идет по этому пути. Но те гимназии, школы, лицеи, училища, кто придерживается именно такой точки зрения, занимаются со своими учениками – кто давно, с начала 90-х гг. ХХ в., кто недавно – исследовательской и проектной деятельностью. Как любая системная работа по развитию интеллекта, она приносит свои плоды.

Ежегодные гимназические ученические чтения, прошедшие в городе на Неве и организованные Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга, дают возможность в этом убедиться.

Под музыку «Гимна великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник» каждый год в мае открывается «Конференция победителей», или Ежегодные гимназические ученические чтения. На этот раз уже Пятые чтения собрали 273 докладчика – школьников-исследователей из разных городов России, учеников петербургских школ. Четырежды событие проходило в помещении известной в северной столице гимназии № 622, Пятые чтения приняла у себя Вторая Санкт-Петербургская гимназия.

Докладчики представляли гимназии, школы, лицеи, училища разных городов РФ6: Образовательные учреждения из Бежецка, Краснодара, Нижнего Новгорода, Москвы, Перми, Саратова, Улан-Удэ – список можно продолжить. Некоторые подали заявки на заочное участие.

Разумеется, свои работы продемонстрировали и образовательные учреждения города на Неве – Академическая гимназия, Вторая гимназия, гимназии №№ 52, 56, 61 и т.д.

Готовила конференцию целая команда педагогов: и преподаватели информатики Второй Санкт-Петербургской гимназии, и координатор конференции, учитель литературы этой же гимназии Елена Леопольдовна Королева. Преподаватель физики лицея № 82 Денис Александрович Порохов сделал сайт конференции, куда участники присылали свои тезисы. Члены жюри знакомились на нем с работами, авторов которых им предстояло слушать. Здесь же вывешивались сообщения, программа конференции. Создавались комиссии жюри, что согласовывалось с ректорами вузов, НИИ, СПбАППО, музеями Петербурга, научными руководителям ОУ.

И получился праздник – молодого ума, здравого смысла, любознательности, свежих взглядов на устоявшиеся нормы, на явления науки и культуры.

Отдавая должное всем организаторам Чтений, тем не менее, берусь утверждать, что ведущая роль все же принадлежит членам жюри: ученым, методистам, учителям – и тем, кто ежегодно принимает участие в организации и работе «Конференции победителей», и тем, кто присоединился к этому процессу впервые. В составе жюри – более ста человек. Совет Ассоциации гимназий благодарен всем за бескорыстное участие.

Задача каждой комиссии, в которую обычно входит от 4-х до 9-ти человек – услышать каждого докладчика, дать советы по усовершенствованию как самого исследования, так и знаний, навыков, необходимых для подобной деятельности в школе и дальше, в вузе, в самостоятельной работе.

И, конечно же, раздав «Сертификаты участника» докладчикам, члены жюри подводят итоги, обобщая все услышанное. Всего было сформировано 19 секций (литература – 6, история – 3, культурология и МХК – 2, обществознание и экономика – 1, комплексный анализ языковых единиц – 1, иностранные языки – 1, биология – 1, химия – 1, физика – 1, математика – 1, информатика – 1).

Во время их работы докладчики обычно слушают выступления и вопросы ровесников из школ разных регионов, вступая в интеллектуальный диалог, спор, слушая другие голоса и мнения в самостоятельно выбранной научной области, сфере культуры, искусства, получая таким образом информацию о собственном уровне подготовки в выбранном направлении, давая оценку – подспудно – себе. Выступающих много: не менее 12-ти докладов на каждой секции. В дискуссии участвуют все: докладчики, члены жюри, присутствующие школьники. По результатам работы секции отбираются кандидаты на главную награду – «Диплом лауреата» и поощрительные «Похвальные отзывы».

Все участники конференции собираются на награждение, которое проводят представители всех групп участников. Спонсором награждения выступал в этом году Институт специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург, ректор – доктор биологических наук, профессор Людмила Михайловна Шипицына). Докладчикам вручались книги об истории Петербурга и из серии «Жизнь замечательных людей», – организаторы конференции уверены, что потенциал многих нынешних участников может дать им шанс, спустя время, самим пополнить эту плеяду.

