«Когда мы переезжали на житье в
деревню, весь дом пришлось отделать заново и все
комнаты оклеить новыми обоями. Но так как комнат
было много, то на одну из наших детских комнат
обоев не хватило, а выписывать-то обои
приходилось из Петербурга, это было целой
историей, и для одной комнаты выписывать
решительно не стоило. Все ждали случая, и в
ожидании его эта обиженная комната так и
простояла много лет с одной стеной, оклеенной
простой бумагой. Но, по счастливой случайности,
на эту предварительную оклейку пошли именно
листы литографированных лекций Остроградского 1 о дифференциальном и
интегральном исчислении, приобретенные моим
отцом в его молодости.
Листы эти, испещренные странными,
непонятными формулами, скоро обратили на себя
мое внимание. Я помню, как я в детстве проводила
целые часы перед этой таинственной стеной,
пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти
тот порядок, в котором листы должны бы следовать
друг за другом. От долгого ежедневного
созерцания внешний вид многих формул так и
врезался в моей памяти, да и самый текст оставил
по себе глубокий след в мозгу, хотя в самый
момент прочтения он и остался для меня
непонятным.
Когда, много лет спустя, уже
пятнадцатилетней девочкой, я брала первый урок
дифференциального исчисления у известного
преподавателя математики в Петербурге,
Александра Николаевича Страннолюбского2, он удивился, как скоро я охватила
и усвоила себе понятия о пределе и о производной,
«точно я наперед их знала». Я помню, он именно так
и выразился. И дело, действительно, было в том, что
в ту минуту, когда он объяснял мне эти понятия,
мне вдруг живо припомнилось, что все это стояло
на памятных мне листах Остроградского, и самое
понятие о пределе показалось мне давно знакомым»3.
Этот эпизод в ее жизни, «счастливая
случайность», как назвала его сама
С.В. Ковалевская – толчковый, начало
пробуждения мыслительного процесса,
самостоятельного постижения чего-то ребенком.
Педагоги, умные взрослые стремятся
развивать способность к мышлению даже у
маленьких детей. Об этом мы читаем в
«Воспоминаниях» Марии Федоровны Каменской
(1817–1898), дочери Федора Петровича Толстого
(1783–1873), художника, медальера, вице-президента
Академии Художеств (с 1828 по 1859 гг.). Она
рассказывает о том, как воспитывался ее дядя,
граф Константин Петрович, будучи студентом
Шляхетского Кадетского корпуса в Петербурге,
куда принимали мальчиков с 5-ти лет и выпускали в
17-летнем возрасте офицерами.
Директор этого Корпуса в указанный
период, граф Ангальт, и был таким умным взрослым.
Не случайно Мария Федоровна Каменская называет
его в своих мемуарах «известный умница, тот
самый, который для облегчения маленьким кадетам
будущего их учения придумал расписать каменную
стену вокруг их сада фресками и изобразить на них
известные исторические события, страны света,
географические карты, светила, планеты небесные
все, что впоследствии должно было войти в их
уроки.
Стену эту тогдашние художники
расписали прекрасно, и граф Ангальт назвал ее
«muraille parlante»4. И точно, стена
эта наглядно говорила о многом, так что
мальчуганы, не учась еще серьезно, бегая и играя в
саду, невольно заглядывались на картинки и
приходили в классы уже подготовленными»5.
Для Софьи Ковалевской счастливый
случай сыграл важную роль в формировании способа
мышления, и возможно, в выборе жизненного пути.
Для учеников Кадетского корпуса это –
закономерность, продуманная и предусмотренная
их директором, графом Ангальтом.
Так или иначе, случайно или
закономерно, но в жизни каждого человека
наступает момент, когда он начинает мыслить,
обобщать, пытается делать выводы. Можно
рассчитывать на случай, но надежнее создавать
предпосылки для развития этого разумного и
важного – на всю жизнь человека – процесса.
Сейчас в образовании не все идет по
этому пути. Но те гимназии, школы, лицеи, училища,
кто придерживается именно такой точки зрения,
занимаются со своими учениками – кто давно, с
начала 90-х гг. ХХ в., кто недавно –
исследовательской и проектной деятельностью.
