Палома ПЕТРЕСКУ
Приступая к реформе национального
школьного образования в Румынии, мы желали
приблизить его к европейским стандартам и
сделать более доступным для наших выпускников
рынок рабочей силы Европы. В основе
преобразований лежат четыре принципа:
справедливость, равенство (или – всеобщая
доступность обучения в школе), эффективность и
сотрудничество.
Два года назад у нас в стране был
принят закон о качестве школьного образования.
Мы приступили к децентрализации, возлагая
большую часть ответственности на ОУ.
В числе первоочередных задач были
такие: создание свободной, творческой атмосферы
в каждом классе, постоянный диалог учителя с
учащимся, вовлечение детей в жизнь
образовательного учреждения с тем, чтобы они
стали полноценными партнерами всех происходящих
в нем событий.
Разработка новой учебной
программы – еще один важный аспект нашей
реформы. Определяя его границы, мы старались
постоянно придерживаться простой идеи: внимания
в школе заслуживает каждый ребенок и наша
задача – выявить самое лучшее во всех
учениках, дав всем равные шансы и учитывая при
этом разные возможности.
В результате у нас получилась
структура учебного плана, состоящая из трех
уровней:
Стратегическая программа
разрабатывается на уровне министерства, носит
обязательный характер и фокусируется на
основных компетенциях, навыках и умениях.
Дифференцированная учебная
программа является обязательной, но зависит от
специализации и профиля ОУ. Это пространство, в
котором школы могут делать самостоятельный
выбор между тем или иным набором дисциплин.
Школьная программа разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно.
Этот внутришкольный документ учитывает интересы
каждого ученика и особенности той местности, в
которой расположено ОУ.
Участие в европейских сетевых
проектах – еще одна важная составляющая
реформирования образования. Очевидно, что все
большую значимость приобретает партнерство
между школами и совершенствование методических
пособий на основе опыта наиболее успешных из них.
Это означает мобильность учащихся, учителей и
управленческих команд ОУ. А это в свою
очередь – отличный стимул к изучению
иностранного языка.
Теперь несколько слов о специфике
нашей страны. Известно, что на территории Румынии
проживает большое количество этнических
меньшинств – цыган, венгров, немцев и т.д. Одна
из наших задач – предоставить всем им
возможность учиться и сдавать экзамены на своем
родном языке.
Для этого действует специальная
государственная программа. Большое внимание в
ней уделено учащимся цыганского происхождения,
чей уровень образования зачастую крайне низок.
Повысить его – не только в их интересах, но и в
наших.
Поэтому мы составили программу на
2005–2009 гг., в рамках которой появилось несколько
проектов, ориентированных на вовлечение цыган в
жизнь страны, на десегрегацию и равенство.
В процессе реформирования образования
мы также обратили особое внимание на учащихся с
особыми нуждами и придумали для них несколько
специальных программ. Сейчас мы стараемся
принимать таких ребят в обычные школы, создавая
для этого все возможные условия и отсеивая лишь
тех, у кого по-настоящему серьезные физические
недостатки и болезни.
Интеграция детей с особыми нуждами в
полноценные детские коллективы благоприятно
влияет как на их собственное развитие, так и на
здоровых сверстников. Нам кажется, что этой
проблеме нужно уделять как можно больше
внимания.
Еще один проект, реализуемый в рамках
реформы образования, называется «Второй шанс».
Он осуществляется на начальной и первой ступени
общего образования. Его цель – исключить
маргинализацию и социальное отчуждение
некоторых представителей нашего общества. Речь
идет о людях, которые не получили обязательного
общего образования.
Чтобы повысить в целом посещаемость
школ, правительство также предприняло ряд мер.
Прежде всего, это доставка детей до места учебы,
снабжение образовательных учреждений
достаточным количеством канцелярских товаров,
раздача бесплатных учебников, обеспечение
бесплатным питанием.
Следующая составляющая реформы –
проект «Европа-2000». Он посвящен информатизации
школ. В его рамках мы передаем ОУ компьютеры
частично за счет правительственных,
частично – за счет родительских средств.
Ппродвигаясь по пути реформирования
образования, мы все больше понимаем, насколько
важна в этих мероприятиях роль директора школы.
В его задачу входит не только реальное
исполнение на практике тех принципов, о которых
говорилось выше, но и координация деятельности
своей команды в соответствии с ними. А еще он
непременно должен быть миротворцем, поскольку
любые изменения часто приводят к различного рода
конфликтам. Сгладить все острые углы – задача
руководителя.
Образно говоря, директор – это
сердце школы. Каждый день ему необходимы те
инструменты, которые помогают грамотно
управлять, планировать свою деятельность,
оказывать учителям всяческую поддержку, а не
только их контролировать.
Сейчас мы все больше внимания уделяем
специальным программам обучения директоров
школ, стараемся активнее вовлекать их в работу по
реформированию системы образования. У нас есть
сеть экспертов, состоящая из успешных
руководителей ОУ. Они не только предлагают
инновационные методики, но и постоянно проводят
диагностический анализ системы, чтобы точно
знать, что конкретно нуждается в изменениях.
А
между тем…
|
В Польше в конце учебного года
состоялась самая крупномасштабная за последние
годы забастовка школьных педагогов. В ней
приняли участие около 90 процентов учителей.
Требования польских педагогов в этом году
остались такими же, как и в прошлом, – повышение
заработной платы на 50 процентов до 2010 года,
сохранение существующих ныне привилегий. Речь
идет о возможности досрочного выхода на пенсию и
сохранении так называемой «Карты учителя».
Последняя содержит запись о 18-ти часовой
недельной ставке учителя. Сейчас ставку
предлагают увеличить до 27-и часов в неделю.
Стоит отметить, что самая низкая зарплата
учителей в Европе сегодня именно в Польше. А
самыми высокими доходами могут похвастаться
педагоги Люксембурга – в год они зарабатывают
около 80 тысяч долларов. Их польские коллеги
получают в 8 раз меньше. Их доходы можно сравнить
лишь с зарплатами венгерских педагогов, но и там
они в полтора раза выше.
Израильский Кнессет принял в
предварительном чтении новый законопроект. В
соответствии с ним, к светскому и религиозному
образованию прибавится третий путь обучения.
Речь идет о государственном образовании с
религиозным уклоном.
Эту инициативу поддержали 38 депутатов Кнессета.
По замыслу авторов нового закона, в школах будут
преподаваться обычные предметы, но наряду с ними
будет вестись более серьезное изучение
предметов, касающихся еврейской традиции и
истории.
При этом законопроект позволит администрации
любой школы оставить за собой право выбора пути.
Власти китайской столицы запретили
пекинским школам на время проведения летней
Олимпиады хранить в своих лабораториях любые
химические вещества.
Согласно распоряжению запасы реагентов,
используемых для школьных опытов, должны быть
полностью израсходованы к концу июля, чтобы в
августе, когда начнутся Олимпийские игры, не
осталось никаких потенциально опасных
субстанций.
Инициатива китайских властей подтверждает то,
что Пекин на время Олимпиады не желает оставлять
ничего на волю случая.
Возможно, что дополнительные ограничения на
время Олимпиады будут введены не только для
китайских школьников, но и для взрослых граждан.
По материалам сайтов 5ballov.ru,
mignews.com, news.bbc.co.uk. |
|