Большого симпатичного льва, особую награду – Приз научного руководителя – за смелость в выборе темы и верность своей земле – получила восьмиклассница Таисия Молчанова из гимназии № 1, г. Полярные Зори, за выступление на секции истории по теме «Кандалакша через века и годы» (руководитель А.М. Плеханова).

Заметны общие тенденции, которые наблюдаются по мере проведения ежегодных конференций. К сожалению, приходится констатировать, что современные школьники крайне мало увлечены исследованиями в области физики, а так же, как правило, прикладной характер носят работы в области информатики.

Стабильный интерес, глубокие темы, серьезный труд проявились в предметных областях «биология» и «химия», многие темы ориентированы на понимание и решение экологических проблем, что отразилось в награждениях.

«Дипломы лауреатов» получили:

  • Сергей Филимонов, I к., ПУ № 34, Электрогорск, тема «Загадочное болото», в номинации «Глубокое исследование проблемы» (руководитель Т.В. Суркова);

  • Анатолий Баканов, II к., ПУ № 34, Электрогорск, тема «Составление экологического паспорта кабинета», в номинации «Актуальное исследование» (руководитель Т.В. Суркова);

  • Елизавета Барзенкова, 11-й кл., гимназия № 399, Санкт-Петербург, тема «Влияние нитратов на рост и развитие растений и организм человека», в номинации «Оригинальность методов решения задач исследования» (руководитель С.Е. Домбровская).

Появляется все больше тем, отражающих интерес школьников к праву в его исторических и современных аспектах. Одна из интереснейших тем была представлена Дмитрием Пановым, учеником 9-го класса, школы № 136 Нижнего Новгорода: «Судебный процесс над Иисусом Христом с точки зрения древнееврейского права» (руководитель Л.Г. Хрипунов). Докладчик отмечен «Похвальным отзывом».

«Дипломами лауреатов» в номинации «Актуальное исследование» награждены Дмитрий Рогозин и Александр Рябов, ученики 9-го класса школы № 136 Нижнего Новгорода, тема «К вопросу о спорных территориях» (руководитель Л.Г. Хрипунов).

Год от года растет число школьников, выступающих с сообщениями в секциях истории и обществознания, краеведения, культурологии, мировой художественной культуры. Часто это – интегрированные работы.

Так «Похвальным отзывом» отмечены: Евгения Троянова, 11-й кл., гимназия № 524 Санкт-Петербурга  «Самозванчество на Руси и проблема легитимности власти в зеркале Великой Смуты» (руководитель В.И. Биушкин) и Марат Жамалетдинов, 11-й кл., школа № 136 Нижнего Новгорода – «Политика “умиротворения”, или мюнхенская трагедия (70-летию “сделки” посвящается)» (руководитель Л.Г. Хрипунов).

Стоит отметить рост числа участников секций, выбирающих темы, касающиеся истории, культуры своей земли, людей, радеющих за нее, семьи, города, региона, района, а также затрагивающие проблемы идентификации своего поколения в общей культурной среде.

Так, иллюстрацией этой тенденции стали представленные к «Дипломам лауреата» в секциях культурологии, краеведения, МХК темы:

  • «История малой родины – немецкой Гражданки7, моего рода, моей семьи», Вилли Баймлер, 11-й кл., гимназия № 148 Санкт-Петербурга, в номинации «История отчего дома» (руководитель Е.А. Баймлер);

  • «Топонимика Рыбацкого», Петр Фокин, ученик 10-го кл., школа № 348 Санкт-Петербурга, в номинации «Глубина познания в избранной теме» (руководитель С.Е. Смирнова);

  • «Царское Село – исторический центр зарождения детского движения России», Елена Морозова, 11-й кл., гимназия № 406 Санкт-Петербурга, в номинации «Сравнительный исторический подход» (руководитель Г.В. Шкуропатская);

  • «Готика – молодежная субкультура», Екатерина Шитова, 11-й кл., гимназия № 25 Краснодара, в номинации «Толерантность» (руководитель Е.А. Мурая);

  • «Проблемы распространения современных субкультур в среде старшеклассников», Юлия Савицкая, 10-й кл., гимназия № 63 Санкт-Петербурга (руководитель И.В. Прохоренко).