Как любая системная работа по развитию
интеллекта, она приносит свои плоды.
Ежегодные гимназические ученические
чтения, прошедшие в городе на Неве и
организованные Ассоциацией гимназий
Санкт-Петербурга, дают возможность в этом
убедиться.
Под музыку «Гимна великому городу» из
балета Глиэра «Медный всадник» каждый год в мае
открывается «Конференция победителей», или
Ежегодные гимназические ученические чтения. На
этот раз уже Пятые чтения собрали 273
докладчика – школьников-исследователей из
разных городов России, учеников петербургских
школ. Четырежды событие проходило в помещении
известной в северной столице гимназии № 622, Пятые
чтения приняла у себя Вторая Санкт-Петербургская
гимназия.
Докладчики представляли гимназии,
школы, лицеи, училища разных городов РФ6: Образовательные учреждения из
Бежецка, Краснодара, Нижнего Новгорода, Москвы,
Перми, Саратова, Улан-Удэ – список можно
продолжить. Некоторые подали заявки на заочное
участие.
Разумеется, свои работы
продемонстрировали и образовательные
учреждения города на Неве – Академическая
гимназия, Вторая гимназия, гимназии №№ 52, 56, 61 и
т.д.
Готовила конференцию целая команда
педагогов: и преподаватели информатики Второй
Санкт-Петербургской гимназии, и координатор
конференции, учитель литературы этой же гимназии
Елена Леопольдовна Королева. Преподаватель
физики лицея № 82 Денис Александрович Порохов
сделал сайт конференции, куда участники
присылали свои тезисы. Члены жюри знакомились на
нем с работами, авторов которых им предстояло
слушать. Здесь же вывешивались сообщения,
программа конференции. Создавались комиссии
жюри, что согласовывалось с ректорами вузов, НИИ,
СПбАППО, музеями Петербурга, научными
руководителям ОУ.
И получился праздник – молодого
ума, здравого смысла, любознательности, свежих
взглядов на устоявшиеся нормы, на явления науки и
культуры.
Отдавая должное всем организаторам
Чтений, тем не менее, берусь утверждать, что
ведущая роль все же принадлежит членам жюри:
ученым, методистам, учителям – и тем, кто
ежегодно принимает участие в организации и
работе «Конференции победителей», и тем, кто
присоединился к этому процессу впервые. В
составе жюри – более ста человек. Совет
Ассоциации гимназий благодарен всем за
бескорыстное участие.
Задача каждой комиссии, в которую
обычно входит от 4-х до 9-ти человек – услышать
каждого докладчика, дать советы по
усовершенствованию как самого исследования, так
и знаний, навыков, необходимых для подобной
деятельности в школе и дальше, в вузе, в
самостоятельной работе.
И, конечно же, раздав «Сертификаты
участника» докладчикам, члены жюри подводят
итоги, обобщая все услышанное. Всего было
сформировано 19 секций (литература – 6,
история – 3, культурология и МХК – 2,
обществознание и экономика – 1, комплексный
анализ языковых единиц – 1, иностранные
языки – 1, биология – 1, химия – 1,
физика – 1, математика – 1, информатика –
1).
Во время их работы докладчики обычно
слушают выступления и вопросы ровесников из школ
разных регионов, вступая в интеллектуальный
диалог, спор, слушая другие голоса и мнения в
самостоятельно выбранной научной области, сфере
культуры, искусства, получая таким образом
информацию о собственном уровне подготовки в
выбранном направлении, давая оценку –
подспудно – себе. Выступающих много: не менее
12-ти докладов на каждой секции. В дискуссии
участвуют все: докладчики, члены жюри,
присутствующие школьники. По результатам работы
секции отбираются кандидаты на главную
награду – «Диплом лауреата» и поощрительные
«Похвальные отзывы».
Все участники конференции собираются
на награждение, которое проводят представители
всех групп участников. Спонсором награждения
выступал в этом году Институт специальной педагогики
и психологии (Санкт-Петербург, ректор –
доктор биологических наук, профессор Людмила
Михайловна Шипицына). Докладчикам вручались
книги об истории Петербурга и из серии «Жизнь
замечательных людей», – организаторы
конференции уверены, что потенциал многих
нынешних участников может дать им шанс, спустя
время, самим пополнить эту плеяду.