В том же ключе – тема, разработанная десятиклассницами Сибирского лицея из Томска Олесей Барсук и Анастасией Берзиной и заслужившая «Похвальный отзыв» в секции «Экономика; обществознание»: «Экономическое развитие Томской области в связи с особенностями географического положения».

Пальма первенства все годы принадлежит литературе, отечественной и зарубежной. Приятно отметить среди получивших «Диплом лауреата» такие серьезные темы, как:

  • «Эволюция лирики О.Ф. Бергольц в 30–40-е годы ХХ века», Александра Русина, 9-й кл., гимназия № 87 Саратова, в номинации «В помощь учителю» (руководитель С.В. Терехина);

  • «Мотив камня в лирике Анны Ахматовой», Алена Пермякова, 10-й кл., гимназия № 4 Перми, в номинации «Путь к поэтическому слову», (руководитель С.М. Иванова);

  • «Опыт анализа рассказа А.М. Сидоренко “Не ветер бушует над бором”», Анна Белова, 11-й кл., школа № 37 Череповца, в номинации «Оригинальный анализ текста» (руководитель Л.Е. Жукова);

  • «“Худое дело тюрьма, а без нее нельзя”. Попытка исследования», Андрей Платонов, 11-й кл., гимназия № 631 Санкт-Петербурга, в номинации «Новизна решаемой задачи» (руководитель Т.В. Соловьева);

  • «“Цель человека – быть врагом самого себя”. (По повести Ф. Дюрренматта “Зимняя война в Тибете”)», Дмитрий Лисовский, 11-й кл., гимназия № 498 Санкт-Петербурга, в номинации «Оригинальность методов решения задач исследования» (руководитель И.Е. Зорина);

  • «Проблема “двойничества” в романе О.Памука “Белая крепость”», Дарья Романова 11-й кл., гимназия № 70 Санкт-Петербурга, в номинации «Глубокое исследование проблемы» (руководитель О.М. Масленникова);

  • «Типология героев в романах С.Лукьяненко», Максим Малинин, 11-й кл., гимназия № 144 Санкт-Петербурга, в номинации «Оригинальность методов решения задач исследования» (руководитель В.А. Фомина);

  • «“Последняя смерть” Е.А. Баратынского в системе контекстов», Тимур Постоев, 10-й кл., гимназия № 13 Нижнего Новгорода, в номинации «Путь к поэтическому слову» (руководитель М.И. Шутан);

  • «Философские истоки и основы мировосприятия Иосифа Бродского», Мутьев Виктор, 11-й кл., гимназия № 441 Санкт-Петербурга, в номинации «Исследовательский талант»;

  • «Литературная карта Подмосковья», Баранов Александр, Мешков Максим, Филимонов Сергей, I к., ПУ № 34 Электрогорска, в номинации «Оригинальный проект» (руководитель Н.В. Карнизова).

Вот примеры работ, отмеченных «Похвальным отзывом»:

  • «Жанровое своеобразие “Повести о Петре и Февронии Муромских”», Анастасия Татур, 8-й кл., гимназия № 1, г. Полярные Зори (руководитель О.С. Карбиевская);

  • «Система точек зрения в пьесе М.Булгакова “Бег”», Александра Сторожева, 10-й кл., Женская гимназия Череповца (руководитель Е.В. Кокунина).

Особенно приятно отметить – возрастает число тем по литературному краеведению.

Полные списки лауреатов читатель может найти на уже упомянутом сайте, здесь названы лишь некоторые из них8.

С одной стороны, общая гуманитарная направленность большей части докладов радует, но при этом удивляет и настораживает малая доля сообщений в области точных наук.

Интерес учителей-предметников к такому методу работы очевиден: ведь невозможно проводить исследование со школьником в полном отрыве, отдельно от урока. Как правило, эта деятельность является методическим приемом серьезного педагога, образовательного учреждения. Надо обязательно поблагодарить преподавателей – научных руководителей школьных исследовательских работ. Нет сомнения, что для перспективы отечественного школьного образования, этот аспект деятельности учителя – сегодня один из наиболее надежных.

Чувствуется нехватка методической литературы и для педагога, и для ученика как по общим положениям, этапам исследования, так и по конкретным предметным, научным областям. В Петербурге, например, Ассоциация гимназий проводит ежегодный семинар для учителей по каждому школьному предмету, посвященный методике исследовательской работы с учащимися. Опыт накоплен немалый. Есть интересные издания отдельных гимназий по его обобщению и распространению.

Правда, трудно представить, как научные успехи наших учеников будут учитываться на ЕГЭ?

Исследовательскую деятельность в школе легко потерять в условиях нынешней формы сдачи выпускных экзаменов, подмять под нормативы, новые расчасовки в гимназических учебных планах, – избавиться от необходимости сидеть с одним ребенком над экспериментом, художественным или научным текстом, «рыться в хронологической пыли бытописания земли» и заменить это элементарной подготовкой к сдаче тестов. Только на кого мы будем сетовать потом? Да и откуда возьмутся следующие поколения ученых, исследователей, мыслителей, деятелей просвещения, культуры?

В нашей разновозрастной, ориентированной на многие области познания аудитории было одно, общее для всех умение: мыслить, что является естественной формой жизни. Счастливый случай свел вместе большую – более 450 человек находилось в этот день в помещении Второй Санкт-Петербургской гимназии – аудиторию думающих людей разных поколений. Общение друг с другом для многих оказалось важным моментом их интеллектуальной жизни.

«Таинственной стеной» называла Софья Ковалевская самодельные математические обои в детской. Таинственной стеной в прямом, не метафоричном смысле слова для многих и многих школьников, даже выпускников останется область мышления, если в образовательном учреждении у педагогов не было возможности расшевелить воображение, заинтересовать отдельной темой, включить работу интеллекта так, чтобы человек стал думать, размышлять сам…

Как не потерять исследовательскую работу в школе? Думаю, эта тема – общая для многих гимназий, лицеев, и других образовательных учреждений нашей страны. Давайте думать вместе.

Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга приглашает победителей школьных, гимназических, лицейских конференций принять участие в следующих ежегодных чтениях.

___________________

1 Михаил Васильевич Остроградский (1801–1861) – с 1831 г. член Петербургской Академии наук, «автор многочисленных исследований в разнообразных областях математического анализа и его приложений». ( С. 406 цитируемого издания. Комментарии)

2 Александр Николаевич Страннолюбский (1839–1903) – преподаватель математики в общих и специальных учебных заведениях, общественный деятель.

3 Ковалевская С.В. Воспоминания детства/ Воспоминания. Повести – М.: Издательство «Правда», 1986. С.74–75. Глава 5 «Мой дядя Петр Васильевич». Описываемые впечатления относятся приблизительно к 1861 г. С 1851 по 1858 гг. семья живет в Калуге, где служит отец. Деревня – имение Полибино.

4 Говорящая стена (фр.).

5 Каменская М.Ф. Забытая книга – М.: Художественная литература, 1991. С. 47–48.

6 Информационное письмо о Пятых гимназических ученических чтениях неоднократно публиковала газета «Управление школой» в первом семестре прошедшего учебного года.

7 Гражданка - район Гражданского проспекта в Петербурге; Рыбацкое - район Петербурга на правом берегу Невы, ранее целиком занятый деревней «Рыбацкое».

8 Имена, темы исследований, номинации лауреатов и докладчиков, получивших похвальные отзывы, саму программу конференции и информацию о дальнейших планах читатель может найти на сайте Дениса Александровича Порохова, учителя физики лицея № 82: Главная страница: http://school-conference.narod.ru Секции: http://www.school-conference.narod.ru/thesis/works1.html.

Рейтинг@Mail.ru