Большого симпатичного льва, особую
награду – Приз научного руководителя –
за смелость в выборе темы и верность своей
земле – получила восьмиклассница Таисия
Молчанова из гимназии № 1, г. Полярные Зори,
за выступление на секции истории по теме «Кандалакша
через века и годы» (руководитель А.М. Плеханова).
Заметны общие тенденции, которые
наблюдаются по мере проведения ежегодных
конференций. К сожалению, приходится
констатировать, что современные школьники
крайне мало увлечены исследованиями в области
физики, а так же, как правило, прикладной характер
носят работы в области информатики.
Стабильный интерес, глубокие темы,
серьезный труд проявились в предметных областях
«биология» и «химия», многие темы ориентированы
на понимание и решение экологических проблем,
что отразилось в награждениях.
«Дипломы лауреатов» получили:
Сергей Филимонов, I к., ПУ
№ 34, Электрогорск, тема «Загадочное
болото», в номинации «Глубокое исследование
проблемы» (руководитель Т.В. Суркова);
Анатолий Баканов, II к., ПУ
№ 34, Электрогорск, тема «Составление
экологического паспорта кабинета», в
номинации «Актуальное исследование» (руководитель
Т.В. Суркова);
Елизавета Барзенкова, 11-й
кл., гимназия № 399, Санкт-Петербург, тема
«Влияние нитратов на рост и развитие растений и
организм человека», в номинации «Оригинальность
методов решения задач исследования»
(руководитель С.Е. Домбровская).
Появляется все больше тем, отражающих
интерес школьников к праву в его исторических и
современных аспектах. Одна из интереснейших тем
была представлена Дмитрием Пановым, учеником
9-го класса, школы № 136 Нижнего Новгорода:
«Судебный процесс над Иисусом Христом с точки
зрения древнееврейского права» (руководитель
Л.Г. Хрипунов). Докладчик отмечен
«Похвальным отзывом».
«Дипломами лауреатов» в номинации
«Актуальное исследование» награждены Дмитрий
Рогозин и Александр Рябов, ученики
9-го класса школы № 136 Нижнего Новгорода,
тема «К вопросу о спорных территориях»
(руководитель Л.Г. Хрипунов).
Год от года растет число школьников,
выступающих с сообщениями в секциях истории и
обществознания, краеведения, культурологии,
мировой художественной культуры. Часто это –
интегрированные работы.
Так «Похвальным отзывом» отмечены: Евгения
Троянова, 11-й кл., гимназия № 524 Санкт-Петербурга –
«Самозванчество на Руси и проблема легитимности
власти в зеркале Великой Смуты» (руководитель
В.И. Биушкин) и Марат Жамалетдинов, 11-й
кл., школа № 136 Нижнего Новгорода – «Политика
“умиротворения”, или мюнхенская трагедия
(70-летию “сделки” посвящается)» (руководитель
Л.Г. Хрипунов).
Стоит отметить рост числа участников
секций, выбирающих темы, касающиеся истории,
культуры своей земли, людей, радеющих за нее,
семьи, города, региона, района, а также
затрагивающие проблемы идентификации своего
поколения в общей культурной среде.
Так, иллюстрацией этой тенденции стали
представленные к «Дипломам лауреата» в секциях
культурологии, краеведения, МХК темы:
«История малой родины – немецкой
Гражданки7, моего рода, моей
семьи», Вилли Баймлер, 11-й кл.,
гимназия № 148 Санкт-Петербурга, в номинации
«История отчего дома» (руководитель
Е.А. Баймлер);
«Топонимика Рыбацкого», Петр
Фокин, ученик 10-го кл., школа № 348
Санкт-Петербурга, в номинации «Глубина познания
в избранной теме» (руководитель С.Е. Смирнова);
«Царское Село – исторический
центр зарождения детского движения России», Елена
Морозова, 11-й кл., гимназия № 406
Санкт-Петербурга, в номинации «Сравнительный
исторический подход» (руководитель
Г.В. Шкуропатская);
«Готика – молодежная
субкультура», Екатерина Шитова, 11-й
кл., гимназия № 25 Краснодара, в номинации
«Толерантность» (руководитель Е.А. Мурая);
«Проблемы распространения
современных субкультур в среде
старшеклассников», Юлия Савицкая,
10-й кл., гимназия № 63 Санкт-Петербурга
(руководитель И.В. Прохоренко).
В том же ключе – тема, разработанная
десятиклассницами Сибирского лицея из
Томска Олесей Барсук и Анастасией
Берзиной и заслужившая «Похвальный отзыв» в
секции «Экономика; обществознание»: «Экономическое
развитие Томской области в связи с особенностями
географического положения».
Пальма первенства все годы
принадлежит литературе, отечественной и
зарубежной. Приятно отметить среди получивших
«Диплом лауреата» такие серьезные темы, как:
«Эволюция лирики О.Ф. Бергольц в
30–40-е годы ХХ века», Александра Русина, 9-й
кл., гимназия № 87 Саратова, в номинации «В
помощь учителю» (руководитель С.В. Терехина);
«Мотив камня в лирике Анны
Ахматовой», Алена Пермякова, 10-й
кл., гимназия № 4 Перми, в номинации «Путь к
поэтическому слову», (руководитель
С.М. Иванова);
«Опыт анализа рассказа
А.М. Сидоренко “Не ветер бушует над бором”», Анна
Белова, 11-й кл., школа № 37 Череповца,
в номинации «Оригинальный анализ текста»
(руководитель Л.Е. Жукова);
«“Худое дело тюрьма, а без нее
нельзя”. Попытка исследования», Андрей
Платонов, 11-й кл., гимназия № 631
Санкт-Петербурга, в номинации «Новизна решаемой
задачи» (руководитель Т.В. Соловьева);
«“Цель человека – быть врагом
самого себя”. (По повести Ф. Дюрренматта
“Зимняя война в Тибете”)», Дмитрий Лисовский,
11-й кл., гимназия № 498 Санкт-Петербурга, в
номинации «Оригинальность методов решения задач
исследования» (руководитель И.Е. Зорина);
«Проблема “двойничества” в романе
О.Памука “Белая крепость”», Дарья Романова
11-й кл., гимназия № 70 Санкт-Петербурга, в
номинации «Глубокое исследование проблемы»
(руководитель О.М. Масленникова);
«Типология героев в романах
С.Лукьяненко», Максим Малинин, 11-й кл.,
гимназия № 144 Санкт-Петербурга, в номинации
«Оригинальность методов решения задач
исследования» (руководитель В.А. Фомина);
«“Последняя смерть”
Е.А. Баратынского в системе контекстов», Тимур
Постоев, 10-й кл., гимназия № 13 Нижнего
Новгорода, в номинации «Путь к поэтическому
слову» (руководитель М.И. Шутан);
«Философские истоки и основы
мировосприятия Иосифа Бродского», Мутьев
Виктор, 11-й кл., гимназия № 441
Санкт-Петербурга, в номинации
«Исследовательский талант»;
«Литературная карта Подмосковья», Баранов
Александр, Мешков Максим, Филимонов Сергей, I к.,
ПУ № 34 Электрогорска, в номинации
«Оригинальный проект» (руководитель
Н.В. Карнизова).
Вот примеры работ, отмеченных
«Похвальным отзывом»:
«Жанровое своеобразие “Повести о
Петре и Февронии Муромских”», Анастасия
Татур, 8-й кл., гимназия № 1, г. Полярные
Зори (руководитель О.С. Карбиевская);
«Система точек зрения в пьесе
М.Булгакова “Бег”», Александра Сторожева,
10-й кл., Женская гимназия Череповца
(руководитель Е.В. Кокунина).
Особенно приятно отметить –
возрастает число тем по литературному
краеведению.
Полные списки лауреатов читатель
может найти на уже упомянутом сайте, здесь
названы лишь некоторые из них8.
С одной стороны, общая гуманитарная
направленность большей части докладов радует, но
при этом удивляет и настораживает малая доля
сообщений в области точных наук.
Интерес учителей-предметников к
такому методу работы очевиден: ведь невозможно
проводить исследование со школьником в полном
отрыве, отдельно от урока. Как правило, эта
деятельность является методическим приемом
серьезного педагога, образовательного
учреждения. Надо обязательно поблагодарить
преподавателей – научных руководителей
школьных исследовательских работ. Нет сомнения,
что для перспективы отечественного школьного
образования, этот аспект деятельности
учителя – сегодня один из наиболее надежных.
Чувствуется нехватка методической
литературы и для педагога, и для ученика как по
общим положениям, этапам исследования, так и по
конкретным предметным, научным областям. В
Петербурге, например, Ассоциация гимназий
проводит ежегодный семинар для учителей по
каждому школьному предмету, посвященный
методике исследовательской работы с учащимися.
Опыт накоплен немалый. Есть интересные издания
отдельных гимназий по его обобщению и
распространению.
Правда, трудно представить, как
научные успехи наших учеников будут учитываться
на ЕГЭ?
Исследовательскую деятельность в
школе легко потерять в условиях нынешней формы
сдачи выпускных экзаменов, подмять под
нормативы, новые расчасовки в гимназических
учебных планах, – избавиться от необходимости
сидеть с одним ребенком над экспериментом,
художественным или научным текстом, «рыться в
хронологической пыли бытописания земли» и
заменить это элементарной подготовкой к сдаче
тестов. Только на кого мы будем сетовать потом? Да
и откуда возьмутся следующие поколения ученых,
исследователей, мыслителей, деятелей
просвещения, культуры?
В нашей разновозрастной,
ориентированной на многие области познания
аудитории было одно, общее для всех умение:
мыслить, что является естественной формой жизни.
Счастливый случай свел вместе большую – более
450 человек находилось в этот день в помещении
Второй Санкт-Петербургской гимназии –
аудиторию думающих людей разных поколений.
Общение друг с другом для многих оказалось
важным моментом их интеллектуальной жизни.
«Таинственной стеной» называла Софья
Ковалевская самодельные математические обои в
детской. Таинственной стеной в прямом, не
метафоричном смысле слова для многих и многих
школьников, даже выпускников останется область
мышления, если в образовательном учреждении у
педагогов не было возможности расшевелить
воображение, заинтересовать отдельной темой,
включить работу интеллекта так, чтобы человек
стал думать, размышлять сам…
Как не потерять исследовательскую
работу в школе? Думаю, эта тема – общая для
многих гимназий, лицеев, и других
образовательных учреждений нашей страны.
Давайте думать вместе.
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга
приглашает победителей школьных, гимназических,
лицейских конференций принять участие в
следующих ежегодных чтениях.
___________________
1 Михаил
Васильевич Остроградский (1801–1861) – с 1831 г.
член Петербургской Академии наук, «автор
многочисленных исследований в разнообразных
областях математического анализа и его
приложений». ( С. 406 цитируемого издания.
Комментарии)
2 Александр
Николаевич Страннолюбский (1839–1903) –
преподаватель математики в общих и специальных
учебных заведениях, общественный деятель.
3 Ковалевская С.В.
Воспоминания детства/ Воспоминания. Повести – М.:
Издательство «Правда», 1986. С.74–75. Глава 5 «Мой
дядя Петр Васильевич». Описываемые впечатления
относятся приблизительно к 1861 г. С 1851 по 1858 гг.
семья живет в Калуге, где служит отец. Деревня –
имение Полибино.
4 Говорящая стена
(фр.).
5 Каменская М.Ф.
Забытая книга – М.: Художественная литература,
1991. С. 47–48.
6 Информационное
письмо о Пятых гимназических ученических
чтениях неоднократно публиковала газета
«Управление школой» в первом семестре
прошедшего учебного года.
7 Гражданка -
район Гражданского проспекта в Петербурге;
Рыбацкое - район Петербурга на правом берегу
Невы, ранее целиком занятый деревней «Рыбацкое».
8 Имена, темы
исследований, номинации лауреатов и докладчиков,
получивших похвальные отзывы, саму программу
конференции и информацию о дальнейших планах
читатель может найти на сайте Дениса
Александровича Порохова, учителя физики лицея
№ 82: Главная страница: http://school-conference.narod.ru
Секции: http://www.school-conference.narod.ru/thesis/works1.html.
|